Небесный мандат это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Т.о. тянь мин является одним из самых сложных и противоречивых феноменов духовной и религ. жизни Китая, генезис и эволюция к-рого проходили под влиянием целого спектра различных факторов, включая природные явления, историко-политич. события, естеств. знания и религ. представления.

Литература:
Кравцова М.Е. История культуры Китая. Уч. пос. СПб., 2003, с. 145–147; Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб., 2001, с. 65–78; Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990, с. 37–49; Пан Т.А. Концепция Неба у ранних маньчжур // Altaica. VIII. М., 2003; она же. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин, XVII–XVIII вв. СПб., 2006; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979; Bodde D. Essays on Chinese Civilization. Princeton, 1981, p. 163–167; The Cambridge History of China. Vol. 1. The Ch’in and Han Empires, 221 B.C. — A.D. 220 / Ed. by D. Twitchett and M. Loewe. Cambridge, 1986, р. 710–713; Encyclopedia of Confucianism. Vol. 2. L., 2003, р. 609–611; Krache E.A. The Chinese and the Art of Government // The Legacy of China / Ed. by R. Dawson. Oxford, 1964; Levan C. Managing Heaven’ Mandate, Coded Communications in the Accession of Ts’ao Pei. A.D. 220//Ancient China. Studies in Early Civilization. Hong-kong, 1978; Munro D.J. The Concept of Man in Early China. Stanford, 1969, p. 84–90; Nivison D.S. An Interpretation of the “Shao gao” // Early China. 20 (1995); Pankenier D.W. The Cosmo-Political Background of Heaven’s Mandate // Early China. 20 (1995); Shaugnessy E.L. Shang shu // Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide / Ed. by M. Loewe. Berkeley, 1993; Yang C.K. Operation on the Mandate of Heaven // Yang C.K. Religion in Chinese Society. Los Angeles, 1961.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 614-618.

Круглый алтарь, Храм Неба

Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба.

Небо (тянь)

В древнекитайских текстах слово тянь 天 трактовалось по-разному:

Небо-тянь никоим образом нельзя соотнести с понятием Бога авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Бог является Личностью, а Небо – сила обезличенная. Тянь – это высшая мироустроительная сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.

Существует несколько версий появления культа Неба в Китае. Согласно одной из них, наиболее авторитетной, вера в Небо как высшую силу была распространена у племени чжоу, которые во II тыс. до н.э. поселились на северо-западной окраине государства Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), позднее уничтожили его и основали собственное государство под властью династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).

Сын Неба (тянь цзы)

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был Дракон с пятью когтями.

Храм Урожая, Храм Неба

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу

Небесный мандат на правление (тянь мин)

* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).

Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Та важная особенность китайского менталитета, что отмечена в последнем абзаце (перед цитатой), давно обратила мое пристальное внимание. Эта особенность поразительно контрастирует с Японией, где одна династия правит с 660 года до Р.Х.
Естественно, я не даю этому оценок. Просто констатирую факт, как исключительно значимый для восприятия национальной истории.

Как строился мандат?

Мандат состоит из четырех принципов:

Признаки того, что конкретный правитель потерял Мандат Небес, включали крестьянские восстания, вторжения иностранных войск, засуху, голод, наводнения и землетрясения. Конечно, засуха или наводнения часто приводили к голоду, который, в свою очередь, вызывал крестьянские восстания, поэтому эти факторы часто были взаимосвязаны.

Напротив, Мандат Небес оправдал восстание против несправедливого, тиранического или некомпетентного правителя. Если восстание было успешным в свержении императора, это было знаком того, что он потерял Мандат Неба, а лидер повстанцев получил его. Вдобавок, в отличие от наследственного Божественного права королей, Небесный Мандат не зависел от королевского или даже благородного происхождения. Любой успешный лидер повстанцев мог стать императором с одобрения Неба, даже если он родился крестьянином.

Мандат Неба в действии

Династия Чжоу использовала идею Небесного Мандата, чтобы оправдать свержение династии Шан (ок.1600-1046 до н. Э.). Лидеры Чжоу утверждали, что императоры Шан стали коррумпированными и непригодными, поэтому Небеса потребовали их удаления.

Когда власть Чжоу, в свою очередь, рухнула, не было сильного лидера оппозиции, который мог бы захватить власть, поэтому Китай погрузился в Период Сражающихся царств (ок. 475-221 до н. Э.). Он был воссоединен и расширен Цинь Шихуанди, начиная с 221 года, но его потомки быстро потеряли Мандат. Династия Цинь закончилась в 206 г. до н. Э., Свергнувшись народными восстаниями под предводительством крестьянского повстанческого лидера Лю Банга, основавшего династию Хань.

Этот цикл продолжался в истории Китая. В 1644 году династия Мин (1368–1644) потеряла Мандат и была свергнута повстанческими силами Ли Цзычэна. Пастух по профессии, Ли Цзычэн правил всего два года, прежде чем был свергнут маньчжурами, которые основали династию Цин (1644-1911). Это была последняя императорская династия Китая.

Эффекты идеи

Концепция Небесного Мандата имела несколько важных последствий для Китая и других стран, таких как Корея и Аннам (северный Вьетнам), которые находились в сфере культурного влияния Китая. Страх потерять Мандат побуждал правителей действовать ответственно при выполнении своих обязанностей по отношению к своим подданным.

Мандат также обеспечил невероятную социальную мобильность для горстки лидеров крестьянских восстаний, которые стали императорами. Наконец, это дало людям разумное объяснение и козла отпущения для необъяснимых в противном случае событий, таких как засухи, наводнения, голод, землетрясения и эпидемии болезней. Этот последний эффект, возможно, был самым важным из всех.


Принципы мандата

В основе мандата лежат четыре принципа:


Признаками утраты мандата неба были

  • крестьянские восстания,
  • вторжения иностранных войск,
  • засуха,
  • голод,
  • наводнения и землетрясения.


Конечно, засуха или наводнения часто вели к голоду, который вызвал крестьянские восстания, то есть эти факторы часто взаимосвязаны.


Мандат неба оправдывает мятеж против несправедливого, тиранического или некомпетентного правителя. Успех восстания был признаком потери мандата императором и перехода его к повстанческому лидеру.

В отличие от наследственного божественногоправа королей, мандатнеба не был связан с благородным происхождением. Любой успешный лидер повстанцев мог стать императором с одобрения неба, даже будучи крестьянином.


Мандат неба в действии

Династия Чжоу использовала идею мандата неба, чтобы оправдать свержение династии Шан, 1600-1046 гг. до нашей эры. Основатели династии Чжоу утверждали, что ввиду коррупции небо потребовало свержения династии Шан.

Когда, в свою очередь, рухнула власть Чжоу, не нашлось сильного лидера оппозиции, способного стать императором. И в Китае наступил период воюющихцарств, 475-221 гг. до нашей эры. Империя была восстановлена и расширена Цинь Шихуанди, но его потомки быстро потеряли мандат.


Династия Цинь была свергнута в 206 г. донашейэры народным восстанием во главе с крестьянским лидером Лю Баном, основавшим династию Хань.


Социальные эффекты идеи о мандате неба

Идея мандата неба в Китае и других странах таких, как Корея и Аннам (Северный Вьетнам), находившихся в сфере культурного влияния Китая, действовала в трех основных направлениях.

Читайте также: