Неформальные коммуникации это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемы

Коммуникации в организации — это сложная система обмена информацией между организационными элементами, осуществляемая по различным каналам связи.

Существует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании.

Виды корпоративных коммуникаций

а) нисходящие коммуникации, то есть коммуникации, которые направлены от руководителя к подчиненному;
б) восходящие коммуникации – это коммуникации, которые идут от подчиненного к руководителю; как правило, это отчеты, обратная связь;
в) горизонтальные коммуникации – это коммуникации между сотрудниками, принадлежащими одному уровню организационной системы.

типы классификация коммуникаций в организации

Методы повышения эффективности коммуникации

сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций

Электронные коммуникации

На сегодняшний день большую роль в процессе коммуникаций играют электронные коммуникации.

Формальные и неформальные коммуникации

Кроме этого, с точки зрения каналов распространения информации, выделяются формальные коммуникации, которые используют санкционировано-официальные источники информации, и неформальные коммуникации – используют неофициальные каналы взаимодействия.

Большую роль в неформальной коммуникации играют слухи. Слухи могут не только позитивным образом воздействовать на деятельность организации, но и чаще всего негативным.

Существует даже статистика, согласно которой 75% информации, передающейся через слухи, является правдой, и поэтому очень часто то, что подается в виде слуха, оказывается простейшей провокацией.

Содержание элементов коммуникационного процесса

Борьба со слухами

Существует несколько стандартных действий, которые позволяют предотвратить негативные эффекты от распространения слухов:
1) нужно предоставлять совершенно точные факты, ссылаясь на достоверные источники;
2) не следует пересказывать слух при его опровержении;
3) если слух уже серьезно повлиял на поведение сотрудников, стоит обратиться за поддержкой к неформальным лидерам, к лидерам мнений в организации, которые своим влиянием могут предотвратить дальнейшее распространение этого ложного слуха;
4) следует устранять причины появления слухов;
5) противодействовать слухам как можно раньше;
6) руководитель должен доносить правильные факты.

Невербальные коммуникации

Определение проблем

Для того, чтобы построить эффективную систему коммуникации в организации, обычно проводят диагностику проблем в коммуникации.

Исследование проблем в коммуникации проводится в различных формах, таких как: опрос сотрудников (один из самых эффективных способов), индивидуальные беседы с сотрудниками и проведение фокус-групп (один из основных методов, когда сотрудники одного или нескольких подразделений собираются и отвечают на вопросы).

Барьеры в процессе коммуникации

В первую очередь, говорят о том, что сбои в процессе коммуникации, могут быть вызваны личностными факторами или факторами, связанными с личностными характеристиками коммуницирующих людей (психологические комплексы, патологии, антипатии и т.п.).

Существуют организационные факторы. Это одна из типичных проблем в организации, когда в этой организации плохие каналы коммуникации, слишком бюрократические процедуры, неправильно построены бизнес-процессы и т.д.

Также, можно выделить такие интересные факторы, как: различия в статусе (сотрудники с более высоким статусом не готовы слушать сотрудников с более низким), культурные (сотрудники в силу различий в культуре не в состоянии понять друг друга), временные (на коммуникацию не хватает времени), коммуникативные перегрузки (слишком большие потоки информации, и, наконец, нежелание делиться информацией из-за каких-то личных интересов.

Коммуникации, осуществляемые в компаниях, могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация коммуникаций

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Коммуникации, которые осуществляются с помощью информационных технологий и технических средств, приобретают первостепенное значение в современных условиях. Осуществляются при помощи телекоммуникационных систем, электронной почты, управленческих информационных средств (УИС). При помощи УИС менеджеры могут обратиться к другим сотрудникам, например, за информацией, которая необходима для решения проблем, а также могут прочитать литературу в какой-либо интересной для них области о современных достижениях.

Межличностные коммуникации

Межличностные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются между людьми в ситуациях "лицом к лицу" и в группах при помощи слов и бессловесных средств общения. Именно данный вид коммуникации представляет наибольшую значимость для изучения. Различные факторы оказывают влияние на межличностные коммуникации (рисунок 1).

Коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

Рисунок 1. Факторы, которые влияют на межличностные коммуникации

Касаемо ожиданий получателя необходимо отметить, что людьми хорошо воспринимается лишь то, что они готовы воспринять. Неожиданную информацию могут не воспринимать.

Межличностные коммуникации находятся в зависимости от социокультурной среды, в которой они реализуются, включающей систему ценностей, обычаи, традиции. Этот фактор необходимо учитывать при общении представителей разных национальных культур. Культурные различия выражаются как при вербальном, так и невербальном общении.

Коммуникации по форме общения

Вербальные коммуникации

Вербальные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются при помощи устной речи, используемой в качестве системы кодирования.

Менеджеры тратят большую часть рабочего времени на личное общение с другими людьми. К достоинствам устной коммуникации относят:

  1. быстроту,
  2. спонтанность,
  3. возможность использования невербальных способов коммуникации одновременно со словами.

Невербальные коммуникации

Коммуникации по каналам общения

Формальные коммуникации

Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:

  • организационными (к примеру, схема организационной структуры организации);
  • функциональными (к примеру, положением о службах и отделах, включающим раздел "Взаимосвязи между подразделениями").
  • Формальные каналы коммуникации используются широко в компаниях, имеющих иерархическую организационную структуру управления.

Неформальные коммуникации

Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют "виноградной лозой", так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.

Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления "узких" мест в менеджменте компании.

Интересный факт. На "ты" с руководителем

Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.

В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на "Вы". Менее формальную форму, на "ты", выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более "простые" и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на "ты" – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на "Вы" – 86%).

Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.

44% опрошенных представителей организаций считают, что неформальные контакты должны непременно должны иметь место в корпоративной культуре компании. Иного мнения 16% опрошенных - во время работы никакого неформального общения они не допускают.

Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более "простые" и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на "ты" практически не общаются (5–10%).

К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:

  • грядущие понижения или повышения;
  • изменения в структуре компании;
  • грядущие сокращения и предполагаемая реорганизация;
  • предполагаемые мероприятия по ужесточению контроля за дисциплиной труда;
  • информация о личных делах руководителей и т.п.

Слухи

Таблица 2 - Виды слухов и их значение

Это самые позитивные слухи, которые способствуют творчеству работников.

Отражают надежды и желания сотрудников, инициирующих слухи.

Интересный опыт. Зачем организациям отдел внутренних коммуникаций?

Современные руководители проводят не только регулярные собрания с высшим менеджментом компании, но и лично встречаются с простыми сотрудниками. Так, президент компании "САН Интербрю" Джо Стрелл каждый месяц приглашает 25 работников со всей страны на обед (по два сотрудника с каждого завода и от каждого отдела продаж по одному сотруднику). "Во время обеда у наших сотрудников есть возможность задать любой вопрос президенту.

После встречи вопросы и ответы публикуются и в каждом подразделении организации вывешиваются на информационные доски. Обеды проводятся в пятницу, чтобы предоставить возможность работникам остаться в Москве и на выходные. Оплачивается и проживание, и дорога", – отмечает Любовь Елисеева, специалист по внутренним коммуникациям "САН Интербрю".

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения

Информация по каналам передается:

  • по вертикали – снизу вверх, сверху вниз,
  • в горизонтальной плоскости,
  • по диагонали.

Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).

Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).

Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.

Таблица 3 - Характеристика вертикальных коммуникаций

Обращения о получении консультации по интересующим вопросам

Отчеты о ходе выполнения работы, возникших проблемах в ходе работы

Получить представление об улучшении деятельности компании

Получить подтвержденную информацию о ходе выполнения работы и итоговых результатах

Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам

Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях

Об изменениях в политике организации

Директивы вышестоящих органов управления

О новых системах и процедурах

О бюджете организации, его изменении, исполнении

О кадровых перемещениях и реорганизациях

Инструкции, информация для выполнения заданий

Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности

Осуществить инструктирование по выполнению работы
Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы

Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы

Обеспечить социальную поддержку подчиненным

Вертикальные коммуникации являются менее эффективными, чем горизонтальные коммуникации. Только 20–25% информации, которая исходит от высшего руководства, поступает к непосредственным работникам и верно понимается ими. Начальник цеха причем, выходя из кабинета директора организации, выносит лишь 40% полезной информации, а бригадир– всего 30%. Касаемо восходящих коммуникаций - до руководителей компаний доходит не более 10% информации, которая направляется в их адрес рабочими.

  • формируют чувство общности у коллектива;
  • информируют сотрудников;
  • формируют образ организации;
  • формируют у каждого работника чувство сопричастности к делам организации, ее успеху;
  • являются нематериальной мотивацией сами по себе;
  • развивают корпоративную культуру компании.

Хорошо отлаженные процессы внутренней коммуникации, таким образом, могут способствовать повышению эффективности деятельности компании.

Интересный факт. Что хотят знать сотрудники о своей компании

Всем сотрудникам хочется получать информацию о своей организации. Какую именно? Готовы ли менеджеры им ее давать? Какую именно информацию менеджеры готовы предоставить?

Ниже в таблице представлены результаты опроса 300 менеджеров и сотрудников российских организаций (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение результатов опроса

Формы, методы и средства общения, существующие в российских компаниях

В российских компаниях существуют следующие формы, методы и средства общения:

  • языковые: использование "внутреннего языка компании" (понятные только сотрудникам компании, специальные слова или названия подразделений, сленг), хотя лишь 19% опрошенных это поддерживают по данным компании Begin Group;
  • бумажно-печатные: доски объявлений, информационные стенды, листовки, ящики предложений, буклеты, газета, брошюры, журнал;
  • технико-технологические: интернет-пейджер, телефон, телевидение, сайт, радио, e-mail, компьютерные сети Интернет;
  • физические (пространственные): офис по принципу открытого поля или офис открытых дверей;
  • публично-общественные: встречи с коллективами, совещания, конференции, консультации, совместное профессиональное обучение, участие в турнирах по футболу между разными компаниями, тим-билдинг, праздники, такие как дни рождения, Новый год и т.д., проведение спартакиад, конкурсов профессионального мастерства, социально значимых событий (поддержка медицины, образования, открытие детских площадок,) корпоративных праздников, и т.д.

Интересный факт. Открытые двери

Залогом успешного выживания компании на рынке по мнению Билла Гейтса, является прозрачность ведения бизнеса. Империя Гейтса работает именно по данным законам, и работники Microsoft не жалуются на недостаток информации о внутренней деятельности компании, в том числе данные о заработной плате менеджеров высшего звена. Также Hewlett-Packard следует политике открытости во внутренней политике организации. К примеру, каждый из сотрудников организации, в том числе управляющий, работает в офисе без перегородок или в кабинете, в котором нет дверей. Такая политика "открытых дверей" способствует построению системы взаимного доверия сотрудников, когда люди могут обсудить спокойно все интересующие их вопросы со своим менеджером. Информационный поток в результате эффективно течет как вверх, так и вниз.

Однако не все западные фирмы прозрачны для своих работников. Недавно в США разрозился скандал, который связан с размерами льгот и вознаграждений, выданных бывшему руководителю General Electric Дж. Уэлчу при выходе на пенсию. Так, большинство работников фирмы из документов, которые были предъявлены бывшей женой Уэлча к бракоразводному процессу, узнали о размере ежегодной пенсии - 9 млн. долл., компенсациях и льготах - 2,5 млн. долл. Работники General Electric высказали негодование в отношении того, что такого рода траты, напрямую влияют на уровень прибыли и "не нашли отражения" в финансовых отчетах фирмы. Под давлением акционеров и сотрудников в результате совет директоров компании General Electric ограничил совокупный размер выплат бывшему директору компании на уровне 2,5 млн. долл. ежегодно.

Ошибки внутренних коммуникаций

Типичными ошибками внутренних коммуникаций, по мнению специалистов, выступают:

Интересный факт. Проблемы общения

Менеджеры, которые недоговаривают значимую информацию своим подчиненным, очень рискуют. Коммуникативные сбои в лучшем случае понижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, а в худшем чреваты намеренным выпуском брака и даже саботажем.

В конце 2009 г. консалтинговое агентство "Инкорпоре" провело опрос в 18 крупных компаниях о практике внутренних коммуникаций. Внутренним коммуникациям большинство опрошенных HR-менеджеров признали: проблемы в общении между подчиненными и начальниками у них существуют. "Сотрудникам недостаточно коммуникационной и стратегической поддержки со стороны топ-менеджеров, – отмечает Илья Стернин, исполнительный директор компании “Инкорпоре”, – и если даже руководители организации являются хорошими коммуникаторами, то случаются сбои на среднем уровне управления". У среднего менеджмента, по его словам, не хватает зачастую ни мотивации, ни умения доводить до сотрудников важную информацию, напрямую не касающуюся рабочего процесса.

"Сейчас работники очень остро переживают недостаток информации, – отмечает Стернин. – Молчание руководства воспринимается ими как подтверждение наихудших опасений в отношении судьбы организации и своих собственных перспектив. Если пренебрегать этим фактом, то они направят все недовольство на работодателя, признавая его первопричиной своих неудач и страданий". Стернин приводит в пример случай на металлургическом заводе: рабочие, которые не понимали сути перемен и не получали обратную связь от руководителей целенаправленно выпустили партию с браком.

Можно выделить еще два вида организационной ком­муникации: формальную, которая одобрена организацией и вызвана ее потребностями, связана с производством и производительностью, со всеми сферами ее деловой актив­ности, и неформальную, которая вызвана социальными по­требностями и ориентирована не на организацию в целом, а на отдельных ее членов.

Неформальная коммуникация это личная коммуника­ция. Здесь нет четких каналов или моделей. Она очень слож­на по своей структуре и обычно содержит не меньше ин­формации, чем формальные виды организационной ком­муникации.

Отметим, что при формальной коммуникации в большей степени используются официальные формы письменного общения (меморандумы, отчеты, деловые письма и т. д.), чем личные встречи и разговоры, которые чаще применя­ются при неформальной коммуникации.

К примеру, в Японии служащие по пути домой после рабочего дня могут собираться для посиделок, и это становится немаловажным источником ин­формации, В России, где также развиты неформальные пути обмена информацией, аналогичным примером являются перекуры в выделяемых для этого помещениях, так называемых "курилках".

Считается, что коммуникация в российской компании отли­чается значительным превосходством неформальной стороны: неформальные каналы часто действуют быстрее формальных, и почти всегда доверие к неформальной ин­формации выше, чем к формальному источнику.

• в организации происходят серьезные перемены;

• поступает совершенно новая информация и никому уже не интересна старая и хорошо известная;

• в организации созданы все условия для личного об­щения;

• корпоративная культура не стабильна;

• сотрудники группируются по интересам или по от­ношению к обсуждаемой проблеме, подобно винограду на виноградной лозе.

Можно выделить еще два вида организационной ком­муникации: формальную, которая одобрена организацией и вызвана ее потребностями, связана с производством и производительностью, со всеми сферами ее деловой актив­ности, и неформальную, которая вызвана социальными по­требностями и ориентирована не на организацию в целом, а на отдельных ее членов.




Неформальная коммуникация это личная коммуника­ция. Здесь нет четких каналов или моделей. Она очень слож­на по своей структуре и обычно содержит не меньше ин­формации, чем формальные виды организационной ком­муникации.

Отметим, что при формальной коммуникации в большей степени используются официальные формы письменного общения (меморандумы, отчеты, деловые письма и т. д.), чем личные встречи и разговоры, которые чаще применя­ются при неформальной коммуникации.

К примеру, в Японии служащие по пути домой после рабочего дня могут собираться для посиделок, и это становится немаловажным источником ин­формации, В России, где также развиты неформальные пути обмена информацией, аналогичным примером являются перекуры в выделяемых для этого помещениях, так называемых "курилках".

Считается, что коммуникация в российской компании отли­чается значительным превосходством неформальной стороны: неформальные каналы часто действуют быстрее формальных, и почти всегда доверие к неформальной ин­формации выше, чем к формальному источнику.

• в организации происходят серьезные перемены;

• поступает совершенно новая информация и никому уже не интересна старая и хорошо известная;

• в организации созданы все условия для личного об­щения;

• корпоративная культура не стабильна;

• сотрудники группируются по интересам или по от­ношению к обсуждаемой проблеме, подобно винограду на виноградной лозе.

Слухи, как неформальное общение, являются неотъемлемой частью человеческой жизни, потому что в обществе неизбежно существует дефицит информации, и слухи восполняют эту потребность. Потребность в информации основана на необходимости структурировать мир.

Актуальность. Целенаправленное использование различных слухов и сплетен во внутриполитической жизни большинства государств, а также во внешнеполитических спорах достигло значительных масштабов. Если на заре человеческой истории слухи часто использовались в борьбе между элитами и служили инструментом для различного рода интриг, то со временем они приобретали все более массовый характер. Развитие официальной коммуникации и средств массовой информации не вытеснило слухи и сплетни, а наоборот, придало им новый импульс. В последние десятилетия официальные, институционализированные СМИ все чаще становятся лишь новым, дополнительным средством распространения слухов.

Само возникновение и активное распространение слухов и сплетен всегда выступало как одно из самых массовых психологических явлений — особая, информационная форма массового поведения и формирования массовой психологии. Феномен слухов известен практически каждому взрослому человеку, но на первый взгляд иногда кажется, что слухи недоступны для систематического изучения.

Степень развития. Несмотря на то, что в изучении этих явлений действительно существуют вполне объективные трудности, западные исследователи в 20-30 годы XX века оценили ту роль, которую играют слухи в формировании психологии масс, а также в управлении массовыми процессами, и начали сознательно изучать закономерности их возникновения и распространения. В результате политики и идеологи вскоре начали активно использовать эти знания на практике в своих интересах. По многочисленным оценкам достаточно авторитетных западных экспертов, воздействие на информирование населения с помощью слухов сегодня практически не уступает воздействию через прессу, радио, телевидение и кино.

Отметим, что социологическое исследование этого канала неофициальной коммуникации имеет свою предысторию и историю. Начало последнего восходит к появлению работ американского социального психолога Т. Шибутани и предшествовавших ему работ Г. Олпорта и Л. Постмана. В западноевропейской литературе эта тема стала рассматриваться несколько позже, чем в американской. Сегодня российскому читателю приходится довольствоваться весьма ограниченной информацией о нем: В частности, бесполезно искать соответствующие статьи в опубликованных словарях, научных сборниках и монографиях. Только недавно начали появляться работы, в которых представлены некоторые результаты эмпирических исследований феномена слухов. Теоретический аспект проблемы пока мало привлекает российских социологов, хотя каждый россиянин, неуверенный в своем будущем, просто живет в море слухов.

Особое место здесь занимают исследования социальных философов, которые связывают слухи с проявлением массового сознания. Типичным в этом отношении является мнение А.С. Ахиезера. Он связывает появление слухов со стремлением массового сознания овладеть инновациями на основе своей (суб)культуры, постоянно формировать картину мира и воплощать ее в план действий.


Формальная и неформальная коммуникация в организации

Можно выделить еще два вида организационной коммуникации: формальную, которая утверждается организацией и вызвана ее потребностями, связанными с производством и производительностью со всеми сферами ее деятельности, и неформальную, которая вызвана социальными потребностями и ориентирована не на организацию в целом, а на отдельных ее членов.

Неформальное общение — это личное общение. Нет четких каналов или шаблонов. Она сложна по структуре и обычно содержит не меньше информации, чем формальные виды организационной коммуникации.

Обратите внимание, что в формальном общении используются более формальные формы письменной коммуникации (меморандумы, отчеты, деловые письма и т.д.), чем личные встречи и беседы, которые более характерны для неформального общения.

Считается, что коммуникации в российской компании характеризуются значительным преимуществом неформальной стороны: неформальные каналы часто работают быстрее формальных, и почти всегда доверие к неформальной информации выше, чем к формальному источнику.

  • В организации происходят серьезные изменения;
  • Поступает совершенно новая информация, а старая и известная никому не интересна;
  • организация очень хороша в общении лицом к лицу;
  • корпоративная культура не отличается стабильностью;
  • Сотрудники группируются по интересам или отношению к рассматриваемому вопросу, как виноград на лозе.

Неформальная коммуникация и ее свойства

Неформальная коммуникация в организациях — это такая коммуникация, которая не предусмотрена правилами или политикой организации. Часто это обычная болтовня или обсуждение личных вопросов, слухов и сплетен, которые могут касаться и работы.

Неформальные коммуникации — это канал распространения слухов, которые обычно передают информацию о предстоящих увольнениях, новых наказаниях за опоздания, изменениях в организационной структуре, предстоящих переездах, спорах между менеджерами и т.д.

Ранее считалось, что слухи имеют репутацию источника недостоверной информации. Однако исследование (проведенное Дэвисом) показывает, что в 80-99% случаев слухи, касающиеся дел в организации, как правило, оказываются точными. Однако когда информация носит личный и эмоциональный характер, степень достоверности слухов снижается. В любом случае, практика показывает, что независимо от точности, влияние слухов очень велико, независимо от их воздействия (положительного или отрицательного).

В организации информация в виде слухов часто циркулирует быстрее, чем по официальным каналам.

Таким образом, неформальная система передачи информации включает в себя следующие каналы:

Неформальная передача информации формирует свои каналы на основе социальных групп в структуре организации. Эффективным механизмом, обеспечивающим эффективную передачу информации, являются: частое общение, идентификация с организацией и постоянный контакт с подразделениями. Система неформальной передачи информации неизбежна, необходима и часто раздражает менеджеров. С одной стороны, это позволяет организациям быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям, с другой — усложняет координацию деятельности команды и приводит к разногласиям. Развитая система неформальной передачи информации позволяет организации быстрее выполнять свои задачи, сотрудникам легче достичь взаимопонимания. Но неофициальная информация иногда бывает неверной, потому что она не подлежит официальному контролю. Насколько можно полагаться на неформальное общение, зависит от размера организации и восприятия ее целей.

Крупные организации должны больше полагаться на формальную систему коммуникации. Однако профессиональные менеджеры используют слухи очень умело и квалифицированно. Например, перед очередной реорганизацией, перед принятием решения организуется утечка информации, чтобы выяснить реакцию на нее по каналам обратной связи. Это дает возможность изменить что-то в решении или в своей собственной деятельности.

Слух как вид неформальной коммуникации

Слух — это особый вид межличностной коммуникации, в ходе которой создается история, в той или иной степени отражающая какие-то реальные или вымышленные события и становящаяся достоянием большой аудитории. Информация, содержащаяся в слухе, может быть правдивой или неправдивой, но она должна иметь отношение к группе людей, которым адресован слух.

Слухи являются неотъемлемой частью любой организации. Слухи вообще сопровождают человечество постоянно, потому что недостаток информации неизбежно повторяется, а они, слухи, лишь восполняют человеческую потребность в информации, которая основана на необходимости структурировать мир.

Ряд социально-психологических обстоятельств способствует формированию слухов:

Существуют также социально-психологические обстоятельства, которые побуждают некоторых людей распространять слухи:

2.Здесь мы также можем рассмотреть потребность в электроэнергии. Информационная власть может быть успешно реализована в поведении людей, которые делятся информацией с кем-то, а с кем-то нет. Поэтому самыми рьяными распространителями слухов часто становятся люди, чья формальная деятельность не играет первой роли в организации, но которые хотят показать свою значимость и влияние.

  1. чувство солидарности, выражающееся в желании помочь коллегам, друзьям по работе, предупредить их и подготовиться самому или вместе к неприятному событию.
  2. побуждение других к поддержке себя и своей позиции, побуждение их к групповым действиям, на которые мультипликатор не осмеливается в одиночку.
  3. потребность принадлежать к обществу. Когда человек распространяет слухи, им движет чувство причастности к группе.
  4. слухи также являются очень распространенным способом расслабления и развлечения, способом проведения досуга.

Управление слухами. Контрмеры и профилактика

Как уже говорилось выше, слухами можно и нужно управлять. Однако предсказать поведение слухов довольно сложно. Четких методов и технологий управления слухами пока не существует. Важным вопросом в управлении слухами является то, как запустить слухи. Наиболее важным аспектом является выбор и координация каналов внедрения. Наиболее важными каналами распространения слухов являются:

1.Слухи, распространяемые через штаб-квартиру, местные телестанции, кабельное телевидение или просто видеозаписи.

2.Слухи распространяются по эфиру.

3.Слухи распространяются через печатные СМИ.

Устные слухи

Следует помнить, что попытки опровергнуть слухи могут способствовать их распространению. В конце концов, доказательство информации обязательно включает в себя две части:

2) разоблачение. Так ненужная информация попадает к людям, которые раньше ее не знали.

В этом случае возможны два исхода:

(a) опровержение оказывается правдой, а слух — ложью,

(b) слух воспринимается как правда, а отрицание — как попытка скрыть правду. Поэтому прежде чем начинать кампанию по борьбе со слухами, необходимо тщательно подсчитать, сколько людей уже знают о них, и решить, будет ли больше пользы или вреда от публичного опровержения.

Существует множество различных методов, приемов и инструментов для создания и укрепления доверия между руководителем и подчиненным. Значительная часть из них описана в контексте PR-технологий. Речь идет о корпоративных изданиях, радио, информационных сетях (интранет), подготовке и организации встреч руководства с сотрудниками. Это почтовые ящики и горячие линии, которые дают сотрудникам ощущение причастности к организации и — в некоторых случаях — к процессу управления. Эффективность этих мер зависит в первую очередь от того, насколько серьезно к ним относится руководство.

В ситуации отсутствия событий, однообразия, скуки вероятность появления слухов также повышается. Поэтому целесообразно поддерживать оптимальный эмоциональный фон в коллективе путем специальной организации совместной деятельности, свободного времени, различных неформальных мероприятий. Можно отвлечь внимание людей от проблем предприятия (насколько это возможно), потому что сознание людей заполнено другими слухами (о предстоящем пикнике, о прошедшей ночи, о возможностях нового проекта, о неудачах конкурента и т.д.).

Известны и более специфические методы избегания слухов. Например, индивидуальная работа с людьми — основными распространителями слухов (лидерами мнений). Также эффективны групповые тренинги, которые укрепляют убеждения людей о вредном характере слухов или формировании определенных стереотипов поведения в ситуациях неопределенности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: