Ощущение восприятие внимание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общая психопатология

Ощущение, восприятие, представление

Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)
  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.

ІІІ. Психические познавательные процессы личности

1. Ощущения, восприятие, внимание

Рассмотрев в прошлой теме общую структуру мира психических явлений личности, мы на первый план поставили психические процессы. Почему?

1. Они являются источником функционирования психики, обеспечивая отражение объективной действительности.

2. Именно на основе психических процессов проявляются психические состояния.

3. Взаимодействуя с психическими свойствами, они формируют психические образования личности.

4. В результате протекания психических процессов проявляется первичное регулирование поведения личности.

Из многообразия психических процессов прежде всего рассматриваются познавательные процессы, т. к. они обеспечивают

а) познание и постижение окружающего мира;

б) овладение знаниями, умениями и навыками;

в) не просто оценку окружающего, но и способность ориентироваться в нем.

Психические познавательные процессы включают: ощущения, восприятие, внимание, представления, воображение, память, мышление.

Процесс познания начинается непосредственным контактом органов чувств с окружающим, т. е. с ощущений.

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. [35, с.25].

Физиологический механизм ощущений функционирует в такой последовательности:

1) с помощью рецепторов (нервных окончаний) воспринимаются внешние раздражения и преобразуются в нервные возбуждения;

2) по центростремительным нервным путям возбуждение передается в головной мозг;

3) мозг, воспринимая возбуждение, формирует ощущение как исходную точку последующих психических явлений;

4) мозг вырабатывает и передает необходимые команды клеткам-исполнителям.

Физиологический аппарат, воспринимающий, анализирующий и формирующий внешние воздействия, называется анализатором.

Все анализаторы аналогичны по структуре и функциям, но по расположению и видам ощущений они делятся на 3 группы.

Первая группа ощущений – внешние (экстероцептивные), рецепторы находятся на поверхности тела.

Зрительные ощущения – рецепторы в глазах. Ведущий источник информации (от 80 до 90%).

Слуховые ощущения – рецепторы в среднем ухе. Второе по объему информации. Но для ряда профессий (радист, музыкант и др.) – занимает ведущее положение; столь же ведущую роль оно играет в процессе обучения.

Обонятельные ощущения – рецепторы на внутренних поверхностях носовой полости; позволяют войти каждому из нас в мир запахов.

Вкусовые ощущения – рецепторы у основания языка. Естественно, особенно важны для поваров и дегустаторов, но безусловно необходимы для всех.

Осязательные ощущения – рецепторы есть практически по всему телу, но особенно чувствительные – на кончиках пальцев, тыльной стороне ладони, опорной поверхности стопы, на языке.

Температурные ощущения – рецепторы также по всей поверхности тела, но наиболее чувствительные по теплу – в коже лба; по холоду – на кончике носа и задней поверхности шеи.

Вторая группа ощущений – внутренние (интероцептивные). Рецепторы этой группы расположены внутри тела и формируют ощущения изнутри.

Ощущение голода – рецепторы в желудке и поджелудочной железе.

Ощущение жажды - рецепторы на внутренней поверхности гортани.

Ощущение усталости – рецепторы в мышцах.

Третья группа ощущений – движения (проприоцептивные). Это ощущения не только движения, но и контроля за положением тела в пространстве. Рецепторы – в мышцах и сухожилиях, а контроль – вестибулярный аппарат.

Основные качества, по которым оцениваются ощущения.

1. Чувствительность – способность к ощущениям:

а) верхний и нижний пороги (например, по слуху от 16 до 20 тыс. колебаний в минуту);

б) порог различимости: по весу – 1/30 часть, по слуху – 1/10, по зрению – 1/100;

в) порог контраста – степень усвоения отличия предметов один от другого.

2. Адаптация (приспособление к изменению условий): к высоте, ветру, холоду, свету от темноты – 3-4 мин.; темноте от яркого света – от 30 до 60 минут.

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием соответствующих, длительное время действующих раздражителей.

Возникает естественный вопрос: обладают ли ощущениями животные или это привилегия только человека?

Ощущения присущи и животным, причем иногда они выше по качествам, чем у человека. Например, орлы видят лучше человека, собаки обладают более тонким слухом и обонянием, глаза муравьев различают ультрафиолетовые лучи, недоступные человеку, летучие мыши и дельфины слышат ультразвуки (а человек не слышит), гремучая змея ощущает колебания температуры в 0,001 градуса [16, с.107].

В чем же разница? Ощущения человека в отличие от животных обогащаются его мышлением. Именно поэтому психология уже сегодня имеет немало средств для развития ощущений.

Во-первых, психологические средства – формирование положительных мотиваций, использование предшествующих знаний и опыта.

Во-вторых, физиологические средства – закаливание, гимнастика.

В-третьих, лекарственные и пищевые средства – кофеин, чай, сахар, кофе.

В-четвертых, тренировочные средства – тренировки по специальным комплексам для тех или иных необходимых результатов.

В-пятых, организационные меры по психологическому отбору работников, организации рабочих мест, оптимальный режим труда и отдыха (45-50 мин. умственного труда – 10-15 мин. отдыха; 1,5-2 часа физического труда – 30 мин. отдыха).

Подлинный критерий истинности ощущений – практика, действительность. Таким образом, истинные ощущения есть отражение реально существующих свойств предметов и явлений.

Восприятие – психический познавательный процесс, состоящий в целостном отражении предметов, процессов, событий при непосредственном воздействии на органы чувств. [34, с.30].

Восприятие нельзя отрывать от ощущений, но это не простое сложение, не арифметическая сумма, а совокупность, взаимодействие ощущений через межанализаторные связи, вторичные корковые поля и прошлый опыт.

Особенности восприятий.

1. Целостность – создание полного образа, даже если непосредственно воздействуют на органы чувств человека лишь основные стороны (качества) предмета или явления.

2. Предметность – восприятие конкретного объекта (предмета, явления природы или результата человеческой деятельности).

3. Осмысленность – восприятие не механическое, а с определенным смыслом: нужно – не нужно, полезно – вредно, хорошо – плохо.

4. Избирательность – выделение одного (реже – нескольких) объектов из всего многообразия.

5. Точность – степень соответствия воспринимаемого реальному. Точность восприятия зависит от апперцепции (прошлого опыта) и иллюзорности (неправильных, искаженных установок на восприятие по зрению, слуху, времени, пространству).

Целенаправленное, планомерное восприятие называется наблюдением , а стремление и умение наблюдать – наблюдательностью .

Наибольшие особенности заключает в себе межличностное восприятие (восприятие человека человеком):

а) большая преднамеренность, пристрастность;

б) значительная зависимость от мотивационно-целевой установки;

в) заметное влияние и длительное сохранение первого впечатления;

г) нередкость восприятия через других людей и по их инициативе.

Развитие восприятия осуществляется через четкую и целенаправленную постановку задач, конкретную нацеленность на восприятие, тренировку в наблюдательности.

Внимание – психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других. [см. 35, с.32; 16, с.87].

Основу механизма внимания составляет принцип доминанты русского советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского, суть которого в том, что в мозгу всегда есть господствующий (доминирующий) очаг возбуждения, который фокусирует все остальные.

а) непроизвольное – возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей и длится на протяжении их воздействия;

б) произвольное (преднамеренное) - возникает и развивается на основе волевого усилия и напряжения психики;

в) послепроизвольное – формируется на основе произвольного, а затем из-за важности и необходимости становится фактически непроизвольным. [см. 6, с.108].

Основные качества (свойства) внимания:

- концентрация – степень сосредоточения на одном объекте (максимум);

- объем – количество объектов, одновременно охваченных вниманием: для школьников – от 2 до 5, для взрослых – от 4 до 6 [16, с.97];

- распределение нескольких объектов в равной степени;

- переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (может быть легким или затрудненным);

- устойчивость – длительность удержания внимания на одном объекте (наукой доказано, что через каждые 6-10 сек. мозг на доли секунды отключается от приема информации, затем автоматически возобновляет прием) [35, с.33];

- рассеянность – следствие либо слабости произвольного внимания, либо чрезмерной сосредоточенности (концентрации) на чем-то одном.

Отсюда триада преподавателя и воспитателя: завоевать, удерживать и вовремя переключать внимание учеников, воспитанников.

Путями решения этой проблемы являются:

1) раскрытие общественной значимости учебы и ответственности за ее качество;

2) развитие интереса и условий для разумной самостоятельности;

3) создание атмосферы подлинной состязательности;

4) четкость, яркость и доходчивость объяснения педагога;

5) знание обучаемых и поддержание постоянного контакта с ними.

Таким образом, внимание – не только важный познавательный процесс, но и необходимое условие любой, и прежде всего учебной, деятельности.

Следовательно, развитие ощущений, восприятия и внимания – необходимые составляющие обучения, развития и совершенствования личности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты

Восприятие– отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности, которая возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Восприятие– совокупность ощущений.

Ощущения- процессы отражения лишь отдельных объектов окружающего мира.

Когда чел держит в руке цветок, то целостное впечатление от цветка – восприятие.

А отдельными ощущениями будут- аромат цветка, осязать впечатление руки, держащей стебель, т е – восприятие состоит из 1 или нескольких ощущений, которое создают полное впечатление об объекте.

Для возникновения ощущений необходимо :

1.объект внешнего воздействия

2. анализаторы , способные это воздействие воспринять.

Анализатор- анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Анализатор состоит из 3 основных частей:

1.Рецепторно- периферическая часть.

Рецепторы- нервные окончания, расположенные над органами чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения .

2. – Проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

3. – Центральная часть анализатора- участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя. (зрительного, вкусового, и т д )


4. Классификация ощущений и восприятий

Кинестетические- вызываются раздражением нервных волокон, находящихся в костях, связках, суставах. При перемещениях тела в пространстве , при физических нагрузках, при выполнении движений связных с тонкой моторикой (вышивание, рисование)

5. Характеристика видов ощущений и восприятий:

  1. Пространство - восприятие форм, предметов их пространственных величин и отношений в 3 измерениях, с помощью зрения, осязания, кинестетического аппарата.
  2. Времени - длительность и последовательность явлений и событий от которых зависит быстрота смены психических процессов.
  3. Движения - может быть относительным и безотносительным.
  4. восприятие одного человека, другим

Теории восприятия:

-ассоцианистский подход - принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.

Гештальт на немецком языке буквально означает "форма" или "фигура".

- Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологическая характеристика ощущения.

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая.

Ощущение – чувственное отображение объективной действительности. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).

Ощущения могут быть охарактеризованы свойствами :

Качество – характеризует основную информацию, отображаемую данным О.

Интенсивность – количественная характеристика и зависит от силы воздействия раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность – временная характеристика возникшего О. время воздействия раздражителя и его интенсивность.

Пространственная локализация раздражителя (откуда).

Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором впервые возникает О., называется абсолютным порогом О. (Г.Т. Фехнер)

Верхний абсолютный порог (болевой порог) – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.

Нижний абсолютный порог – минимальная сила раздражителя, при котором появляется О.

Основные виды ощущений:

Кожные или тактильные ощущения. Рецепторы в коже и слизистых оболочках прикосновения, температура (тепла, холода), боль).

Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы вкусовые луковицы (вкусовые клетки) на языке. Обонятельные клетки в слизистой обонятельной области. В.И О. часто смешиваются.

Слуховые О. различают все звуки на музыкальные и шумы. Речь содержит характеристики обеих групп. О. имеют три стороны: высоту звука, громкость звука, тембр звука.

Зрительные О. свет и цвет

Прориоцептивные О. – равновесия и движения. Рецепторы во внутреннем ухе.

Осязание процесс сочетания кожных и двигательных О. Способность оценивать свойства предметов – твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.

2. Психологическая характеристика восприятия.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Происходит синтез О. в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в одной модальности (зрительные в образы), так и в пределах нескольких модальностей. В. Включает в себя О. и основывается на нем. Но помимо О. в В. задействован и предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс В. включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому В. очень часто называют перцептивной системой человека.

Физиологической основой В. являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах ЦНС. Физиологическая основа В. усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Основные свойства восприятия:

Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом О., а в форме отдельных предметов.

Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.

Структурность – В. доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.

Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность – хотя В. возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств перцептивные образы всегда имеют смысловое значение.

Активность (избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего В., т.е. не отражаются в нашем сознании.

Виды восприятия :

По модальности (анализатор) – слуховое зрительное, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Различные виды В. редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия.

По форме существования материи: В. пространства, В. времени, В. движения.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

3. Психологическая характеристика внимания .

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.

Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре.

В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее.

Различают три вида внимания.

1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью, это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием.

3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности.

Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств .

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.

Распределение — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени.

Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение.

Концентрация — способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.

Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.

Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.

Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.

4. Психологическая характеристика памяти.

Память играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Она лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как целостная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознательно поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быстро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания связей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассоциации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются многократные повторения.

Сохранение непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание процесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забывание — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и слабых сторон своей памяти помогает человеку правильно организовать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это процесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связывают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной системе, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений.

Читайте также: