Наука международных отношений кратко
Обновлено: 07.07.2024
(international relations) Научная дисциплина, изучающая взаимодействия между государствами, а в более широком смысле – деятельность международной системы как единого целого. Может рассматриваться либо как многодисциплинарное исследовательское поле, сводящее воедино международные аспекты политики, экономики, истории, права и социологии, либо как метадисциплина, сосредоточенная на системных структурах и моделях взаимодействия человеческих особей как единого целого. Эта дисциплина обрела самостоятельность после 1-й мировой войны. Основные ее отрасли в дополнение к теории включают в себя международную политическую экономию (international political economy), международную организацию, разработку внешней политики, стратегические исследования и, что более спорно, исследования в области поддержания мира. Если к этому добавить изучение отдельных регионов, то название "международные отношения" станет более адекватным. Если же брать исключительно второе значение дисциплины, то термин обозначает всеобщность взаимодействий в рамках международной системы. Зачастую упор делается на отношения между государствами, хотя существенную роль играют и такие коллективные участники, как многонациональные корпорации, транснациональные группы давления и международные организации.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .
Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют". Западные политологи считают, что международные отношения - это "взаимодействие между двумя или более государствами", а внешняя политика как внешнее действие одной нации.
Различные точки зрения на понятие международных отношений сводятся по существу к двум способам исследования этих отношений. В первом случае международные отношения рассматриваются как особый род общественных отношений, в другом - сводятся к взаимодействию их участников.
Имеется ряд трактовок проблемы взаимодействия международной и внутренней политики. Первая точка зрения отдает приоритет в этом взаимодействии международным отношениям. Её сторонники считают, что внутренняя политика государства определяется развитием внешних факторов (географический детерминизм, геополитические концепции). Вторая точка зрения предпочитает рассмотрение международных отношений как непосредственного продолжения внутренней политики, которая в первую очередь обусловлена определенным способом производства, господствующим экономическим базисом. На этой позиции стоят марксистки ориентированные теоретики.
Исходя из третьей трактовки, внутренняя политика, внешняя политика и международные отношения взаимно уравновешивают друг друга, они равноправны. Сторонники такой трактовки исходят из того, что в основе внутренних и международных отношений лежат единые законы общественного развития. Взаимодействие и взаимовлияние внутренних и внешних факторов не являются исходно заданными, а зависят в каждом конкретном случае от конкретных исторических обстоятельств и ситуации.
В перечисленных подходах выделяется существенная сторона проблемы взаимовлияния и взаимодействия международных и внутренних отношений. Однако, при игнорировании других аспектов есть опасность упрощения в анализе международных отношений. Общественное развитие сегодня характеризуется взаимопереплетением, взаимосвязью внешней и внутренней политики при сохранении известных различий между ними.
В теории международных отношений большое внимание уделяется проблеме многофакторного взаимодействия участников международных отношений. К существенным видам связей, в которые вступают участники международных отношений, относятся: дипломатические (осуществляются в рамках официальных правительственных структур); экономические (выступают в качестве материальной основы всей системы международных отношений); социальные (формируются за счет международных контактов неправительственных структур - политических партий, профсоюзных, научных, экологических и других общественных организаций и движений); военные, культурные и другие.
Основным участником системы международных отношений является суверенное государство. Государство – системообразующий элемент, а межгосударственные связи являются структурообразующими. В отечественной и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты в области международных отношений выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации.
Мы видим, что в системе международных отношений расширяется число ее участников, растет многообразие их взаимодействий, формируется новый механизм поддержки стабильного развития отношений на мировой арене.
Обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. С одной стороны, можно наблюдать максимальную реализацию государственности и суверенитета участников международных отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. С другой стороны действует тенденция усиления интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочения институциональных форм широкого гуманитарного, экономического и политического сотрудничества.
1) МО - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, а также между социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями.
2) МО - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество.
3) МО - отношения между политическими единицами. Содержанием МО являются отношения между государствами. МО содержат в себе альтернативу войны и мира.
МО - предгражданское и естественное состояние общества (война всех против всех).
В сфере МО господствует плюрализм суверенитетов и здесь нет монополии на насилие. Каждый участник МО вынужден исходить в своем поведении из во многом непредсказуемого поведения других участников. (Р. Арон)
1) Главным действующим лицом в МО становится не государство, а классы, социально-экономические группы и политические силы.
2) Необходимо изучать поведение всех возможных участников МО, от индивида до глобального сообщества, не заботясь об установлении приоритета относительно их роли на международной арене.
3) Розентаум. Главным действующими лицами в МО называют лица, вступающие в отношения друг с другом с минимальным посредничеством и вопреки воле государства. Образуется международный континуум, символическими объектами которого выступают турист и террорист.
В мире существует равновесие тенденций. При этом государство всё же главный актор, но растет влияние негосударственных участников.
Мировая политика - система внутренних актов государств, обладающих субъектностью относительно друг друга; сумма взаимно обусловленных действий, причем каждое действие в отношении другого государства будет содержать в себе вызов. МП действует как система направленных действий. Субъектность - возможность предпринимать волевые акты (акты мировой политики) самостоятельно, без консультаций. Можно обладать суверенитетом, но не обладать субъектностью (государства Варшавского договора без субъектности; Австралия без суверенитета).
МП приводит в действие МО. МО - среда, где существует МП.
1) МП - активный фактор, формирующий МО.
2) МО влияют на содержание и характер МП.
Внутренняя и внешняя политика
Политический реализм считает, что внешняя и внутренняя политика - это разные сферы государственной деятельности.
С точки зрения марксизма, МО носят вторичный характер.
Геополитические концепции теории "богатого Севера и бедного Юга", а также неомарксистские теории зависимости мирового Центра и мировой Периферии источником внутренней политики называют внешние принуждения.
Транснационализм считает, что отношения между государствами уже не являются основой МП.
Розентаум выдвигает идею раздвоенности - сосуществование в поле межгосударственных взаимодействий двух ареалов: классической дипломатии и стратегии; ареал столкновения акторов вне суверенитета, т.е. негосударственные участники.
Предмет МП науки
В предмет МО входят понятия политическая власть, политический процесс, политический режим, в специфическом значении, применяемое в МП.
В предметное поле МО входят такие понятия и проблемы, как плюрализм суверенитетов, баланс сил, биполярность, многополярность и т.д., дипломатия, стратегия и т.п.
Транснационалисты объектом науки о МО считают любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие государственного контроля.
Теоретический плюрализм является единственно возможным ответом на многообразие реальности сложного мира.
2. Мировая политика
3. Внутренняя и внешняя политика
4. Предмет международно-политической науки
1) МО - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, а также между социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями.
2) МО - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество.
3) МО - отношения между политическими единицами. Содержанием МО являются отношения между государствами. МО содержат в себе альтернативу войны и мира.
МО - предгражданское и естественное состояние общества (война всех против всех).
В сфере МО господствует плюрализм суверенитетов и здесь нет монополии на насилие. Каждый участник МО вынужден исходить в своем поведении из во многом непредсказуемого поведения других участников. (Р. Арон)
1) Главным действующим лицом в МО становится не государство, а классы, социально-экономические группы и политические силы.
2) Необходимо изучать поведение всех возможных участников МО, от индивида до глобального сообщества, не заботясь об установлении приоритета относительно их роли на международной арене.
3) Розентаум. Главным действующими лицами в МО называют лица, вступающие в отношения друг с другом с минимальным посредничеством и вопреки воле государства. Образуется международный континуум, символическими объектами которого выступают турист и террорист.
В мире существует равновесие тенденций. При этом государство всё же главный актор, но растет влияние негосударственных участников.
Мировая политика - система внутренних актов государств, обладающих субъектностью относительно друг друга; сумма взаимно обусловленных действий, причем каждое действие в отношении другого государства будет содержать в себе вызов. МП действует как система направленных действий. Субъектность - возможность предпринимать волевые акты (акты мировой политики) самостоятельно, без консультаций. Можно обладать суверенитетом, но не обладать субъектностью (государства Варшавского договора без субъектности; Австралия без суверенитета).
МП приводит в действие МО. МО - среда, где существует МП.
1) МП - активный фактор, формирующий МО.
2) МО влияют на содержание и характер МП.
Внутренняя и внешняя политика
Политический реализм считает, что внешняя и внутренняя политика - это разные сферы государственной деятельности.
С точки зрения марксизма, МО носят вторичный характер.
Геополитические концепции теории "богатого Севера и бедного Юга", а также неомарксистские теории зависимости мирового Центра и мировой Периферии источником внутренней политики называют внешние принуждения.
Транснационализм считает, что отношения между государствами уже не являются основой МП.
Розентаум выдвигает идею раздвоенности - сосуществование в поле межгосударственных взаимодействий двух ареалов: классической дипломатии и стратегии; ареал столкновения акторов вне суверенитета, т.е. негосударственные участники.
Предмет МП науки
В предмет МО входят понятия политическая власть, политический процесс, политический режим, в специфическом значении, применяемое в МП.
В предметное поле МО входят такие понятия и проблемы, как плюрализм суверенитетов, баланс сил, биполярность, многополярность и т.д., дипломатия, стратегия и т.п.
Транснационалисты объектом науки о МО считают любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие государственного контроля.
Теоретический плюрализм является единственно возможным ответом на многообразие реальности сложного мира.
Теория международных отношений относится к числу сравнительно молодых обществоведческих дисциплин, хотя ее истоки можно найти в социально-политической мысли прошлых столетий и даже тысячелетий. Поскольку предметная область теории международных отношений – это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания, более того, до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политической науки.
На начальном этапе развития в современной политологии международной проблематике не уделялось значительного внимания. В работах М. Вебера, Г. Моски, В. Парето и других классиков политической науки рубежа XIX-XX вв. практически нет рассуждений о международных отношениях того периода. Такое положение можно объяснить условиями, в которых происходило становление политологии.
В середине XIX в. в политическом развитии ведущих стран Западной Европы и Северной Америки произошли серьезные сдвиги. Там сформировались политические системы современного типа, включавшие наряду с государством политические партии, разнообразные группы интересов и другие, новые для того времени институты. Одновременно в этих странах окончательно утвердилась парламентская демократия. Избирательный процесс приобрел регулярный и систематический характер. Сфера публичной политики радикально изменилась, а у ее субъектов сформировались запросы на такие политические знания, которые невозможно было получить традиционным для философии или юридических наук путем. Необходимо было готовить кадры для обслуживания политического процесса, для работы в государственных и партийных структурах. Для удовлетворения этих потребностей в ряде университетов создали кафедры и институты политических наук.
Первая мировая война изменила ситуацию. Эта война приобрела размеры, которые ранее невозможно было представить, и привела к чудовищным жертвам и разрушениям. Между тем накануне Первой мировой войны мало кто понимал, что международная политика начала XX в. существенно отличается от международной политики середины XIX в., не говоря уже о более ранних периодах. Судя по многочисленным мемуарам, многие государственные деятели находились в плену устаревших представлений и суждений и не до конца предвидели последствия принимаемых ими решений.
Первая мировая война дезорганизовала внутреннюю экономическую и политическую жизнь тех западноевропейских стран, которые в ней участвовали. Естественно, военное время было не лучшим периодом для развития наук, тем более социально-гуманитарного профиля. Но и окончание мировой войны не означало для многих государств Европы наступления стабильности. Кризисные явления, вызванные войной, охватили всю Европу. Едва последствия войны стали преодолеваться, начался мировой экономический кризис. Он явился причиной серьезных политических сдвигов в странах Европы. Если непосредственно после окончания войны в них развернулись процессы демократизации, то затем вектор политического развития повернулся в обратную сторону. В ряде европейских стран устанавливаются авторитарные и тоталитарные политические режимы, количество демократических государств резко сокращается. Во 2-й половине 1930-х гг. к таковым можно было отнести лишь североевропейские страны, Великобританию, Францию, а в Восточной Европе – лишь Чехословакию.
Любая диктатура несовместима со свободой научного творчества, особенно в области гуманитарных наук, а тем более в политологии. Развитие политической науки в Европе затормозилось, а в некоторых странах и вовсе было остановлено. Достаточно вспомнить, что фашизм одержал победу в Германии и Италии, которые в начале XX столетия занимали лидирующее положение в сфере социально-политических исследований. В 1930-е гг., накануне Второй мировой войны, шла массовая миграция ученых разного профиля из европейских стран в США, среди эмигрантов обществоведы, в том числе политологи, составляли немалую часть. По этим причинам в межвоенный период центр мировой политической науки переместился на североамериканский континент. А в США для развития политологии сохранялись благоприятные условия.
Политологические центры возникли практически во всех ведущих американских университетах. Поскольку в условиях бесконечных избирательных кампаний существует большой спрос на их научное и методологическое обеспечение, большое место в деятельности американских политологов занимают прикладные, эмпирические исследования. Ведущую роль в американской политической науке межвоенного периода играли ученые Чикагской школы – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Госиелл. По мнению одного из самых известных современных американских политологов Г. Алмонда, заслуга представителей Чикагской школы состояла в том, что они на примере конкретных эмпирических исследований обосновали вывод о необходимости использования в политологии междисциплинарного подхода, количественных методов, повышения организационного уровня научной работы.
Начали Второй мировой войны и вступление в нее США обусловили повышение роли американской политологии в подготовке и принятии важнейших политических решений как по внутренним, так и по международным проблемам. Требования военного времени привели к резкому повышению спроса на политологическую экспертизу, что, в свою очередь, стало причиной бурного развития сети академических центров и институтов политологического профиля в послевоенные десятилетии.
По окончании Второй мировой войны созданная в рамках системы ООН специализированная организация по вопросам культуры и образования – ЮНЕСКО – провела ряд мероприятий по конституированию политологии в качестве международно признанной научной дисциплины. С этой целью в 1948 г. в Париже состоялся международный политологический коллоквиум, на котором были определены содержание и структура политической науки. В частности, она должна была включать следующие вопросы: 1) политическую теорию (теорию политики и историю политических идей); 2) теорию политических институтов; 3) раздел, изучающий деятельность партий, групп, общественное мнение; 4) теорию международных отношений (исследование международной политики, международных организаций, международного права). Наличие международного права в предметном поле теории международных отношений было связано с тем, что .эта наука только начинала свое становление и полной ясности о ее задачах и научно-методических рамках еще не было.
Начиная с 40-х гг. XX в. теория международных отношений развивается в общем русле политической науки. Организационные структуры для преподавательской деятельности и научных исследований в области международной политики формировались в рамках институтов, факультетов или иных подразделений общеполитологического характера. Хотя истоки теории международных отношений восходят к истории западноевропейской политической мысли, в качестве самостоятельной дисциплины она конституировалась в США, что и предопределило длительное доминирование американской школы в данном научном сообществе. Даже названия основных направлений теории международных отношений (идеализм, реализм, неолиберализм, неореализм) появились на американской почве и отразили американскую специфику. Почти все наиболее авторитетные специалисты в области теории международных отношений: Г. Моргентау, Дж. Розенау, Дж. Модельски, М. Каплан, К. Дойч, К. Уолтц, Р. Гилпин, Р. Кеохейн, Дж. Най и многие другие представляют американскую политическую науку. Постепенно теория международных отношений как научная и учебная дисциплина получила распространение в странах Западной Европы и других регионах.
Падение коммунистического режима и идеологической монополии марксизма-ленинизма радикально изменили ситуацию. Однако влияние новой ситуации в постсоветской России на положение теории международных отношений было противоречивым. С одной стороны, исчезли идеологические и политические препятствия для ее развития, с другой – экономические потрясения переходного периода негативно сказались на работе научных и учебных учреждений. Крушение коммунистической идеологии образовало идейный вакуум, который стал заполняться самыми разными теориями и концепциями. В связи с актуальностью проблем внешней политики России, ее роли и места в современном мире особую популярность приобрели различные геополитические концепции. В то же время основные положения теории международных отношений оставались малоизвестными даже в среде политической элиты и политологическом сообществе.
Объективно возрастает и практическое значение теории международных отношений, поскольку актуальными остаются вопросы о месте нашей страны в формирующейся системе международных отношений, о перспективах ее развития в условиях глобализации, о приоритетах и основных направлениях российской внешней политики.
Хотя отечественная школа теории международных отношений по . мировым меркам является очень молодой, она сталкивается с теми же проблемами, которые стоят перед этой наукой и в странах, где она зародилась. Одна из таких проблем – определение места теории международных отношений в структуре современных наук об обществе. Некоторые российские авторы вслед за своими западными коллегами выдвигают тезис о том, что произошло размежевание теории международных отношений и политической науки. Более того, высказывается мнение о существовании отдельной науки о международных отношениях. С одной стороны, представления об обособлении области изучения международных отношений от политологии имеют под собой объективную основу институционального характера. Если в 1950-е гг. международная проблематика разрабатывалась внутри общеполитологических структур, то в последние десятилетия наблюдается организационное усложнение данных структур, появление отдельных подразделений, занимающихся исследованием международной политики. Сегодня и на Западе подготовка политологов и специалистов в области международных отношений и дипломатии часто осуществляется раздельно, в России же так было принято изначально. Очевидно, тезис о существовании отдельной науки – теории международных отношении – стал отражением такой тенденции, поскольку традиционно всем фундаментальным наукам соответствует отдельный учебно-научный комплекс. Например, такие науки, как биология, физика, химия, история и т. д., изучаются в рамках соответствующих факультетов университетов, по ним готовят специалистов для научной и практической деятельности.
В последние годы в рамках политологии наряду с ранее существовавшими появляются новые разделы, такие как сравнительная политология, этнополитология, экополитология и т. д. Кроме политологии развиваются и другие науки о политике: политическая философия, политическая социология, политическая антропология, политическая психология, политическая история, политическая география. Место теории международных отношений, на наш взгляд, – между этими относительно самостоятельными политическими науками и одним из разделов политологии, каковой, собственно, она и была в момент рождения и на первых этапах своего развития. Процесс превращения теории международных отношений в самостоятельную науку еще не завершился, о чем свидетельствует и вышеупомянутая дискуссия.
Согласны ли вы со следующим высказыванием?
Объектом изучения международно-политической науки являются международные отношения как совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, которые действуют на международной арене.
Основными субъектами международных отношений являются государства. Они в рамках формирования своей внешней политики, неразрывно связанной с национальными интересами, формируют и повестку современных международных отношений.
Начиная с ХХ в. усиливается и роль производных субъектов – международных организаций. Их рост, расширение функций, круга участников отражают процесс пролиферации международных организаций. Особое место на современном этапе занимают организации региональной интеграции, в рамках которых происходит более тесная кооперация и задействованы механизмы более оперативного, прямого регулирования ряда вопросов, по которым государства согласились передать свои полномочия интеграционным органам (например, в таможенной сфере). Во всех регионах – Азии, Африке, Евразии, Европе, Латинской Америке, Северной Америке – таких международных организаций интеграционного типа насчитывается не один десяток.
Вспомните, в каких международных организациях участвует Республика Беларусь.
Найдите, что сказано в Конституции Республики Беларусь относительно участия в международных организациях.
Кроме того, к международным акторам зачастую относят и неправительственные организации, и транснациональные корпорации, и (в определенных рамках) индивидов. Вместе с тем обыденная жизнедеятельность физических лиц, пусть и трансграничного характера (браки с иностранцами, туризм и т. п.), не является предметом науки о международных отношениях.
Направления международно-политической науки: либерально-идеалистическая теория, политический реализм, марксизм, неолиберализм, неореализм и неомарксизм, международная политэкономия, транснационализм и др.
Читайте также: