Назначение и категории пассажирских поездов кратко

Обновлено: 04.07.2024

скорые — с наиболее высокой скоростью движения благодаря снижению до минимума числа остановок и повышенной техниче­ской скорости; эти поезда формируют из наиболее комфортабель­ных вагонов, курсируют они между важнейшими центрами страны, а также между этими центрами и курортными районами;

пассажирские, имеющие меньшую скорость на всем пути сле­дования из-за большего числа остановок и несколько меньшей тех­нической скорости. На тех участках, где нет пригородного движе­ния, пассажирские поезда имеют остановки не только на крупных станциях, но и на промежуточных. В некоторые поезда включают также почтовые и багажные вагоны.

1 Нумерация пассажирских поездов разных категорий приведена на с. 373.

29.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Значительная часть железнодорожных устройств используется как для пассажирского, так и для грузового движения. Вместе с тем для обеспечения пассажирских перевозок необходимы специальные сооружения (пассажирские и технические станции, вокзалы, пасса­жирские платформы и павильоны для пригородного движения) и подвижной состав (локомотивы и вагоны).

Пассажирские станции выполняют операции, связанные с от­правлением и прибытием пассажиров, приемом и выдачей багажа и перевозками почты. Их сооружают при наличии значительного пассажиропотока. Основные устройства пассажирской станции —• пути приема и отправления поездов, пассажирское здание (вокзал) и платформы, пути для погрузки и выгрузки багажа, почты и др., депо и технический парк с устройствами для механизированной об­мывки, очистки и уборки вагонов. В техническом парке экипируют пассажирские составы. Пассажирские станции в крупных центрах обслуживают обычно дальнее, местное и пригородное движение. Тип станции зависит от объема и характера выполняемых опера­ций. В зависимости от расположения путей и зданий вокзала по отношению к ним пассажирские станции делятся на тупиковые, проходные и тупиково-проходные 1 . Наиболее удобны станции двух последних типов.

Пассажирские технические станции устраивают при большом числе обслуживаемых составов, оснащают вагономоечными маши­нами, механизированными прачечными, механизмами для внутрен­ней очистки вагонов. В пунктах оборота пригородных поездов со­оружают зонные станции. Взаимное расположение устройств, об­служивающих пассажирское движение на участке, примыкающем к большому городу, показано на рис. 29.1.

ния для приема и выдачи багажа, а также в зависимости от клас­са камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отды­ха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комна­ты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для куль­турно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пасса­жиров (читальни, почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, связанных с обслуживанием пасса­жиров и с движением поездов.

Пассажирские здания, платформы и другие сооружения и уст­ройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать быст­рое, удобное и безопасное выполнение операций, связанных с пере­возками пассажиров. Для прохода на платформы в необходимых случаях устраивают пешеходные тоннели или мосты. На крупных вокзалах, обслуживающих большие потоки пассажиров, платформы

Дальнее (рузоЬия

станция Сортировочная

Доя грузоьых станщя

и дальних псездод

Пригородное Техническач Для пригородных Остановочная Зонная

снижение станция а дальних поездов платформа. станция

Рис. 29.1. Схема расположения устройств для обслуживания пассажирского

движения на участке

Таблица 29.2 Основные эксплуатационные характеристики моторвагонных поездов

По назначению поезда, выполняющие пассажирские перевозки подразделяются на:

1. пассажирские , предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, почты и сформированные из вагонов пассажирского парка;

2. почтово-багажные, предназначенные для перевозки почты и багажа и грузобагажа и сформированные из вагонов пассажирского парка, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров;

3. грузопассажирские, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров и формируемые на малодеятельных участках из вагонов грузового и пассажирского парка;

4. людские – грузовой поезд, в котором находится 10 и более вагонов, занятых людьми.

Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:

I.Дальность следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:

· дальние - следующие на расстояние свыше 700 км;

· местные - следующие на расстояние до 150 до 700 км;

· пригородные - расстояние до 150 км.

II. Скорость движения и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на:

· скоростные – ходовая скорость свыше 140 км/ч ;

· скорые – максимальная ходовая скорость 140 км/ч;

Скоростные пассажирские поезда или поезда повышенной скорости должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемой скорости движения 141-200 км/ч. Стоянки скоростным пассажирским поездам предусматриваются, как правило, только для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.

Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока, имеют меньшую маршрутную скорость из-за большого числа стоянок и меньшей технической скорости.

Высокоскоростные поезда - курсируют на специализированных линиях, развивают скорость 300 км/ч и более. Например, на линии Париж-Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.

III. Регулярность движения.Пассажирские поезда делятся на:

· разового назначения, обращающиеся в период интенсивных пассажирских перевозок.

IV. Периодичность движения. Пассажирские поезда делятся на:

· следующие через день (по нечетным или четным числам);

· следующие по дням недели или числам месяца.

V. По уровню предоставляемого сервиса. Пассажирским поездам может присваиваться категория фирменный. Фирменному поезду присваивается индивидуальное наименование.

Приложение Б

Нумерация пассажирских поездов

Каждому поезду в соответствии с его категорией присваивается номер, установленный графиком движения. В графике движения поездам присваивается следующая нумерация:

Пассажирские поезда

- круглогодичного обращения 1-148

- сезонного обращения 181-298

· Скоростные круглогодичного и сезонного

· Ускоренные круглогодичного и сезонного

- круглогодичного обращения 301-398

- сезонного обращения 401-498

- разового назначения, вывозные (пунктирные) 501-598

· Служебного (специального) назначения 701-748

· Скорые дальние составами дизель-и электросекций:

- с вагонами повышенной комфортности

(с услугами) 801-849

- без предоставления дополнительных услуг 851-899

· Туристско-экскурсионные 971 - 988

· Скорые пригородные 7001-7398

· Пригородные служебного назначения 7481-7498

2. Почтово-багажные, грузопассажирские, людские:

Приложение Г

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Из вагонов пассажирского парка для перевозки пассажиров, багажа и почты.

Почтово-багажные

Из вагонов пассажирского и грузового парка для перевозки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажирских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут включаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров.

Грузопассажирские

Из вагонов грузового и пассажирского парка для перевозки грузов и пассажиров на малодеятельных участках.

Грузовые поезда, в составе которых не менее 10 вагонов, занятых людьми.

Категории пассажирских поездов

По дальности следовании пассажирские поезда делятся

Следующие на расстояние свыше 700 км

Следующие на расстояние от 150 до 700 км

Пригородные

Следующие на расстояние до 150 км

По скорости движения пассажирские поезда делятся

Скоростные пассажирские

Имеют маршрутную скорость не менее 85 км/ч (при допускаемой скорости 141-200 км/ч). Стоянки этих поездов предусматриваются только на станциях для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.

Должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч. Она должна быть больше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского на данном направлении, не менее чем на 5 км/ч. Стоянки предусматриваются на станциях для выполнения технических операций, в республиканских, краевых и областных центрах, а по согласованию с …РК – на отдельных прочих станциях.

Пассажирские

Назначаются для освоения остального пассажиропотока. Они делятся:

- по регулярности движения – круглогодичные, летние и разового назначения;

- по периодичности движения – ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;

- по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда с индивидуальными наименованиями.

Нумерация пассажирских поездов

Скорые сезонного обращения

Пассажирские круглогодичного обращения

Пассажирские сезонного обращения

Пассажирские разового назначения

Ускоренные мотор-вагонными составами повышенной комфортности

То же, без предоставления дополнительных услуг

Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа вагонов определенного типа. Составы пассажирских поездов разных категорий различны. Количество вагонов в составах пассажирских поездов, как правило, колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой. Под композицией понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.

Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов. В этом случае вагоны в составах располагаются группами по типам: в голове состава – плацкартные вагоны, в хвосте – купейные. Такая композиция составов позволяет использовать их в общем обороте и при этом обеспечить минимальные операции по маневровой работе в пункте формирования.

Совпадающая композиция составов позволяет увеличить схему поезда за счет добавления вагонов со стороны, как головного, так и хвостового вагонов поезда. Использование составов пассажирских поездов в общем обороте обеспечивает уменьшение числа используемых составов. В схеме поезда указывают порядковый номер вагона, назначение, признаки броней. Содержание информации в схеме поезда зависит от функции подразделения. Перечисленная выше информация необходима в вокзальном хозяйстве для оформления проездных документов. Для пассажирских станций и вагонных подразделений важны бортовые номера вагонов в порядке их расположения в составе.

Чтобы сократить уход свободных мест со станции отправления, места до станции перемены трафарета находятся в свободной продаже. Количество мест по всем броням должно соответствовать вместимости вагона. Для мягких (СВ) вместимость составляет 18 мест, для купейных – 36, для плацкартных – 54. на ряде дорог для улучшения условий труда проводников им предоставлены дополнительные места, поэтому пассажирам оформляются 34 места в купейном и 52 места в плацкартном вагонах. Места брони начальника поезда в билетных кассах не продаются, поэтому из схемы они вычитаются.

Работу по распределению мест в поездах, установлению переменных трафаретов, выделению нормы броней осуществляет дорожное бюро по распределению мест (ОДБ); ему подчиняются такие же бюро региональных дирекций (ЛБК) и вокзалов (БРМ).

По правилам композиции составов дальнего следования мягкий вагон (СВ) ставят в середине состава рядом с вагоном-рестораном. Исключения составляют фирменные поезда.

Состав пассажирского поезда отличается от скорого числом купейных и большим количеством некупейных вагонов с общими плацкартными местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных по пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки 6 – 8 часов (при условии прокладки поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов областного типа с креслами для сидения.

Вместимость состава определяется категорией пассажирского поезда, его массой и композицией. Число вагонов в составе зависит также от длины пассажирских платформ.

Масса составов скорых и пассажирских поездов в настоящее время установлена до 1000 тонн (16-20 вагонов). Для скоростных участков (140 – 160 км/ч) максимальная масса скорых поездов составляет, как правило, 700 – 800 тонн.

§ почтово-багажные из вагонов пассажирского и грузового парка для перевозки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажирских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут включаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров;

§ грузопассажирские из вагонов грузового и пассажирского парка для перевозки грузов и пассажиров на малодеятельных участках;

§ людские — грузовые поезда, в которые поставлено не менее 10 вагонов, занятых людьми.

Пассажирские поезда делятся на следующие категории:

§ по дальности следования:

- пригородные — до 150 км (при зонном тарифе до 200 км);

§ по скорости движения:

- скоростные - имеют маршрутную скорость не менее 100 км/ч (при допускаемой скорости 141—200 км/ч).

- скорые - должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч.

- пассажирские поезда предназначаются для освоения остального пассажиропотока.

Пассажирские поезда делятся:

§ по регулярности движения - круглогодичные, летние и разового назначения;

§ по периодичности движения - ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;

§ по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда.

Нумерация и составы пассажирских поездов

Каждому пассажирскому поезду в соответствии с его категорией и графиком движения при отправлении со станции формирования и оборота присваивается номер.

Изменение номера поезда с четного на нечетный или обратно происходит в пунктах, предусмотренных графиком движения поездов.

В графике движения поездам присваиваются следующие номера:

Пассажирские

§ круглогодичного обращения 1- 148

§ сезонного обращения 181-298

Скоростные круглогодичного и сезонного обращения 151- 168

§ круглогодичного обращения 301-398

§ сезонного обращения 401-498

§ разового назначения, вывозные 501-598

§ (с маршрутом следования до 700 км) 601-698

Поезда служебного назначения 701-748

Скорые дальние, обслуживаемые составами дизель- и электросекций:

§ повышенной комфортности 801-848

§ без предоставления дополнительных услуг 851-898

Почтово-багажные 901-948

Грузопассажирские (по билетам) 951-968

Людские (по грузовым документам) 991-998

Составы пассажирских поездов определяются, исходя из их назначения и категории.

В составы скорых поездов обычно включаются по 15- 20 вагонов, в том числе вагон-ресторан, мягкие вагоны с двухместными (СВ) и четырехместными купе (МК), купейные (К), купейные с буфетом (КБ), купейные с радиоузлом (КР), плацкартные (ПЛ), вагоны - передвижные камеры хранения (ПКХ), иногда багажные (Б), почтовые (П). При небольших расстояниях пробега скорые поезда можно составлять из вагонов с местами для сидения (О).

Составы пассажирских поездов отличаются от скорых тем, что в них может быть включено меньше мягких и купейных вагонов, но больше вагонов с общими местами и межобластного типа (ОБЛ).

Расположение вагонов в составе пассажирского поезда определенной категории называется композицией состава.

Вагоны в составах располагаются в определенной последовательности с порядковой их нумерацией. Схемы формирования составов указываются в книгах служебного расписания движения пассажирских поездов.

Технические нормы пассажирского движения

При планировании и анализе пассажирского движения пользуются системой показателей, установленных на железнодорожном транспорте.

К количественным показателям относятся:

- пробег поездов и вагонов.

Объем работы характеризуется числом отправленных пассажиров

Пассажирооборот на отделении, дороге и сети определяется в пассажиро-километрах:



где - пассажиропотоки на участках в обоих направлениях;


- длины участков.

Пробеги поездов, поездо-км, характеризуют работу локомотивов и вагонов и вычисляются по формуле:



где - размеры движения на участках в обоих направлениях.

Пробеги вагонов, вагоно-км, составляют:



где - число вагонов в составе поездов.

Среднюю дальность поездки пассажира можно определить делением пассажирооборота на число отправленных пассажиров.

Густота пассажирского движения определяется делением пассажирооборота на длину участка. Она показывает среднее число пассажиров, проезжающих участок за сутки, месяц или год. Густоту движения можно определить и числом пассажирских поездов, обращающихся на участке.

К качественным показателям относятся:

- средняя населенность вагона,

- средний вес и состав поезда,

- ходовая, техническая и маршрутная скорости движения,

- среднесуточный пробег локомотивов.

Оборотом вагонов или состава называется время, затрачиваемое на выполнение цикла операций с момента отправления состава в рейс со станции формирования до отправления его с той же станции в следующий рейс.


Рис. 1. Схема оборота пассажирского состава


Оборот пассажирского состава определяется по формуле


, час


где — время в пути при следовании от станции формирования (приписки) до станции оборота и обратно;


— время нахождения состава на станции оборота и формирования (приписки).


Оборот состава, выраженный в сутках, представляет собой потребное число составов для организации ежедневного обращения поезда.



где - маршрутная скорость движения, км/ч.

Для примера, приведенного на рис.1 – для ежедневного обращения поезда требуется 5 составов.


Среднесуточный пробег вагона пассажирского парка в целом км/сут,, представляет собой среднее расстояние, проходимое вагоном за сутки:



где - пробег всех пассажирских вагонов, ваг.-км;

nпар- рабочий парк пассажирских вагонов, ваг.-сут.

Среднесуточный пробег вагонов в составах можно определить по формуле


-.

Средняя населенность вагона определяется делением пассажиро-километров на вагоно-километры:


Ходовая, техническая и маршрутная скорости определяются так же, как в грузовом движении.

Читайте также: