Немецкий гуманизм и его особенности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию, подчеркивавшему греховность человеческой сущности, обреченность на страдания.

Генезис немецкого гуманизма был тесно связан с итальянской ренессансной культурой => изучение оригинальных греческих и еврейских текстов. В германских городах сформировался значительный слой интеллектуалов, который обладал независимым гражданским сознанием и служил той средой, куда проникали и где получали развитие гуманистические взгляды. Лудер и Карох – лекции об античной культуре. Внедрение гуманистический идей в университетское образование. Книгопечатание. Многие национально-патриотические идеи гуманистов отвечали запросам политической элиты, прежде всего княжеской власти, дворянства, патрициата, служили обоснованием суверенных прав, борьбы с папством. Становлению гуманистического движения способствовали и такие факторы, как бурный расцвет городов, формирование предпринимательства, которое было одним из главных заказчиков гуманистических произведений, а также нарастающий кризис теологии. Среди немецких гуманистов преобладали выходцы из бюргерства, были также представители дворянства, патрициата и крестьянства.

В целом гуманистическое движение в Германии имело ярко выраженные особенности, которые определялись местными условиями и идейными традициями. Это касалось, в первую очередь, интереса гуманистов к тем проблемам, которые волновали широкие круги германской общественности: этико-религиозные вопросы, история и национальное развитие немцев, политическое устройство Германии и роль папского Рима в унижении немцев, кризис католической церкви. Германский гуманизм, хотя и был во многом критически настроен к церкви, в то же время оставался христианским. Библейские заповеди и христианская мораль рассматривались как основы гуманистического воспитания. Еще одной особенностью гуманизма в Германии стала его связь с книгопечатанием, что позволяло быстро распространять гуманистам свои идеи. Характерными чертами немецкого гуманизма были также сатира, ирония, критика всего общества без какой-либо социальной предпочтительности, влияние народной культуры.

Немецкие гуманисты стремились подвергать критике церковь и ее постановления (Священное Предание) не только с позиции здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, обличая пороки церковников. Гуманизм внес вклад в подготовку Реформации разработкой рационалистических методов изучения Священного Писания, стремлением дать новое решение коренных социально-этических и политических вопросов, высмеиванием сословных предрассудков, пропагандой патриотических идей.

Важно и то, что на протяжении десятилетий критика церкви гуманистами была совершенно открытой и церковь оказалась бессильна в борьбе с ними.

Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию, подчеркивавшему греховность человеческой сущности, обреченность на страдания. Сохраняя важнейшие признаки гуманизма как европейского явления, гуманистическая мысль в Германии прошла специфический путь развития.

Генезис немецкого гуманизма был тесно связан с итальянской ренессансной культурой (распространение гуманистической литературы из Италии, получение немцами образования в Италии, издание античных текстов, преподавание в новом гуманистическом духе). В частности, большую роль сыграли философские идеи Н. Кузанского, получившего университетское образование в Италии; пропаганда новой образованности итальянским гуманистом Э. Пикколомини, который долгое время был приближен ко двору императора Фридриха III. Возросший интерес теологов и ученых к греческому и древнееврейскому языкам объяснялся желанием прочитать тексты Ветхого и Нового Заветов на языке оригинала. Изучение оригинальных греческих и еврейских текстов стало теперь занятием довольно широкого круга образованных людей и частью университетской программы обучения. Древнееврейская и греческая христианская литература указывали на зависимость латинских текстов и ранней письменной католической культуры от восточных образцов. Историко-филологическое исследование библейских текстов способствовало тому, что гуманистическая традиция базировалась на прочных научных основах.

В Германии XV в., как в Италии предшествующего столетия, различные внутренние импульсы готовили почву для восприятия и развития гуманистической мысли. Гуманистическим идеалам отвечали новые черты менталитета немцев, в первую очередь осознание возросшей роли личности человека, отрыв от сословно-корпоративных пут, деловая и творческая активность. В германских городах сформировался значительный слой интеллектуалов, который обладал независимым гражданским сознанием и служил той средой, куда проникали и где получали развитие гуманистические взгляды.

Своими успехами гуманизм во многом был обязан книгопечатанию. Типографии Аугсбурга, Нюрнберга, Базеля публиковали огромными по тогдашним меркам тиражами книги и памфлеты гуманистов, удовлетворяя потребности интеллектуальной элиты в гуманистической литературе. Многие национально-патриотические идеи гуманистов отвечали запросам политической элиты, прежде всего княжеской власти, дворянства, патрициата, служили обоснованием суверенных прав, борьбы с папством. Становлению гуманистического движения способствовали и такие факторы, как бурный расцвет городов, формирование предпринимательства, которое было одним из главных заказчиков гуманистических произведений, а также нарастающий кризис теологии.

На рубеже XV—XVI вв. вокруг крупных гуманистов и знатных меценатов формируются сообщества гуманистов в Нюрнберге, Аугсбурге, Ингольштадте, Гейдельберге, Эрфурте. Кружки способствовали осмыслению задач движения, единению европейских гуманистов. Среди немецких гуманистов преобладали выходцы из бюргерства, были также представители дворянства, патрициата и крестьянства.


В целом гуманистическое движение в Германии имело ярко выраженные особенности, которые определялись местными условиями и идейными традициями. Это касалось, в первую очередь, интереса гуманистов к тем проблемам, которые волновали широкие круги германской общественности: этико-религиозные вопросы, история и национальное развитие немцев, политическое устройство Германии и роль папского Рима в унижении немцев, кризис католической церкви. В отличие от итальянского, в большей степени языческого (античного), германский гуманизм, хотя и был во многом критически настроен к церкви, в то же время оставался христианским. Библейские заповеди и христианская мораль рассматривались как основы гуманистического воспитания. Еще одной особенностью гуманизма в Германии стала его связь с книгопечатанием, что позволяло быстро распространять гуманистам свои идеи. Характерными чертами немецкого гуманизма были также сатира, ирония, критика всего общества без какой-либо социальной предпочтительности, влияние народной культуры. Особое внимание гуманисты в Германии уделили языкам, причем не только классическим, но и национальному языку. Часть произведений писалась на немецком, чтобы привлечь к гуманистической литературе и ее идеям не только образованную часть общества, но и простых немцев.

Оценивая значение гуманизма в подготовке Реформации, необходимо отметить, что критическим запалом своих произведений гуманисты создавали среду для более рациональной оценки действий римского папы, католической церкви и отдельных священнослужителей. Антипапская направленность гуманизма выразилась в Германии гораздо резче, чем в Италии. Немецкие гуманисты стремились подвергать критике церковь и ее постановления (Священное Предание) не только с позиции здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, обличая пороки церковников. Гуманизм внес вклад в подготовку Реформации разработкой рационалистических методов изучения Священного Писания, стремлением дать новое решение коренных социально-этических и политических вопросов высмеиванием сословных предрассудков, пропагандой патриотических идей. Важно и то, что на протяжении десятилетий критика церкви гуманистами была совершенно открытой и церковь оказалась бессильна в борьбе с ними. Хотя к восприятию гуманистических идей была готова только небольшая часть немцев, как правило, хорошо образованная, гуманисты сумели усилить в общественном сознании неудовлетворенность церковью, показать ее отступничество от выполнения своей духовной миссии, расширить поле обличительной критики духовенства. Все это сближало гуманистов и реформаторов. Не случайно Ж. Кальвин был увлечен трудами Эразма Роттердамского, а У. фон Гуттен стал рьяным сторонником М. Лютера; гуманистами были и некоторые ведущие реформаторы — Ф. Меланхтон, У. Цвингли и М. Буцер. Объединяло их и стремление к духовному совершенству. Эразм Роттердамский и Ульрих фон Гуттен, пройдя в своей жизни, как и Мартин Лютер, через монастырское затворничество, увидели формализм монашеского обета, внешний характер католического благочестия и обрядности и предпочли другой путь — путь исканий новой философии и теологии. При всем различии задач они, так или иначе, обращались к одному источнику — Священному Писанию.

Большинство гуманистов были ревностными католиками и не подвергали сомнению необходимость сохранения католической церковной организации. Деятельность М. Лютера, вызвавшая разделение верующих на католиков и протестантов, противоречила гуманистическим идеалам, которые связывались с христианскими ценностями и существованием единой для всех церковной организации (вера должна не разделять, а объединять!). Разным было и общественное значение двух движений. Если гуманисты обращались к культурной элите немецкого общества, то реформаторы, ставившие и решавшие важнейшие вопросы религии, — ко всем немцам.

Начало революции и ее особенности в Германии

Особенности процесса феодализации в Германии

Особенности процесса феодализации в Германии К началу X в. процесс феодализации в Германии сделал заметные успехи. Основными общественными классами в это время стали крупные земельные собственники-феодалы и феодально зависимое и крепостное крестьянство. Повсеместно

10. Какие особенности появились в некоторых католических храмах Западной Европы после победы Реформации?

1. Рабочий контроль и его роль в подготовке национализации промышленности

1. Рабочий контроль и его роль в подготовке национализации промышленности Выдвижение и обоснование В. И. Лениным лозунга рабочего контроля над производством как переходной меры к социализму — это пример творческого развития марксизма.Идею рабочего контроля в

1. ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГЕРМАНИИ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVI В.

1. ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГЕРМАНИИ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVI В. К началу XVI в. большинство населения Германии состояло из феодальнозависимых крестьян. В деревне безраздельно господствовали князья, дворяне и их управители. В

ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ

ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ В идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации важное место принадлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития новой

3. Развитие сельскохозяйственной кооперации и ее роль в подготовке сплошной коллективизации

3. Развитие сельскохозяйственной кооперации и ее роль в подготовке сплошной коллективизации В условиях советского строя, социалистической национализации важнейших средств производства, сосредоточения в руках государства командных экономических высот, планового

1. Особенности зодчества Германии

Начало Реформации в Германии

Начало Реформации в Германии Возникновение в Германии движения за пересмотр догматов католицизма и обновление церковной жизни было неразрывно связано со всеми социальными и духовными изменениями, происходившими в немецком обществе на рубеже XV–XVI вв. Одновременно

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию,

Начало революции и ее особенности в Германии

Начало революции и ее особенности в Германии Революция 1848—1849 гг. носила общеевропейский характер. Революционный взрыв был ускорен двумя экономическими кризисами: аграрным, вызванным неурожаями 1845—1847 гг., и промышленным — 1847 г. Революции потрясли общественный и

13. Какие особенности появились в некоторых католических храмах западной Европы после победы реформации

§ 4. Особенности военного судоустройства и его роль в обеспечении безопасности фронта и тыла

§ 4. Особенности военного судоустройства и его роль в обеспечении безопасности фронта и тыла Известно, что война требует от людей предельного напряжения духовных и физических сил. Свое внешнее проявление она находит не только в виде беспримерных образцов великой

Идеология реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания[25]

Идеология реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания[25] В XVI веке в странах Западной Европы предбуржуазия, бюргерство, становится все более мощной и активно стремящейся к общественным преобразованиям силой. Начинается эпоха ранних буржуазных

Немецкий гуманизм рубежа XV–XVI столетий – это не только критика церкви, но и актуальная сатира. О чём шутили люди, и какой была сатирическая литература?

Немецкий гуманизм: предтечи и характер

Священная Римская Империя рубежа XV-XVI веков — это государство в расцвете сил. Несмотря на обширные владения княжеских фамилий и крепнущую власть церкви, в южно-немецких городах наблюдается небывалый экономический и культурный рост.

Именно здесь пробуждается интерес к культуре: Нюрнберг и Аугсбург становятся центрами притяжения интеллектуалов. В Страсбурге также крепнут гуманистические идеи. В целом, с развитием книгопечатания и проникновением идей Итальянского Возрождения юг Германии стал колыбелью немецкого гуманизма.

1.jpg

Переводы Петрарки и Боккаччо на немецкий язык, выполненные гуманистами Альбрехтом фон Эйбом и Никласом фон Виле во второй половине XV столетия, быстро находят отклик у студентов немецких университетов. Популярными становятся басни Эзопа и упомянутого ранее Боккаччо благодаря труду Генриха Штейнхёфеля. Но всё же большинство литературной продукции выходило на латинском языке.

2.jpg

Идеи немецкого гуманизма также прослеживались и в поэзии Конрада Цельтиса (1459−1508). Сын крестьянина из Франконии, в 1487 году он получил из рук императора Фридриха III лавровый венок. Талантливый и яркий поэт собирал древние рукописи в Богемии, Венгрии и Австрии, создавал поэтические кружки не только в немецких землях, но и в Польском королевстве. Лирика, вдохновлённая Овидием, а также своевольная трактовка общественных идеалов сделала имя Цельтиса известным. Поэт был приближён к императорскому двору Габсбургов: сам Максимилиан I слушал его пьесы и стихотворения.

3.jpg

Сатирическая литература Германии: немецкие шванки и памфлеты

Со второй половины XV столетия гуманисты обращают внимание на повседневность: учёные и литераторы всё чаще пишут на злобу дня. Вот именно в это время появляются жанры сатирических произведений: пародии, поучительная проза, оды, комедии, эпиграммы и памфлеты.

4.jpg

5.jpg

6.jpg

Себастьян Брант.

Корабль — символ бессмысленных и бесцельных странствий, которые никогда не кончатся, ибо кормчий — дурак. Псевдоучёные, легкомысленные родители, модники, пьяницы и азартные игроки держат путь в Наррагонию — страну дураков.

8.jpg

Приведём несколько ярких отрывков из произведения.

Так Брант обличает псевдоучёных и зануд-педагогов:

Не стесняясь, он высмеивает и глупых женщин:

«Хоть будь красавицей жена,
Но если дурой рождена,
С ней, как с глухой кобылой, мука:
Как ни причмокивай, ни нукай,
- Пошел на ней пахать, — бог мой!
- Бороздки ни одной прямой!"

Любителей залить за воротник Брант также не оставляет в стороне:

Обман на рынке был и в XV веке:

Власть также получает оплеуху от базельского поэта:

Поэма Себастьяна Бранта — отличный путеводитель по истории позднесредневекового общества империи, где мы находим негативные черты и пороки людей, которые встречаются до сих пор.

Нюрнбержец Ганс Сакс (1494 — 1576) — сапожник и настоящий бюргерский поэт — прославился благодаря своим искромётным шванкам, которые остро обличали пороки немецкого социума XVI столетия. В его шутливых стихах прослеживается критика представителей церкви и их сторонников:

«Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Кутить и пьянствовать безбожно?"

Пороки служителей, по мнению автора, очевидны:

Проблема достоверности информации в XVI века была так же актуальна, как и сейчас:

Труды немецких гуманистов оказали огромное влияние на дальнейшее развитие исторических событий в Германии XVI столетия: сатира, жёсткая критика церкви, сильная связь с книгопечатанием и упор на изучение древних языков сильно изменили культурный климат в немецких землях. А проблемы, которые поднимали интеллектуалы в своих опусах и юмористических зарисовках, до сих пор удивляют своей незыблемостью и актуальностью.

( 2 Там же, с. 347-348.)




Рост феодальной эксплуатации в конце XV и начале XVI в. вызывает целый ряд крестьянских восстаний, завершением которых явилась Великая крестьянская война 1524—1525 гг. Крестьянство становит­ся главной движущей силой революционного движения эпохи Реформации.

Главными центрами гуманизма в Германии были южнонемец­кие города (Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.), связанные с Италией торговыми и культурными сношениями. Первые немец­кие гуманисты были прямыми учениками итальянцев, но и впослед­ствии для передового человека эпохи Возрождения оставалось обя­зательным паломничество в Италию, к источникам новой, гуманистической науки и культуры.[290]

Большую роль в развитии ученого гуманизма сыграли немецкие университеты, число которых на протяжении XV и начала XVI в. непрерывно увеличивается. Благодаря старанию гуманистов в университетах комментируют латинских и греческих классиков, учреждаются новые кафедры поэтики и ри­торики; сочинения греческих классиков переводятся на латинский язык, латинские и итальянские авторы появляются в немецких пере­водах. Весьма важную роль в развитии гуманизма сыграли ученые общества и кружки, возникшие в крупных центрах гуманистической образованности. Среди них в начале XVI в. выделяется кружок гу­манистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом; к этому кружку одно время принадлежал Ульрих фон Гуттен.

Разнообразная неолатинская литература немецких гуманистов ориентируется на образцы древних и на латинскую поэзию италь­янских гуманистов XV в. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры, в которых высмеиваются пороки современного общества, в особенности духовенства, — комедия, сатирический диалог по образцу греческого сатирика Лукиана, памфлеты и пародии.

Книга имела огромный успех и была симптомом надвигающих­ся идейных боев эпохи Реформации. Она вышла, по всей вероятно­сти, из кружка эрфуртских гуманистов. Главным автором первой части был, по-видимому, Крот Рубеан, а в составлении второй ча­сти участвовал друг Рубеана, Ульрих фон Гуттен, наиболее яркая и боевая фигура среди немецких гуманистов этого времени.

Вот почему поднятое Зиккингеном и Гуттеном в 1522—1523 гг. рыцарское восстание не встретило поддержки ни со стороны городов, ни со стороны крестьян: и те и другие одинаково смотрели на участников восстания как на своих ближайших полити­ческих врагов. Потерпев поражение, Зиккинген был смертельно ра­нен при осаде своего замка. Гуттен бежал в Швейцарию, где выну­жден был скрываться от своих преследователей и умер в большой нужде. Политическое движение рыцарства осталось эпизодом в ис­тории немецкого революционного движения эпохи Реформации, но идейное влияние Гуттена на подготовку этого движения было тем не менее весьма значительно.

( 2 Там же, с. 347-348.)

Рост феодальной эксплуатации в конце XV и начале XVI в. вызывает целый ряд крестьянских восстаний, завершением которых явилась Великая крестьянская война 1524—1525 гг. Крестьянство становит­ся главной движущей силой революционного движения эпохи Реформации.

Главными центрами гуманизма в Германии были южнонемец­кие города (Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.), связанные с Италией торговыми и культурными сношениями. Первые немец­кие гуманисты были прямыми учениками итальянцев, но и впослед­ствии для передового человека эпохи Возрождения оставалось обя­зательным паломничество в Италию, к источникам новой, гуманистической науки и культуры.[290]

Большую роль в развитии ученого гуманизма сыграли немецкие университеты, число которых на протяжении XV и начала XVI в. непрерывно увеличивается. Благодаря старанию гуманистов в университетах комментируют латинских и греческих классиков, учреждаются новые кафедры поэтики и ри­торики; сочинения греческих классиков переводятся на латинский язык, латинские и итальянские авторы появляются в немецких пере­водах. Весьма важную роль в развитии гуманизма сыграли ученые общества и кружки, возникшие в крупных центрах гуманистической образованности. Среди них в начале XVI в. выделяется кружок гу­манистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом; к этому кружку одно время принадлежал Ульрих фон Гуттен.

Разнообразная неолатинская литература немецких гуманистов ориентируется на образцы древних и на латинскую поэзию италь­янских гуманистов XV в. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры, в которых высмеиваются пороки современного общества, в особенности духовенства, — комедия, сатирический диалог по образцу греческого сатирика Лукиана, памфлеты и пародии.

Книга имела огромный успех и была симптомом надвигающих­ся идейных боев эпохи Реформации. Она вышла, по всей вероятно­сти, из кружка эрфуртских гуманистов. Главным автором первой части был, по-видимому, Крот Рубеан, а в составлении второй ча­сти участвовал друг Рубеана, Ульрих фон Гуттен, наиболее яркая и боевая фигура среди немецких гуманистов этого времени.

Вот почему поднятое Зиккингеном и Гуттеном в 1522—1523 гг. рыцарское восстание не встретило поддержки ни со стороны городов, ни со стороны крестьян: и те и другие одинаково смотрели на участников восстания как на своих ближайших полити­ческих врагов. Потерпев поражение, Зиккинген был смертельно ра­нен при осаде своего замка. Гуттен бежал в Швейцарию, где выну­жден был скрываться от своих преследователей и умер в большой нужде. Политическое движение рыцарства осталось эпизодом в ис­тории немецкого революционного движения эпохи Реформации, но идейное влияние Гуттена на подготовку этого движения было тем не менее весьма значительно.

Читайте также: