Назовите особенности русской культуры xv в кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XV в. закладывались основы будущей единой русской культуры. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи.

Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства. Все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру. Расширялись культурные связи с другими странами, особенно с Италией. Итальянские зодчие, которые приезжали работать в Россию, оставили глубокий след в истории русской культуры.

Культура Руси 15 века.

История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.

С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491 годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.

Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные , войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.

Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.

В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа. Через эту призму исключительности воспринимались всё новое, приходящее с Запада – католического мира.

Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

Процесс создания единого Российского государства оказал большое влияние на развитие отечественных летописей, которые стали писаться и использоваться в том числе для обоснования исключительности русского православного государства. Кроме того, летописи, как и большинство литературных произведений содержали главную идею – единого русского государства.

Особое положение Москвы как столицы единого государства требовало изменения её облика. Для реализации этой задачи были приглашены итальянские архитекторы, под руководством которых были возведены такие шедевры, как Успенский собор Московского Кремля, стены и башни Кремля, Архангельский собор, Грановитая палата. Все эти произведения искусства должны были свидетельствовать о величии государства.

Живопись так же претерпела влияние политики. Начала формироваться собственная московская школа живописи, которая хотя и основывалась на византийских приемах, но по сути уже ушла от византийских традиций. Яркими представителями новой школы стали Андрей Рублев и Дионисий. Для новой московской школы характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ей были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Образы стали более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения. Произведения Андрея Рублева и Дионисия отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг.

Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?

В XII-XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Владимир, Киев, Галич.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями?

2. Назовите особенности русской культуры XV в.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

  1. сглаживание местных культурных различий;
  2. использование достижений жителей русских земель и других народов;
  3. расширение круга тем;
  4. главная тема — рост мощи Русского государства;
  5. интерес к семье, внутреннему миру человека;
  6. заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?

В русской литературе по прежнему главной идеей было объединение в борьбе с общим врагом. Влияние старых литературных произведений на литературное творчество XV-XIV века велико. Однако стала появляться идея возвеличивания единой государственной власти, как главной силы противостояния всем врагам. Патриотические и православные мотивы звучат во всех литературных жанрах – от путевых заметок, до жития святых.

Митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о Третьем Риме. Теория должна была показать преемственность Москвы в идеях христианства Римской империи (первый Рим) и Византии (второй Рим), а также подчеркнуть, что Москва (третий Рим) осталась единственным оплотом истинного христианства – православия.

5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.

Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Его стиль – лиричный и светло-радостный с насыщенными, но не яркими красками. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.

Еще одним представителем московской школы живописи XV-XIV века стал Дионисий. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком и изысканным, нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.

Рассмотрим карту на странице 110 второй части учебника

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Параграф 27

1. Покажите на карте путь Афанасия Никитина. Какие государства он посетил?

Пусть Афанасия Никитина обозначен на карте красными стрелками. Путешественник посетил: Казанское и Астраханское царство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) — Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.

2. Какие земли, острова были открыты русскими людьми?

Уральские горы, Зауралье, остров Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, остров Новая Земля, Медвежий остров, восточный берег архипелага Шпицберген.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Параграф 27

1. О каком произведении идёт речь?

2. Как представлял себе ход истории автор этого произведения?

Большое внимание автор уделяет истории славянских народов, в первую очередь русского. Автор рассматривает русскую историю как часть всемирной.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Параграф 27

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева?

Творчество Андрея Рублёва принадлежит к Московской школе иконописи. Его работам чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

2. Как вы думаете, чем отличаются творения Рублева от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?

Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, пропорции тела не являются реалистичными. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.

Алтарь православного храма всегда обращён на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад.

3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.

Памятник Время создания Описание
Летопись о Куликовской битве Начало XV века Краткое изложение хода битвы
Задонщина Рубеж XIV-XV веков Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
Сказание о Мамаевом побоище Конец XV века Интерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига
Сказания о князьях Владимирских Начало XVI века Возвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии.
Хождение за три моря 1475 год Путевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию
Русский хронограф Начало XVI века Обобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран.
Житие Сергия Радонежского XV век Описание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством.
Успенский собор Московского Кремля 1475-1479 год Величественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы.
Кирпичные стены и башни Московского Кремля 1485-1516 год Обновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича.
Грановитая палата 1487-1491 год Корпус для торжественных государственных приемов.
Архангельский собор Кремля 1505-1508 год Сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Определите факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

Факторы, повлиявшие на мироощущение русских людей в XV в.:

  • регулярное общение с представителями Западной Европы;
  • знакомство с культурой и традициями, бытом и модой Западной Европы;
  • возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран;
  • князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой;
  • укрепление авторитета православной веры.

Определите особенности развития русской культуры в исследуемый период времени.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

  • сглаживание местных культурных различий;
  • использование достижений жителей русских земель и других народов;
  • расширение круга тем;
  • главная тема — рост мощи Русского государства;
  • интерес к семье, внутреннему миру человека;
  • заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

Заполните сравнительную таблицу летописей XV

Схематично представьте виды литературных источников XV-XIV в.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Параграф 27

Считаете ли вы духовно-нравственный кодекс, которым руководствовался Сергий Радонежский, актуальным и в наше время?

На мой взгляд именно таким кодексом поведения должны руководствоваться все служители церкви и в наше время.

Жилища и поселения

Одежда и пища

В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан — понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи — богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны — летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной — здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.

Религия

Народное творчество

Грамотность и письменность

Книгопечатание

Общественно-политическая мысль

Зачатки научного знания и борьба церкви с ними

Зодчество

Живопись

Музыка и театр

Читайте также: