Неофункционализм в архитектуре кратко

Обновлено: 08.07.2024

Неофункционализм (в контексте архитектуры) - рациональная и функциональная архитектура, позволяющая нести в себе признаки романтизма и роскоши, без ущерба для функции и задачи. По сути это тот же Функционализм, но с проведенной "работой над ошибками", что позволило придать ему одухотворенный - "человеческий" вид, наполнить его не только смыслом, но и ощущениями.

Неофункционализм – это архитектурный стиль, базирующийся на новом витке рационалистических тенденций, подобный аналогичным в 20-30-е годы. Он включается в себя опору на передовую строительную технику, конструкции, материалы, использование простых архитектурных форм, ассиметричных планов, таких современных материалов, как, например, армоцемент. Этот стиль стремится к стан. Читать далее

















-архитектурный стиль, базирующийся на новом витке рационалистических тенденций, подобный аналогичным в 20-30-е годы, носящий интернациональный характер с опорой на новые технические и научные достижения в строительстве.

ü опора на передовую строительную технику, конструкции, материалы

ü претендует на название интернационального стиля. По сравнению с функц-м 20-30 х гг. еще больше опирается на передовую строительную технику

ü использование армоцемента (впервые применил Пьер Луиджи Нерви)

ü большепролетные конструкции

ü ассиметричное решение плана

ü простота архитектурных форм

ü связь конструкции с формой

ü стремление к стандартизации, индустриализации строительства (Л. Ми сван дер Роэ)

ü Лидеры - П. Нерви, Л. Мис ван дер Роэ

Лидеры и их произведения:

Пьер Луиджи Нерви (Италия)

Изобретатель армоцемента

1. Комплекс Туринской промышленной выставки (Италия, 1949)

2. Малый дворец спорта в Риме (Италия, 1965)

3. Дворец спорта в Риме (Италия, 1958)

4. Национальный центр промышленности и техники в Париже (Франция, 1956-1958)

5. Бумажная фабрика (Италия, 1962) (использованы вантовые конструкции)

6. Здание в Ватикане (Италия, 1971) (крыша с фотоэлементами)

7. Храм св. Марии (США, 1971) (параболоиды)

Людвиг Мис ван дер Роэ (США, Германия)

· Основоположник рациональной архитектуры в германии

· универсальность, стандартизированные элементы

· поиски целостности, высшей гармонии

· идея выполнить здание целиком из стекла

· вынесение конструкций наружу

· гибкие планировки

1. Иллинойский технологический институт (США, 1956)

2. Жилые дома Лейк Шор Драйв (Чикаго, США, 1951)

3. Сиграм-билдинг (Нью-Йорк, США, 1958)

4. Вилла Франсуорт (Иллинойс, США, 1951)

Друзья, добро пожаловать в увлекательный мир современной архитектуры

















ЗАРУБЕЖНАЯ АРХИТЕКТУРА (1950-…)

Неофункционализм

-архитектурный стиль, базирующийся на новом витке рационалистических тенденций, подобный аналогичным в 20-30-е годы, носящий интернациональный характер с опорой на новые технические и научные достижения в строительстве.

ü опора на передовую строительную технику, конструкции, материалы

ü претендует на название интернационального стиля. По сравнению с функц-м 20-30 х гг. еще больше опирается на передовую строительную технику

ü использование армоцемента (впервые применил Пьер Луиджи Нерви)

ü большепролетные конструкции

ü ассиметричное решение плана

ü простота архитектурных форм

ü связь конструкции с формой

ü стремление к стандартизации, индустриализации строительства (Л. Ми сван дер Роэ)

ü Лидеры - П. Нерви, Л. Мис ван дер Роэ

Лидеры и их произведения:

Пьер Луиджи Нерви (Италия)

Изобретатель армоцемента

1. Комплекс Туринской промышленной выставки (Италия, 1949)

2. Малый дворец спорта в Риме (Италия, 1965)

3. Дворец спорта в Риме (Италия, 1958)

4. Национальный центр промышленности и техники в Париже (Франция, 1956-1958)


В своем развитии от функционализма конца двадцатых годов Аалто стремился освободить архитектуру от механических аналогий, вернуть ей антропоморфность, присущую классике.

Но путь к этому он видел не в эклектическом включении в новые структуры опознаваемых знаков прошлого, но в соединении первичных средств современной архитектуры с некой системой ощущений, присущих прошлому, связывающих архитектуру с биологическим или геологическим порядком.

Неофункционализм в архитектуре Советского Союза шестидесятых — начала семидесятых годов Главной проблемой этого периода в архитектуре Советского Союза стало преодоление механистических, утилитаристских крайностей доктрины технологизма, предписанной хрущевской группой реформаторов строительства.

Прежде всего было необходимо выйти за пределы усредненности и тотальной унификации. закрепленных поспешно развернутой инерционной и негибкой производительной базой индустриального домостроения.

Преодоление технократических императив и механистической геометрии, стремление к гуманизации архитектуры сблизило поиски архитекторов в Советском Союзе с западным неофункционализмом, что осознавалось (хоть и не декларировалось открыто) уже тогда и стало очевидно в исторической перспективе.

Информация о мировом архитектурном процессе вновь стала доступной для архитекторов в Советском Союзе и широко обсуждалась. Но на ее восприятие влияло различие не только социальных структур и идеологий, но и визуальных культур.

Трансформация видения мира, начатая на рубеже века под влиянием кубизма, влияла на методы формообразования и восприятия формы в архитектуре. на то, как ощущалась связь между художественным объектом и окружающим его пространственным и культурным полем. В Советском Союзе такое развитие визуальной культуры было прервано со второй половины двадцатых годов, когда художественный авангард перешел на положение андерграунда, в эстетическое сознание стала внедряться доктрина социалистического реализма.

Разрыв, образовавшийся за три десятилетия в самом видении мира, наложил особый отпечаток на неофункционализм в советских республиках. Связанное с ним архитектурное формотворчество было более прагматичным, рассудочным и осторожным, чем в архитектуре Запада.

Общей предпосылкой всех видов архитектурной деятельности было представление о городе как единой системе — социальной, функциональной, пространственной. В теории — утопической, как показал опыт, — системность города и взаимосвязанность городской среды были частью и продолжением системы планового народного хозяйства, объединенного иерархией органов управлений

На практике единство планового хозяйства оборачивалось конкуренцией между его отраслями и ответственными за них ведомствами. Составлялись генеральные планы городов, представлявшие собой детально разработанные модели их состояния через 20-25 лет.

Но, как правило, перспективы градостроительного развития не учитывались в народно-хозяйственных планах. Эгоистические интересы ведомств вступали в противоречие с интересами города в целом, который не были защищены от их произвола градостроительным законодательств!

Генеральные планы реконструкции и развития существующих городов и их технико-экономические обоснования создавались как документы утопические.

В реальном развитии городских организмов, как правило, возникали дисбалансы, системность их развития оставалась в сфере утопической мысли. Серьезные противоречия, характерные для реализуемых утопий, возникали и при создании новых городов — на свободных территориях или на месте существующих малых поселений. Этим трудностям противопоставлялась концентрация ресурсов на единовременном создании крупных комплексов застройки — жилых или общественных.

В любом споре, посвященном современным идеальным проектам жилья, кажется, что часто уделяется недостаточно внимания практичности или интересному замыслу. Сегодня современный дом может стать сочетанием изобретательности и немыслимого использования стилей и материалов.

В наши дни можно встретить совершенно необычные загородные дома в различных странах мира. Но все эти современные жилые строения объединяет одно: они весьма содержательны и прагматичны, всегда актуальны и в то же время не ограничены стилистическими условностями или эстетическими стереотипами. Функционализм – основа любой архитектуры. Это универсальное качество, которое было присуще различным архитектурным жанрам на протяжении веков. Потребность в полезности, практичности и соответствии цели была в основе уже самых первых построек. Мы хотим, чтобы здание соответствовало своему назначению: обеспечивало комфорт или какое-либо преимущество. Но в современном мире уникальность и привлекательность проектов загородных домов вытесняет такое важное во все времена преимущество архитектуры, как назначение. Современная архитектура скорее символична, чем удобна.

Неофункционализм – это не архитектурное направление или движение, это восприимчивость, подход и способ мышления. Новейшее воплощение данного подхода продемонстрировано во многих современных проектах со всего мира. Это необычные загородные дома, отличающиеся визуальными диспропорциями, их формы навеяны целесообразностью, практичностью и функциональностью. Но при этом это эстетически привлекательные, гармоничные строения, взглянув на которые не хочется отводить глаз. При возведении элитных домов и коттеджей сегодня также все чаще используют данный подход – неофункционализм. И в России элитные загородные дома обретают сдержанный и практичный облик без вопиющего количества архитектурных украшательств, когда-то символизирующих роскошь и богатство.

Функционализм многообразен. Это различные стили, типы и подходы, не ограничивающиеся единичной типологией и эстетикой. Дом в стиле неофункционализма – это дом из настоящего времени. Реалистичный, суровый и неприхотливый. Это новое поколение жилищного дизайна настолько обоснованное и связано с окружающей средой, с ее хронологическими, географическими и экономическими координатами, насколько это возможно. Эти дома не испытывают недостатка идей, напротив, они указывают на переход к разборчивости и эстетической направленности.

Неофункционализм отбирает самое лучшее из предшествующих стилей и архитектурных подходов и переводит их в мир потребностей сегодняшнего дня. Ни одно из архитектурных направлений не подходит лучше этому постоянно развивающемуся плюралистическому миру.

Итак, ниже приведены наиболее яркие примеры нескольких необычных загородных домов из разных стран мира, спроектированных и построенных в стиле неофункционализма.

1) Зеркальный дом (Mirror House) во Франции, спроектированный архитектурным бюро Philippe Gazeau Architecte.

Треугольный дом (Triangle House)

2) Треугольный дом (Triangle House) в Норвегии, спроектированный архитектурным бюро JVA.

Треугольный дом был построен в 2006 г. неподалеку от Осло. Форма дома была во многом продиктована ветвями окружающих деревьев, которые со всех сторон проникают на участок, определяя линии здания и, соответственно, треугольную форму дома. Отражая традиционные норвежские стили строительства, дом был просто и сдержанно облицован деревом внутри и снаружи. Фасад одет в деревянные панели, в интерьере использовались ДСП, полы залиты бетоном, а в ванных комнатах присутствуют начищенные алюминиевые панели и зеркала.

Свободно текущее открытое пространство было использовано во всем здании, внося яркий свет в интерьер. Помещения сообщаются между собой как горизонтально, так и вертикально. Владельцы дома говорят, что им очень хорошо спится в этом доме, где есть единение с участком и местной окружающей средой.

Дом стихий (Element House)

Дом стихий (Element House)

3) Дом стихий (Element House) в Южной Кореи, спроектированный архитектурным бюро Rintala Eggertsson Architects.

При проектировании данного объекта было учтено местоположение застройки и его история. Это простой геометрический дом, основанный на трехмерной композиции пяти больших кубических пространств – четыре 3×3×3 метра и одно 6×6×6 метров. Каждый куб – отдельная комната. Все более маленькие модули были сделаны из дерева, и каждый из них напрямую связан с главным большим модулем, обшитым сталью цвета ржавчины. Каждое пространство символизирует один из четырех основных природных элементов, отсюда и название – Дом стихий. Мансарда символизирует воздух, погреб – воду, второй этаж – огонь, а двор – землю.

Помимо стали и древесины, использование других материалов было сведено к минимуму. Фундамент и погреб здания сделаны из бетона, также при строительстве было использовано безопасное стекло. Материалы были выбраны исходя из связи с окружающей средой, так, чтобы их цвета и характеристики имитировали цвет и текстуру леса, который окружает дом.

Неофункционализм в архитектуре: отношение к постройке как к живому существу, ее связь с окружающими условиями, изображение №1

Неофункционализм- архитектурный стиль будущего, являющийся современной формой функционализма.

Функционализм- основа любой архитектуры. Это универсальное качество, которое было присуще различным архитектурным жанрам на протяжении веков. Мы хотим, чтобы здание соответствовало своему назначению: обеспечивало комфорт или какое-либо преимущество. Но в современном мире уникальность и привлекательность проектов домов вытесняет такое важное во все времена преимущество ахритектуры, как назначение.

Неофункционализм же в свою очередь — рациональная и функциональная архитектура, позволяющая нести в себе признаки романтизма и роскоши, без ущерба для функции и задачи. Он предлагает безграничные возможности для воплощения всех возможных трансформаций помещения для обеспечения нужд той или иной деятельности.

Этот стиль отходит от стандартного внешнего вида, общепринятого выбора формы или материала и единообразного стиля. Неофункционализм отбирает самое лучшее из предшествующих стилей и архитектурных подходов и переводит их в мир потребностей сегодняшнего дня. Честность в использовании материалов и важность полезности, прагматизма, скромности и реалистичного подхода являются основными характеристиками программы действий неофункционалистов.

История

Функционализм шестидесятых, отказавшись от свойственного его ранним версиям утверждения самодостаточности объекта, стремился гармонично вписывать свои сооружения в сложившийся контекст среды. Достижения промышленности строительных материалов и строительной техники использовались для усложнения визуальных свойств формы и ее эстетического обогащения. Такие изменения требуют, для большей точности, говорить о функционализме шестидесятых как о неофункционализме.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ после переезда в США руководил архитектурным отделением Иллинойсского технологического института (ИТИ) в Чикаго, где создал проект нового комплексного института. Он создал единое универсально пространство с минимальным количеством членений, способное приспосабливаться к изменяющимся требованиям эксплуатации. Здание представляет собой параллелепипед. конструктивный каркас которого вынесен наружу. Строительные материалы, использованные ван дер Роэ, — сталь, стекло, кирпич.

Кроун-холл ИТИ (здание факультета архитектуры и промышленного проектирования, 1950-1956) также представляет собой параллелепипед со стеклянными стенами. Плоская плита перекрытия подвешена к металлическим П-образным рамам. Интерьер ыновь — единое универсальное пространство.

Кроун-холл ИТИ

Неофункционализм в архитектуре: отношение к постройке как к живому существу, ее связь с окружающими условиями, изображение №4

Фарнсуорт-хаус

Одной из самых знаменитых построек Миса Ван дер Роэ является Фарнсуорт-хаус в штате Иллинойс. Основой здания служат три гладких горизонтальных железобетонных плиты. которые подняты над землей на металических опорах.

Современность

отель Morpheus

Ярким примером неофункционализма на сегодняшний день является отель Morpheus в Мокао.

Готические здания созданы из тех же материалов и практически по тем же технологиям что романские. Нечто подобное произошло, когда архитекторы из бюро Zaha Hadid Architects (ZHA) приступили к разработке небоскреба Morpheus. Они взяли привычные сталь и стекло, и придумали из этих материалов нечто совершенно новое.

Несущей конструкцией отеля служит внешний экзоскелет из металллических балок.

Неофункционализм в архитектуре: отношение к постройке как к живому существу, ее связь с окружающими условиями, изображение №7

Подобная конструкция позволяет отказать от прямых углов и строить здание мпо сути любой формы, а отказ от внутренних несущих колон высвобождает внутреннее пространство от стен и перегородок.

Ещё одним приятным. но не менее очевидным бонусом от применения этой технологии стала защита от прямых лучей солнца. Сетчатая структура внешних балок отлично пропускает внутрь рассеянный солнечный свет, но при этом практически полностью отсутствуют яркие пятна — получается приятное, не слепящее глаза освещение.

Также преимуществом внешнего несущего скелета являетя высвобождение внутреннего пространства и полнейшая свобода планировки помещений. Благодаря этому в центральной части небоскреба были созданы огромные общественные пространства, зоны отдыха, кафе и бары.

Высокие потолки и отсутствие прямых солнечных лучей дают возможность минимально использовать кондиционеры, что в свою очередь обеспечивает прекрасный микроклимат для постояльцев и позволяет экономить электроэнергию.

отель Morpheus, внутреннее помещение

Благодаря уникальной конструкции в здании создан простой атриум, который простирается до вершины здания.

Свобода в формировании пространства позволила архитекторам ZHA отказаться от привычной прямоугольной планировки номеров. номера разработаны таким образом, чтобы быть максимально удобными и в значительной мере соответствовать правилам фэн-шуй. Все углы, насколько возможно, сглажены. Если было необходимо установить пятиугольную ванну — так и делали.

Читайте также: