Назовите атрибуты материи и кратко охарактеризуйте их

Обновлено: 04.07.2024

1. Пространство - всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает протяженность, структурность и взаимодействие материальных объектов.

Пространство обладает следующими свойствами:

1. Протяженность (т.е. бесконечно);

2. Структурность (т.е. трехмерно: высота, ширина, глубина);

. Однородность (т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая).

2. Время - всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает свойство вещей и событий иметь длительность и последовательность.

Время обладает следующими свойствами:

1. Длительность (т.е. вечно и неуничтожимо);

Общими свойствами пространства и времени

1. Абсолютность. Она состоит в том, что пространство и время являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи;

2. Относительность состоит в зависимости пространства и времени от конкретных свойств, видов и состояний движущейся материи.

3. Движение - всеобщая и объективная форма существования материи, которая проявляется не только в механическом перемещении вещей в пространстве, но в их изменении во времени.

Движению присущи следующие свойства:

2. Всеобщность (т.е. нет таких явлений, которые были бы лишены движения);

. Абсолютность (проявляется не только внешне, но происходит внутри материи, в состоянии покоя).

Покой - это такое состояние движения, которое обеспечивает сохранение качества предмета.

Движение осуществляется в следующих формах:

1. Пространственное перемещение;

2. Электромагнитное движение (определяется как взаимодействие заряженных частиц);

. Гравитационная форма движения;

. Химическая форма движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

. Геологическая форма (связана с изменениями в материках, слоях земной коры);

. Биологическая форма (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность);

. Социальная форма (процессы, происходящие в обществе).

Пространство, время, движение существует в единстве и взаимосвязи как три формы реальности физического мира.

Философская картина мира

Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия. Сущность этой картины состоит в следующих моментах:

1. Вселенная, т.е. наш материальный мир, есть часть природы, доступная нашему восприятию и пониманию;

2. Вселенная есть единое энергетическое целое. Энергия проявляется в физическом мире в виде вещества и поля;

. Вселенная и все ее энергетические формы существуют единым всеобщим способом;

. Движение происходит в формах пространства и времени. Пространство и время - это четырехмерный континуум:

. Хаотические разрушительные процессы в природе преодолеваются через системность как способ самоорганизации материи. Системность мира - это то, что придает ему порядок, организует развитие и преодолевает хаос. Основными этапами самоорганизации материи являются:

1) атом - это элементарная система;

2) молекула - это система атомов;

) кристаллы - это система неживого и живого вещества (клетки);

) разум и человек - это биосоциальная система;

) общество и цивилизация.

. Появление разума и человека во Вселенной скорей всего не случайно.

Таким образом, философское миропонимание выражает стремление человечества не просто накопить массу знаний, а осмыслить мир как единый и целостный организм.

Научная картина мира

Научная картина мира включает в себя наиболее фундаментальные научные знания о природе, происхождении жизни и человека, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными. Она начинает формироваться в XVI-XVII вв. и основывается на лидирующей области познания. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала рационально-механистическая картина мира (Декарт, Ньютон). Мир в этой картине - это мир твердой материи, а человек в нем случайность, побочный продукт звездной эволюции.

На современном этапе развития ученые высказывают различные гипотезы о возникновении Вселенной:

. Стационарное строение Вселенной.

Биологическая эволюция началась около 4 млрд. лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет около 20 тыс. лет. Таким образом, крайне специфические условия обеспечили возможность появления жизни и ее последующую эволюцию.

Современная научная картина мира динамична, противоречива.

Вывод: Содержание основных картин мира является результатом длительного и противоречивого познания людьми окружающего мира и самих себя. Они сосуществуют друг с другом, взаимодополняют друг друга. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится выработать единую картину мира.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы точки зрения на бытие?

2. Что такое бытие?

. Каково содержание бытия?

. Охарактеризуйте основные формы бытия.

. Что такое материя?

. Как развивались представления о материи?

. Перечислите уровни существования материи.

. Каковы основные свойства материи?

. Охарактеризуйте основные атрибуты материи.

. Докажите единство пространства, времени и движения.

Литература

1. Основы философии [Текст]: учебное пособ. для средних спец. Учеб. заведений /В.П. Кохановский [и др]. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2003.-320 с. - (среднее проф. образование)

2. Философия [Текст]: учеб. пособ. для высших учеб. заведений /Отв.ред. В.П. Кохановский. - Изд. 7-е- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с. - (Высшая школа)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Мир является материальным, состоящим из самых разнообразных предметов и процессов, цель которых - соединяться друг с другом, появляться и исчезать, отображаться в сознании и существовать независимо от него. Нет такого предмета, который бы был сам по себе, поскольку он не может быть отождествлен с материей.

Атрибуты материи с философской точки зрения - это важная область мыслей и сознания. Открытия физиков нашего времени расширяют эти видения, в онтологии запускают разные теории о свойствах и строении. Теме материи немало мыслей и исследований посвятил Аристотель. Он описывал её так: материя – это чувственное вещество, субстрат определенной вещи. Философы, отталкиваясь от научных показаний, начали осмысливать свойства и формы объективного мира. Они объясняют идею материи как протяженность, инерцию, массу, неделимость, непроницаемость.

атрибут что такое

Атрибут: что такое?

Если говорить об атрибуте в философском смысле – это необходимая, существенная, неотъемлемая часть свойственных предметов или явлений. Если же мы рассматриваем атрибут с мифологической точки зрения - это предмет, который служит устойчивым знаком и отличительным свойством мифологического или существующего персонажа любого понятия (например, молния Зевса, весы и повязка Фемиды).

Атрибуты материи – включают три вещи: движение, пространство и время, они не могут находиться и жить вне материи. Точно так же не бывает и материальных объектов, которые не имели бы пространственно-временных явлений.

Свойства материи

  1. Несотворимость и неуничтожимость.
  2. Вечное существование во времени и бесконечность в пространстве.
  3. Материя движется и меняется, саморазвивается, превращаясь из одного состояния в другое.
  4. Детерминированность всех явлений.
  5. Неповторимость и индивидуальность.

атрибуты материи

С развитием науки ученые пришли к мнению, что материя включает в себя микромир, макромир и мегамир. Масштабы такого уровня принято обозначать через первостепенные атрибуты: движение, время, пространство.

Движение – атрибут. Что такое движение и что оно означает? Это любое изменение, а покой - это явление относительное, конкретный случай движения, его точный момент. Существует в разных видах: механических, физических, химических, биологических, социальных. Особым отличием данного атрибута является развитие. Развитие - это количество и качество изменений объекта, характеризующее направленность, определяется закономерностью и необратимостью.

Характеристика движения

  • Неотделимость от материи, ведь это атрибут (важная часть объекта, без него, объект не сможет существовать).
  • Не сменяется абсолютным покоем.
  • Всегда объективно, изменение в материю может вносить лишь практика.

атрибут значение

Пространство – это целостная форма жизни материи, отображающая порядок нахождения существующих объектов в одно и то же время. Отличительными свойствами пространства называют виды разных материальных систем: симметрия и асимметрия, формы и размеры, расстояние между элементами мира, границы.

Характеристика пространства

  • Протяженность (обоюдное расположение и бытие разных тел, может прибавлять или уменьшать любой элемент).
  • Связность и непрерывность.
  • Относительность прерывности. Отдельное существование тел, каждый имеет свои границы и размеры.
  • Трехмерность – материальное измерение осуществляется в пространстве трех измерений.

атрибут данных

Время – атрибут. Что такое время, спросите вы? Это общая, объективная форма жизни материи, которая раскрывает продолжительность процессов бытия и очередность нескольких явлений объектов материальных систем, которые меняют друг друга. Время описывают так: одновременность, асимметричность и необратимость.

Физика сегодня доказывает, что время неотрывно связанно с пространственным описанием и зависит, к примеру, от скорости движения, от характеристики и структуры данной системы, от мощности гравитации и прочего. Показатель времени и пространства меняется в разных видах движения. Поэтому на сегодняшний день выделяют некоторые виды времени: биологический, психологический, социальный вид.

Характеристика времени

  • Объективность
  • Непрерывную связь с атрибутами (пространство и движение).
  • Длительность (очередность смены состояний тел).

Поскольку материя бесконечна, значит, что никакой Сверхразум не сможет охватить ее полностью: любая, пусть и большая, материальная система ограничивается в пространстве и времени и не может охватывать бесконечность.

Атрибуты значение и их разновидности

  1. Атрибут - значение данных - это элемент, самая меньшая единица структуры данных. Как правило, любому элементу характеристики базы данных дают уникальное имя. В целом атрибут – это свойство сущности в предметном мире, и его название обязательно должно быть уникальным для определенного типа. К примеру, для сущности студента можно взять следующий атрибут данных: имя, фамилию, отчество, дату и место рождения, паспортные данные, прописку и так далее.
  2. Ролевой атрибут, что такое и какова его цель? Это самые разнообразные виды игрушек для всех учащихся в детском садике, наличие которых является обязательным. Эти предметы могут быть разными по материалу, виду, структуре, являются необходимыми для того, чтобы малыши смогли играть в выбранные ими ролевые игры, ведь без них не проходит ни одного дня.

ролевые атрибуты

Ролевые игрушки-атрибуты: их виды

Возьмем, например, самый распространённый атрибут для ролевых игр - предметы бытовой техники. Утюжки и пылесосы, весы и чековые книжки, микроволновки и холодильники и много чего другого. Без наличия этих предметов, скучными и однообразными были бы сюжетные игры. Атрибуты являются неотъемлемой частью досуга ребенка, будь он в детском садике или дома. К тому же, когда используют дети все эти предметы в играх, они черпают знания и учатся быть хозяйками и хозяевами своих жилищ, что в будущем обязательно пригодится каждому из них.

Кроме этого, очень увлекательными, а главное - полезными, будут игры в профессии с определенными игровыми атрибутами. Каски для спасателей и пожарных, фуражки офицеров, колпаки для врачей сделают игру намного интересней, и ребёнок очень легко сможет влиться в выбранную роль и стать настоящим врачом или офицером, которые призваны помогать людям.

сюжетные игры атрибуты

Значение атрибутов в жизни ребёнка

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм – это не обычные игры в куклы и машинки. Это великолепный шанс узнать детям конкретно о профессии. Также это поможет решить, кем они станут, когда выростут. Такие игры призваны помочь привыкнуть ребёнку к окружающей среде. Они также подталкивают детей определить свою роль в жизни и понять чем бы они хотели заниматься в будущем.

Отсутствие таких предметов в игре принесет уныние и тоску, игровой процесс перестанет быть ярким и желанным. Ролевые атрибуты - это то, что должно быть у каждого ребенка. Дошкольники лучше смогут понять (благодаря предметам, которые они могут потрогать и взять в игру), для каких целей они предназначены, что с ними делать и как правильно использовать.


В начале ХХ в. открытие радиоактивности, и изменяемости пространственно-временных свойств тел в зависимости от скорости их движения привело к глубокому мировоззренческому и методологическому кризису в естествознании.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, по сути дела сводятся к двум пунктам: логически невозможно мыслить множественность вещей; допущение движения приводит к противоречию. Однако уже Аристотель подверг критике те положения философии элеатов, которые привели к выводу о немыслимости движения. Во-первых, говорит Аристотель, Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема изменчивости мира и следствия этой изменчивости – многообразия, которая для античных философов решалась простым утверждением о наличии в космосе противоположных начал и взаимодействии стихий, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи – панпсихизм. Близким по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. И в панпсихизме, и в гилозоизме предполагалось, что причина изменчивости мира – духовное начало, которое растворено в материи, это начало – жизнь или душа.

Развернутая концепция движения представлена в философии диалектического материализма. Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Диалектический материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Именно внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя – это постоянно меняющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира. Движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и избегается ошибка редукции движения к какому-то одному его конкретному виду. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении в диалектическом материализме строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов, при количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть одноуровневым, прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

В диалектическом материализме говорится также о различных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, биологическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Развитие естествознания существенно скорректировало предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Советский философ Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, которое Ф. Энгельс считал самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, также преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Таким образом, несмотря на различные философские позиции по вопросу о движении, принцип, согласно которому движение признается неотъемлемым свойством, атрибутом материи, позволяет конкретизировать принцип единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

Пространство и время как атрибуты материи. Уже древние мудрецы объединили вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени.

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и другое, материя невозможна вне пространства и времени.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый – субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека. Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Августина Аврелия. Августин считал, что время – это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать
внешние ощущения. Время – это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время – это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Еще один пример субъективистского подхода – концепция длительности А. Бергсона. А. Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Время – лишь опространствленная длительность, умерщвленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике Ньютона – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Гегель в частности утверждал, что мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, любое пространство – это всегда наполненное пространство. Метафизическая по своей сути субстанциальная концепция фактически разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Однако являлась ведущей как в философии, так и в естествознании до ХIХ века. Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные (от лат. relativus – относительный), связаны с именем Аристотеля, который критиковал Демокрита за утверждение, что существуют только атомы и пустота. Аристотель отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Реляционная концепция пространства и времени. Реляционная концепция пространства и времени была сформулирована Аристотелем, который отрицал существование пустоты как таковой. Взгляды Аристотеля развили Декарт и Лейбниц. Они утверждали, что не существует ни однородной пустоты, ни чистой длительности. Пространство они понимали как порядок взаиморасположения материальных объектов, а время – как порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Эти процессы обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.

Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.

Общая теория относительности в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствовало об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, а пространство искривляться. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида. Так, например, в евклидовой геометрии предполагается, что сумма углов треугольника составляет 180 градусов. Сумма же углов треугольника, изображенного на поверхности сферы, больше 180 градусов, а на седловидной поверхности – меньше 180. Поверхность сферы в неевклидовой геометрии называется поверхностью положительной кривизны, а поверхность седла – отрицательной.

Время – есть самостоятельная субстанция, и отказываться от субстанциональной концепция пространства и времени пока еще не следует, наряду с релятивистской она является справедливой. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и движением; единство прерывного и непрерывного в их структуре; зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах, количественная и качественная бесконечность.

Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не окончательны и не универсальны. В рамках реляционной парадигмы пространство и время рассматриваются как системы отношений между взаимодействующими объектами. Пространство и время связаны друг с другом, составляют единый пространственно – временной континуум (непрерывная совокупность). Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов.

Характеристики пространства и времени. Пространству и времени приписываются определенные физические характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик.

Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности (поворот, направление), однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного
местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Современная физика ведет поиски основания трехмерности пространства в структуре некоторых фундаментальных процессов, например, в строении электромагнитной волны и фундаментальных частиц. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмерном пространственно-временном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования многомерного пространства.

Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной.

Важно различать календарно-астрономическое и социально-историческое время. Первое однообразно, линейно, необратимо – вперед и только вперед. Второе характеризуется многообразием, лучистостью, веерностью, в нем много самых разных ниш, позиций, траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Время древних веков двигалось медленно, а современные десятилетия пролетают стремительно. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже и в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).

Общие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атpибутов матеpии; неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах; количественная и качественная бесконечность.

К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неpазpывная связь с атрибутами матеpии (пpостpанством, движением и дp.), длительность (выpажающая последовательность существования и смены состояний тел) обpазовывается из возникающих друг за дpугом моментов вpемени, котоpые составляют весь пеpиод существования тела от его возникновения и до пеpехода в дpугие фоpмы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому вpемя существования этого тела конечно и пpеpывно. Но пpи этом матеpия не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет фоpмы своего бытия. Отсутствие pазpывов между моментами и интеpвалами вpемени хаpактеpизует непpеpывность вpемени. Вpемя одномеpно, ассиметpично, необpатимо и напpавлено всегда от пpошлого к будущему.

Специфические свойства вpемени: конкpетные пеpиоды существования тел (они возникновенны до пеpехода в иные фоpмы); одновpеменность событий (они всегда относительны); pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов и дp.

Существуют физические вещества, которые отличаются от психических и духовных. Они телесные, у них есть масса, место в пространстве, протяженность. Что касается понятия материи в философии, то это фундаментальная категория. Она определяется с двух позиций — материализма и идеализма. В соответствии с первым материя представляет собой образование произвольной формы, возникающее из духовной субстанции. Идеализм связывает эту категорию с возможностью ощущений.

Понятие материи в философии

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

Томас Гоббс

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • количественные изменения в качественные.

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

Борьба противоположных явлений и качеств

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

  • неуничтожимость и несотворимость;
  • бесконечность в пространстве;
  • вечное существование;
  • причинность;
  • познаваемость;
  • объективность;
  • структурность;
  • субстанциональность.

Материя в философии

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

  • физическая;
  • механическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

Химический вид материи

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

  • неорганическая природа;
  • органический мир;
  • общество.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

 Движения постоянно происходят и в обществе

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

  • размерность;
  • однородность;
  • необратимость.

Время всегда однородно

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

  • протяженностью;
  • размерностью;
  • однородностью.

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

Пространство трехмерно

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

Материя через отношение с сознанием

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Читайте также: