Неосталинистская идеология и реальная жизнь кратко

Обновлено: 17.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ
М.Ю.Лермонтов, 1841 г.

Итак, вот что нас ждет после выборов 18 марта 2018 года и завершения чемпионата мира по футболу 15 июля 2018 года:

1. Введение государственной идеологии

Мониторинг отклонений от государственной идеологии в области науки и образования, СМИ и культуре будет осуществляться органами госбезопасности, а виновные в этом лица или организации караться в соответствие с приговорами фактически подчиненных им судов.

2. Установление цензуры

3. Формальное введение разрешительного порядка проведения митингов и демонстраций

Законодательно устанавливается требование, согласно которому митинги и демонстрации могут проводиться только с разрешения властей. В случае нарушения этого требования организаторы и участники таких митингов и демонстраций караются уже не в административном, а в уголовном порядке.

4. Увеличение полномочий и влияния силовых структур

Вес и степень проникновения в функционирующие институты страны и в частную жизнь граждан специальных вооруженных формирований, спецслужб, органов госбезопасности и других силовых структур, как и их бюджет, будут наращиваться.

5. Огосударствление экономики

Произойдет завершение начавшегося в 2003 году процесса замещения конкурентной среды рыночных агентов корпоративно-монополистической средой посредством передачи или поглощения оставшихся частных средних и крупных компаний государственными корпорациями и банками, находящимися в условной собственности доверенных лиц из числа друзей и друзей друзей Путина. Банковский сектор подлежит полному огосударствлению. Значительные финансовые и другие преференции получит военно-промышленный сектор.

Таким образом, к 2024 году в России завершится построение малоэффективного государственно-монополистического капитализма со стагнирующей экономикой и несменяемым лидером.

7. Новая холодная война и замораживание конфликта с Украиной

Новая холодная война с Западом будет продолжаться, но будет иметь ограниченный характер в связи с осознанием властью военно-экономической и политической слабости России и отсутствием каких-либо реальных возможностей изменить эту ситуацию. Санкции мирового сообщества против России будут расширяться вследствие невыполнения Минских соглашений и последующего замораживания конфликта с Украиной по типу южно-осетинского и военно-политической поддержкой тиранических режимов повсюду в мире.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОСТАЛИНИСТСКОГО ВЫБОРА РОССИИ

Последствия отказа от демократических политических и экономических реформ и выбор вместо них неосталинисткой государственно-монополистической трансформации России в краткосрочной и среднесрочной перспективе будут печальными, а в долгосрочной перспективе – катастрофическими.

Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 июля 2012.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить .

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.



Содержание

Толкование

Существуют различные толкования термина неосталинизм. Так, публицист и общественный деятель Рой Медведев предлагает использовать термин неосталинизм для описания следующих явлений: реабилитация культа личности Сталина, отождествление политического режима со сталинским (см. сталинизм), ностальгия по сталинскому периоду в истории России, попытки проведения сталинской политики, в частности, возвращения к политике террора, характерной для того периода. [3]
По мнению бывшего президента СССР Михаила Горбачёва, неосталинизм — умеренный вариант сталинского режима, без масштабных политических репрессий, но предполагающий травлю политических оппонентов и тотальный контроль над политической жизнью страны и любыми проявлениями политической активности в обществе. [4] [5]

История термина

Американский последователь троцкизма Хол Драйпер (en:Hal Draper) использовал термин неосталинизм в 1948 году для обозначения новой политической идеологии — нового этапа в советской политике, которую он обозначил как реакционный тренд, начавшийся в период народных фронтов середины 1930-х годов. Драйпер писал, что идеологи неосталинизма — только небольшая часть феномена — фашизма и сталинизма — которая очерчивает общественные и политические формы неоварваризма. [6]

Политический географ Дэннис Шоу рассматривает СССР как неосталинистское государство до 1985 года, когда началась перестройка. Д. Шоу определяет неосталинизм как политическую систему с плановой экономикой и высокоразвитым военно-промышленным комплексом (ВПК). [8]

Сталинизм и анти-сталинизм

Использование термина в отношении ряда государств

Некоторые социалисты утверждают, что современный Китай является неосталинистским государством. [13] В западных источниках КНДР описывается как неосталинистское государство, хотя в Северной Корее идеология марксизма-ленинизма полностью замещена идеями чучхе в 1992 году, когда из новой конституции были полностью удалены ссылки на марксистско-ленинскую идеологию, сохранявшиеся в ней после первого принятия чучхе в качестве официальной идеологии в 1970-х годах. [14]

Режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане в конце ХХ — начале XXI столетия иногда обозначался в западной прессе как неосталинистский (особенно в том, что касалось культа личности Ниязова). Часто называют неосталинистским авторитарный (но не коммунистический) режим Ислама Каримова в соседнем Узбекистане. [15] [16]

В СССР после Сталина

Следуя троцкистскому пониманию политики Сталина как отклонения от марксизма-ленинизма, Джордж Новак описывал политику Хрущёва как следование неосталинистской линии, предполагающей, что силы социалистов могут подавить оппозицию даже в центрах империализма, не благодаря внутренней силе пролетариата, но под воздействием внешней силы советского примера. Новак поясняет:

Нововведения, объявленные Хрущевым на XX съезде… придали официальный статус сталинской ревизионистской практике (как) новой программе, отказывающейся от ленинской концепции борьбы класса революционеров против сил империализма. [источник не указан 476 дней]

См. также

Примечания

Сталиниана • Сталинская архитектура • Сталин в художественной литературе • Сталин в кинематографе • Сталин в филателии

Существует два основных толкования термина неосталинизм:
1. Историк Рой Медведев предлагает использовать термин неосталинизм для описания следующих явлений: реабилитация культа личности Сталина, отождествление политического режима со сталинским (см. сталинизм), ностальгия по сталинскому периоду в истории России, попытки проведения сталинской политики, в частности, возвращения к политике террора, характерной для того периода. [3]
2. По мнению Михаила Горбачева, неосталинизм — умеренный вариант сталинского режима, без масштабных политических репрессий, но предполагающий травлю политических оппонентов и тотальный контроль над политической жизнью страны и любыми проявлениями политической активности в обществе. [4][5]

2. История термина

Американский последователь троцкизма Эл Драйпер (Hal Draper) использовал термин неосталинизм в 1948 году для обозначения новой политической идеологии — нового этапа в советской политике, которую он обозначил как реакционный тренд, начавшийся в период народных фронтов середины 1930-х годов. Драйпер писал, что идеологи неосталинизма — только небольшая часть феномена — фашизма и сталинизма — которая очерчивает общественные и политические формы неоварваризма. [6]

Политический географ Дэннис Шоу рассматривает СССР как неосталинистское государство до 1985 года, когда началась перестройка. Д. Шоу определяет неосталинизм как политическую систему с плановой экономикой и высокоразвитым военно-промышленным комплексом (ВПК).

2.1. Сталинизм и анти-сталинизм

3. Использование термина в отношении ряда государств

Некоторые социалисты утверждают, что современный Китай является неосталинистским государством. [11] В западных источниках КНДР описывается как неосталинистское государство, хотя в Северной Корее идеология марксизма-ленинизма полностью замещена идеями чучхе в 1992 году, когда из новой конституции были полностью удалены ссылки на марксистско-ленинскую идеологию, сохранявшиеся в ней после первого принятия чучхе в качестве официальной идеологии в 1970-х годах. [12]

Режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане в конце ХХ — начале XXI столетия иногда обозначался в западной прессе как неосталинистский (особенно в том, что касалось культа личности Ниязова). Часто называют неосталинистским авторитарный (но не коммунистический) режим Ислама Каримова в соседнем Узбекистане. [13][14]

4. В СССР после Сталина

Следуя троцкистскому пониманию политики Сталина как отклонения от марксизма-ленинизма, Джордж Новак описывал политику Хрущева как следование неосталинистской линии, предполагающей, что силы социалистов могут подавить оппозицию даже в центрах империализма, не благодаря внутренней силе пролетариата, но под воздействием внешней силы советского примера. Новак поясняет:

Нововведения, объявленные Хрущевым на XX съезде… придали официальный статус сталинской ревизионистской практике (как) новой программе, отказывающейся от ленинской концепции борьбы класса революционеров против сил империализма.

5. Постсоветская Россия

В 2000 году Владимир Путин восстановил сталинский советский гимн с изменёнными словами.

В современной России одной из политических сил, придерживающихся этого течения, является Общественное движение "9 мая", образованное в 2009 году.

Тоталитаризм : Исторические типы и социально-политическая практика

Outrage at revision of Stalin’s legacy

Reichman, Henry. "Reconsidering 'Stalinism'. Theory and Society Volume 17, Number 1. Springer Netherlands. January 1988. Pp. 57-89. (англ.)

Все в одном : Реферат :Послесталинская национальная политика СССР

Тень вождя народов. Независимая газета (20 мая 2005).

Luke Harding British scholar rails at police seizure of anti-Stalin archive (англ.)

Orlando Figes et all. An open letter to president Medvedev 08 Dec 2008 (англ.)

Красный триумф на Пятом канале

Известия. Ру: Сталина давно нет. Его играют другие

Похожие страницы:

Ответы на экзаменационные билеты по истории России 9 класс 2005-06г.

. середине 60-х – середине 80-х годов (неосталинизм, застой, кризис системы). (Билет 22 . середине 60-х – середине 80-х годов (неосталинизм, застой, кризис системы). (Билет 22 . страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека .

Сталинизм происхождение и сущность

. с изменением обстановки, чиновники раз­вивали идеологию. В неосталинизме уже не было тезиса о возрастании . , коренного изменения социальной структуры. Идеология неостали­низма теряла авторитет среди все более .

Кризис коммунизма в странах Восточной Европы

Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

Киевская Русь (15)

Это хороший вопрос, и авторы дают на него разумный ответ. По их мнению, механизмы включения и выключения, применявшиеся в обоих режимах, имели огромное влияние на то, как люди в сталинской России и нацистской Германии воспринимали самих себя:

Однако эти наблюдения плохо согласуются с основными положениями статьи, в которых авторы каталогизируют широкий спектр социальных образований и эмоциональных связей, часть которых принадлежит государству, часть выходит за его рамки, а часть вступает с ним в противоречие. Остается непонятным, как мобилизационные схемы нацистского и сталинского режимов смогли прорваться сквозь другие социальные связи, преобразуя или разрывая их.

В своем понимании идеологии на материале советской истории я не основываюсь ни на одной из множества имеющихся теоретических моделей. Все наиболее интересные теории идеологии так или иначе принадлежат марксистской традиции, в рамках которой идеология определяется как натурализация данной реальности, сообщающая ей свойство неизменности. Такой подход может быть применен и к советскому государству - в том смысле, что коммунистическая идеология как саморепрезентация режима маскировала властные отношения внутри советской системы. Однако такой подход затемняет качественно иной статус идеологии в коммунистическом контексте. В отличие от, например, буржуазной идеологии, имеющей своей целью воспроизведение текущего буржуазного строя (и потому действующей незаметно, на периферии сознательного), коммунистическая идеология была нарочито преобразовательной, была нацелена на самосознание, а не на политическое бессознательное. Она была открытой программой действий, проектом будущего мира. По отношению к индивиду коммунистическая идеология представала тотальным сознанием, она призывала его возвысить свой индивидуальный разум до высшего уровня сознания[9].

Концепция субъекта идеологии, представленная в данной статье, не относится к каждому советскому человеку или к индивиду как целому, даже если его записи свидетельствуют о подобном настрое, - взять хотя бы взлет и провал усилий Подлубного, направленных на интеграцию в советский строй. Скорее эта концепция описывает специфическую культурную рамку личности, рамку ее жизненных устремлений. В Советском Союзе и, возможно, в Европе с 1920-х по 1940-е годы конститутивными для субъекта были идеология как личное мировоззрение (Weltanschauung) и повышенное внимание к собственной биографии. Такая ориентация не проявлялась постоянно; советские граждане могли не проговаривать ее, стоя в очереди за хлебом или ругая государственную систему распределения благ, однако она появлялась (точнее, генерировалась), когда люди рассказывали свою биографию или оправдывались перед общественностью, а также, когда они предавались уединенным размышлениям о жизни[18].

Перевод с английского Петра Серебряного

[1] Podlubnyi S. Tagebuch aus Moskau 1931-1939 / Hellbeck J. (Ed., trans.). München, 1996. S. 166.

[3] Hellbeck J. Revolution on My Mind: Writing a Diary under Stalin. Cambridge, Mass., 2006; Garros V., Lahusen T., Korenevskaya N. (Hg.). Das wahre Leben. Tagebücher aus der Stalin-Zeit. Berlin, 1998.

[4] См.: Fitzpatrick Sh. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921-1934. Cambridge, 1979; Getty J.A. The Origins of the Great Purges: The Soviet Communist Party Reconsidered, 1933-1937. Cambridge, 1985.

[5] Fitzpatrick Sh., Lüdtke A. Energizing the Everyday: On the Breaking and Making of Social Bonds in Nazism and Stalinism // Fitzpatrick Sh., Geyer M. (Eds.). Beyond Totalitarianism: Stalinism and Nazism Compared. Cambridge, 2009.

[10] См.: Halfin I. Terror in My Soul: Communist Autobiographies on Trial. Cambridge, Mass., 2003; Idem (Ed.). Language and Revolution: Making Modern Political Identities. London, 2002; Haumann H., Studer B. (Eds.). Stalinistische Subjekte: Individuum und System in der Sowjetunion und der Komintern, 1929-1953. Zürich, 2006; см. также ценнейшие протоколы коммунистических партийных собраний в книге: Müller R. (Hg.). Die Säuberung: Moskau 1936. Stenogramm einer geschlossenen Parteiversammlung. Reinbek, 1991.

[12] Fitzpatrick Sh. A Short History of Truth and Lies in the Soviet Union from Stalin to Khrushchev // Davis B., Lindenberger Th., Wildt M. (Hg.). Alltag, Erfahrung, Eigensinn. Historisch-anthropologische Erkundungen. Frankfurt; New York, 2008. P. 91-104. Фицпатрик приводит эти данные, чтобы подчеркнуть релятивизм и цинизм советских граждан в отношении истины. Я бы дал им обратное истолкование: они демонстрируют приверженность индивидов к систематическому мышлению, сходному с советским вариантом марксизма, интерпретировавшего все и вся в терминах развития и становления.

[14] Podlubnyi S. Op. cit. S. 256 f., 261 f.

[16] Ibid. S. 254, 264-266, 272 f.

[18] Концепции несвободной самости в Европе изложены в: Wohl R. The Generation of 1914. Cambridge, MA, 1981; Fritzsche P. Germans Into Nazis. Cambridge, MA, 1998; Herf J. Reactionary Modernism. New York, 1984.

[19] Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism: Ordinary Lives in Extraordinary Times. Soviet Russia in the 1930s. New York, 1999.

[20] Hanson S. Time and Revolution: Marxism and the Design of Soviet Institutions. Chapel Hill, 1997.

Читайте также: