Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Мальчик Игорь, 7 лет. Пришел в первый класс. До этого посещал логопеда в детском саду. Звуки [р], [р'] были заменены горловыми звуками. Имелись отягощающие факторы: укороченная уздечка, отсутствие плавного сильного выдоха, неумение контролировать положение кончика языка.

Причинами дефекта в произношении звуков [р] и [р'] могут быть:

Очень часто родители из лучших побуждений самостоятельно пытаются научить ребенка произносить звук [р]. Иногда это удается, но только в том случае, если нет анатомических недостатков, о которых родители не подозревают. Обычно появление горлового [р] воспринимается с радостью, ведь появился хоть какой-то звук, похожий на [р], а до этого и никакого не было. Но на деле оказывается, что произношение гораздо легче поддается коррекции. Научить легче, чем переучить!

Проблему укороченной уздечки не всегда нужно решать оперативным путем. В арсенале у логопедов масса способов и приемов для ее вытягивания. Для укрепления кончика языка и различных подвижек применяются: массаж языка, специальные упражнения на укрепление кончика языка, на развитие его подвижности.

Пример: Обратилась студентка 2-го курса. Жаловалась на отсутствие звука [р], так как это стало мешать возможности приобрести актерскую профессию. В результате обследования выяснилось, что у девушки было нарушено произношение почти всех звуков верхнего порядка (это звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [д], [т]), нечетким было произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].

Мы очень подробно остановились на этом дефекте, потому что именно с ним чаще всего взрослые люди обращаются к логопеду, именно он становится помехой в профессиональной деятельности и мешает человеку быть гармоничным и совершенным во всем (из опроса пациентов).

Запись на прием производится по телефону (812) 640-90-77 .
Вы также можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Недостатки произношения звука [л] (ламбдацизм)

Причинами этого нарушения могут быть:

  • наследственность;
  • слишком напряженный язык (гипертонус);
  • анатомические особенности: прикус, отсутствие зубов;
  • социальное окружение.

Если у ребенка или взрослого нет гипертонуса, нормальный прикус, то постановка произношения осуществляется за одно занятие, через подражание.

Если есть хотя бы одна из вышеперечисленных причин возникновения нарушения произношения звука [л], то без помощи физиотерапии и массажа не обойтись. Поэтому к специалисту в таких ситуациях нужно обращаться обязательно.

Запись на прием производится по телефону (812) 640-90-77 .
Вы также можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Сигматизм - нарушение произношения звуков [ш], [ж], [з], [ц]

Причины этого нарушения:

  • анатомическое строение речевого аппарата;
  • нарушение направления и силы выдыхаемой струи воздуха;
  • наследственность;
  • социальное окружение.

Запись на прием производится по телефону (812) 640-90-77 .

Вы также можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Нарушение произношения звуков [ч], [щ]

Конечно же, нельзя обойти и такой дефект, как нарушение произношения звуков [ч],[щ]. Чаще всего [ч] заменяют на звук [т'], или он приобретает межзубное произношение звуков [щ], [с']. Причины те же, что и у сигматизма. Обычно легко поддается коррекции, и у взрослых встречается редко.

В заключение последняя, очень показательная история:

После наших занятий, при ее огромном желании, нечеловеческом трудолюбии, невероятных усилиях и, конечно же, при поддержке семьи и друзей, которые не очень верили в возможность исправления, она смогла сказать все, что хотела.

Речь развивается на протяжении всей жизни, в любом возрасте можно поставить звук. Но… в детском возрасте мозг более пластичен, поэтому все происходит значительно легче и быстрее! Не затягивайте с решением сделать свою речь четкой и красивой.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Звуки, сходные по месту образования

Звуки, сходные по способу образования

Задание 2. Перечислить разновидности нарушений произношения каждого звука и подобрать приемы постановки звуков при различных разновидностях нарушений звукопроизношения. Ответ представить в виде таблицы.

Разновидность нарушений произношения звука

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.По подражанию. 2.Произнесение опорных [и], [ф] при

3.Механически от [т]: кончик языка отводят

зондом за нижние зубы, ребенок произносит

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается:

вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи.

Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э]

([ы]) на одном длительном выдохе производит

многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство.

При этом слышится отчетливый з-з-з.

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

2.Механически от [с]: кончик языка отводят

зондом за верхние зубы, ребенок произносит

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

2.Механически: поднятие зондом кончика

Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

2.От чередования [т] и [щ], постепенно

4.Постановка в 2 этапа:

-фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от

-механическое достижение вибрации с

2.Отмежзубного произнесения [а] или [ы].

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]

Планкоррекционной работы по постановке и исправлениюдефектов в произношении звука [Ц ].

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков- фонем и сочетании адыгейского языка

Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского .

Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки.

Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

В материале описываются виды нарушений произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам.

Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.

В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма.


Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков


Материал раскрывает особенности работы по устранению недостатков произношения звуков С,З,Ц.

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

МКБ-10

Фонетическое нарушение речи

Общие сведения

О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. ФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.

Фонетическое нарушение речи

Причины

Фонетические нарушения характерны для целого ряда логопедических нозологий: дислалии, ринолалии, стертой дизартрии, нарушений голоса. Их отличает наличие звукопроизносительных и фонационных дефектов. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут являться:

  • Аномалии строения языка. Большинство согласных произносится с участием языка, поэтому любые отклонения в его анатомии отражаются на правильности артикуляции. Наиболее частой причиной фонетических дефектов служит короткая подъязычная связка (анкилоглоссия). Реже встречаются такие аномалии, как мегалоглоссия, микроглоссия, расщепление кончика языка.
  • Зубочелюстные пороки. Распространенным состоянием, искажающим произносительные способности детей, является дефектный прикус: открытый передний и боковой, мезиальный, дистальный. К этой же категории этиофакторов ФФН относятся готическое небо, расщелины верхнего неба и лица, которые грубо искажают не только звукопроизношение, но и просодику.
  • Изменение тонуса речевых мышц. Спастичность или паретичность артикуляционной мускулатуры характерна для дизартрического синдрома. Это приводит к неточным движениям языка, губ, недостаточной активности неба, голосовых связок, слабому и рассеянному выдоху.
  • Патология гортани. Различные заболевания гортани (пороки развития, ларингиты, папилломатоз), а также функциональное перенапряжение голосового аппарата вызывают явления диспросодии, которые также относят к фонетическим нарушениям. В этих случаях страдает интонация и мелодика, артикуляция не изменяется.
  • Билингвизм. Двуязычные дети часто привносят фонетические особенности звукопроизношения родного языка в русскую речь, для которой такой вариант не является нормативным (например, увулярный [Р], межзубный [С], двугубный [В]).
  • Влияние микросоциума. Иногда фонетические дефекты становятся результатом невнимания окружающих (родителей, педагогов, нянь) к речевому развитию ребенка. К социально-педагогическим факторам формирования ФФН следует отнести копирование неправильных примеров речи взрослых (шепелявой, картавой, смягченной), воспроизведение диалектизмов, сюсюкающая манера общения и др.

Фонетическое недоразвитие также может выступать частью более сложных речевых нарушений, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) речевом недоразвитии.

Механизмы развития

Фонетическая сторона речи включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму. При фонетических нарушениях изменяются механизмы речепроизводства, что приводит к искаженному звучанию речевого потока.

Плохая подвижность языка при аномалиях строения или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет принимать точные артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба происходит утечка воздушного потока через носовые ходы, в результате чего голос становится гиперназализованным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к их несмыканию и неучастию в фонации ‒ появляется осиплость, хриплость, глухость голоса.

Симптомы ФНР

Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.

Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.

Осложнения

Оформление произносительной стороны речи в основном заканчивается к 5-6 годам, т. е. в дошкольном детстве. Если возрастное косноязычие не исчезает самостоятельно, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые по артикуляции звуки создают базу для появления артикуляторно более сложных фонем. Если первые произносятся неверно, искаженно, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается несформированной.

Диагностика

Логопедическая диагностика всегда начинается с выяснения общего и речевого анамнеза. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о протекании беременности и родов, раннем постнатальном развитии ребенка, перенесенных детских болезнях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медкарты уточняется состояние слуха, нервно-психического развития. Специальные методы диагностики фонетических нарушений включают:

  1. Оценку строения и функции речевого аппарата. Производится внимательный осмотр периферических органов речи, в ходе которого могут обнаруживаться анатомические аномалии языка, челюстей, зубных рядов. При проведении статических и динамических проб выявляются признаки иннервационной недостаточности (тремор, отклонение языка в сторону, синкинезии).
  2. Исследование звукопроизношения. Согласно традиционной схеме проводится обследование гласных, согласных раннего, среднего и позднего онтогенеза. Звуки исследуются в разных позициях в слове: в начале, середине, конце, интервокальном положении. Проверяется повторение слов сложной слоговой структуры. Для фонетического нарушения типично искажение звукового и слогового образа слова.
  3. Исследование голосовой и просодической функции. На данном этапе логопед оценивает темп, ритмичность, интонацию, паузацию речи. Обращает внимание на характеристики голоса – высоту, чистоту, громкость, модулированность. Уделяет внимание речевому выдоху – длительности, плавности, целенаправленности.
  4. Изучение фонематических и ЛГ процессов. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие протекает без отклонений. Дети с ФНР хорошо дифференцируют речевые звуки, правильно выполняют задания на фонематический анализ и синтез, имеют хорошо сформированный лексический запас, навыки словообразования и словоизменения, развитую связную речь.

Расширенная диагностика фонетических нарушений при необходимости также включает медицинский блок. Перечень исследований определяется врачом-специалистом (детским неврологом, ортодонтом, челюстно-лицевым хирургом):

  • МРТ церебральных структур;
  • ЭЭГ;
  • ларингоскопия;
  • КТ лицевого скелета;
  • ТРГ с цефалометрическим анализом.

Коррекция ФФН

Лечение

Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:

  • фармакотерапия: ноотропы, витамины группы В;
  • физическая реабилитация: ЛФК, массаж ШВЗ, Войта-терапия, электронейростимуляция;
  • стоматологическое лечение: исправление прикуса (функциональные аппараты, элайнеры, брекеты), френулопластика;
  • закрытие расщелин ЧЛО: хейлоринопластика, уранопластика;
  • лечение патологии ЛОР-органов: удаление папиллом гортани.

Логопедическая коррекция

Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.

  • Выработка базовых артикуляционных укладов. Эта коррекционная задача решается с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, проведения логопедического массажа. Наряду с развитие речевого праксиса большое внимание уделяется развитию мелкой моторики как методу стимуляции речедвигательного анализатора.
  • Развитие просодических компонентов. Включает работу над голосом, речевым дыханием, темповой, ритмической, интонационной стороной речи. Реализуется с помощью дыхательной гимнастики, логоритмических занятий, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, игры на музыкальных инструментах, вокальных упражнений.
  • Звукопостановка и автоматизация. К постановке звуков приступают после отработки базовых укладов и выработки воздушного потока. Используют приемы по подражанию, от опорных звуков, с помощью зондов и зондозаменителей. Последовательность постановки повторяет порядок появления звуков в онтогенезе. Автоматизация подразумевает отработку звуков в изолированном положении, слогах, словах различной слоговой структуры, чистоговорках, фразах, связной речи.

Прогноз и профилактика

Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. ‒ 2000.

I. Подготовительный - включает в себя развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука и артикуляционную гимнастику.

Среди артикуляционных упражнений наиболее эффективных при работе над заднеязычными звуками можно выделить следующие:

II. Основной – включает в себя:

- Постановку звука.

- Автоматизацию звука.

- Дифференциацию формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков.

На данном этапе идет закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.

При работе по формированию правильного звукопроизношения важно задействовать все четыре анализатора, имеющих непосредственное отношение к становлению речи. (см. слайд 3).

Описание правильной артикуляции звуков [К], [Г]. (см. слайд 4)

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки, при произнесении звука [К] – не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется. При произнесении звука [Г] – сомкнуты и вибрируют, образуя голос. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. При произнесении звука [Г] воздушная струя слабее, чем при звуке [К].

Дефекты произношения заднеязычных звуков

Нарушению произношения заднеязычных звуков предрасполагают :

- Аномалиями строения органов речевого аппарата. Высокое и узкое твердое и мягкое небо.

- Нарушение фонематического слуха.

- Слабость отдельных мышц языка.

- Нарушение иннервации мышц языка.

- Незначительное снижение физического слуха.

Недостатки произношения звуков [К], [К’]

носят название каппацизма,

[Г], [Г’] – гаммацизма,

Разновидности дефекта связанные с заменой заднеязычных звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Исправление : ставить звук заново.

Временно увеличить силу выдоха после взрыва.

Исправление :

б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).

Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

Постановка заднеязычных звуков.

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала ставится звук [х], затем [к], после этого [г].

Если возникают трудности с постановкой звука [х], можно попытаться поставить звук [к], затем, опираясь на правильное произношение этого звука, - звук [х].

Работа над звуками [К], [К’]. (см. слайд 11 – 12)

1. Постановка звука [К] по подражанию.

2. Постановка звука [К] на вдохе.

3. Постановка звука [К] от правильного [Х].

Работа над звуками [Г], [Г’]. (см. сайд 13)

1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к], [к’] на

Предлагаем ребенку произнести звук и [к], [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.

2. Постановка механическим способом от звука [д].

Многократное произнесение слога [да] и нажимом шпателя на спинку языка. Аналогично способу постановки [к] от [т].

Работа над звуками [Х], [Х’]. (см. слайд 14 – 15)

1. Постановка звука [Х] по подражанию.

2. Постановка звука [Х] от [К].

Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба

3. Постановка [Х] от [Х’].

Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи]. Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х].

Постановка [К’], [Г’], [Х’].

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки мягких заднеязычных звуков нет, так как все они являются промежуточными звуками при механическом способе постановки твердых заднеязычных звуков. Необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Читайте также: