Назначение коммуникационных служб интернета кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 Электронная почта (e-mail)

Электронная почта -- Е-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение -- поддержка обмена письмами между пользователями.

Принципы функционирования электронной аналогичны работе обычной почты. Однако электронная почта имеет несколько преимуществ:

* одновременную рассылку писем нескольким абонентам. Любой пользователь Интернета может получить свой почтовый ящик на одном из почтовых серверов Интернета, в котором будут накапливаться ᴨȇредаваемые и получаемые электронные письма.

Электронное письмо состоит:

В настоящее время в России имеется широкий доступ в сети FidoNet и Интернет, которые позволяют ᴨȇредавать данные не только внутри страны, но и по всему миру.

Системы адресов электронной почты в сетях FidoNet и Интернет различаются.

Структура адресов электронной почты в Internet:

Домен определяет почтовый компьютер, к которому подключён данный абонент.

Пример. Составные части адреса ivanov@admin.tstu.ru означают:

ivanov -- имя абонента;

admin.tstu -- адрес сервера почты абонента (host-name), где:

admin -- имя компьютера на почтовом узле, где абонент ivanov владеет почтовым ящиком;

tstu -- организация, к которой прикреплён пользователь ivanov (в нашем случае это сокращение от Tambov State Technical University);

ru -- название страны (Russia).

Структура адресов электронной почты в FidoNet:

Весь мир поделен на шесть зон:

1 -- Северная Америка, 2 -- Европа, в том числе Россия, 3 -- Австралия и Новая Зеландия, 4 -- Центральная и Южная Америка, 5 -- Африка, 6 -- Азия.

Регион -- это страна или группа стран, обозначается одной или двумя цифрами. России присвоен номер региона 50, Украине, Белорусии, Молдавии -- 46 и т. д.

Номер сети в регионе также обозначается двумя цифрами. Для Москвы это 20, для Санкт-Петербурга -- 30, для Воронежа -- 25, для Новосибирска -- 00 и т. д.

Пример. Типичный адрес в сети FidoNet: 2:5025/99.7

3. Затем устанавливается связь с сервером.

Примечание: адресат получит письмо лишь после того, как соединится с сервером и заберёт почту со своего почтового ящика.

6. Если используется коммутируемая телефонная линия, то пользователь отключает телефонную связь.

7. После этого он может не сᴨȇша просматривать полученную почту.

Клиент-программа, кроме функции приема-ᴨȇредачи писем во время сеанса связи, выполняет еще множество сервисных функций: подготовку и редактирование писем, организация адресной книги, просмотр почтового архива, сортировка и удаление писем из почтового архива и пр. Популярным клиентом Е-mail является программа Outlook Express, входящая в стандартную поставку оᴨȇрационной системы Windows.

2 Электронные доски объявлений (BBS)

Электронная доска объявлений -- прикладная программа, установленная на главной машине, оборудованной модемами. Иногда BBS называют сам компьютер, на котором установлена указанная программа.

Пользователи подключаются к этой машине и регистрируются на ней. Каждый пользователь сети имеет уникальное имя-адрес. На диске BBS-ЭВМ выделена область, доступная всем пользователям, -- каждый может обратиться к этой области и записать туда свою информацию либо скопировать информацию оттуда на свой ЦК.

Кроме того, дисковое пространство машины BBS разбито на отдельные зоны, называемые почтовыми ящиками. Каждый почтовый ящик закреплён за отдельным пользователем -- другие пользователи доступа к нему не имеют. Тем самым, реализуется и такая услуга, как электронная почта.

В разных сетях возможны различные способы организации электронной доски объявлений.

Пользователь, обратившись в любой момент времени к общей части дисковой памяти, либо к своему почтовому ящику, может ознакомиться с объявлениями (доступной всем информацией), либо с адресованной ему корреспонденцией.

Большинство станций BBS объединены в сеть FidoNet -- международную некоммерческую сеть пользователей компьютеров многих стран.

3 Телеконференции или группы новостей

В Интернете существует много различных конференций, каждая из котоҏыҳ посвящена обсуждению какой-либо проблемы.

Службу телеконференций называют по-разному: группы новостей, служба Usenet. В Сети работу телеконференций обслуживают серверы новостей.На ПК пользователя должна быть установлена клиент-программа новостей. Упомянутая выше программа Оutlook Express является одновременно почтовым клиентом и клиентом новостей.

Название телеконференции состоит из нескольких слов, разделенных точками, последовательно сужающих тему.

Большинство конференций регулируется сᴨȇциальной редакционной коллегией, которая называется модератором. В обязанности модератора входит просмотр посланий и вынесение решения -- публиковать данные послания (рассылать их участникам группы) или нет.

Пример. Некоторые стандартные обозначения телеконференций:

* сотр -- конференция, где обсуждается всё, что связано с компьютерами и программированием;

* sci -- всё, что касается науки;

* гее -- отдых, хобби, увлечения;

* talk -- эта группа предназначена для любителей поспорить.

4 Параллельные беседы в Интернете

На хост-компьютере работает chat-сервер, на ПК пользователя -- chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, которые распространяются бесплатно через Интернет. Как и в телеконференциях, участники chat-конференций регистрируются (подписываются) в определенной тематической групᴨȇ.

Каждый общающийся в Chat имеет псевдоним, по которому к нему могут обратиться или ответить на его вопрос. Chat предоставляет возможность параллельного общения сразу на нескольких каналах.

По поводу времяпровождения в Chat существуют два взаимоисключающих друг друга мнения. С одной стороны, считают, что сеть -- это особый мир, существующий в виртуальном пространстве и почти не ᴨȇресекающийся с реальной жизнью, а человек, проводящий часы за экраном дисплея, отрывается от реальной жизни и в конце концов становится неприспособленным к ней.

С другой стороны, есть мнение, что сеть, конечно же, можно использовать как альтернативный мир, куда легко убежать от проблем реальности, но не более, чем как в любую другую субкультуру. Уход от реальной жизни совершает любой человек, который всё своё время отдаёт любимому делу, хобби. Сама же сеть не располагает к уходу от реального мира, а, напротив, способна обогатить личность, дав новые знакомства и новые представления о мире. Опасность Интернета в том, что сеть затягивает. Именно в силу своей огромной информационной наполненности. Там столько интересного, что каждый раз выходишь из сети с сожалением, что чего-то не усᴨȇл посмотреть. Истина, по-видимому, где-то посередине: во всём хороша мера и разумное разнообразие. Получать много информации, конечно же хорошо, особенно, если она профессионально важна для вас, но временные затраты на её получение подчас бывают несопоставимы с пользой, а если учесть ещё и неблагоприятное влияние на здоровье долгого сидения на одном месте в напряженном состоянии. В общем, думайте сами, жить ли вам в реальном или виртуальном мире.

5 Интернет-телефония

Это голосовое общение через Сеть в режиме on-line. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество ᴨȇред телефоном -- низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука) однако нет сомнений, что со временем этот недостаток будет преодолен.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 11 класса. Босова Л.Л. Оглавление

§ 15. Службы Интернета

Службы Интернета

Интернет играет важную роль в жизни современного человека, являясь:

1) средством доступа к общим информационным ресурсам;
2) средством коммуникации (общения) между удалёнными пользователями.

Благодаря Интернету, ставшему в наше время мобильным, пользователь, где бы он ни находился, всегда имеет доступ к важным документам, почте, может получить информацию по любому интересующему его вопросу.

Средства обеспечения определённых услуг для пользователей сети Интернет принято называть службами (сервисами).

Для каждой службы Интернета существует своя программа-сервер, клиентская программа и свой протокол, обеспечивающий взаимодействие программы-клиента с сервером. Воспользоваться какой-либо службой Интернета можно только в том случае, если на компьютере установлено соответствующее программное обеспечение (клиентская программа).

15.1. Информационные службы

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам (файлам, документам), хранящимся в Интернете.

Основными информационными службами Интернета являются Всемирная паутина, служба передачи файлов, служба файлообменников.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web, WWW) представляет собой распределённую по всему миру информационную систему, состоящую из миллиардов взаимосвязанных электронных документов — веб-страниц.

Каждый ресурс (страница, документ, файл) в Интернете имеет свой уникальный адрес или URL (англ. Universal Resource Locator — универсальный указатель ресурсов).

Адрес документа в Интернете (URL) состоит из следующих частей:

1) название протокола со знаками :// в конце названия;
2) доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
3) полное имя файла на сервере, где он находится.


Ещё одной информационной службой является служба передачи файлов, предоставляющая пользователям услуги по хранению и обеспечению доступа к большому количеству файлов: системному и прикладному программному обеспечению, электронным книгам, музыке, видео и т. п. Передача файлов осуществляется по протоколу FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов), именем которого названа и сама служба.

FTP-сервер — программа, позволяющая хранить файлы и передавать их по протоколу FTP.

FTP-клиент — программа, позволяющая подключаться к удалённому FTP-серверу и получать/передавать файлы по протоколу FTP. Существует множество бесплатных и платных FTP- клиентов. Встроенными возможностями для работы по протоколу FTP обладают браузеры, менеджеры файлов и некоторые другие программы.

На серверах службы FTP хранятся FTP-архивы — большие хорошо структурированные коллекции объединённых общей тематикой файлов. Среди них можно выделить:

15.2. Коммуникационные службы

К основным коммуникационным службам относятся электронная почта, форум, чат, IР-телефония.

Почтовая служба основана на следующих протоколах:

Коммуникационные службы предоставляют пользователям сети возможность обмениваться новостями, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и т. п.

Некоторые службы интерактивного общения дают возможность вести обсуждение только двум собеседникам. Каждому пользователю при регистрации в таких службах предоставляется индивидуальный код, и каждый сам создаёт список контактов — лиц, с которыми он желает общаться.

В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети — интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание (контент) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.

15.3. Сетевой этикет

В сети Интернет существуют негласные правила поведения, так называемый сетевой этикет.

Приведём основные правила сетевого этикета, которых следует придерживаться в почтовой переписке, а также при использовании других сервисов сети Интернет.

1. Ясно идентифицируйте себя.

2. Знайте и уважайте своего адресата.

4. Пишите грамотно, кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

8. Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Средства обеспечения определённых услуг для пользователей сети Интернет принято называть службами (сервисами). Для каждой службы Интернета существует своя программа-сервер, клиентская программа и свой протокол, обеспечивающий взаимодействие программы-клиента с сервером. Воспользоваться какой-либо службой Интернета можно только в том случае, если на компьютере установлено соответствующее программное обеспечение (клиентская программа).

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам (файлам, документам), хранящимся в Интернете. Основными информационными службами Интернета являются Всемирная паутина, служба передачи файлов, служба файлообменников.

К основным коммуникационным службам относятся электронная почта, форум, чат, IР-телефония.

В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети — интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание (контент) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.

Вопросы и задания

1. Что понимается под службой Интернета?

2. В чём различие между информационными и коммуникационными службами Интернета?

3. Назовите известные вам информационные службы Интернета и объясните их назначение.

4. Как устроен универсальный указатель ресурса в Интернете? Для чего он предназначен?

7. Назовите известные вам коммуникационные службы Интернета.

8. Сравните электронную почту и обычную (бумажную) почту по составу элементов и принципам работы.

9. Сравните возможности доступа к почте по протоколам POP3 и IMAP. Укажите достоинства и недостатки каждого из них.

Вернемся к Интернету, о котором уже шла речь в предыдущей главе. Сейчас мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения им своего главного назначения: быть глобальной информационной системой. Системой, дающей пользователю неограниченные возможности как для информационных коммуникаций с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.

Средства предоставления определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами Интернета.Опишем не­которые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.

раз ооратим ваше внимание на то, что каждая служба Сети под­держивается работой определенного сервера и определенного клиента на компьютере пользователя.

TCP/IP является базовым протоколом Интернета. Тогда протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).

Поясним смысл еще двух терминов, которые будут дальше использо­ваться. Режим on-line— это режим работы пользователя в состоянии под­ключения к какому-либо серверу Сети. Состояние отключенной связи на­зывается режимом off-line.Аналогия: общение по телефону всегда проис­ходит в режиме on-line. При отправлении телеграммы вы заполняете бланк в режиме off-line, затем телеграфист в режиме on-line передает те­леграмму по линии связи; а затем получатель читает телеграмму в режиме off-line.

Коммуникационные службы Интернета

Электронная почта — e-mail.Это наиболее старая и одна из самых мас­совых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена письмами между пользователями.


Рис.5.9. Схема функционирования электронной почты

Клиент-программа кроме функции приема/передачи писем во время сеанса связи выполняет еще множество сервисных функций: подготовку и редактирование писем, организацию адресной книги, просмотр почтового архива, сортировку и удаление писем из почтового архива и пр. Популяр­ным клиентом e-mail является программа Outlook Express, входящая в стандартную поставку операционной системы Windows.

Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты).

Служба телеконференций,другое название — спискирассылки. Это

Телеконференция объединяет в себе как коммуникационную, так и ин­формационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с другой — материалы конференции содержат большой объем полезной информации, которая определенное время хранится на сервере и может рассматриваться как некоторый информационный ресурс (элек­тронная газета). Это особенно важно для специалистов, участвующих в конференциях по профессиональным тематикам, таким как наука, про­изводство, бизнес, торговля и пр. В материалах конференции молено най­ти ценные советы, консультации, которые помогут в принятии важных решений.

На компьютере-сервере работает chat-сервер, на ПК пользователя — chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, ко­торые распространяются бесплатно через Интернет.

Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в чате они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник зачас­тую придумывает для себя какой-то образ и обыгрывает его. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения, как кол­лективного, так и один на один.

Интернет-телефония— голосовое общение через Сеть в режиме online. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед теле­фоном — низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задерж­ки во времени, искажение звука), однако нет сомнений, что со временем этот недостаток будет преодолен.

Далее мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения им своего главного назначения: быть глобальной информационной системой. Системой, дающей пользователю неограниченные возможности как для информационных коммуникаций с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.

Средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами (сервисами) Интернета. Число различных служб в Сети непрерывно растет. Опишем лишь некоторые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.

Если протокол ТСР /IP называется базовым протоколом Интернета, то протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).

Коммуникационные службы Интернета

Коммуникационные службы обеспечивают общение между пользователями.

Электронная почта — e-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена электронными письмами между пользователями.


Рис. 2.2. Схема функционирования электронной почты

Каждый почтовый ящик имеет минимум один адрес следующего формата:

Адрес почтового ящика должен быть уникальным. Для работы с почтой можно использовать wеb-интерфейс (т. е. работать с обычным браузером) или установить специализированный почтовый клиент.


Рис. 2.3. Окно почтовой программы Outlook Express

Сеть ICQ позволяет осуществлять поиск нужного абонента по целому ряду полей, включая фамилию, имя, адрес электронной почты, место проживания, возраст и т. д. Помимо службы ICQ, в Интернете есть несколько других аналогичных систем.

IP-телефония (Интернет-телефония) — система, позволяющая вести разговор в реальном времени с использованием каналов связи Интернета.

Одной из наиболее популярных программ для IP-телефонии в настоящее время является Skype (рис. 2.4). Она обеспечивает цифровую голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. При подключении к компьютеру wеb-камеры Skype поддерживает также и видеосвязь между двумя абонентами.


Рис. 2.4. Интерфейс программы Skype

Видеоконференция — это информационная услуга, обеспечивающая одновременную двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео- и звуковой информации на расстояние в режиме реального времени с использованием компьютеров для более чем двух абонентов.

Для общения в режиме видеоконференции абоненты должны иметь микрофон, видеокамеру web-камеру), устройство отображения информации и воспроизведения звука, а также компьютер с необходимым программным обеспечением. Популярной системой поддержки видеоконференций является Vidicor.

Различают конференции симметричные, т. е. такие, где все абоненты видят и слышат друг друга, и асимметричные, т. е. такие, где часть участников только видит и слышит, но не участвует постоянно. С помощью видеоконференций организуются совещания, встречи людей, находящихся в разных точках мира, дистанционное обучение и др.

Информационные службы Интернета

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете. Такими ресурсами являются либо файлы стандартных форматов, либо разного рода документы (в том числе мультимедийные), которые можно просмотреть, сохранить, распечатать.

Служба передачи файлов. Часто эту службу называют по имени используемого протокола: FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов). Со стороны Сети работу службы обеспечивают FTP-серверы, а со стороны пользователей — FTP-клиенты.

Назначение FTP-сервера — хранение набора файлов самого разнообразного назначения (обычно в архивированном виде). Чаще всего это программные файлы: средства системного и прикладного программного обеспечения. Но в наборах могут храниться файлы и любых других форматов: графические, звуковые, документы Microsoft Word, Microsoft Excel и др. Вся эта информация образует иерархическую структуру папок (каталогов и подкаталогов).

После соединения FTP-клиента с сервером на экране пользователя открывается файловый интерфейс хранилища папок и файлов на сервере (наподобие Проводника Windows). Далее работа происходит так же, как с файловой системой на собственном ПК: папки и файлы можно просматривать, сортировать, копировать на свои диски.

Клиент FTP входит в состав программы Internet Explorer и поэтому всегда имеется на ПК, работающем под управлением ОС Microsoft Windows.

World Wide Web (WWW, Всемирная паутина) — самая массовая сегодня информационная служба Интернета. Это огромная, распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы.

Web-2-сервисы

Начиная с 2005 года в Интернете развивается новая методика использования wеb-технологии, объединяющая в себе информационные и коммуникационные функции, которая получила название Web-2. Основная ее особенность состоит в том, что информационный контент, выкладываемый в Сеть, создают сами пользователи. К сервисам, существующим на основе этой методики, относятся социальные сети (Одноклассники, Вконтакте и др.), блоги, живые журналы, видеохостинги (для размещения видеороликов, например YouTube), фотохостинги (для размещения фотоальбомов), файловые обменники и т. д.

Блог (от web log — интернет-дневник) — wеb-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи владельца (блоггера). Обычно записи отсортированы в обратном хронологическом порядке, т. е. вначале располагается последняя запись. Блоги доступны любым читателям и допускают публичную полемику с блогером.

Коммуникационные службы сети Интернет предназначены для общения пользователей в режиме online.

Режим on-line — режим, подразумевающий обязательное подключение к какому-либо серверу в Сети.

Режим Off-line — состояние отключенной связи.

К основным коммуникационным службам относятся: IP-телефония, электронная почта, форумы, чаты, мессенджеры и социальные сети.

IP-телефония

IP-телефония — это служба, обеспечивающая пользователей телефонной связью по протоколу IP.

Служба позволяет использовать для коммуникации основные способы телефонии: набор номера, ответ на вызов и двустороннее голосовое общение с возможностью видеозвонков.

Функционирование IP-телефонии производится по протоколу VoIP (Voice over Internet Protocol — голос поверх протокола Интернета).

Самым популярным приложением с использованием данной коммуникационной службы является Skype.

Популярные мессенджеры и социальные сети также внедрили в свой функционал использование IP-телефонии. Среди них: Viber, WhatsApp, ВКонтакте и прочие.

Возможности современной IP-телефонии позволяет организовывать не только общение двух пользователей, но и видеоконференцию с участием группы людей.

Электронная почта

Одной из самых первых коммуникационных служб стала электронная почта (email). Ее функционал позволяет пользователям общаться и получать информацию при помощи электронных писем.

Для создания почтового ящика пользователи используют логин и пароль. Адрес почтового ящика имеет следующий вид:

User_name@server_name

Протоколы, обеспечивающие работу электронной почты:

Схема работы электронной почты наглядно показана рисунке ниже.

принцип работы электронной почты

Внутри операционной системы Windows уже вложен стандартный почтовый клиент Microsoft Outlook.

Форумы и чаты

На сегодняшний день чаты практически полностью были вытеснены мессенджерами и социальными сетями и утратили свою актуальность.

Форум — это интернет-сайт, позволяющий пользователям общаться и получать необходимую информацию по интересующей теме.

Социальные сети и мессенджеры

Легендарным приложением в истории мессенджеров стал, созданный в 1996 году, клиент ICQ. В 2010 году количество активных пользователей приложения составляло 48 миллионов. С ростом конкуренции среди мессенджеров и появлением социальных сетей, аудитория ICQ резко сократилась.

Главное отличие мессенджеров от социальных сетей заключается в упрощенном интерфейсе и наборе доступных функций.

В 2020 году мессенджеры стали популярнее, чем социальные сети на 20%.

Социальные сети — это онлайн-платформы, предназначенные для общения и обмена информацией между пользователями.

Самая первая социальная сеть, под названием Classmates, появилась в 1995 году. С помощью нее пользователи могли находить анкеты своих одноклассников, сослуживцев и коллег и поддерживать общение в сети. В 2009 году аудитория сайта насчитывала около 50 млн. пользователей.

В России социальные сети начали набирать популярность в начале 2000-х годов.

Список популярных социальных сетей в России:

Читайте также: