Немецкое гимнастическое турнерское движение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТУРНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДЁЖИ В ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА.

Куслий Алина Эдуардовна - студентка 421 группы

Научный руководитель – Коновалова Наталья Владимировна

Компетентность специалиста по физической культуре и спорту в области гимнастики характеризуется знанием не только теории и методики преподавания дисциплины, но и основных периодов её истории. Без освоения прошлого наследия невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.Историко-педагогическая образованность позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и образовательной практике.

Цель исследования - Рассмотреть задачи и методические особенности турнерства как средства физического воспитания в Германии XIX века.

Объект исследования - эволюция общих принципов физического воспитания в трудах немецких авторов (оздоровительная направленность, формирование качеств личности в процессе физического воспитания)

Предмет исследования - изучение возможности на основе междисциплинарных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

Провести анализ исторических предпосылок возникновения турнерства Германии.

Выявить факторы, оказавшие влияние на формирование турнерства.

Изучить деятельность Фридриха Яна – основателя турнерского гимнастического движения. Выявить преимущества и недостатки немецкой системы гимнастики.

Решение поставленных задач осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования:теоретический метод (анализ психолого-педагогической, методической литературы);классификация и систематизация;установление междисциплинарных связей изучаемого языка со специальными дисциплинами.Методологическую основу данной работы составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики.

В процессе исторического развития физическое воспитание в Германии находилось по д влиянием различных факторов. Вначале оно в основном следовало путями естественного воспит ания, свойственного филантропам. В занятиях физическими упражнениями передовые мыслители того времени видели возможность развития и совершенствования тела, а также интеллекта человека.

Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс (1759-1839) , Антон Герхард Фит (1763-1836)не только сыграли важную роль в пропаганде школьного физического воспитания в Германии, а позднее и в Европе, но и сделали доступным образование для всех слоёв населения.Кроме того, их плодотворный труд в области теории и методики физического воспитания позволил создать фундамент для нового гимнастического движения – турнерства.

После разгрома Наполеона некоторые турнерские организации выступили за воссоединение Германии на буржуазных началах, что вызвало тревогу прусского правительства. В 1819 году турнерские организации были запрещены, все турнерские площадки ликвидированы, а их основатель арестован. В 1842 году запрет на турнерское движение был снят, что означало его возрождение и развитие. Во многих городах Германии были организованы фестивали по турнерству. В 1846 г. во Франкфурте-на-Майне был построен крупный гимнастический зал. В 1868 году все кружки Turnvereine были объеденены в Общегерманский гимнастический союз – Deutsche Turnerschaft , а в 1893 году под влиянием индустриализации страны возник рабочий турнерский союз. Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много времени уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражнениям, развитию воли, физической силы, воспитанию дисциплины. С 1922 в городе Фрайбургежегодно проводится спортивный праздник, посвящённый основателю турнерского движения Ф. Л. Яну.

Таким образом, турнерство как средство физического воспитания в Германии в XIX века базировалось на трудных для исполнения гимнастических упражнениях, направленных на воспитание психофизических качеств, ведущих к созданию высокого уровня подготовленности молодёжи мужского пола к обороне страны – сила, выносливость, смелость, самоотверженность. Однако м етодика проведения занятий иклассификация упражнений не имела научного обоснования. Н е было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля. Изучение позитивных и негативных характеристик турнерского движения создаёт условия для накопления фонда объективных представлений об актуальных вопросах физического воспитания в Германии XIX века, мотивирует специалиста по физической культуре и спорту к профессиональному развитию.

Список использованных источников

2. Кряжева Е.В. Межпредметная интеграция в обучении как один из способов развития технического мышления у студентов//Среднее профессиональное образование.-2008.№ 9.- С. 30-31.

3. Кун Л. Всеобщая истории ФК и спорта. М.-1982.

4. Лях В.И. Физическое воспитание в немецкой школе // Физическая культура в школе. – 2005. №4.- С. 72- 76.

5. Прохазка К. Спорт и мир. – М.:Физкультурв и спорт, 1986.- 80с.

6. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989.

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турн-плац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500 человек.

Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений.

Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

16. Возникновение и содержание шведской системы гимнастики в XIX веке.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды - гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12 - 18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии. В Швеции того времени была организована подготовка преподавателей с высшим образованием по гимнастике. В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала, по которому начали строить первые спортивные залы. Физическое воспитание в шведской школе проводилось и среди девочек.

Шведская гимнастика органично дополняла немецкую. В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились.

1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени.

2. ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит).

3. Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс).

4. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавии (Пер Линг, Ялмар Линг).

5. Возникновение и развитие военно-гимнастического движения во Франции (Франциско Аморос).

6. Сокольское движение в Чехии (Мирослав Тырш).

7. Возникновение и развитие скаутского движения.

8. Профессиональный и любительский спорт.

9. Возникновение и развитие рабочего спортивного движения

1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени

Новым временем в истории называется эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций 17 века до Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Буржуазные революции XVII-XIX вв. подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки. В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физической культуры и спорта. Общество на данном этапе новой истории нуждалось в людях, способных укреплять его военное и политическое господство. Требовались сильные, настойчивые, предприимчивые личности. Чтобы воспитывать таких людей, оно создает ряд новых, передовых для своего времени средств, форм и методов общего, в том числе и физического воспитания.

ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит)

Филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью.

Филантропины – школы нового типа. Первое такое учреждение утверждается в 1774 году в Дессау (Германия) при моральной и материальной помощи герцога из Дессау.

Преподавание строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания.

Филантропины были классно-сословными школами. В них обучались ученики трех категорий:

- академисты – сыновья из знатных семей;

- педагогисты – выходцы из средних слоев, будущие учителя;

- фамулянты – дети простого люда, предназначенные в слуги.

Гимнастику в филантропинах преподавали Герхард Фит и Иоганн Гутс-Мутс. Они внесли значительный вклад в теорию и практику физического воспитания. В своих трудах они теоретически проанализировали и обобщили все то, что было известно в то время о физической культуре.

Большое внимание нужно уделять фехтованию, верховой езде, танцам, плаванию и катанию на коньках.

Иоганн Гутс-Мутс - его гимнастика готовит людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным двигательным действиям. Он подразделял гимнастические упражнения на три группы: собственно гимнастические, общественные игры и ручной труд.

Упражнения делил на тяжелые и легкие, активные и пассивные. Добивался индивидуального подхода к занимающимся. Поощрял стремление учащихся к соревновательности.

Гутс-Мутс способствовал созданию современной гимнастики, в которую в то время входили игры-развлечения, бег на коньках, переноска тяжестей и т.п.

Деятельность Гутс-Мутса и Фита была направлена на распространение физической культуры среди широких кругов населения. С этой целью и появилась разработанная ими новая форма физических упражнений – гимнастика, которая по своему общему характеру была гораздо ближе городскому населению, чем рыцарские искусства.

Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс)

Гимнастические системы преимущество создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция и др.). Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала 19 века, в которых принимали участие многочисленные армии, требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также более четкому выполнению строевых команд.

Возникшие гимнастические системы имели общую основу, но каждая из них отражала своеобразие тех стран, где они создавались. Различие проявлялось также в применении снарядов, в средствах, способах, организации и формах проведения занятий.

После разгрома Наполеона некоторые турнерские организации выступили против феодальной реакции, за воссоединение Германии на буржуазных началах. Это выступление вызвало тревогу у прусско­го правительства, и турнерские организации в 1819 г. были фор­мально запрещены, что привело к ослаблению их деятельности.

Возрождение турнерского движения относится к 40-м гг., когда в Германии экономически окрепла буржуазия и назрела буржуазная революция. Во время буржуазно-демократической революции (1848— 1849) члены ряда турнферейнов (гимнастических союзов) сражались на баррикадах. После подавления буржуазной революции в Герма­нии общественно-политическая деятельность турнерских организа­ций несколько ослабла. Однако в дальнейшем, в связи с ростом немецкой буржуазии и усилением движения за объединение Герма­нии, движение турнеров вновь приобрело популярность. В 1860—1862 гг. в стране проводились общегерманские праздники турнеров, в которых участвовало до 4500 человек, в 1862 г. все турнферейны были объединены в Общегерманский гимнастический союз (Дойче- турнершафт). Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много внимания уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражне­ниям, развитию воли, физической силы и выносливости, а также воспитанию дисциплины.

В основу классификации упражнений в немецкой гимнастике была положена внешняя форма движений. Методика проведения занятий, классификация упражнений, а также и оценка с анатомо-физиоло- гической и педагогической точек зрения не имели достаточного на­учного обоснования. В методике не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля. Крупнейший деятель России в области физи­ческого воспитания профессор П.Ф.Лесгафт подвергал немецкую гимнастику резкой критике.

Немецкое гимнастическое движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связао с именами Ф.Яна и Э.Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500человек

Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

2.6 Движение рядом с дрессировщиком

Движение рядом с дрессировщиком приучает собаку находиться возле дрессировщика при различных темпах движения, а во время остановки -- самостоятельно садиться.

I. Движение

Движение - это самый мощный стимулятор катаболических процессов в организме, которые в период покоя активизируют биосинтетические - анаболические процессы. Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека.

Движение по ледово-снежным склонам

К следующей группе технических приемов, наиболее критичных к НС, отнесем приемы движения по ледово-снежным склонам, где часто наблюдается такая типичная ситуация. Группа поднимается по снежному кулуару и в верхней его части.

Движение по снегу

По причинам возникновения все НС объединяются в три практически равноценные группы. 1. Небрежное, невнимательное передвижение по простому снежному склону 30-40° группы, имеющей достаточный запас сил, при нормальных погодных условиях. 2.

1. Организация и движение Олимпийских игр

По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл считались также учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах.

Глава 2 Международное олимпийское движение

1.5 Гимнастическое оборудование

Гимнастическое оборудование условно можно разделить на три категории: · Стандартное оборудование · Нестандартное оборудование · Оборудование.

Глава ІІ. Международное олимпийское движение

5. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдержать с помощью компаса нужное или заданное направление движения и точно выйти к намеченному пункту, т.е.

Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде

1.3 Скаутское и пионерское движение

В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков.

4.1 Движение по тропам

Чтобы экономно расходовать силы турист должен приучить себя к ровному, свободному шагу. По пересеченной местности следует идти со слегка согнутыми коленами, стараясь не до конца выпрямлять их во время толчка.

4.2 Движение по болотам и чащам

Болота, образовавшиеся в результате затопления или увлажнения низины, преодолевают перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку или пользуясь для опоры ног грунтом около комлей деревьев (кустарников). Для опоры применяются и альпенштоки.

5.2 Движение крови по сосудам

Кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выталкивает кровь в аорту периодически. Это возможно потому, что объем выталкиваемой в аорту крови во время систолы сердца растягивает стенки аорты.

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В 1923 году спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов. С 1924 года стали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта.

Читайте также: