Монастыри ахпат и санаин кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эти средневековые монастыри были возведены в период расцвета Армении при правлении династии Кьюрикян (X-XIII вв.) – тогда монастыри выступали в роли важных центров просвещения. В Санаине находилась знаменитая школа художников-миниатюристов и каллиграфов, располагалось хранилище книг и рукописей. Оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешении византийских и местных кавказских традиций.

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое резюме

Два монастырских комплекса Ахпат и Санаин являются серийным объектом, который располагается в Лорийской области Армении. Датируясь X-XIII веками, функциональная роль, расположение и стилистические характеристики были приняты во внимание при строительстве комплексов. В результате был построен асимметричный, но сбалансированный по объему, гармоничный и интегрированный комплекс, гармонирующий с живописным ландшафтом. Два монастыря представляют высочайший расцвет армянской религиозной архитектуры в X-XIII веках. Их уникальный стиль сформировался из смешения элементов византийской церковной архитектуры и традиционной народной архитектуры Кавказа.

Монастырь Ахпат, основанный царевной Хосровануш (супругой армянского царя Ашота III Милостивого) в 976 году, состоит из одного притвора, двух коридоров-гробниц, трапезной, скриптория, часовни Амазасп, колокольни, нескольких часовен-гробницы и хачкаров, которые окружены возвышающимся валом. Подходы к монастырю наблюдались из крепости Каянберд, которая была построена в XIII веке специально для этой цели.

Церковь Святого Ншана является старейшим памятником в комплексе и была построена между 976 и 991 гг. н.э. (архитектор Трдат). Церковь представляет собой прямоугольную куполообразную конструкцию, слегка вытянутую с востока на запад, с внутренним крестообразным планом. Центральный купол опирается на четыре массивные колонны в боковых стенах. Отличаясь своим интегрированным интерьером и огромным доминирующим куполом, церковь является полным и ярким примером нового стилистического направления армянской архитектуры в X и XI веках. Самый ранний слой фресок с изображением Иисуса на троне сохранился в главной апсиде. Сцены благовещения, рождения и крещения были нарисованы в нижней части.

Барельефы царей Смбата и Гургена, стоящие друг перед другом и держащие модель церкви, расположены в верхней части восточного фасада и являются яркими образцами скульптуры.

Церковь примыкает к западу от притвора и имеет интересную внутреннюю композицию, которая была добавлена во втором десятилетии XIII века принцессой Мариам. Притвор является исключительным примером армянской средневековой архитектуры. Пересекающиеся арки, поддерживаемые двумя колоннами, несут свод крыши, освещая внутреннюю часть здания.

Построенное в 1257 г. н.э. к северу от главной церкви, здание настоятеля Хамазаспа имеет квадратный план и сводчатую крышу, поддерживаемую четырьмя центральными колоннами, с отверстием в крыше для выхода дыма и проникновения света. Это самый большой пример данного типа здания в комплексе. Небольшая сводчатая церковь примыкает к притвору на востоке, в то время как скрипторий (XI в. н.э.) пристроен к южной части восточной стены и был основательно реконструирован в XIII веке.

В пространстве между церковью Святого Ншана, зданием настоятеля Хамазаспа и скрипторием был возведен свод в XIII веке и размещена усыпальница. Она имеет продолжение в форме второго коридора-усыпальницы вдоль восточной стороны церкви.

Колокольня, построенная в 1245 г. н.э. восточной части комплекса, является самым ранним примером данного типа сооружений и выделяется своими беспрецедентными объемно-пространственными решениями с крестообразным планом первого этажа, поддерживающим восьмигранный второй этаж, который увенчан семиколонной колокольня.

Трапезная (XIII век) занимает свое исключительное место среди армянских средневековых светских построек — прямоугольное пространство разделено на два одинаковых зала с системой пересекающихся арок и восьмиугольной крышей для освещения и удаления дыма.

В монастыре сохранились многочисленные памятники мемориального и монументального искусства. Хачкар Аменапркич (Всеспаситель, 1273 г. н.э.) расположен у северного входа в церковь Святого Ншана.

Ранее Санаин был административным центром и местом семейного захоронения Кюрикян-Багратидов (X-XI вв.), а также епископской резиденцией (до XI в.).

Притвор церкви Святой Аствацацин (построен в 1211 г. н.э.) имеет уникальный трехнефный прямоугольный зал.

Скрипторий (также называемый дом с мощами) расположен на северо-восточной стороне группы зданий. Он был построен в 1063 г. н.э. и имеет квадратный план и своды с нишами, в которых хранились кодексы и книги.

Церковь Святого Григория датируется 1061 г. н.э. Ее фасады отличаются гладкими декоративными аркатурами и треугольными нишами.

Колокольня (одна из старейших в Армении) была построена между 1211 и 1235 гг. н.э. рядом с церковью у северной стены. Трехэтажное сооружение венчают колонны и ротонда. Ее крыша поддерживается двумя парами пересекающихся арок, западный фасад имеет декоративный орнамент.

Церковь Святого Арутюна (первая четверть XIII в.) и руины церкви Святого Акоба (вторая половина X в.) находятся за пределами монастыря. В комплексе Санаин есть два источника: первый находится в бывшем центре деревни (с колодцем конца XII — начала вв., в форме сводчатого зала с двойным арочным проемом), а второй примыкает к северной оборонительной стене с колодцем, построенным в 1831 году, с одним арочным проемом.

В комплексе Санаин сохранилось более 50 хачкаров, среди которых наиболее ценными являются хачкары Григора Тутеорди (на северной стене церкви Святого Арутюна, Мхитар Казмич) и Саргис (на западной стене церкви Святой Аствацацин). Эти хачкары считаются одними из лучших образцов средневековой армянской скульптуры.

Церковь Святого Карапета (конец X — начало XI вв.) находится в восточной части комплекса, а часовня Саргис (конец X — начало XI вв.) – на западной стороне (на холме) Санаин. Также частью номинированного объекта является монументальный однопролетный каменный мост через ущелье Дебет, который сохранился в своем первоначальном виде с XIII века.

Критерий (ii): Монастыри Санаин и Ахпат уникальны благодаря сочетанию элементов как византийской церковной архитектуры, так и традиционных народных стилей строительства этого региона.

Критерий (iv): Монастыри Санаин и Ахпат являются выдающимися образцами церковной архитектуры, которая сформировалась в Армении в X-XIII вв.

Заявление о целостности

Объект состоит из двух монастырей, которые являются его компонентными частями. Здания и другие атрибуты являются достаточно неповрежденными, и передают выдающуюся универсальную ценность объекта.

Расположение объекта в активной сейсмической и промышленной зоне, на активном туристическом маршруте, а также загрязнение окружающей среды являются основными угрозами для целостности объекта.

Заявление о подлинности

Сооружения в составе данного объекта, а также ландшафт, не подверглись изменениям с момента включения в Список всемирного наследия. Их подлинность не находится под угрозой, несмотря на повреждения и реставрации, проведенные с течением времени.

Монастыри иллюстрируют своей структурой и современным состоянием органический рост монастырских учреждений на протяжении многих веков с последовательными добавлениями и реконструкциями, вызванными разрушениями.

Требования к охране и управлению

Министерство культуры Армении со своим специализированным подразделением в качестве уполномоченного государственного органа и Армянская апостольская церковь со своими специализированными подразделениями и епархиями в качестве собственников, а также неправительственные, природоохранные организации и люди, заинтересованные в сохранении армянского наследия, вовлечены в работе по охране монастырского комплекса.

Вопросы сохранения, восстановления и использования объектов, включенных в Список всемирного наследия, обсуждаются в специализированных советах, созданных министерством культуры Армении (методологические, архитектурные советы) и Эчмиадзинским монастырем, где представлены специалисты обеих сторон.

Правительство Республики Армения проводит последовательную политику с целью комплексного исследования технического состояния компонентных частей объекта. Агентство по охране памятников истории и культуры Республики Армения отвечает за сохранение и охрану буферной зоны от имени республиканского правительства. Финансирование объекта формируется за счет средств государственного бюджета, предпринимательской деятельности и частных пожертвований.

Для противодействия таким угрозам, как сейсмическая активность, промышленное загрязнение, проекты нового строительства за пределами границ объекта, давление туризма и разрушения были предприняты научно-исследовательские, ремонтные, проектные и профилактические меры для сохранения подлинности объекта. В 2012 году был начат процесс реабилитации монастыря Санаин и начались подготовительные меры для удовлетворения необходимых требований.

Монастыри Haghpat и Sanahin - это первое, что мы увидели в Армении. Как сказал наш гид, церкви отреставрировали так, что они все равно выглядят старыми. Тогда мы посмеялись, забавная формулировка, но на самом деле это действительно правда. Кажется, что древние монастыри оригинальны и аутентичны. Однако вот монастырь Ахпат основан в 976 году, и с тех пор он просто не мог бы сохраниться без реставрации.

Армения КАРДИНАЛЬНО отличается от Грузии. Я даже не ожидала насколько. Разница во всем: в манере вождения, в подаче исторических фактов, в атмосфере страны и жизненном укладе. Хотя, казалось бы, страны находятся рядом. На фото наш гид, его зовут Гор Карапетян. У него небесно голубые глаза и светлые волосы, при этом он армянин. Вот такой когнитивный диссонанс. На самом деле это персидские гены попортили проникли в Армению, Грузию и Турцию. Поэтому теперь эти нации черноволосые и в большинстве своем кареглазые. Если вы заметили, Гор стоит на могиле. Лично я была удивлена и ожидала, что он пояснит этот момент. И он это сделал. В Армении наступать на могильные плиты вполне нормально, так принято с древнейших времен. Надгробия отсутствуют, а людей хоронили прям на дороге или внутри церкви. Как было сказано "они хотели быть у ног поколений".

В старых армянских церквях достаточно темно. Мало того, что толком ничего не сфотографируешь, временами не очень видно, куда идешь. Освещается помещение естественным путем. В вечернее время помогает свет от свечей.

В Армении есть такое явление как "хачкар". Вообще хач - это крест, соответственно хачик - крестик. Хачкар представляет из себя резной каменный крест. Резьба по камню очень распространена в Армении с древнейших времен, это целое искусство.

Церковь Сурб Ншан - древнейшая постройка монастыря. Ее относят к 972-991 годам. В алтарной части сохранились фрагменты росписи начала XIII века. Надписи на стенах - это как бы летопись монастыря. Бумага, пергамент, береста и кожа ненадежны, а камень - на века.

Вы можете выбрать любые удобные даты поездки. Экскурсия проводится круглый год!

Оплата

Место встречи

Наши сотрудники встретят Вас у места проживания, а по окончании довезут обратно!

Монастырь Ахтала

Монастырь Ахтала

На высоком уступе горы, в ущелье реки Дебед, над медными рудниками расположен армянский монастырь Ахтала, основанный в X веке как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов.

С 1438 года монастырь принадлежал Грузинской православной церкви. В 1801 году при российском императоре Александре I был передан грекам, живущим в Закавказье.

Фрески Aхталы написаны, скорее всего, между 1205 и 1216 гг. и входят в круг византийского искусства комниновского периода, в них слились как традиции византийского, так и грузинского и армянского искусства (возможно, здесь работали, 3 мастера: грузин, грек, армянин-халкедонит). Рисунок отличается точностью и изяществом, лики - благородством типов, одухотворенной энергией, эффектен контраст между белыми одеждами и интенсивными синими фонами.

Монастырь Ахпат

Монастырь Ахпат

Ахпат - действующий монастырь расположенный на небольшом плато, окружённый ущельями (основан в 976 году), отличается единством и компактностью асимметричной планировки. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В X-XIII веках Ахпат был одним из центров духовной культуры Армении. Во второй половине XVIII века несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова.

В XI-XV веках широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X веке. Здесь преподавали грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч.

В монастыре не только создавались, но и реставрировались рукописи. Ахпат славился своей школой миниатюристов.

В XI веке при монастыре была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране).

Церковный комплекс Санаин

Церковный комплекс Санаин

Санаин - памятник армянской архитектуры, церковный комплекс X-XIII веков. Санаин входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. В это время школа монастыря была преобразована в чемаран - академию (Григора Магистроса Пахлавуни). При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги. Из разновременных построек Санаина сложился гармоничный архитектурный ансамбль.

В 1064 году Санаин был разграблен сельджуками, в 1104 году персами, многое было уничтожено землетрясением 1139 года.

В ущелье реки Дебед близ монастыря Санаин - однопролётный арочный мост (1192 год), украшенный фигурами диких кошек и посвятительными надписями одной из княгинь из рода Закарян.

Наш насыщенный первый день в Армении: Монастыри Ахпат и Санаин, дорога от Тбилиси до границы с Арменией, первое знакомство с армянской домашней кухней, маршрут до озера Севан. Карта, много фото и видео дорог севера Армении.

В прошлый раз я закончил повествование на Тбилиси (о Грузинской столице потом напишу отдельно). И вот, утром седьмого дня, мы выезжаем из Тбилиси в сторону границы с Арменией, где мы провели следующие четыря дня. Наш маршрут по Армении выглядел следующим образом:

Маршрут по Армении.

От центра Тбилиси до границы с Арменией (переход Садахло-Баграштен) всего 77 километров, или чуть больше часа неспешной езды на машине (напоминаю, что средняя скорость в Грузии и Армении выходит на уровне 50-60 километров в час). Дорога, в принципе ничем особенно не примечательна – обычная “двухполоска” с асфальтом нормального качества, без крутых серпантинов, но и не прямая. По пути попадается много небольших населённых пунктов, с огромными развалами бытовой химии (порошки всякие и т.п.) турецкого производства (цен мы не уточняли). Вот видео с регистратора всего участка дороги от центра Тбилиси до границы с Арменией:

Про сам переход границы из Грузии в Армению я уже подпробно написал в этой статье. Если вы не в курсе ньюансов пересечения данной границы, советую почитать, так как есть своя специфика.

Как только мы оказались на территории Армении, сразу же почувствовали, что люди здесь другие, не такие как в Грузии. Чуть ли ни каждый встречный пастух и автомобиль нас “приветствовал”, на наши вопросы все отвечали с гораздо большим энтузиазмом и на существенно лучшем Русском языке. Я не могу сказать, что в Грузии с этим всё плохо – просто в Армении ещё намного лучше 🙂

От границы мы двинули в сторону монастыря Ахпат (Haghpat). Ехать всего 34 километра, но дорога местами с подубитым асфальтом (но без экстрима), так что получается почти полный час езды. Весь участок дороги от границы до монастыря Ахпат запечатлён на следующем видео:

Именно с монастыря Ахпат началось наше знакомство с Армянскими монастырями – и, мне кажется, это было очень удачное “начало”. Этот монастырь находится на достаточном удалении от всех основных туристических мест Армении, поэтому туристов в нём практически нет (и это в Августе!). Весь монастырь практически в нашем единоличном распоряжении. Всё открыто, нигде никакой охраны, можно везде зайти/залезть всё потрогать. И при этом – никакого мусора или неприятных запахов ни внутри, ни снаружи! Внутри всё очень аскетично, никакой “позолоты” и прочей “мешуры”, свойственной церквям в России. Я думаю, во многом благодаря именно этому – чувствуешь себя внутри очень легко, ничего тебя не “подавляет”, несмотря на всю монументальность и древность строения. И, конечно же, солнечный свет, которые попадает внутрь через небольшие, но относительно многочисленные окошки (без стёкол) – создаёт просто неповторимую атмосферу и очень интересные световые рисунки. В дальнейшем мы поняли, что всё вышесказанное относится практически в равной степени ко всем монастырям в Армении. При этом, никак не скажешь, что монастыри Армении похожи один на другой – категорически нет! Каждый из них расположен в своём, уникальном природном антураже, и внутри в каждом есть свои “фишки”.

Читайте также: