Наука в 20 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие отечественной науки и системы образования во второй половине ХІХ — начале ХХ в

Успехи в развитии науки

Математики П. Чебышёв, А. Ляпунов, С. Ковалевская сделали ряд открытий в области теорий чисел и вероятностей. Толчком к развитию электронной техники стали результаты исследований А. Столетова. П. Лебедеву удалось опытным путём подтвердить электромагнитную природу света. Выдающийся вклад в отечественную науку принадлежит учёному-энциклопедисту В. Вернадскому. Его исследования касались таких сфер, как геохимия, биохимия, радиология, экология.

В области медицинских наук всемирную известность приобрели имена основателя русской физиологической школы И. Сеченова (рефлексы головного мозга), И. Павлова (условные рефлексы), И. Мечникова (теория иммунитета). И. Павлов и И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии.

Географическая и этнографическая науки развивались усилиями учёных П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Пржевальского, внёсших огромный вклад в изучение территорий и народов Средней Азии и Океании. Океанограф С. Макаров дважды совершил кругосветное плавание, собрав подробное описание Чёрного, Северного и Мраморного морей. В начале ХХ в. были сделаны первые шаги в изучении Арктики. В этом направлении отправлялись экспедиции А. Колчака и Г. Седова.

Значительный вклад в развитие философской мысли в России внесли Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский. В их мировоззрение были глубоко интегрированы идеалы русского православия. С материалистической точки зрения на окружающий мир смотрели первые отечественные философы-марксисты Г. Плеханов, В. Ленин (Ульянов).

Система образования

Хотя в России всё ещё не была законодательно оформлена обязательность образования, позитивные тенденции в образовательной сфере имели место. Быстрыми темпами развивалось начальное образование, чему способствовало открытие трёхлетних земских школ. Также действовали церковно-приходские школы. В качестве дисциплин в них были представлены письмо, чтение, арифметика и Закон Божий.

Взрослое население могло посещать воскресные школы, а с конца ХІХ в. — рабочие курсы. Обучение на них позволяло получить основы грамотности и начальные знания профессионально-технического характера. Усилиями земств организовывались народные дома, которые предоставляли возможность всем желающим читать книги и периодические издания. Эти дома также становились местами проведения публичных лекций, театральных постановок, концертов. К началу ХХ века значительно вырос средний уровень образованности в стране, составив около 30 % от всего населения империи.

Высшее образование можно было получить в классических университетах и специальных учебных заведениях (Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия, технологические, политехнические институты и др.). Университеты по-прежнему оставались недоступны для женщин, которым была предложена альтернатива в виде Высших женских или Бестужевских курсов, действовавших в Санкт-Петербурге с 1869 г. Впоследствии подобные курсы появились и в ряде других крупных городов страны. Ещё одним видом образовательных учреждений были вечерние народные университеты, чьи двери были открыты для всех желающих. Перед Первой мировой войной в России действовало 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Хотя уровень грамотности в Российской империи оставался достаточно низким, объёмы печатной продукции постоянно росли. Перед Первой мировой войной в стране насчитывалось около 3 тыс. наименований журналов и газет, а по количеству изданных книг Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь Германии и Японии. По всей стране постоянно пополнялся библиотечный фонд.

Русская культура во второй половине ХІХ — начале ХХ в

Общие тенденции в развитии культуры

Литература

В литературе второй половины ХІХ в. доминировал критический реализм, в основу которого были положены идеи гуманизма, народности и гражданственности. В творчестве реалистов прослеживалось стремление к максимально широкому отражению действительности, вскрытию и обличению общественной лжи. Их произведения способствовали утверждению положительных общественных идеалов. Близость к народу, любовь к Родине, отстаивание прав и интересов обычного человека, борьба против социальной несправедливости — все эти черты были присущи русскому реализму.

В начале ХХ в. заметным явлением в русской литературе стали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов, О. Мандельштам, В. Маяковский. Они пытались глубже проникнуть во внутренний мир человека. В связи с этим их творчество было пропитано идеями модернизма и авангарда (символизм, акмеизм, футуризм). Новые направления в поэзии отличал не только внутренний протест и неготовность к восприятию окружающей действительности, но и поиск новых путей самовыражения. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Наиболее значимыми поэтами-акмеистами были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Новаторскими даже для этой среды идеями отличались поэты-футуристы В. Хлебников, Саша Чёрный, В. Маяковский.

Театр, кинематограф и музыка

Во 2-й пол. XIX в. русская театральная культура находилась под влиянием идей народности и гуманизма. Её характерными чертами было эмоциональное богатство, тонкая передача человеческих характеров и соблюдение исторической правды. Для развития театрального искусства огромное значение имело открытие Московского художественного театра (1898). У его истоков стояли выдающиеся режиссёры С. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Реалистические традиции в театральном искусстве продолжили и в Петербургском драматическом театре, открытом в 1904 г. благодаря усилиям В. Комиссаржевской.

В этот период музыкальная жизнь России выходит из стен салонов, предназначенных для избранной публики. В 1859 г. в Санкт-Петербурге происходит открытие Русского музыкального общества. В начале 1860-х гг. М. Балакирев основывает в столице бесплатную музыкальную школу. Заметным событием в русской музыкальной культуре стало открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий.

Живопись и архитектура

В 1900‑х гг. всё больше сторонников приобретают такие авангардистские направления в живописи, как кубизм (Р. Фальк), экспрессионизм (М. Шагал, П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Многие шедевры отечественной живописи находились в экспозиции и запасниках Третьяковской галереи (Москва), открытой для посетителей в 1856 г. и очень скоро составившей конкуренцию Эрмитажу и другим крупнейшим художественным собраниям Европы.

Исторический путь развития

Наука в России допетровских времен значительно отставала от европейской. Это объясняется социальными и культурными особенностями государства и незначительным влиянием Византии.

Первый математический труд в Древней Руси был создан в 1136 году монахом Кириком. Несколько позднее появились переводы книг по логике, космографии и арифметике.

каковы достижения русской науки начала 20 века

Наука в качестве социального института возникла в нашем государстве при Петре I. Именно в эпоху его царствования в Америку и в Сибирь отправились первые экспедиции Василия Татищева и Витуса Беринга.

1724 год ознаменовался открытием Петербургской академии наук. Работать в этом учреждении пригласили многих известных европейских ученых. Неоценимое значение для развития русской науки имели труды и деятельность академика Михаила Ломоносова.

1755 год считается датой основания Московского университета. История науки России после этого получила новый виток своего развития. Несколько позднее университеты были основаны в Дерпте (1802 г.), в Вильно (1803 г.), в Харькове и Казани (1804 г.), в Санкт-Петербурге (1819 г.). Уже в конце 19 в. их состав пополнился Киевским, Варшавским, Томским и Одесским учреждениями подобного рода.

Научную элиту в России представляли:

- математики (Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский и др.);
- физики (А. С. Попов, А. Г. Столетов);
- химики (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин и др.);
- врачи (С. П. Боткин, Н. И. Пирогов);
- историки (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский).

Начало двадцатого столетия

Этот период охарактеризовался превращением аграрной России в мощное индустриальное государство. Те реформы, которые проводило правительство, привлекли в страну капитал. В России начали усиленно развиваться различные сферы промышленности, а также железнодорожная отрасль.

Уже с конца девятнадцатого столетия начался подъем культуры, архитектуры, литературы и т.д. Наука в начале 20 века также достигла своего значительного расцвета. В этот период произошла настоящая революция естествознания, имевшая огромное значение в развитии общества. Крупные научные открытия 20 века, сделанные в этот период, стали причиной пересмотра уже существующих представлений об окружающем человека мире.

Создание научно-технических обществ

Научные открытия 20 века в дореволюционной России были сделаны благодаря работе различных кружков. Последние представляли собой небольшие сообщества, в состав которых входили не только исследователи-практики, но и энтузиасты-любители. Существовали такие кружки за счет взносов своих членов и частных пожертвований. Некоторым обществам правительство выделяло крупные субсидии.

научные открытия 20 века

Помимо медицинских и сельскохозяйственных, металлургических и ботанических, географических и физико-химических существовали и тайные научные кружки. Примером тому может послужить Общество космонавтики. Его членами были будущие великие деятели науки 20 века – Циолковский, Королев и др.

Все эти кружки были центрами проведения исследовательских работ и пропаганды научных знаний среди населения. Однако основной вклад в образование страны все же принадлежал лицеям и университетам, из которых и выходили перечисленные выше общества.

Развитие медицины, генетики и биологии

Каковы достижения русской науки начала 20 века в этой области? К ним можно отнести классический труд академика И. П. Павлова. Русским ученым были проведены исследования физиологии органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы. За свой труд в 1904 г. Павлов был удостоен Нобелевской премии. Эта же награда в 1908 г. была присуждена И. И. Мечникову. Ее ученый получил за труды по инфекционным заболеваниям и иммунологии. Также Мечниковым было изучено влияние высшей нервной деятельности на течение физиологических процессов. На основе полученных знаний ученым была выдвинута теория условных рефлексов.

Открытия 20 века в области биологии стали мощным импульсом для развития медицины. Начало столетия ознаменовалось разработкой прививок против бешенства, куриной холеры и сибирской язвы. Все это явилось результатом исследований бактериолога парижского института Л. Пастера. На основе данных трудов ученые многих стран мира, в том числе и России, вели разработку мер, направленных на профилактику и предупреждение различных эпидемий.

открытия 20 века

Большой вклад в развитие генетики внес ученый И.В. Мичурин. Этот основатель науки о селекции плодовых растений работал в Тамбовской губернии, в своем родном городе Козлове. Целью ученого было обогащение садов России новыми культурами. Несмотря на стоящие перед ним преграды, ученый выполнил свою задачу.

история науки россии

Он разработал практическую методику и сделал теоретические выводы получения разнообразных гибридов, обладающих необычными и полезными свойствами для человека.

Совершенствование боевой техники

Развитию этой области способствовала агрессивность ведущих государств мира и все возрастающие технические возможности. Уже в 1911-1915 годах российские инженеры А.А. Пороховщиков, В.Л. Менделеев и А.А. Васильев создали первый проект бронированной машины, которую впоследствии назвали танком.

Изобретение автомата

Наука и техника 20 века в России нередко ставили своей задачей укрепление военного потенциала страны. На этом поприще удалось добиться значительных успехов. Так, в 1916 г. конструктором-оружейником Федоровым был изобретен первый в мире автомат. Для этого пришлось укоротить ствол винтовки образца 1913 г. и снабдить ее коробчатым магазином, а также рукояткой для удобной стрельбы. В итоге получилось огневое средство, которое на сегодняшний день является основой вооружения пехоты любой армии мира.

Развитие химии и физики

Многие научные открытия 20 века в этой области были сделаны в странах Западной Европы. Благодаря им человечество с паровых двигателей стало переходить на двигатели внутреннего сгорания. Однако новые способы добычи главного сырья для таких механизмов (нефти) были предложены именно русскими учеными.

Появление двигателей большей мощности натолкнуло исследователей на идею создания летательных аппаратов. Первые попытки прорыва в области воздухоплавания были осуществлены еще в 19 веке. Именно тогда свет увидели дирижабли и аэростаты.

Каковы достижения русской науки начала 20 века в этой области? В нашей стране были созданы двух-, а также четырехмоторные самолеты, поразившие современников своими внушительными размерами. Над их созданием трудились такие инженеры, как И. И. Сикорский и В. Г. Луцкой.

наука в россии

Открытия 20 века в области авиации на этом не заканчиваются. Выдающийся русский ученый Б. Н. Юрьев в 1911 году изобрел основной узел, используемый при сборке современных вертолетов. Данное устройство позволило создавать технику с высокими характеристиками устойчивости. Такие вертолеты могут безопасно управляться рядовыми летчиками. Развитие науки в 20 веке в области вертолетостроения было заложено именно Юрьевым.

В этот же период зарождались истоки современной космонавтики. Основные открытия 20 века в этой области были сделаны учителем калужской гимназии, самородком К.Э. Циолковским. В 1903 г. им были опубликованы блестящие труды, в которых обосновывались возможности космических полетов.

Каковы достижения русской науки начала 20 века в области физики? Это открытие общих закономерностей, присущих волновым процессам (электромагнитным, звуковым и т.д.). Они были установлены выдающимся физиком П. Н. Лебедевым.

наука в начале 20 века

Величайшие открытия в науке 20 века были сделаны В. И. Вернадским. Этот ученый стал известен во всем мире после опубликования своих энциклопедических трудов, которые выступили основой для развития новейших направлений в радиологии, геохимии и биохимии. Работы Вернадского о ноосфере и биосфере являются истоками современной экологии.

Изобретение ранцевого парашюта

В 1910 г. Г. Е. Котельников посетил всероссийский праздник, посвященный воздухоплаванию. На нем он стал одним из свидетелей трагической гибели летчика Л. Мациевича. Котельников был не конструктором, а актером. Однако смерть пилота настолько потрясла его, что уже через год он изобрел парашют РК-1, принципиально отличавшийся от предыдущих разработок.

Купола как средство спасения и ранее использовались воздухоплавателями. Однако РК-1 был более компактным. К тому же парашют стал представлять собой устройство экстренного реагирования, постоянно находящееся под рукой. Стропы и купол РК-1 укладывались поначалу в деревянный ранец, который несколько позже был заменен на алюминиевый. На дне ящика Котельников расположил пружины. В нужный момент парашютист дергал за кольцо. В этот момент пружины открывали крышку ящика и выбрасывали купол наружу. В настоящее время этим изобретением пользуются парашютисты всего мира.

Появление телевизора

Осенью 1910 г. ученый сделал публичный доклад на заседании Русского технического общества, в котором рассказал о решении вопросов, стоящих на пути развития телевидения. Розинг уверял, что при применении таких приборов необходимо использовать электронный пучок. Самое удивительное в том, что данный вывод был сделан в тот период, когда электроника как отрасль находилась еще в зачаточном состоянии. На созданную им телевизионную систему Розинг получил вначале российский патент, а после – германский, английский и американский.

Открытия в области географии

Каковы достижения русской науки начала 20 века в сфере изучения устройства мира? В этот период совершались путешествия в страны Океании и на север Африки, в Восточную и Среднюю Азию. Каждое из них ознаменовалось глобальными открытиями. Стоит сказать о том, что географическая наука в начале 20 века опиралась именно на достижения, полученные русскими исследователями.

Становление СССР

Наука в России при советской власти подарила всему миру множество великих открытий и достижений в различных сферах человеческой деятельности. Даже их беглое перечисление указывает на тот прорыв, который был совершен учеными.

Достижения советской науки сыграли огромную роль в развитии народного хозяйства страны. При этом на их основе создавались такие новейшие для того времени отрасли промышленности, как тракторная и авиационная, автомобильная и металлургическая. Результаты проводимых научных исследований позволили развить производство синтетического каучука, моторного топлива и т.д.

Достижения, полученные учеными-биологами, позволяли решать задачи пищевой и легкой промышленности, а также сельского хозяйства. Кроме того, результаты многочисленных исследований привели к прогрессу здравоохранения и медицинской сферы.

В Советском Союзе были развернуты грандиозные исследовательские программы. Открывались и новые НИИ. Так, в 1934 г. Вавиловым был основан Физический институт Академии Наук, в тот же период начал свою работу Институт органической химии. 1937-й – год основания Института геофизики. Свою работу продолжили физиолог Павлов и селекционер Мичурин. В результате исследований, проведенных учеными, были сделаны многочисленные открытия по различным дисциплинам. Однако в годы репрессий интеллектуальному потенциалу государства был нанесен тяжелый урон.

Послевоенный период

Возрождение советской науки произошло в 1950 г. Исследовательской деятельностью в эти годы руководила АН. Академии Наук были восстановлены и во всех республиках страны. Это дало возможность принимать патенты на изобретения и осуществлять контроль над расходованием выделяемых государством финансов для этой сферы.

Уже в середине пятидесятых возрастает интерес к космонавтике. В этой сфере растет число ученых. Появляются специальные учебники и факультеты в вузах. Все это делается целенаправленно для воспитания молодых ученых.

В 1959 г. советский спутник достиг Луны. Это вновь повысило авторитет России в мирового сообществе. Уже в начале шестидесятых Советский Союз стал второй после США супердержавой в мире. Америка обгоняла нашу страну только по экономическому потенциалу.

12 апреля 1961 года произошло еще одно невероятное событие, которое ранее описывали в своих произведениях фантасты. В этот день человек впервые в истории полетел в космос и вернулся на землю.

В 80-х годах в нашей стране начали разработку и производство современных электронно-вычислительных машин – компьютеров. Данная техника была компактна и не занимала целые здания и комнаты. Это были годы, когда Советский Союз тратил на научную сферу огромные ресурсы, составлявшие десятую часть бюджета государства. Такого не могла себе позволить ни одна страна в мире.

российская наука в 20 веке

Среди огромного количества научных исследований, проведенных в России, есть немало таких, которые оказали и продолжают до сих пор оказывать значительное влияние на научно-технический прогресс всего мирового сообщества. Речь идет о многочисленных открытиях в области химических, биологических и физико-технических наук. К ним можно отнести открытие явления парамагнитного резонанса Е. К. Завойским. Немаловажную роль российские ученые сыграли и в решении вопросов получения атомной энергии.

В связи с тем, что общество перешло от традиционно-патриархальной стадии развития к индустриальной, появились новые требования к системе образования. В начале XX века в России существовала система, которая сложилась в 60-х годах прошлого века. Продолжался рост грамотности, а также увеличилось число начальных, средних школ и высших учебных заведений и обучающихся в них. Тем не менее, значительная часть населения страны все еще оставалась неграмотной. Так и не был принят Закон о всеобщем начальном образовании, а государство России все еще было не в состоянии решить проблему образования населения и подготовки кадров специалистов.

В данных условиях значительную роль сыграли частные лица и общественность. Благодаря ним активно организовывались учебные заведения, в том числе и профессионально-технические, и высшие, и воскресные школы для рабочих и т.д. Все это в какой-то степени восполнило потребности страны в квалифицированных кадрах и грамотных людях.

Академия наук была главным научным учреждением России. В университетах и специальных высших учебных заведениях велись серьезные разработки. К примеру, в Петербургском политехническом институте сложилась крупная школа физики. В России было несколько сотен научных сообществ, которые занимались организацией исследований, экспедиций, проведением съездов, публикацией трудов ученых.

Выдающиеся достижения науки XX в

Выдающими деятелями русской науки были физиологи И.П. Павлов, который работал в области изучения высшей нервной деятельности человека, и И.И. Мечников, который занимался проблемами иммунологии. В то время они были единственными русскими лауреатами международной престижной Нобелевской премии.

Такие новые науки как геохимия, биогеохимия и радиогеология были основаны В.И. Вернадским, который также выдвинул идею ноосферы, под которой понимал поверхность земли, преображенной человеком. На основе данной идее основывается современная экология. Химик Н.Д. Зелинский изобрел противогаз. Световое давление впервые измерил физик П.Н. Лебедев. Н.Е. Жуковский внес огромный вклад в теорию воздухоплавания. К.Э. Циолковский стоял у истоков современной космонавтики. Освоением Северного морского пути и исследованием Севера занимался Г.Я. Седов. С.Ф. Платонов, В.О. Ключевский были крупными историками того времени и создали курсы лекций по истории Отечества. Н.П. Павлов-Сильванский исследовал проблему русского феодализма. В историческую науку также внесли вклад разные ученые, которые принадлежали различным направлениям общественно-политической мысли – либералы А.А. Кизеветтер, П.Н. Милюков, консерваторы М.М. Богословский и М.К. Любавский, марксисты Н.А. Рожков и М.Н. Покровский. Историю западных стран успешно разрабатывали такие ученые как Е.В. Тарле, П.Г. Виноградов, Р.Ю, Виппер. В области египтологии, истории Античности и востоковедения работали Б.А. Тураев, С.А. Жебелев и В.В. Бартольд.

Экономическая наука также получила огромное развитие. Основными деятелями в экономике были А.А. Кауфман, В.И. Ленин, А.И. и А.А. Чупровы, П.Б. Струве, С.Ю. Витте и С.Н. Булгаков. В рамках литературоведения сформировались несколько школ: сравнительно-историческая (сопоставляла литературу разных народов), культурно-историческая (изучала литературу как форму общественного сознания) и психологическая (занималась психологией творчества и восприятием литературного текста). К своему расцвету приблизилась русская религиозная философия, крупнейшими представителями которой были В.В. Розанов, С.Н. Трубецкой, Н.А. Булгаков. Социологические науки развивали М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти.

Специфичность развития отечественного научного знания заключалась в том, что общество уделяло значительное внимание общественным и гуманитарным дисциплинам. Естественно-научные и технические специальности были востребованы намного меньше и их достижения слабо внедряли в производственную деятельность. Как результат, это вело к тому, что Россия отставала от передовых стран в технико-экономическом отношении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этот период охарактеризовался превращением аграрной России в мощное индустриа.

Этот период охарактеризовался превращением аграрной России в мощное индустриальное государство. Те реформы, которые проводило правительство, привлекли в страну капитал. В России начали усиленно развиваться различные сферы промышленности, а также железнодорожная отрасль. Начало двадцатого столетия

Наука в начале 20 века также достигла своего значительного расцвета. В этот п.

Наука в начале 20 века также достигла своего значительного расцвета. В этот период произошла настоящая революция естествознания, имевшая огромное значение в развитии общества. Крупные научные открытия 20 века, сделанные в этот период, стали причиной пересмотра уже существующих представлений об окружающем человека мире.


Развитие медицины, генетики и биологии К достижениям в этой сфере можно отнес.

Развитие медицины, генетики и биологии К достижениям в этой сфере можно отнести классический труд академика И. П. Павлова. Русским ученым были проведены исследования физиологии органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы. За свой труд в 1904 г. Павлов был удостоен Нобелевской премии.

Развитие медицины, генетики и биологии Эта же награда в 1908 г. была присужде.

Развитие медицины, генетики и биологии Эта же награда в 1908 г. была присуждена И. И. Мечникову. Ее ученый получил за труды по инфекционным заболеваниям и иммунологии. Также Мечниковым было изучено влияние высшей нервной деятельности на течение физиологических процессов. На основе полученных знаний ученым была выдвинута теория условных рефлексов.

Развитие медицины, генетики и биологии Открытия 20 века в области биологии ст.

Развитие медицины, генетики и биологии Открытия 20 века в области биологии стали мощным импульсом для развития медицины. Начало столетия ознаменовалось разработкой прививок против бешенства, куриной холеры и сибирской язвы. Все это явилось результатом исследований бактериолога парижского института Л. Пастера.

Развитие медицины, генетики и биологии Большой вклад в развитие генетики внес.

Развитие медицины, генетики и биологии Большой вклад в развитие генетики внес ученый И.В. Мичурин. Этот основатель науки о селекции плодовых растений работал в Тамбовской губернии. Целью ученого было обогащение садов России новыми культурами. Несмотря на стоящие перед ним преграды, ученый выполнил свою задачу.

Развитие медицины, генетики и биологии Он разработал практическую методику и.

Развитие медицины, генетики и биологии Он разработал практическую методику и сделал теоретические выводы получения разнообразных гибридов, обладающих необычными и полезными свойствами для человека.


Совершенствование боевой техники Развитию этой области способствовала агресси.

Совершенствование боевой техники Развитию этой области способствовала агрессивность ведущих государств мира и все возрастающие технические возможности. Уже в 1911-1915 годах российские инженеры А.А. Пороховщиков, В.Л. Менделеев и А.А. Васильев создали первый проект бронированной машины, которую впоследствии назвали танком

Совершенствование боевой техники Изобретения и открытия 20 века относятся и к.

Совершенствование боевой техники Не отставал от авиации и военно-морской флот.


Появление телевизора Российская наука в 20 веке преподнесла миру изобретение.

Появление телевизора Осенью 1910 г. ученый сделал публичный доклад на заседан.

Появление телевизора Осенью 1910 г. ученый сделал публичный доклад на заседании Русского технического общества, в котором рассказал о решении вопросов, стоящих на пути развития телевидения. Розинг уверял, что при применении таких приборов необходимо использовать электронный пучок. На созданную им телевизионную систему Розинг получил вначале российский патент, а после – германский, английский и американский.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 546 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.05.2019 3694
  • PPTX 4.4 мбайт
  • 119 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скобельская Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Читайте также: