Наука при сталине кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сталин хорошо знал состояние науки и высшего образования в СССР. Он говорил, что, наши университеты после революции прошли три периода.

Наука в условиях культа личности И.В. Сталина (1930-1950-е годы)

Другие доклады по предмету

Научная работа на тему:

«Наука в условиях культа личности И.В.Сталина

Тема науки всегда была и будет актуальна. Ведь без науки человечество застряло бы в своем развитии где-нибудь в Средневековье, а то и еще раньше.

Эта тема вызвала у меня большой интерес. Ведь времена культа личности И.В.Сталина по праву считаются противоречивыми. Благодаря его усилиям некоторые направления в науке получили небывалый рассвет и развитие. Но наряду этим, неугодные ему отрасли науки пришли в полный упадок благодаря его негативному отношению. И.В.Сталин был известен своими жестокими методами, с помощью которых он добивался поставленных перед собой целей. Очень много людей пострадало от его деяний. Но не смотря на все это, без Сталина не было бы того развития науки, которое мы имеем сейчас.

Именно в этих противоречиях я и попытаюсь разобраться в своем реферате.

Целью данной работы является: узнать, как развивалась наука в условиях культа личности И.В.Сталина.

Объектом исследования является правление Сталина, а его предметом являются планы по усовершенствованию в области науки, основные события того времени.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

  1. Узнать, что предпринял Сталин, чтобы сделать Россию более образованной страной.
  2. Узнать, как расцвела, или наоборот, пришла в упадок, наука при Сталине.
  3. Узнать, какие действия хотел предпринять Сталин по усовершенствованию российской науки.
  4. Узнать, как наука вошла в общество при Сталине.
  5. Узнать, какие отношения были у Сталина с учеными.
  6. Выяснить, как Сталин препятствовал развитию неугодных ему отраслей науки.

1. Сталин сделал стабильную валюту, так что стало выгодно деньги копить, инвестировать, а не тратить. Нормы выработки рабочих повышались, что обеспечивало стабильность рубля. Необеспеченные же доходы интеллигенции изымались с помощью облигаций государственного займа.

3. Надо было сделать науку независимой от промышленности, иначе наука быстро превратилась бы в придаток последней, и это доказал опыт послесталинского развития СССР.

5. Необходимо было создать механизм давления на директоров социалистических предприятий, стимулирующих их к поиску инноваций, и это было сделано в виде планов по снижению себестоимости продукции.

6. Ученые должны были стремиться к внедрению своих достижений, поскольку только тесная работа с промышленностью позволяла им увеличить финансирование своего направления.

Поэтому при Сталине из-за наличия плана по снижению себестоимости и постоянного снижения зарплаты рабочих вследствие ежегодного пересмотра норм выработки директора предприятий искали новые технические решения сами. Кроме того, технические решения искали военные, которые участвовали в гонке вооружений. Подобная система стимуляции технологического прогресса требовала мощнейшей науки, и она была создана.

Расцвет науки при Сталине

Реализуя свой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктура в то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной. Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований. Ученые стали подлинной элитой страны. Имена Курчатова, Ландау, Тамма, Келдыша, Королева, Туполева известны во всем мире.

Кроме того, были открыты залежи нефти в Поволжье, началась огромная работа по строительству электростанций как первого этапа для перехода к массовому строительству жилья.

К примеру, возьмем 1946 год. Страна еще не оправилась от войны, многие города и села лежали в руинах. Но советское руководство хорошо понимало значение вычислительной техники. В том году начались работы по созданию компьютеров. 1949 год. Заработал первый советский компьютер (МЭСМ). Это был первый компьютер в Европе и второй в мире. Первый работающий компьютер был создан в США в 1946 году. В мире около 200 государств, из них только два были способны создавать компьютеры СССР и США. Еще около двух десятков стран участвовали в разработках чужих проектов или делали компьютеры по лицензии. Остальным даже это было не под силу.

После войны восстановление университетов в зоне оккупации завершилось к концу 40-х годов. В городах, пострадавших от войны, университетам были переданы крупные здания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиваться университеты в столицах ряда союзных республик (Кишинев, Ашхабад, Фрунзе и др.), и к 1951 году все союзные республики имели свои университеты.

Стараясь создать самодостаточную систему для стабильного и независимого развития России, Сталин много сил вложил в создание советской науки, а главное в создании такой системы взаимодействия науки и производства, при которой наука была бы нужна для того, чтобы производство выполняло план и обеспечивало выживание России в ее состязании с Западом.

Множество планов

Хотя свершения Сталина были огромны, он остался скромным человеком. Сталин отказался от того, чтобы его имя присвоили Московскому университету. Он сказал, что «главный университет

Эта тема вызвала у меня большой интерес. Ведь времена культа личности И.В. Сталина по праву считаются противоречивыми. Благодаря его усилиям некоторые направления в науке получили небывалый рассвет и развитие. Но наряду этим, неугодные ему отрасли науки пришли в полный упадок благодаря его негативному отношению. И.В. Сталин был известен своими жестокими методами, с помощью которых он добивался поставленных перед собой целей. Очень много людей пострадало от его деяний. Но не смотря на все это, без Сталина не было бы того развития науки, которое мы имеем сейчас.

Именно в этих противоречиях я и попытаюсь разобраться в своем реферате.

Целью данной работы является: узнать, как развивалась наука в условиях культа личности И.В. Сталина.

Объектом исследования является правление Сталина, а его предметом являются планы по усовершенствованию в области науки, основные события того времени.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

1. Узнать, что предпринял Сталин, чтобы сделать Россию более образованной страной.

2. Узнать, как расцвела, или наоборот, пришла в упадок, наука при Сталине.

3. Узнать, какие действия хотел предпринять Сталин по усовершенствованию российской науки.

4. Узнать, как наука вошла в общество при Сталине.

5. Узнать, какие отношения были у Сталина с учеными.

6. Выяснить, как Сталин препятствовал развитию неугодных ему отраслей науки.

Расцвет науки при Сталине

Реализуя свой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктура в то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной. Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований. Ученые стали подлинной элитой страны. Имена Курчатова, Ландау, Тамма, Келдыша, Королева, Туполева известны во всем мире.

Кроме того, были открыты залежи нефти в Поволжье, началась огромная работа по строительству электростанций как первого этапа для перехода к массовому строительству жилья.

К примеру, возьмем 1946 год. Страна еще не оправилась от войны, многие города и села лежали в руинах. Но советское руководство хорошо понимало значение вычислительной техники. В том году начались работы по созданию компьютеров. 1949 год. Заработал первый советский компьютер (МЭСМ). Это был первый компьютер в Европе и второй в мире. Первый работающий компьютер был создан в США в 1946 году. В мире около 200 государств, из них только два были способны создавать компьютеры – СССР и США. Еще около двух десятков стран участвовали в разработках чужих проектов или делали компьютеры по лицензии. Остальным даже это было не под силу.

После войны восстановление университетов в зоне оккупации завершилось к концу 40-х годов. В городах, пострадавших от войны, университетам были переданы крупные здания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиваться университеты в столицах ряда союзных республик (Кишинев, Ашхабад, Фрунзе и др.), и к 1951 году все союзные республики имели свои университеты.

Стараясь создать самодостаточную систему для стабильного и независимого развития России, Сталин много сил вложил в создание советской науки, а главное в создании такой системы взаимодействия науки и производства, при которой наука была бы нужна для того, чтобы производство выполняло план и обеспечивало выживание России в ее состязании с Западом.

Множество планов

Сталин и ученые

Генетика

В 40 - начале 50-х годов советская наука достигла значительных успехов, прежде всего в области физики, химии, но все они были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи.

В то же время отрасли науки, которые не имели прямого отношения к обороне, подверглись жестокому нажиму и запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. В этих отраслях наметилось особо сильное отставание. В августе 1948 года была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельхознаук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и была запрещена.

Преследование генетики и генетиков началось в 30-е годы. В это время были организованы дискуссии по вопросам генетики. Дискуссии играли заметную роль в развитии науки, например, дискуссия сторонников и противников самозарождения микроорганизмов или сторонников и противников эволюционной теории. Ученые приводили аргументы в защиту своих точек зрения, предлагали новые эксперименты и т.д. Однако дискуссии по вопросам генетики в СССР носили совершенно другой характер. В то время как генетики приводили научные аргументы в пользу своих теорий, их противники, во главе которых стоял Трофим Денисович Лысенко, использовали в споре оскорбления и политические обвинения. Лысенко говорил, что не может быть особого вещества наследственности; наследственностью обладает весь организм; что гены – это выдумка генетиков: ведь их никто не видел. Он говорил, что практики не могут ждать тысячу лет, пока произойдет нужная им мутация. Надо воспитывать растения и животных; в результате воспитания их наследственность быстро изменится в нужную сторону.

Что касается генетики человека, то сторонники Лысенко утверждали, что граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней, а разговоры про гены человека – это основа расизма и фашизма.

Многие генетики были арестованы в 1937 г. Среди них был и Г.А. Надсон, который погиб в заключении. В 1940 г. был арестован Н.И. Вавилов. Его обвинили в том, что он английский шпион. В 1941 г., когда Н.И. Вавилов был в тюрьме, агрохимик академик Д.Н. Прянишников выдвинул его на соискание Сталинской премии. Тогда это был героический поступок, связанный с риском для жизни. В 1943 г. Вавилов умер в Саратовской тюрьме от истощения. Вслед за Вавиловым были арестованы Карпеченко, Левитский (это был его третий арест), которые погибли в тюрьме, и другие генетики. Карпеченко и Левитский вызвали подозрения уже потому, что бывали за границей: Карпеченко в 1929–1931 гг. стажировался в США, а Левитский за антиправительственную деятельность еще в 1907 г. был выслан из России и работал сначала на биологической станции в Неаполе, а потом в Германии в лаборатории знаменитого цитолога Страсбургера. (Он, как и О. Гертвиг, пришел к заключению, что носителем наследственности является ядро клетки). А всякий человек, который побывал за границей, рассматривался в те годы как потенциальный шпион.

В этой ситуации, одни генетики выступили с покаянными заявлениями, а другие продолжали отстаивать свои взгляды. Тут уместно вспомнить И.А. Раппопорта – очень мужественного человека, проявившего замечательную храбрость на войне с фашистами. Также мужественно он вел себя и после сессии ВАСХНИЛ. На заседании партбюро института, где он работал, от него требовали отречься от хромосомной теории, а в качестве аргумента ее негодности сослались на речь Молотова. Раппопорт ответил, что он разбирается в генетике лучше Молотова, и тут же был исключен за это из партии и уволен из института.

После сессии ВАСХНИЛ все ведущие генетики были уволены с работы, преподавание генетики в школе и в вузах было запрещено. Коллекции мутантных дрозофил, других растений и животных уничтожены. Н.П. Дубинин был вынужден заняться изучением птиц в лесозащитных полосах, И.А. Раппопорт стал лаборантом-геологом и т.д. Некоторые же генетики после сессии ВАСХНИЛ были арестованы, например Д.Д. Ромашов, сотрудник Н.П. Дубинина. Был арестован и специалист по медицинской генетике В.П. Эфроимсон. Студента Сергея Мюге арестовали за то, что он посетил своего уволенного профессора и подарил ему цветы. К счастью, все они остались живы и после смерти Сталина вышли на свободу.

Вернемся на минутку к Г. Меллеру. Этот американский ученый очень сочувствовал социализму. Как уже говорилось, он приехал работать в Ленинград и привез с собой коллекцию дрозофил. В начале 1937 г. Меллер уехал из Ленинграда в Испанию, где шла гражданская война с тем, чтобы помочь наладить медицинскую службу у республиканцев, которые воевали против фашистов. В тот период его вдохновляли идеи свободы и социализма. Но после сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Меллер разочаровался в социализме. Вместе со многими другими зарубежными учеными он вышел из Академии наук СССР, иностранным членом которой являлся. При этом один из таких иностранных ученых в своем отказе от звания академика написал, что в СССР с генетиками поступили так, как инквизиция с Галилеем.

История

Философия

В 1937 г. Стен был арестован по прямому указанию Сталина и в июне того же года расстрелян в Лефортовской тюрьме.

Лингвистика и филология

Большие потери понесли и эти науки. Погиб директор Лингвистического института в Киеве И.М. Сияк, за которого в 1919 г. при вступлении его в партию поручился В.И. Ленин. Был арестован выдающийся лингвист Е.Д. Поливанов и крупный лингвист и востоковед Н.А. Невский, расшифровавший тунгусские иероглифы. Его монография на эту тему была издана 1960 г. после его смерти и удостоена Ленинской премии.

Медицина

Заключение

Введение

Тема науки всегда была и будет актуальна. Ведь без науки человечество застряло бы в своем развитии где-нибудь в Средневековье, а то и еще раньше.

Эта тема вызвала у меня большой интерес. Ведь времена культа личности И.В. Сталина по праву считаются противоречивыми. Благодаря его усилиям некоторые направления в науке получили небывалый рассвет и развитие. Но наряду этим, неугодные ему отрасли науки пришли в полный упадок благодаря его негативному отношению. И.В. Сталин был известен своими жестокими методами, с помощью которых он добивался поставленных перед собой целей. Очень много людей пострадало от его деяний. Но не смотря на все это, без Сталина не было бы того развития науки, которое мы имеем сейчас.

Именно в этих противоречиях я и попытаюсь разобраться в своем реферате.

Целью данной работы является: узнать, как развивалась наука в условиях культа личности И.В. Сталина.

Объектом исследования является правление Сталина, а его предметом являются планы по усовершенствованию в области науки, основные события того времени.

Задачи, которые ставились при написании работы следующие:

1. Узнать, что предпринял Сталин, чтобы сделать Россию более образованной страной.

2. Узнать, как расцвела, или наоборот, пришла в упадок, наука при Сталине.

3. Узнать, какие действия хотел предпринять Сталин по усовершенствованию российской науки.

4. Узнать, как наука вошла в общество при Сталине.

5. Узнать, какие отношения были у Сталина с учеными.

6. Выяснить, как Сталин препятствовал развитию неугодных ему отраслей науки.

После Великой Отечественной войны важное значение Советское государство и его глава Иосиф Виссарионович Сталин придавали развитию науки, её связи с производством, с задачами технического прогресса.

В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на науку.
Они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года.
В короткий срок были не только восстановлены институты, лаборатории и опытные станции, пострадавшие от войны, но и развёрнуто строительство новых исследовательских центров.
В 1946 году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы.
Тогда же были созданы Академии наук Казахской ССР, Латвийской и Эстонской ССР.
Позже - в Таджикской, Туркменской и Киргизской союзных республиках.

Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую в ноябре 1946 года возглавлял биолог с мировым именем А. Палладин.

2-я половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки.
Среди них были такие, как:

• Институт точной механики и вычислительной техники,
• Институт радиотехники и электроники,
• Институт прикладной физики,
• Институт атомной энергии и многие другие.

В послевоенные годы возобновили работу научно-исследовательские учреждения Украины.
Был внесён ряд изменений в организацию научных исследований.
В 1950 году количество научно-исследовательских учреждений в республике составило 462 (в 1945 году их насчитывалось 267).
Укреплялась, хотя и медленно, материально-техническая база, возрастал их кадровый потенциал.

Резко возросла зарплата научных работников.
Значительно увеличилась численность научных работников: в 1950 году их было в 1,7 раза больше, чем в 1940 году.
А в 1955 году их было уже 192 тысячи (в 1940 году – 98 тысяч).

В Украине численность учёных в 1950 году достигла 22,3 тысячи человек.

В первые послевоенные годы заметно расширился фронт исследовательских работ в самых различных отраслях науки.
По ряду направлений творческие достижения советских учёных позволили выйти на самые передовые рубежи в мировой науке.
Особое внимание уделялось развитию фундаментальных исследований в тех областях знаний, которые во многом обеспечивали ускоренные темпы роста народного хозяйства, укрепляли обороноспособность страны.

Мало кто сегодня у нас в Украине знает, что уже спустя три месяца после окончания конференции глав стран-победительниц в Потсдаме, где вовсю звучали тосты о дружбе и поддержании мира на земле, в Пентагоне был разработан план атомной бомбардировки 20 советских городов, включая Москву…

Дальше всё покатилось как снежный ком с горы.
Один план нападения на СССР за другим.

Вот только некоторые из них:

Сталин оказался намного умнее американцев.
Если они сделали ставку на дальние тяжёлые бомбардировщики и авианосные флоты, Иосиф Виссарионович выбрал другой приоритет – дальнобойные, мощные межконтинентальные баллистические ракеты.
Это было гораздо дешевле, но очень действенно.

• Историческим свершением явилось овладение энергией атома.

После успешного испытания атомной бомбы на семипалатинском полигоне Сталин пригласил к себе группу её создателей и невероятно щедро, по-царски, одарил их.
Разработчики проекта получили личные автомобили, особняки, почётные звания, Государственные премии, персональные счета в Сбербанке, где они могли брать для своих нужд любые сумы денег – безотчётные.
Трижды Героями Социалистического Труда стали Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Анатолий Петрович Александров, Юлий Борисович Харитонов, Яков Борисович Зельдович.
Ленинскую и 5 Госпремий получил Исаак Константинович Кикоин, Ленинскую и 3 Госпремии – Георгий Николаевич Флёров.
Не были обойдены академическими званиями, орденами, престижными премиями десятки других учёных, причастных к советскому атомному проекту (Александр Павлович Виноградов, Василий Семёнович Емельянов, Абрам Исаакович Алиханов).

Сталин готов был носить на руках этих людей – они положили конец атомной монополии США и Англии, создав собственный ядерный щит.

По приказу Сталина была создана лаборатория № 2 во главе с Курчатовым.
Игорь Васильевич собрал вокруг себя талантливую молодёжь.
Совершенно секретная лаборатория № 2 в составе Академии наук СССР и стала главным центром подготовки к созданию отечественного атомного оружия.
В 1949 году раздалось громом поразившее Америку известие: СССР взорвал первую атомную бомбу.
Это произошло 29 августа на Семипалатинском полигоне.

• А 12 октября 1953 года была испытана первая в мире, наша водородная бомба мощью в 300 тысяч тонн тротила, весившая около тонны.

• Были начаты исследования в области мирного использования атомной энергии.

Эти работы велись в основном во вновь созданном Институте атомной энергии под общим руководством выдающегося советского учёного И. В. Курчатова.

• Больших успехов советские учёные добились в таких важнейших отраслях науки, как физика, математика, точная механика, астрономия, химия.

• В то же время начались гонения на генетику и кибернетику.

Они были объявлены науками, противоречащими законам материализма.
Разгром генетики и кибернетики породил отставание Советского Союза в этих отраслях в последующие годы.

• Украинские учёные достигли значительных успехов в исследовании фундаментальных наук, использовании научных открытий для потребностей народного хозяйства.

Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Лысенко на августовской (1948 год) сессии ВАСХНИЛ одержал победу над своими научными оппонентами – генетиками.
Генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР.

В Украине преследованиям подверглись учёные – биологи и генетики Д. Третьяков, М. Гришко, И. Шмальгаузен, И. Поляков, С. Делоне, С. Гершензон.

Но чтобы там не было, наука при Сталине развивалась поразительными темпами.
Именно при нём был сделан был тот задел, благодаря которому запустили первый в мире спутник, а потом и корабль с Гагариным на борту…

ста


1925–1926 — Академия наук лишена автономии, ее устав отменен.

1929 — ученые обвинены в отставании от успехов практики.

1930 — на встрече с партбюро ИКП Сталин объявил, что не приемлет генетические принципы Вейсмана в эволюционном учении и предпочитает ламаркизм дарвинизму.

1935 — Сталин аплодирует Лысенко в Кремле, после того как последний обвиняет ученых во вредительстве.

1935–1936 — призывы американского ученого Германа Меллера (будущего Нобелевского лауреата) поддержать медицинскую генетику отвергнуты.

1936 — педология (педагогическая психология) запрещена.

1937 — первый в мире Институт медицинской генетики закрыт.

1936–1939 — приказано провести диспуты генетиков и сторонников Лысенко, на которых генетика была бы осуждена, а лысенковщина прославлена.

1935–1944 — кампания против теории относительности, космологии, квантовой теории и теории строения вещества.

1947 — кампания против западноевропейской философии.

1948 — полный запрет генетики.

1949–1950 — осуждена теория резонанса в квантовой химии.

Итоги отрицательной селекции.

Средняя зарплата инженера по странам. Будем продолжать удивляться, почему у Маска летают многоразовые ракеты и строится BFR для полёта на Марс, а наша новейшая Ангара (разработка которой началась 28 лет назад) безнадёжно морально устарела, сделав всего 2 запуска?

Читайте также: