Наука во франции 21 век кратко

Обновлено: 04.07.2024

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

культура франции

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

история франции

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

Живопись XIX и XX веков

культура франции 19 века

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

художественная культура франции

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

особенности культуры франции

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

франция культура и традиции

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

национальная культура франции

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.

Современные проблемы науки и образования Франции

Для развития науки государству не нужно выдумывать ничего особенного, единственное, что нужно - это нормальное материальное обеспечение. В этом отношении Франция, как и другие передовые европейские страны, испытывает те же трудности, что и страны Восточной Европы. Несмотря на свои огромные достижения и свой высокий уровень, французская наука периодически испытывает глубокие кризисы, связанные с недостаточным вниманием и неграмотным подходом со стороны государства.

Наука

Всего на науку во Франции за 2007 г было выделено 35 млрд. евро, что составляет 2,13% от ВВП. Из них 0,99% выделяют государственные компании, 1,14% - частные. На фундаментальные исследования - 0,5% от ВВП.

На зарплату выделяется 45% от финансирования научного сектора. Государство, прежде всего, финансирует академические исследования, космические, экологические программы и исследования полезных ископаемых. Для частных компаний приоритет составляет электроника. Наиболее известная французская компания Томпсона - соучредитель фирмы ST Microelectronics, которая является лидером в Европе по разработке и производству микропроцессоров и составляет серьезную конкуренцию для Intel. В основном для частных компаний интерес представляют лишь рыночно выгодные направления.

В сфере науки заняты 350 тыс. работников, из них 200 тыс. ученых, в том числе 40 тыс. аспирантов. Большую проблему составляет старение ученых. Так, например, средний возраст ученых Национального центра научных исследований Франции составляет 47 лет. В частном секторе работает 55% ученых, соответственно в государственном - 45%. Из них в университетах преподают около 57 тыс. человек. Преподаватели могут совмещать свою университетскую должность с работой в научных организациях, такими как CNRS (Centre National de la Recherche Scientifique). Если провести грубую аналогию с тем, что есть у нас, то CNRS подобно объединению НАН Украины и отраслевых научно-исследовательских институтов. 42 тыс. ученых работают в чисто научных учреждениях. Ежегодно во Франции публикуется 50 тыс. научных работ (в России - 21 тыс.) - это составляет 4,8% от мирового объема научных публикаций (Германия - 6,7%, Великобритания - 6,9%). Ежегодное патентование новых изобретений во Франции - на уровне Германии и Китая, и составляет 5,6% от мирового объема.

Государственное финансирование осуществляется из бюджета - 87%, и от профсоюзов - 10%. Эти средства идут на основные приоритетные направления: производство знаний - 55%, промышленные инновации - 11%, оборона - 21% и разработка таких стратегических технологий как ядерных и аэрокосмических.

Финансирование науки во Франции очень низкое. Европейская норма для нормального существования науки - не менее 3% от ВВП. Прежде всего, это ощущают сами работники сферы, и периодически поднимаются на борьбу. В начале 2000-х в результате либеральных преобразований в стране науке перестали уделять должное внимание. Четыре года назад ситуация была особо тяжелая. Из-за низкого финансирования ученые не видели никаких перспектив развития науки. Средств едва хватало чтобы оплатить выходы на работу, но для материалов и нового оборудования уже не оставалось. В те годы немало мировых ученых заговорили об угрозе исчезновения науки во Франции. Положение спасли сами ученые. Министерство науки и образования вынуждено было организовать общественные слушания и в апреле 2006 года правительство приняло закон о увеличении финансировании и эффективности науки. Это произошло в результате мощного общественного движения в защиту науки. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Государственная наука осуществляется в университетах и отдельных научно-исследовательских организациях. Основные правительственные научные организации: CNRS - базовая наука, совместные лаборатории с вузами, INRA - аграрная промышленность и сельское хозяйство, INSERN - медицина, INRIA - информатика и комиссариат по ядерной энергетике, 1500 специфических и совместных лабораторий.

В 2005 году создано Национальное агентство по науке, в котором проекты финансируется на тендерной основе, что может значительно облегчить работу ученого, поскольку во Франции сложилась такая ситуация, когда на поиски средств для реализации проекта требуется больше сил и времени, чем на его разработку. Через это агентство в прошлом году уже выделил 1,3 млрд. евро на исследование коммерчески выгодных программ. Вообще, приоритет коммерческих целей тормозит науку, но по-другому выжить не получается, поэтому науку превращают в инструмент извлечения прибыли. Планируется перенос акцента на малые инновационные предприятия, которые обеспечат увеличение числа рабочих мест и создание новых технологий. Это как естественный отбор: те лаборатории, которые не смогли приспособиться к новым условиям, - не имеют права существовать. Но, все равно, что нужно финансировать, а что нет - вопрос спорный, и, как считают многие ученые, должен решаться объективно, а не через призму выгоды для частных компаний. Финансирование фундаментальной науки не может исходить из конъюнктурных интересов рынка, поскольку ее задача касается долгосрочных исследований.

Образование

Значительная часть высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье - естественные науки и медицина, университет Страсбурга - история, юриспруденция и немецкий язык).

Флагманом системы образования Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в 1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов - Париж I (Пантеон-Сорбонна); Париж III (Новая Сорбонна); Париж IV (Париж-Сорбонна) и Париж V (университет имени Рене Декарта). Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.

В результате был принят закон Эдгара Фора о реорганизации системы высшего образования, создавший условия для развития автономии вузов, участия студентов и преподавателей в их управлении. Во Франции образовалось 60 университетов. Что касается самого процесса обучения, то в дальнейшем он двигался в сторону специализации образования.

Ежегодно во Франции выпускается 12 тыс. аспирантов, которые получают степень доктора (для сравнения - в Германии 23 тыс., в Великобритании - 15 тыс.).

Обучение в докторантуре рассчитано на три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime), что соответствует отечественному кандидату наук. Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Аналога нашей степени доктора наук во Франции нет, здесь не пишут докторских диссертаций, а для получения высшей ученой степени - профессора, соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды. Также ему могут разрешить руководить диссертационными исследованиями аспирантов.

Докторские школы имеются только при университетах, за редким исключением - в некоторых больших Grandes ecoles есть свои докторские школы. Самые талантливые аспиранты - из числа студентов этих высших школ. Но, с другой стороны, существует большая проблема для будущего науки: талантливых выпускников охотно берут на работу ведущие компании со средней стартовой зарплатой в 5,5 тыс. евро. Поэтому среди них мало желающих идти в аспирантуру со средней стипендией 1 тыс. евро. У преподавателей также существуют подобные проблемы. Ежемесячный доход, к примеру, владельца среднего магазина или хорошего дантиста, выше зарплаты полного профессора, который получает около 5 тыс. евро. Так что в целом у университетских преподавателей также есть ощущение, что в нынешнем обществе они занимают не совсем то место, на которое рассчитывали.

Нехватка аспирантов составляет сейчас очень большую проблему для правительства. Даже защитившиеся аспиранты бросают науку и идут на прибыльную работу. Поэтому уже предполагаются конкретные серьезные шаги для улучшения ситуации. На этой почве возникают и курьезы: когда работодатели боятся брать на работу защитивших диссертацию, но не захотевших пойти в науку, предпочитая им обычных выпускников вузов.

Правительство также сетует на низкий рейтинг французских университетов, поэтому навязывает им объединение. Например, в Бордо сейчас 4 университета: Бордо-I, Бордо-II, Бордо-III, Бордо-IV. Предполагается сделать один - университет Бордо. Наличие в Бордо нескольких университетов (как и в Париже) объясняется просто: в 1968 году в результате студенческих бунтов единый университет раскололся на четыре. Раскол университетов был одним из политических требований студентов. После этого все знали: в Бордо-III - шли студенты коммунистических взглядов, в Бордо-IV - консервативных взглядов, в Бордо-I - всякие, там студентам нет вообще никакого дела до политики, в Бордо-II - студенты интересуются только наукой.

Сейчас закон об автономии университетов, как и в Великобритании, может повлечь закрытие лабораторий и массовое увольнение работников, а принятие их на работу только на контрактной основе. Этот закон также предполагает объединение научно-исследовательских лабораторий и университетов, т. е. он непосредственно коснется и сферы науки. Изменения диктуются внешними факторами - кризисами в экономике страны, которые характерны для американской и европейской экономики в последние годы, и эти изменения несут чиновники, часто даже не спросив мнения ученых. Возможно, что ситуацию сумеют изменить только сами работники науки и образования вместе со студентами. Во Франции такой способ - борьба через массовые социальные движения, акции протеста и забастовки, очень популярный. Что ж, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

(В статье использовались данные Гийома Касперского, атташе посольства Франции в Украине по вопросам сотрудничества в сфере высшего образования и науки)

Вряд ли существует другая страна, оказавшая в последние 3—4 столетия на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Замки на Луаре, парки и дворцы Версаля, картины старых мастеров от Клуэ до Пуссена, Грёза, Шардена, романтиков Делакруа и Курбе, импрессионистов, музыкальные творения Берлиоза и Равеля — шедевры мирового уровня. Париж едва ли не со времён Людовика XIV считается культурной столицей мира. В 20 в. эта традиция была продолжена. Здесь в межвоенные и послевоенные годы жили и творили художники со всего мира — испанцы Пикассо и Дали, итальянец Модильяни и голландец Мондриан, французы Марке, Синьяк, Леже, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи; Франция — родина современного абстракционизма и наряду с США — оп-арта и поп-арта.

В мире весьма популярна французская кинематография. В работах режиссёров М.Карне, К.Кристиан-Жака, Р.Клера, Р.Вадима снимались такие звёзды, как Ж.Габен, Ж.Филип, Бурвиль, Фернандель, Л.де Фю-нес, Б.Бардо. Французский кинематограф известен прежде всего именами Л.Бессона, П.Ришара, Ж.Депардье, Анни Жирардо. Неумирающую традицию французского шансона после 2-й мировой войны продолжили Эдит Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур, Далида, Ж.Брель, Брассанс, С.Адамо, Мирей Матье и др.

Во Франции сосредоточено огромное количество культурных ценностей. Почти каждый город, а порой и небольшие деревни представляют собой настоящие музеи истории и культуры.

Франция — страна древних замков, соборов, дворцов, музеев, выставок и театров.

Главная особенность французской культуры — полное отрицание всего американского. Французы являются настоящими патриотами своей страны и ценят все французское.

Вклад этой страны в мировое культурное наследие действительно велик. Можно сразу вспомнить французскую архитектуру: средневековые замки, соборы, церкви и многое другое восхищают многочисленных туристов.

Консьержери

Также нельзя не сказать о французской живописи и самых знаменитых картинах. Французский импрессионизм перевернул прежние представления о живописи во всем мире.

Французские школы известны своей дисциплиной. Удивительно, но отношения учеников с преподавателями очень дружеские. Единственный день, когда ученики могут отдохнуть и расслабиться, — выпускной вечер.

Приехав в такую страну, как Франция, нельзя забывать о мировом наследии. Здесь множество памятников архитектуры, музеев, да и каждый город хорош по-своему.

Культура Франции очень многогранна. С одной стороны — архитектура, живопись, музыка и литература, а остальное — не менее важное — это традиционные представления о стиле в одежде, манерах поведения, фильмах и юморе.

Внутриполитическое развитие Франции в начале XXI века

История Франции:
История Франции: полный курс



Социально-экономическое развитие Франции в начале ХХI века

Социально-экономическое развитие Франции в начале ХХI века

Социальные движения весны-лета 2003 года продемонстрировали правому правительству, что реформы следует проводить более осторожно. Не посягая на систему социального страхования в целом, кабинет Раффарена ограничился частичными мерами: было сокращено количество медикаментов, оплачиваемых из страховки, повышены взносы за пребывание в больницах и т.д. Параллельно власти объявили о начале переговоров с профсоюзами для обсуждения глубокой реформы системы социального страхования, которая должна позволить частным страховым компаниям активно внедриться в эту сферу. Аргументом в пользу мер по сокращению выплат и пособий служил растущий дефицит касс социального страхования. Критики правительственных мер указывали на то, что такое положение во многом создалось из-за многомиллиардной задолженности государства и предпринимателям по взносам в эти кассы. Несмотря на возражения в обществе, правительство добилось принятия в мае 2003 года закона, в соответствии с которым безработные должны были по 20 часов в неделю работать в тяжелых и неполноправных условиях на специально созданных рабочих местах; в случае отказа они лишались пособия по безработице. Зато разработанные правительством планы резкого сокращения расходов на науку и исследования были взяты назад из-за массовых протестов французских ученых.

Непопулярность социально-экономической политики правительства Раффарена обернулась серьезным поражением правящей коалиции на выборах в Европейский парламент летом 2004 года. После этого правительство было переформировано, но продолжило идти прежним курсом.



Внешняя политика Франции в начале ХХI века

Внешнеполитический курс Франции в начале XXI века в целом не изменился. Упор делался по-прежнему на защиту французских интересов в тех районах планеты, где страна пользовалась традиционным влиянием, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. После вспышки гражданской войны в Кот д'Ивуар при посредничестве Франции в январе 2003 года было подписано мирное соглашение в Маркусси. Для наблюдения за его выполнением в республике были размещены французские войска, которые жестко реагировали на любые инциденты. В 2004 году, в ответ на нападения правительственных сил они уничтожили авиацию Кот д'Ивуара, что вызвало протесты властей страны и волну погромов против французских граждан. Лишь с трудом удалось восстановить статус-кво.

В 2003 году Франция отказалась поддержать инициированное США вторжение в Ирак. Вместе с ФРГ и Бельгией она подчеркивала необходимость самостоятельной европейской внешнеполитической линии и обсуждала с этими странами возможность формирования специальных европейских сил быстрого реагирования, что вызвало недовольство со стороны США. Близость позиций между Францией и Россией в оценке международных проблем проявилась в ходе встреч в верхах между президентами Франции и России в январе и июле 2002 года и в сентябре 2003, а также в ходе трехсторонней встречи с участием канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера и четырехсторонней встречи с участием Шредера и премьер-министра Испании Сапатеро.

Читайте также: