Непотопляемость судна это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Непотопляемостью называется способность поврежденного судна сохранять плавучесть и остойчивость, а в ограниченной степени - и другие мореходные качества при затоплении одного или нескольких отсеков.

Большой вклад в развитие учения о непотопляемости кораблей внесли российский адмирал С.О. Макаров, академик А.Н. Крылов и др.

Непотопляемость очень важна с точки зрения безопасности судна, его экипажа и груза при возможных авариях. Она обеспечивается следующими факторами:

1) расстановкой достаточного количества водонепроницаемых поперечных переборок, подразделяющих корпус на изолированные отсеки;

2) назначением каждому судну определенной высоты надводного борта, что гарантирует необходимый запас плавучести, расходуемый при поступлении воды в затопленный отсек;

3) устройством двойного (редко - тройного) дна, а иногда и двойных бортов, что уменьшает количество влившейся воды при неглубоких пробоинах;

4) устройством специальных переточных каналов (например, балластных трубопроводов), позволяющих избежать несимметричного затопления и возникновения опасного крена.

Расчеты непотопляемости и требования к ней у боевых кораблей и подводных лодок (ПЛ) отличаются некоторой спецификой. У надводных кораблей затопление отсеков может быть связано не с аварией, а с боевыми повреждениями, которые, в принципе, считаются нормой. Размеры повреждений могут быть больше, чем у гражданского судна. Более того, выполняются расчеты и для судна с оторванной оконечностью. У ПЛ различают надводную и подводную непотопляемость. Под водой ПЛ имеет нулевую плавучесть, так что она может всплыть, только продув некоторые цистерны главного балласта (ЦГБ), для чего нужно иметь запас сжатого воздуха (или другого средства, обеспечивающего удаление воды из ЦГБ).

Гибель судна при получении пробоины может происходить от разных причин, основными из которых являются потеря плавучести и остойчивости. Затопление от потери плавучести происходит постепенно, обычно в течение нескольких часов. За это время можно принять некоторые меры по борьбе за живучесть, спасти людей с помощью шлюпок. При потере остойчивости судно может опрокинуться практически мгновенно - в течение нескольких секунд или минут, за которые не успеют даже подать сигнал бедствия. Поэтому обеспечению аварийной остойчивости придается большое значение. Считается, что судно должно тонуть, не опрокидываясь.

Расчеты непотопляемости ведутся одним из двух методов: приема груза, когда вода, влившаяся внутрь корпуса, рассматривается как принятый груз, и постоянного водоизмещения, когда объем затопленного отсека и площадь ватерлинии в нем исключаются из соответствующих характеристик судна. Выбор метода практически определяется категорией затопленного отсека (сообщается он с забортной водой или нет, имеется ли в нем свободная поверхность).




Безопасность судна при аварии зависит не только от конструктивных мер, принятых при проектировании. Не менее важны организационно-технические мероприятия, которые должны проводиться на судне. Они включают систематическую учебу личного состава, содержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий, периодическую проверку герметичности водонепроницаемых отсеков, строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, поддержание в работоспособном состоянии всех средств борьбы за живучесть.

Непотопляемостью называется способность поврежденного судна сохранять плавучесть и остойчивость, а в ограниченной степени - и другие мореходные качества при затоплении одного или нескольких отсеков.

Большой вклад в развитие учения о непотопляемости кораблей внесли российский адмирал С.О. Макаров, академик А.Н. Крылов и др.

Непотопляемость очень важна с точки зрения безопасности судна, его экипажа и груза при возможных авариях. Она обеспечивается следующими факторами:

1) расстановкой достаточного количества водонепроницаемых поперечных переборок, подразделяющих корпус на изолированные отсеки;

2) назначением каждому судну определенной высоты надводного борта, что гарантирует необходимый запас плавучести, расходуемый при поступлении воды в затопленный отсек;

3) устройством двойного (редко - тройного) дна, а иногда и двойных бортов, что уменьшает количество влившейся воды при неглубоких пробоинах;

4) устройством специальных переточных каналов (например, балластных трубопроводов), позволяющих избежать несимметричного затопления и возникновения опасного крена.

Расчеты непотопляемости и требования к ней у боевых кораблей и подводных лодок (ПЛ) отличаются некоторой спецификой. У надводных кораблей затопление отсеков может быть связано не с аварией, а с боевыми повреждениями, которые, в принципе, считаются нормой. Размеры повреждений могут быть больше, чем у гражданского судна. Более того, выполняются расчеты и для судна с оторванной оконечностью. У ПЛ различают надводную и подводную непотопляемость. Под водой ПЛ имеет нулевую плавучесть, так что она может всплыть, только продув некоторые цистерны главного балласта (ЦГБ), для чего нужно иметь запас сжатого воздуха (или другого средства, обеспечивающего удаление воды из ЦГБ).

Гибель судна при получении пробоины может происходить от разных причин, основными из которых являются потеря плавучести и остойчивости. Затопление от потери плавучести происходит постепенно, обычно в течение нескольких часов. За это время можно принять некоторые меры по борьбе за живучесть, спасти людей с помощью шлюпок. При потере остойчивости судно может опрокинуться практически мгновенно - в течение нескольких секунд или минут, за которые не успеют даже подать сигнал бедствия. Поэтому обеспечению аварийной остойчивости придается большое значение. Считается, что судно должно тонуть, не опрокидываясь.

Расчеты непотопляемости ведутся одним из двух методов: приема груза, когда вода, влившаяся внутрь корпуса, рассматривается как принятый груз, и постоянного водоизмещения, когда объем затопленного отсека и площадь ватерлинии в нем исключаются из соответствующих характеристик судна. Выбор метода практически определяется категорией затопленного отсека (сообщается он с забортной водой или нет, имеется ли в нем свободная поверхность).

Безопасность судна при аварии зависит не только от конструктивных мер, принятых при проектировании. Не менее важны организационно-технические мероприятия, которые должны проводиться на судне. Они включают систематическую учебу личного состава, содержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий, периодическую проверку герметичности водонепроницаемых отсеков, строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, поддержание в работоспособном состоянии всех средств борьбы за живучесть.


Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

В теории корабля рассматривается отдельно, но по существу является составляющей живучести судна. Сохранение непотопляемости поэтому является частью борьбы за живучесть (БЗЖ).

Содержание

Требования непотопляемости

Для обеспечения непотопляемости недостаточно сохранять положительную плавучесть. Судно должно еще плавать не опрокидываясь, иначе возможно потопление даже при положительной плавучести. Поэтому требованием непотопляемости является сохранение остойчивости до полного исчерпания запаса плавучести. Практически это означает, что допускается некоторое снижение плавучести, если оно позволяет сохранить остойчивость и посадку.

В практике судовождения непотопляемость — это способность судна при определенном повреждении отвечать требованиям классификационного общества в отношении плавучести и остойчивости. Например: неуменьшение поперечной метацентрический высоты ниже 0,3 м, сохранение 35 % запаса плавучести и крена не более 2° при нарушении водонепроницаемости любого отсека. Наиболее строгие требования предъявляются к непотопляемости пассажирских судов.

Пять теоретических случаев затопления



В теории рассматривается влияние различных случаев затопления на плавучесть, поперечную остойчивость и поперечную посадку (с креном или без). Определение того, к какому случаю относится затопление, важно для выбора способа сохранения (восстановления) непотопляемости и должно обязательно проводиться перед началом мероприятий по БЗЖ.

Судно имеет полностью затопленный отсек (или несколько отсеков), симметричный относительно диаметральной плоскости (ДП). Оно сидит ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ) без крена. Самый простой случай затопления. Может уменьшаться начальная метацентрическая высота, остальные факторы, влияющие на непотопляемость, отсутствуют.



Судно имеет полностью затопленный отсек (отсеки), несимметричный относительно ДП. Таким образом, оно сидит ниже КВЛ с креном на затопленный борт. Уменьшается метацентрическая высота, уменьшается угол заката диаграммы остойчивости со стороны затопленного борта.



Судно имеет полностью затопленный отсек (отсеки), несимметричный относительно ДП. Оно сидит ниже КВЛ с креном на борт, противоположный затопленному. Дополнительно к вышеуказанным факторам, возникает опасность переваливания на затопленный борт с ускорением, а значит уменьшается не только статическая, но и динамическая остойчивость.



Судно имеет частично затопленный отсек (отсеки), имеющий свободную поверхность. Оно сидит ниже КВЛ с креном. Уменьшается метацентрическая высота, начальная остойчивость отрицательна. Значительно снижается запас динамической остойчивости.



Судно имеет частично затопленный отсек (отсеки), имеющий свободную поверхность, несимметричный относительно ДП. Оно сидит ниже КВЛ с креном на борт, противоположный затопленному. Самый опасный случай затопления. Помимо резкого снижения запаса динамической остойчивости, имеется опасность переваливания на затопленный борт и последующего опрокидывания.

Средства обеспечения непотопляемости

Непотопляемость обеспечивается рядом мер:

Конструктивные

Принимаются при проектировании и постройке, реже — переделки в ходе эксплуатации судна.

Деление внутреннего объёма корпуса судна на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубами) и горизонтали (переборками); соединение отсеков противоположных бортов; устройство двойного дна и двойного борта; установка водоотливных и осушительных средств, и другие.

Организационные

Принимаются в ходе эксплуатации.

Наблюдение за уровнем льяльных вод, состоянием водонепроницаемых закрытий, перепускной арматуры, шпигатов; контроль целостности корпуса и переборок, нагрузки и расходования грузов, особенно жидких грузов; поддержание в готовности средств БЗЖ.

Технические

Принимаются в ходе борьбы за живучесть, обычно в результате повреждений.

Устранение крена и дифферента судна путём затопления отсеков, симметричных с поврежденными (контрзатопление), восстановление остойчивости перепуском жидких грузов из верхних отсеков в нижние и приёмом балласта в нижние отсеки; восстановление целостности корпуса и переборок (заделка пробоин); откачка поступившей воды.

Таблицы непотопляемости

Чтобы сократить, а по возможности исключить расчеты элементов плавучести и остойчивости в случае повреждения, и облегчить принятие решения, заранее вычисленные данные по типовым вариантам затоплений сводятся в табличную форму. В таблицах указывают:

  • объем каждого водонепроницаемого отсека;
  • величины изменения остойчивости и осадки, крена и дифферента судна при их затоплении для двух случаев: полностью и частично (со свободной поверхностью).

При этом крен на правый борт считается положительным, а на левый отрицательным; заполнение отсека считается как отрицательное изменение плавучести, осушение как положительное. Это позволяет вычислять суммарное влияние затопления / осушения нескольких отсеков.

Вторая половина таблиц содержит рекомендованные меры спрямления для каждой ситуации:

  • перепуск / перекачка жидких грузов;
  • выбор отсеков на затопление или осушение.

Обычно таблицы сопровождаются схемой водонепроницаемых отсеков. На схеме указываются сокращенные данные для каждого отсека в форме дроби, например:

 \frac <-0,2 | 1,45></p>
<p>

Рассмотрение пяти основных случаев показывает, почему определение случая затопления критически важно. Неправильный выбор способа спрямления или удаления воды может вызвать ухудшение остойчивости и привести к потере судна. Например, попытка спрямить контрзатоплением судно, относящееся к пятому случаю, может вызвать переваливание с динамическим моментом выше допустимого, и опрокидывание.

Очевидно, что для определения состояния судна необходима точная информация: какие отсеки затоплены, частично или полностью, сообщаются они с забортной водой или нет. С этой целью организуется сигнализация, осмотр помещений, а на боевых кораблях — также постоянная вахта и дозоры живучести.

Впервые таблицы непотопляемости в пригодной для практики форме были созданы А. Н. Крыловым в 1904 году. [1]

См. также

Литература

  • Кулагин, В. Д. Практические расчеты остойчивости, непотопляемости и ходкости судов. Л., Судостроение, 1998.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Непотопляемость" в других словарях:

непотопляемость — непотопляемость … Орфографический словарь-справочник

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — (Unsinkability) способность судна плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества, если какие либо его отсеки будут затоплены водой вследствие полученных пробоин. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

непотопляемость — сущ., кол во синонимов: 1 • жизнестойкость (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Непотопляемость — НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ, способность к бля оставаться на водѣ и продолжать бой, имѣя подвод. пробоины; она обезпечивается: 1) раздѣленіемъ к бля на отсѣки, 2) средствами для отливанія воды и 3) задѣлкою пробоинъ. Первое достигается устр вомъ ряда… … Военная энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при затоплении одного или нескольких внутренних помещений (отсеков) в результате повреждения корпуса. Обеспечивается запасом плавучести и остойчивости, что достигается делением корпуса… … Большая политехническая энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — I. Способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие повреждения корпуса. Результатом затопления может быть увеличение осадки, появление крена и дифферента, снижение… … Морской энциклопедический справочник

Непотопляемость — судна, способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков; важнейший элемент живучести судна (См. Живучесть судна). В практическом смысле Н. способность судна… … Большая советская энциклопедия

Непотопляемость — ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. непотопляемый 2. Способность судна оставаться на воде и сохранять мореходные качества после затопления одного или нескольких его отделений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

непотопляемость — непотопляемость, непотопляемости, непотопляемости, непотопляемостей, непотопляемости, непотопляемостям, непотопляемость, непотопляемости, непотопляемостью, непотопляемостями, непотопляемости, непотопляемостях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — судна способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или неск. отсеков. Н. обеспечивается делением корпуса судна водонепроницаемыми переборками и палубами, соединением отсеков, располож. у противоположных… … Большой энциклопедический политехнический словарь


Непотопляемость судна — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса судна и затоплении одного или нескольких его отсеков. Также, термин "непотопляемость" означает раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

Содержание

История данного термина

Впервые данный термин был введен Степаном Осиповичем Макаровым, в конце 19 века. После была создана теория, которая в скором времени начала дополнятся многими людьми, в том числе Алексеем Николаевичем Крыловым, а также Иваном Григорьевичем Бубновым.

Требования для применения непотопляемости

Прежде всего судно должно поддерживать положительную плавучесть, при этом не опрокидываясь в стороны, иначе судно потеряет способность непотопляемости.

Что может послужить затоплению

Полностью и частично затопленные отсеки значительно влияют положительную плавучесть судна, а как было упомянуто раньше, плохая плавучесть может произвести крушения судна. Поэтому во время работы судна нужно пытаться избегать возможностей затопления одного или нескольких отсеков. Ведь последствие будут не очень хорошими.

Крушение круизного лайнера Costa Concordia

Непотопляемостью называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений,сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

Требования к непотопляемости - непотоп­ляемость, главным образом, определяется способностью судна не опрокидываться и не тонуть при затоплении части судовых помещений (грузовых трюмов, отсеков, цистерн).

Обеспечение непотопляемости характеризуется степенью поддержания мореходных качеств, которые судно сохраняет после возможных повреждений или нарушения водонепроницаемости.

Уро­вень обеспечения непотопляемости судна определяется основными требованиями к непотопляемости : при затоплении заданного числа судовых помещений, ха­рактеристики посадки и остойчивости поврежденного судна не должны выходить за некоторые пре­делы.

Непотопляемость судна обеспечивается проектом и конструкцией судна, мероприятиями, осуществляемыми при его постройке (ремонте или модернизации), организационно-техническими мероприятиями в течение всего периода эксплуатации судна, эффективностью борьбы за живучесть, проводимой после получения судном повреждений или нарушении водонепроницаемости корпуса.

придание судну достаточных запасов плавуче­сти, остойчивости и прочности при проектировании судна;

ограничение потерь запаса пла­вучести и остойчивости при повреждениях судна путем введения в конструкцию судна определенных водонепроницаемых или закрываемых элементов (водонепроницаемых дверей, клинкетных закрытий, водонепроницаемых палуб, отсеков, помещений, трюмов и т.п.)

конструктивное и материально-техническое обес­печение борьбы за непотопляемость в составе снабжения судна.

постоянный контроль за состоянием остойчивости и плавучести судна и принятие мер по предупреждению их снижения ниже установленных пределов;

поддержание в ходовых условиях водонепроницаемости корпуса судна, а также судовых переборок, палуб и платформ;

поддержание в готовности всех средств борьбы за непотопляемость;

подготовка всего экипажа судна к борьбе за непотопляемость.

Борьба за непотопляемость - действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главные эле­менты борьбы за непотопляемость:

борьба с распространением воды - действия, направленные на прекращение распространения воды по судну, вос­становление и поддержание водонепроницаемости перебо­рок, палуб и платформ, заделку пробоин, откачку фильтрационной воды в соседних помещениях;

восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна (ликвидация или уменьшение крена и дифферента).

Классификация затопленных судовых помещений

В зависимости от характера затопления различают пять основных категорий судовых помещений (рис. 1.1):

I категория - судовые помещения, затопленные полностью (судовые помещения, 5 и 6);

Рис. 1.1. Схема классификации за­топленных судовых помещений

Схема классификации за­топленных судовых помещений

III категория - частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой и атмосферой (открытые сверху), например судовые помещение 4 ;

IV категория - частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой, но не имеющие со­общения с атмосферой (с воздушными подушками), например, отделение 2;

V категория - судовые помещения, затопленные (частич­но) по кромку пробоины или открытого забортного отверстия (отделение 5).

Элементы затопленных судовых помещений

К элементам затопленных судовых помещений относятся:

v - объем воды в отсеке;

xv, yv, zv,- координаты центра величины (ЦВ) объема v;

S - площадь свободной поверхности воды в отсеке;

xs, ys, zs - координаты центра тяжести (ЦТ) площади S;

ix, iy, iz - собственные (центральные) моменты и цен­тробежный момент инерции площади S относительно продольной и поперечной осей судна.

При посадке судна по наклонную ватерлинию вели­чины S, xs, ys, zs, ix, iy, iz относятся к проекции свободной поверхности воды на основную плоскость (ОП). Для судовых помещений 4 категории дополнительными характеристиками являются u и рв - объем воздушной подушки и давление в ней.

Различают теоретические объемы Vт судовых помещений и фактические V, которые зависят от загрузки судна и расположения в них судовых механизмов.

Отношение вместимо­сти судовые помещения к его теоретическому объему m=V/ Vт называется коэффициентом проницаемости.

Часть 5 Правил Морского Регистра Судоходства устанавливает следующие значения коэффициентов проницаемости отдельных судовых помещений

Схема отсеков БПК пр. 61. Выделены отделения боезапаса (1, 3, 4); подбашенные отделения (2); цистерны (5)

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

В теории корабля рассматривается отдельно, но по существу является составляющей живучести судна. Сохранение непотопляемости поэтому является частью борьбы за живучесть (БЗЖ).

Читайте также: