Немирович данченко биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Немирович-Данченко Владимир Иванович - талантливый драматический деятель и беллетрист, брат предыдущего. Родился в 1858 г.; образование получил в Московском университете. Еще в бытность студентом состоял театральным критиком в "Русском Курьере". Был членом московского литературно-театрального комитета и преподавал в Московском театральном училище сценическое искусство. Крупное место в истории русского театра Немирович-Данченко занимает как основатель, вместе со Станиславским , Московского Художественного театра. Начиная с 1882 г. (не имевшая успеха пьеса "Наши Американцы"), поставлены были в Москве и других городах комедии Немировича-Данченко: "Шиповник", "Счастливец" (1887), "Последняя воля" (1888), "Новое дело" (1890) и драмы: "Темный бор" (1884), "Соколы и Вороны" (в сотрудничестве с князем Сумбатовым ), "Цена жизни" (1896), "В мечтах" (1902) и др., отводящие автору заметное место среди современных драматургов. Из небольших рассказов и повестей Немировича Данченко выделяется повесть "С дипломом" ("Артист", 1892). Более крупные беллетристические произведения Немировича-Данченко: "На литературных хлебах" (1891), "Старый дом" (1895), "Губернаторская ревизия" (1896), "Мгла", "Драма за сценой", "Сны" (1898), "В степи" (1900), сборник рассказов "Слезы" (1894). Произведения Немировича-Данченко, при тщательной отделке деталей и обрисовке характеров, отличаются определенностью мысли. В своих больших романах он изображает крушение высоких стремлений и благих порывов людей, не лишенных таланта, но не имеющих достаточно силы воли и характера для борьбы с препятствиями и для усидчивого труда. Самые порывы этих людей вытекают из искания ими смысла жизни. Дать идеалистический ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни, Немирович-Данченко пытается и в своей драме: "Цена жизни". С. В.


Режиссер, писатель, педагог. Вместе с К. С. Станиславским в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

С 1891 г. начал преподавательскую работу в Филармоническом училище, полагая, что мечта об обновлении сцены неосуществима без нового актера, способного передавать стиль и мысли новой драмы. В опытах Станиславского в Обществе искусства и литературы, за которыми Немирович-Данченко издавна следил, ему становились очевидны перспективы режиссуры — искусства построения спектакля как художественной целостности.

Он имел свое суждение о том, сколь долгой может быть жизнь художественных идей, и рано начал спрашивать себя, не иссякает ли внутренняя энергия, породившая МХТ. Эти мысли совпали с временем войны 1914-1918 гг. и революции.

Немирович-Данченко шел в своей готовности к пересмотру далеко: весной 1924 г. направил вполне официальную бумагу в Государственный ученый совет, так или иначе ведавший делами театров, где излагал планы предстоящего сезона: «Из старого репертуара Московского Художественного театра надо исключить:
а) произведения литературы, неприемлемые для нашей современности (пример: весь чеховский репертуар, — по крайней мере в той интерпретации, в какой эти пьесы шли в Художественном театре до сих пор);
б) спектакли хотя и вполне приемлемые как литературные произведения, но утратившие интерес по своей устаревшей сценической форме (пример: „На всякого мудреца довольно простоты“).

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился на Кавказе, в местечке Озургеты около Поти 11 декабря 1858 года. Отец — подполковник, помещик Черниговской губернии, мать — урожденная Ягубова, армянка.

Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе. Рядом с домом находился летний театр, который увлек десятилетнего мальчика. В четвертом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.

Будучи известным драматургом, критиком, беллетристом, Немирович-Данченко в 1891 году начинает преподавать на драматических курсах Московского филармонического училища. Работая с молодыми актерами, он приходит к выводу, что сцена отстала от литературы на десятки лет, что традиционное сценическое искусство обросло штампами, условностями и сентиментализмом.

Владимир Иванович с интересом следит за театральными экспериментами молодого режиссера Константина Станиславского. Их пути неизбежно должны были скреститься.

При распределении обязанностей между двумя руководителями МХТ в ведении Немировича-Данченко оказались репертуарные и административные заботы (режиссурой занимались оба).

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Его требовательной волей на афише МХТа появятся не только А. Чехов, но и М. Горький, Л. Толстой, произведения Л. Андреева, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и других авторов.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Станиславский увлечен, поглощен экспериментами, работой с молодежью, а Владимир Иванович ведет трудную административно-организационную часть, он режиссирует, он должен составлять репертуар так, чтобы тот оставался репертуаром высокого, строгого вкуса, он поддерживает равновесие между труппой, администрацией, пайщиками.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Владимир Иванович Немирович-Данченко

В.И.Немирович-Данченко и Ф.И.Шаляпин
среди студийцев второй студии МХТ. 1916 г.

В стране — брожение. В октябре к власти приходят большевики. Для театра, как и для всей страны, наступают нелегкие времена. После революции МХТ подвергался бешеной травле со стороны левого фронта искусств, разного рода авангардистов, а также со стороны рапповской критики. По свидетельству Немировича-Данченко, МХТ был не однажды на грани катастрофы.

Полнота контакта с актерами — едва ли не самое главное в режиссуре Немировича-Данченко. Он знал или угадывал, что именно актеру в данном образе может быть наиболее близким. Он любил задавать вопросы актерам.

Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли за рубеж; в октябре начались ее выступления в Европе (Берлин), 12 декабря — спектакль в Нью-Йорке. Далее гастроли по США.

Для режиссера стала творческой драмой история, в результате которой Музыкальная студия по возвращении на родину лишилась помещения. Об этой обиде, вопреки своему обыкновению, он не стал молчать.

На восьмом десятке лет Немирович-Данченко много сил отдает режиссуре, внимательно следит за развитием новой советской драматургии, отмечая дарования трех авторов — М. Булгакова, А. Афиногенова, Ю. Олеши (их пьесы — в афише театра).

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Памятник К. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко в Камергерском переулке в Москве.

Какие иногда интересные хитросплетения случаются в судьбах людей! Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии, отец его был украинцем, мать – армянкой, а стал он великим русским и советским режиссером!

Отец Владимира - владелец имения в Черниговской губернии - был офицером, и в чине подполковника служил на Кавказе. В городке Озургети близ порта Поти в 1858 году в семье появился второй мальчик - Владимир. Старшему Василию в то время шел уже девятый год.

С самого раннего детства мальчик мечтал о театральной сцене. Видимо, это было своеобразной семейной традицией: в семье все увлекались театром.

Когда Владимир подрос, родители переехали в Тифлис, чтобы дать возможность сыну получить достойное образование. В гимназии Володя учился очень хорошо. Кроме этого помогал родителям, занимаясь репетиторством.

В Тифлисе, недалеко от дома, в котором жила семья Немировича-Данченко, находился летний театр. Еще будучи учеником четвертого класса, Володя стал писать пьесы, а затем принимать участие в занятиях любительских театральных кружков.

Имя Немировича-Данченко стало нарицательным. В его честь выпускают почтовые марки

В 1876 году Владимир с серебряной медалью окончил тифлисскую гимназию и уехал в Москву поступать в университет. Володя стал студентом физико-математического факультета, затем перешел на юридический, но через три года покинул университет так и не закончив его.

Первые роли Немировича-Данченко

Любовь к театру пересилила интерес к науке. С 1877 года будущий режиссер начал выходить на сцену любительского театра в Москве. Первые роли принесли начинающему актеру успех, но Владимир отказался от карьеры артиста. Вполне справедливо Владимир решил, что своему успеху он обязан молодости, искренности и темпераменту. Однако он был невысокого мнения о своей внешности, не соответствующей образу идеального актера. Немирович-Данченко хорошо понимал, что рано или поздно молодость, компенсирующая недостатки внешности, уйдет, и не стал больше выступать на сцене.

Работа Немировича-Данченко литературным критиком

Личная жизнь Немировича-Данченко

В 28 лет Владимир женился. Его избранницей стала красавица Екатерина Бантыш. Екатерина была дочерью известного российского педагога и общественного деятеля Николая Корфа.

Первое замужество Екатерины было неудачным, но, видимо, отрицательный опыт, приобретенный в общении с первым супругом, сделал женщину мудрее. Она окружила Владимира заботой, была всегда весела и интересовалась творчеством спутника жизни.

В театре, где работал ее второй муж, никогда не ощущалось недостатка в смазливых актрисах, желающих завоевать расположение режиссера, но жена не устраивала сцен ревности. Во многом благодаря Екатерине Николаевне брак продолжался более пятидесяти лет!

Встреча Станиславского и Немировича-Данченко

В 1891 году Владимир Иванович становится преподавателем Московского филармонического училища. Узнав более подробно, изнутри, театральный мир, он понимает в каком кризисном состоянии находится театральное искусство. В тот же период начинает расцветать талант Константина Станиславского.

Революция в театре

С конца XIX века две фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произноситься как одно целое. Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве.

Деятельность Немировича-Данченко после революции

И после 1917 года Немирович-Данченко и Станиславский продолжали бороться за правду жизни на театральных подмостках.

В 1919 году при Художественном театре Владимир Иванович организует музыкальную студию. В 1925 году студия выезжает на гастроли в Европу и США. Часть артистов студии осталась в Америке. Сам Немирович-Данченко подписал полуторагодичный контракт с Голливудом. Однако ни репетиции, ни беседы с заокеанскими актерами не принесли удовлетворения режиссеру. В США не был осуществлен ни один его проект.

В 1926 году музыкальная студия была преобразована в театр. Через два года подобное преобразование произошло и с оперной студией Станиславского. Оба театра находились под одной крышей, имели свои дирекции и труппы, но общий оркестр.

Немирович-Данченко (справа) и Станиславский

С конца 1928 года Станиславский практически отошел от организационных дел (начались проблемы со здоровьем), и сохранение Художественного театра стало главной заботой Немировича-Данченко.

Последние годы жизни

Кроме работы в театре, Немирович-Данченко руководил работой комитета по присуждению премий в области литературы и искусства, писал мемуары.

После начала войны 1941 года Владимир Иванович переехал сначала в Нальчик, а затем в город своего детства - Тбилиси. Уже в октябре он вернулся в Москву.

Скончался Владимир Иванович на 84 году жизни в апреле 1943 года. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

Выдающийся режиссер имел звание Народного артиста Республики и народного артиста СССР, дважды получал Сталинские премии, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Читайте также: