Назовите и охарактеризуйте элементы военной службы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нет вооружённых сил Нет принудительной воинской повинности Активная система призыва, но призываются менее 20% всей возрастной группы Планируется отменить призыв в ближайшем будущем Общая воинская повинность Нет информации

Военная служба — особый вид государственной службы [1] , представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых государствах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Институт военной службы объединяет положения законодательства о формах исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, о начале, сроках и окончании военной службы, о воинских должностях и званиях, о переводах и прикомандировании военнослужащих, о приостановлении военной службы и увольнении со службы.

Эти положения регулируют военно-служебные отношения, содержание и сущность которых рассмотрены в предыдущей главе, которым присущи высокая степень обязательности предписаний, четкая система подчиненности и беспрекословность повиновения, повышенная ответственность за правонарушения.

Напомним, что под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военнослужебные отношения.

  1. Начало военной службы и сроки военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту
  • для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
  • для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
  • для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

Иностранцы, как уже говорилось выше, принимают обязательство.

  • по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;
  • по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.
  • военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
  • за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника;
  • на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

С 1 января 2008 года срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

В срок военной службы не засчитывается:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания дисциплинарного ареста осужденным военнослужащим;

в) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисциплинарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом министром обороны РФ.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками военного округа или командиром (начальником), ему равным и выше, в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Институт военной службы объединяет положения законода­тельства о формах исполнения военнослужащими обязанностей воен­ной службы, о начале, сроках и окончании военной службы, о воин­ских должностях и званиях, о переводах и прикомандировании воен­нослужащих, о приостановлении военной службы и увольнении со службы.

Эти положения регулируют военно-служебные отношения, содержание и сущность которых рассмотрены в предыдущей главе, которым присущи высокая степень обязательности предписаний, чет­кая система подчиненности и беспрекословность повиновения, повы­шенная ответственность за правонарушения.

Напомним, что под прохождением военной службы понимает­ся изменение служебно-правового положения военнослужащих в свя­зи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно­служебные отношения.

Прохождение военной службы включает в себя следующие основные элементы:

- назначение на воинскую должность;

- присвоение воинского звания;

- прикомандирование и перевод;

- приостановление военной службы;

Раскроем более подробно некоторые вопросы, связанные с про­хождением военной службы.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.



Военная служба — особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Таким гражданам присваиваются воинские звания или специальные.

Содержание

Формы прохождения военной службы

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту), так и по призыву. Служба по контракту является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

После окончания Холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности. Угроза крупномасштабной войны значительно уменьшилась, а для локальных военных конфликтов относительно малочисленная профессиональная армия подходит лучше, чем призывная. [1]

Военная служба в мире



Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата — 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана — 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты — 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС — 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны — 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии — 42 года).

Срок контракта — от 3 до 6 лет.

Все военнослужащие (как регулярных сил, так и резервных компонентов) начинают службу с прохождения курса начальной боевой подготовки в специальных лагерях (9 недель в СВ, 6 недель в ВВС, 8 недель в ВМС и береговой охране, 12 недель в морской пехоте). После этого военнослужащие регулярных сил проходят специальную подготовку, продолжительность которой зависит от осваиваемой военной специальности и направляются для дальнейшего прохождения службы в войска.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекается на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Россия

Советский период

Военная служба — особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст.9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) порядке персональных воинских званий, в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст.5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе, каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военная служба — служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей, экипажей военных кораблей, а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими, они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3-и года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин;

К формам прохождения военной службы примыкала служба (работа) военных строителей.

Служба в запасе — периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса.

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы, имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились:

Федеративный период

Статус военнослужащего





Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных: • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам; • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных еляется вами: приметь ожие в аях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их ь; подчиняться лишь строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых). Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы. К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Должности, звания и штат военнослужащих

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:

Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Военнослужащим присваиваются воинские звания. Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.

По характеру участия в решении задач обороны и безопасности страны военная служба может быть подразделена:

на военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны страны военными методами, и

военную службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности страны органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями.

Так военную службу военнослужащие могут проходить:

в Вооруженных Силах РФ;

в войсках национальной гвардии РФ (другие войска),

в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования),

Службе внешней разведки РФ,

органах федеральной службы безопасности,

органах государственной охраны,

органах военной прокуратуры,

военных следственных органах Следственного комитета РФ;

федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы);

воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и

в создаваемых на военное время специальных формированиях.

Таким образом, по функциональному предназначению военная служба делится:

на непосредственно войсковую службу и

военную службу в государственных органах.

Подразделение видов военной службы по составу военнослужащих

Военная служба классифицируется также по составу военнослужащих:

военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин;

военная служба прапорщиков и мичманов;

военная служба офицеров.

Такое подразделение видов военной службы по составу военнослужащих, установлено:

В соответствии с п.1 указанной статьи в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:

рядовой,
ефрейтор,
младший сержант,
сержант,
старший сержант,
старшина

Подразделение видов военной службы по основаниям зачисления граждан на военную службу

Исходя из оснований зачисления граждан на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военная служба подразделяется:

на военную службу по призыву;

на военную службу по контракту и

на альтернативную гражданскую службу.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся:

прапорщики и мичманы;

курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры:

  • проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.

К военнослужащим, проходящим службу по призыву, относятся:

солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву;

офицеры, призванные на военную службу из запаса;

курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Особенности прохождения военнослужащими военной службы по призыву

Порядок прохождения военнослужащими военной службы по призыву определяется:

Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.).

Военную службу по призыву военнослужащие проходят в Вооруженных Силах РФ, органах государственной охраны и других войсках.

В воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву военнослужащие направляются:

  • в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах, указанных выше.

Все граждане мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющие отсрочки или освобождения от военной службы, обязаны по действующему законодательству о воинской обязанности и военной службе пройти военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ.

Как правило, на военную службу по призыву призывают:

граждан после окончания школы, колледжа или вуза;

военная служба по призыву в настоящее время длится 1 год;

после ее окончания или получения высшего профессионального образования гражданин может поступить на военную службу по контракту;

в некоторых установленных законодательством случаях военная служба по призыву может быть заменена на альтернативную гражданскую службу, продолжительность которой составляет 2 года.

Права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:

военную службу по призыву можно совмещать с заочным обучением в вузе или колледже;

в течение всей военной службы по призыву военнослужащим в свободное время разрешено пользоваться мобильными телефонами;

раз в месяц военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, к чьей службе у командиров нет замечаний, могут получать выходные дни (увольнительные), а при необходимости — до 10 дней отпуска по семейным обстоятельствам;

родным и друзьям разрешено навещать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Во время военной службы по призыву:

военнослужащих кормят и обеспечивают всем необходимым - обмундированием, предметами личной гигиены;

выдают банковскую карту с бесплатным обслуживанием, на которую начисляется ежемесячное денежное довольствие.

Особенности прохождения военной службы по контракту

В том случае, если:

гражданин прошел военную службу по призыву или

получил высшее профессиональное образование и

ему еще не исполнилось 40 лет,

он может поступить на военную службу по контракту.

Контракт на прохождение военной службы:

может быть заключен сроком на 2 или 3 года;

без опыта военной службы на первичных воинских должностях, денежное довольствие военнослужащего с учетом всех надбавок может достигать 60 тысяч рублей в месяц.

После окончания первого контракта о прохождении военной службы по контракту военнослужащий получает право:

на бесплатное образование и

оформление ипотеки на льготных условиях.

Перейти на военную службу по контракту военнослужащий может не дожидаясь, когда закончится срок военной службы по призыву:

если у военнослужащего законченное высшее или среднее профессиональное образование, он может заключить контракт о прохождении военной службы по контракту через 6 месяцев после поступления на военную службу по призыву;

если военнослужащий имеет среднее общее образование или основное общее образование — заключить контракт о прохождении военной службы по контракту можно будет через 10 месяцев.

Особенности прохождения призывниками альтернативной гражданской службы

Если военная служба по призыву противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника либо он относится к коренному малочисленному народу, ему законодательно дано право заменить военную службу по призыву общественно полезными работами — альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об альтернативной гражданской службе"

Альтернативная гражданская служба:

длится от 18 до 21 месяца, и, как правило, призывники проходят ее в больницах, домах престарелых, психоневрологических диспансерах и других социальных учреждениях;

подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу можно в свой военкомат не позднее чем за полгода до призыва на военную службу по призыву;

призывник не может выбрать, где именно он будет проходить альтернативную гражданскую службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками;

во время прохождения альтернативной гражданской службы призывник получает зарплату в соответствии с трудовым договором.

Читайте также: