Необходимость и случайность причина и следствие кратко

Обновлено: 04.07.2024

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Оглавление

Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность 3
1. Причина и следствие. 4
2. Необходимость и случайность. 6
3. Возможность и действительность. 8

Файлы: 1 файл

Категории диалектики.docx

Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Причина и следствие.

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бывают связи вида: причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.

Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру, день и ночь, радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину).

Имеются следующие виды цепей причинения :

1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом.

2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример – работа

холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.

3) Разветвляющиеся цепи причинения.

Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может дать сеть причинения.

Причинная сеть – это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной и следствием.

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.

Итак, основой детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи.

Необходимость и случайность.

Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие.

Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский детерминизм предполагает существование объективной необходимости. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Пример – развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. “Необходимость” это то, чего нельзя обойти, что “не-обойти”. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно являются и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса.

Возможность и действительность.

Возможность (вероятность) – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то, что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом. Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что ”действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния воды в газообразное.

Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример – смерть человека.

Абстрактные возможности – это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На базе научных представлений о вероятности в настоящее время формируется философское понятие вероятности.

Вероятность—это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности.

Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности.

Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности.

Принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии.Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос,обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии,имеет ли эта обусловленность регулярный упорядоченный хар-р. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познания и предсказания событий. Механический детерминизм - однозначная прич. обусловленность => абсол. строгое предсказание. Индетерминизм – методолог. позиция, в кот. отрицается как объективность прич. связей, так и ценность причиных объяснений в науке.

Основные категории детерминизма:

1)причина и следствие

2)необходимость и случайность

3)возможность и действительность

Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.

Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие.

Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие.

Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними и внешними.

Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняя характеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные, т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованные через промежуток. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины и характер следствия.

Вероятность - это мера возможности. Вероятность – это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. Необходимое и случайное. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно не становятся необходимыми.

Необходимость-это то ,что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов ,событий и что должно произойти(или происходит) в главном так ,а не иначе. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и сами превращаются в необходимость.

Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью. Во времени возможность предшествует действительности. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно.

Действительность - творческий итог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности.

Детерминизм — это методологический принцип, согласно которому тот факт, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, позволяет познавать и предсказывать события как определенного, так и вероятностного характера.

В своем историческом развитии детерминизм прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап постклассического детерминизма, диалектического по своей сути.

Первые зачатки детерминистских взглядов можно найти в работах Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отверг объективное существование случайности и сказал, что человек называет событие случайным, если он не знает (или не хочет знать) причину этого события. Этот детерминизм был развит Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетрихом, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.

Принципы детерминизма были впервые четко сформулированы П. Лапласом в 1775 году. Согласно Лапласу, детерминизм основан на ясном и предопределенном будущем, которое вытекает из признания жесткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, что из знания начальных причин всегда можно однозначно вывести следствия.

Лапласовский детерминизм оказался непригодным для описания поведения сложной системы, например, живого существа, популяции, индивидуума. Биологические, социологические, экономические законы не обладают такой же строгостью, как законы механики, но это не значит, что от них следует отказаться. Причиной такой нестрогости считается невозможность учесть все факторы, влияющие на систему.

В середине 19 века возник новый биологический детерминизм. В то же время начали укрепляться идеи об общественной природе человеческого сознания (Маркс). Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, основанная на зависимости человека от действия общественных сил. В рамках диалектического материализма причинно-следственная связь понимается как объективная связь, отраженная сознанием благодаря деятельности человека, но это лишь момент всеобщей взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Диалектический детерминизм учитывает все известные формы взаимозависимости явлений, многие из которых выражаются в терминах отношений, не имеющих прямого причинно-следственного характера. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимосвязи частей и целого и т.д.

Принцип детерминизма - Причина и следствие

Причина и следствие

Концепция причины и следствия возникает на пересечении принципов универсальной связи и эволюции. С точки зрения принципа всеобщей связи, причинность определяется как вид связи, а именно генетическая связь между явлениями, при которой одно явление с необходимостью порождает другое при наличии определенных условий. С точки зрения принципа развития, причинность определяется следующим образом: Каждое изменение, а a fortiori развитие, то есть изменение в направлении появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

Причинно-следственные связи присутствуют в каждом процессе изменений. Применение принципа причинности ограничено принципом всеобщей связи. Такие типы отношений, как пространственно-временная корреляция, функциональная зависимость, отношения симметрии, относятся к тем, которые не имеют причинно-следственных связей. Однако каждое явление имеет свою причину и следствие, причем не одно, так другое. Причина — это взаимодействие, следствие — результат взаимодействия.

Критерии причинно-следственных связей:

  • Генерация или производство, субстанциональный характер причинно-следственной связи;
  • Темпоральная асимметрия. Причина предшествует следствию. Причинный процесс необратим. В то же время факт постоянного временного предшествования не является критерием причинности (лето-осень);
  • необходимость, уникальность. Одни и те же причины всегда приводят к одним и тем же последствиям. Связь между следствием и причиной не может быть случайной, но причина может быть случайной;

Временная и пространственная непрерывность, смежность. Одной из характеристик причинности является ее связь с категориями времени. Время — это форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственные связи понимались по-разному с точки зрения времени. Некоторые считают, что причина всегда предшествует следствию. Причина и следствие сосуществуют некоторое время, затем причина исчезает, а следствие становится новой ценностью. Другие говорят, что интервалы частично перекрываются, третьи — что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бесполезно говорить о том, что причина существует и, следовательно, действует, когда ее следствие еще не вошло в сферу бытия. Может ли существовать причина, которая не действует?

Но понимание причины и следствия также используется для характеристики событий, происходящих одновременно, явлений, смежных во времени, и явлений, в которых следствие проистекает из причины. Иногда они разделены временным интервалом и соединены цепочкой промежуточных звеньев.

Последовательность может иметь несколько причин, некоторые из которых являются необходимыми, а другие — случайными. Существенной особенностью причинности является непрерывность причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное воздействие причины на следствие, поскольку она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производство своей причины, изменяя ее силы, особенно когда причинная связь не непосредственная, а протяженная. Такое взаимодействие причины и следствия во времени называется принципом обратной связи. Она применима везде, особенно в самоорганизованных системах, где информация воспринимается, хранится, обрабатывается и используется. Без обратной связи немыслимы стабильность системы, управление и движение.

Причины и следствия относительны во всех своих проявлениях. Соответственно, логические определения причин и следствий, отражающие смысл этих терминов, могут быть только относительными.

Причины и следствия являются причинами и следствиями только по отношению друг к другу. Соответственно, определения терминов: причина и следствие; должны формироваться по тому же принципу.

Все каузальные процессы в мире, таким образом, не обусловлены односторонним действием, а основаны, по крайней мере, на отношениях между двумя взаимодействующими объектами, и в этом смысле причинность следует рассматривать не просто как вид отношения, а как вид взаимодействия.

Случайность и необходимость

Важным вопросом для любой теории детерминизма является статус категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принять принцип причинности, который является обязательным для концепции философского детерминизма, то случайные явления также следует считать причинными. Но обязательным свойством причинности является необходимость, следовательно, случайность также носит необходимый характер, и объективное противопоставление необходимости и случайности бессмысленно.

С позиции детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективный термин, которым мы обозначаем нечто, причины чего нам пока неизвестны. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако эта случайность, причина которой известна, не перестает быть случайностью; существование причины не обязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не означает, что случайностей не существует.

Наиболее ярко детерминизм сформулирован Лапласом — можно выразить в математической формуле все параметры, описывающие настоящее состояние всех частей природы и всех сил, предсказать все прошлые состояния мира и все события на все будущие времена. Другие считают, что все в мире — дело случая, которому нужно доверить свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива — либо в мире правит случайность, либо случайности нет, есть только необходимость.

Поэтому все необходимые свойства изучаемого явления определяются для существования набором внутренних существенных связей, а случайные свойства изучаемого явления определяются для существования изменяющимся кругом внешних связей.

Отсюда можно сделать вывод, что различие между необходимым и случайным в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляется самим познающим субъектом и носит прежде всего гносеологический характер.

Возможность и реальность

Возможность — это объективная тенденция развития, присущая существующим явлениям, наличие условий объекта (предмета, явления) или, по крайней мере, отсутствие таких обстоятельств, которые исключали бы их возникновение

Реальность — это то, что действительно существует и развивается, имеет собственную сущность и закономерность в себе, а также содержит результаты собственного действия и развития.

Когда одна из возможностей реализуется, другие либо исчезают, либо кардинально меняются и приобретают новые качества. Например, в лотерее разыгрывается автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равные шансы выиграть этот автомобиль, но если выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз.

Возможность — это состояние или ситуация, когда часть определяющих факторов присутствует, но другая их часть отсутствует, или когда определяющие факторы недостаточно созрели для возникновения нового явления. Каждая материальная система сначала существует потенциально, а затем становится реальностью. Развитие — это бесконечный процесс реализации возможностей и появления новых. Возможность также относится к тому, какие тенденции возникновения и развития уже присутствуют в реальности, но еще не стали бытием.

Реальность — это актуальное бытие, возможность — потенциальное бытие. Их взаимосвязь заключается в том, что они предполагают друг друга. Все действительное имеет возможности и появилось в результате возможностей. Связана с другими категориями детерминизма, особенно с правом. Обратимая возможность — превращение воды в пар и необратимая возможность, когда после реализации первоначальная реальность становится невозможной — например, смерть. Формальная и реальная возможность относятся к необходимости и случайности. Формальный — то, что связано со случайностью (выигрыш в лотерею). Его реализация требует подавления многих необходимых линий. Реальное — то, что обусловлено необходимыми сторонами — созревание плодов. Абстрактные возможности — для реализации которых на данном этапе нет подходящих условий, они реализуются на более высоком уровне развития материи. Конкретные — те, для которых есть возможности. Для количественной оценки возможности вводится понятие вероятности. Она ограничивает границы возможности и характеризует степень ее реалистичности. Вероятность — это степень необходимости в том, что возможно.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель

Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это приемлемо, т.к. иначе можно допустить наличие чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это “паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ события, которое носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Аристотель толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

Читайте также: