Нетипичные ветви власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время любое государство мира стремиться стать правовым и демократическим. В связи с этим актуально встает вопрос о принципе разделении государственной власти на классическую триаду: законодательную, исполнительную и судебную власти. Этот обязательный принцип современного государства лишает возможности узурпации всей власти в руках одного человека или группы лиц.

Содержание работы

Глава 1. Разделение властей. 4
1.1. Возникновение и развитие идеи разделения властей. 4
1.2. Разделение властей по Конституции РФ 1993 г. 6
Глава 2. Президент в системе разделения властей. 7
2.1. Президент в системе исполнительной власти. 7
2.2. Президентская власть, как четвертая ветвь государственной власти. 10
Глава 3. Прокуратура в системе разделения властей. 15
3.1. Прокуратура в зарубежных странах. 15
3.2. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации. 17
3.3. Соотношение прокуратуры с законодательной властью 18
3.4. Соотношение прокуратуры с исполнительной властью. 19
3.5. Соотношение прокуратуры с судебной властью. 20

Содержимое работы - 1 файл

окончательный вариант курсовой по ТГП.doc

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)

Академии Генеральной прокуратуры РФ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Студент 1 курса, группа 103

Проверил: к.ю.н, доцент кафедры,

Дата проверки ________________

О Г Л А В Л Е Н И Е

Глава 1. Разделение властей. 4

1.1. Возникновение и развитие идеи разделения властей. 4

1.2. Разделение властей по Конституции РФ 1993 г. 6

Глава 2. Президент в системе разделения властей. 7

2.1. Президент в системе исполнительной власти. 7

2.2. Президентская власть, как четвертая ветвь государственной власти. 10

Глава 3. Прокуратура в системе разделения властей. 15

3.1. Прокуратура в зарубежных странах. 15

3.2. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации. 17

3.3. Соотношение прокуратуры с законодательной властью 18

3.4. Соотношение прокуратуры с исполнительной властью. 19

3.5. Соотношение прокуратуры с судебной властью. 20

Список литературы 24
Введение

В настоящее время любое государство мира стремиться стать правовым и демократическим. В связи с этим актуально встает вопрос о принципе разделении государственной власти на классическую триаду: законодательную, исполнительную и судебную власти. Этот обязательный принцип современного государства лишает возможности узурпации всей власти в руках одного человека или группы лиц.

Естественно, теория разделения государственной власти получила свое применение и в России. Но постепенно появились органы, положение которых в государственном механизме сложно определить, эти органы сложно отнести к какой-нибудь ветви власти.

В данной работе речь пойдет о Прокуратуре РФ и Президенте РФ. На сегодняшний день важность вопроса их положения стоит очень остро. Цель данной работы заключается в поиске путей решения данной проблемы и их систематизации.

Учитывая давность существования рассматриваемых правовых институтов, следует отметить правоведов, которые уже занимались этим вопросом, и чьи труды я буду использовать в данной работе.

Исследованием проблемы института президентства занимались Л.А. Окуньков, В.И. Радченко, В.Н. Суворов, М.В. Баглай, В.Е. Чиркин и др.

По проблематике положения Прокуратуры в системе государственных органов широко известны работы В.П. Беляева, Ю.Я. Чайки, И.В. Велиева, И.П. Виноградова, В. Кудрявцева и др.

В своей работе я часто буду обращаться к правовой базе Российской Федерации.

Глава 1. Разделение властей.

1.1. Возникновение и развитие идеи разделения властей.

Государственная власть по своей природе едина и дробиться на части не может. У нее единый источник – общность, класс или народ. А вот осуществляться государственная власть может по-разному. Единая, она имеет несколько направлений, или ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.

Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредотачивалась в руках одного органа или лица, обычно монарха.

У власти, организованно осуществляемой единым органом или лицом, есть ряд достоинств. Во-первых, она обеспечивает оперативность решения любых вопросов. Во-вторых, исключает возможность перелагать вину и ответственность за просчеты и ошибки на других. В-третьих, освобождает от необходимости вести борьбу с другими за первенство и объем властных полномочий.

И все же, несмотря на наличие этих достоинств, принцип сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках имеет серьезные недостатки. Все дело в том, что всевластные органы способны выйти из-под контроля источника власти – класса или народа, и в этом случае открывается простор не только для злоупотребления властью, но и для функционирования диктаторских и тиранических режимов. Власть обычно портит людей, а бесконтрольная власть портит их вдвойне. И не случайно идея разделения властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжение многих веков. В зачатом состоянии эта идея уже присутствовала во взглядах древнегреческих философов Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и Полибия (ок. 200-ок. 120 гг. до н.э.).В более близкие нам времена мысли о разделении властей высказывали Джон Локк и Жан-Жак Руссо.

Таким образом, разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

Принцип разделения властей, предполагающий взаимодействие государственных органов и их ограничение друг друга, предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.

Элементами этой системы являются: срочность полномочий государственных органов и должностных лиц различных уровней, право президентского вето на законопроекты, право роспуска парламента президентом, вотум недоверия правительству со стороны парламента, независимость судей и т.д. Набор элементов в разных странах может быть различным.

В конце XIX – начале XX вв.проблема разделения властей приобрела особую актуальность в связи с отчетливо себя проявившей тенденцией к усилению роли государства.

Современные западные государствоведы рассматривают принцип разделения властей как непременный компонент демократии[2].

1.2. Разделение властей по Конституции РФ 1993 г.

Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, а в субъектах Федерации – свои законодательные органы государственной власти.

Судебную власть осуществляют суды – на федеральном уровне Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а в субъектах Федерации – суды общей юрисдикции, арбитражные суды, а также конституционные (в республиках), уставные (в краях и областях, в автономной области, автономных округах) суды, мировые судьи.

Исполнительную власть осуществляет на федеральном уровне Правительство РФ, а в субъектах Федерации – президенты (в республиках), губернаторы (главы администрации) и правительства субъектов Федерации.

Глава 2. Президент в системе разделения властей.

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа[3].

2.1. Президент в системе исполнительной власти.

Дискуссия о месте Президента РФ в системе разделения властей выявила два основных подхода. Сторонники первого считают незыблемой классическую триаду властей: законодательную, исполнительную, судебную. Они безоговорочно относят Президента РФ к исполнительной власти. Сторонники второго подхода считают, что выделение трех ветвей власти не в полной мере отражает реалии современности и в связи с этим выделяют новую, самостоятельную ветвь власти – президентскую власть[4].

Представители первого подхода признают, что функции главы государства в демократическом правовом государстве соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование),но все же не относят его основные функции и полномочия к законодательной или судебной.

К такому же выводу пришел доктор юридических наук В.Н. Суворов. Он считает, что есть конституционные основания для вывода, что не Правительство РФ, а Президент РФ выступает фактическим главой исполнительной власти, ее верховным руководителем[6].

В.Н. Суворов прав, когда говорит, что наиболее существенной, показательной характеристикой взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ являются формы и степень воздействия главы государства на само содержание деятельности правительства, на его решения. Основные модели института президентства, соответствующие варианты взаимоотношений главы государства с правительством различаются именно тем, правомочен ли он осуществлять руководство правительством, исполнительной властью, и в каком объеме он вправе это делать.

При этом его решения в этой области, несомненно, обладают более высокой юридической силой, чем правительственные. Эти органы прямо подчинены главе государства, и совершенно очевидно, что он вправе руководить и деятельностью Правительства в этой области[8].

В ст. 11 Конституции РФ Президент РФ назван в числе органов, осуществляющих государственную власть, а в ст. 10 устанавливает, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно этой же статье, органы этих ветвей власти самостоятельны.

Из этих конституционных норм следует, что если Президент РФ реализует государственную власть, то он с неизбежностью должен принадлежать к одной из трех ветвей власти. Существование иных ветвей государственной власти, органов, относящихся к ним, ст. 10 Конституции РФ не допускает.

Не может государственный орган, должностное лицо обладать полномочиями сразу двух или трех ветвей власти, поскольку это противоречило бы этой же конституционной статье.

Из ст. 10 Конституции России также следует, что если считать, что Правительство РФ возглавляет исполнительную власть, а Президент РФ к ней не относится, то он не может иметь полномочий по руководству органами исполнительной власти, принимать обязательные для исполнительной власти решения.

В современном государственном управлении участвуют такие органы государственной власти, которые не могут быть отнесены к классической триаде ветвей органов государственной власти. Это такие государственные органы как прокуратура; следственные подразделения, занимающие самостоятельное место в системе правоохранительных органов, обеспечивающих правосудие по уголовным делам; контрольно-счетные органы (органы внешнего финансового контроля); избирательные органы; омбудсман и т.п. Такие органы государственной власти образуют нетипичные ветви государственной власти, т.к. представляют собой специализированную и однородную систему в механизме государства, осуществляющую свои функции в особых специфических формах через установленные в законе процедуры с целью повышения эффективности государственного управления.

Нетипичные органы государственной власти в Российской Федерации:

1) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

2) Следственный комитет Российской Федерации - является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства;

3) Счетная палата Российской Федерации - является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему;

4) Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации - являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля и образуются соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) избирательные комиссии (комиссии референдумов, комиссии по отзыву выборных должностных лиц) - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов (референдумов, голосований по отзыву);

6) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – должность, учреждаемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

7) Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (должность, которая в соответствии с конституцией (уставом) и (или) законом может учреждаться в соответствующем субъекте Российской Федерации).

Правоохранительные органы в механизме государства

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную систему органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, либо когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановит нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, окружающую природную среду и т. д.

Общие признаки государственных правоохранительных органов в Российской Федерации:

1) они входят в структуру соответствующих федеральных органов исполнительной власти (например, ОВД и внутренние войска входят в МВД РФ, таможенные органы в Федеральную таможенную службу и т. д.) (за исключением Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации);

2) эти органы в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на борьбу с преступностью и другими правонарушениями. Эта деятельность осуществляется посредством различных предусмотренных законом форм: в виде оперативно-розыскной деятельности (ОРД), предварительного расследования уголовных дел, исполнения судебных решений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны основ конституционного строя и общественной безопасности. Каждый из названных органов осуществляет хотя бы один из указанных видов правоохранительной деятельности, либо несколько видов, либо большинство из них. Так, федеральные органы правительственной связи и информации осуществляют только ОРД, органы Пограничной службы и таможенные органы являются органами, осуществляющими ОРД и органами дознания. Большинство указанных видов правоохранительной деятельности осуществляют ОВД и органы ФСБ;

3) эти органы являются военизированными и вооруженными. Их военизированность заключается в том, что в них предусмотрены особые виды государственной службы (специальная или военная). Для сотрудников этих органов устанавливаются особый порядок прохождения службы, специальные или воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений, основанный на единоначалии и строгой субординации. Служебные отношения сотрудников с соответствующими органами регулируются не трудовым, а специальным административным законодательством. Вооруженность данных органов предполагает применение ими в процессе своей деятельности оружия и специальных средств.

Система государственных правоохранительных органов в Российской Федерации:

1) Прокуратура Российской Федерации;

2) Следственный комитет Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации (включая полицию и внутренние войска);

4) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (например, в части деятельности Федеральной противопожарной службы);

5) Федеральная служба исполнения наказаний;

6) Федеральная служба судебных приставов;

7) Служба внешней разведки Российской Федерации;

8) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (включая пограничные войска);

9) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

· Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

· Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ(де юре является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

· Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

· другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.


Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

· Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

· Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ(де юре является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

· Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;




· другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.


Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако федеральными законами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет.

Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы:

1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным законам;

2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полномочий;

3) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей. Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномочия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения их к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим порядок составления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрисдикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ.

Особое место в системе органов правосудия занимает Конституционный Суд РФ, осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Для выполнения возложенных задач Конституционный Суд РФ обладает следующими полномочиями:

1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Аналогичные заключения Конституционный Суд РФ дает и относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соответствии Конституции РФ договоров, заключаемых органами

государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ.

Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституционных законов и иных нормативно-правовых актов. В процессе рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают объединения граждан, суды и иные органы и лица, указанные в конституционном федеральном законе.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ наделен правом толкования положений Конституции РФ. Акты толкования являются обязательными для всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Законы, иные нормативно-правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом РФ, а международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Это такие органы, которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных классических ветвей.

Глава государства ( организационная власть- назначает министров, судей)

Надзорная власть - выявляет нарушения, но не вмешивается в дела поднадзорной.( не путать с контролирующим- должен вмешиваться в деятельность подконтрольного) . Органы прокуратуры, налоговая инспекция, правоохранительные органы.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Фе­дерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокура­туры определяются федеральным законом.

Концепция функционального разделения властей: государственная власть делится на законодательные (занимаются законодательством, а также выполняют представительные функции), исполнительные (применяют право к конкретным отношениям, осуществляют управленческие функции) и судебные (занимаются разрешением споров; независимы от других ветвей власти) полномочия. Однако есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти.

Президент в государствах с республиканской формой правления - глава государства и исполнительной власти или только государства. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики. Президент РФ, например, согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 80) - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в целом независим от других органов государственной власти, парламентские и судебные сдержки и противовесы, а тем более контроль, существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти.

Прокуратура - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В одних странах прокуратура является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Cогласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны)

Читайте также: