Наука и паранаука кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПАРАНАУКА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ПАРАНАУКА (греч. παρά – везде, около, вне) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.

Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.

Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко бывают связаны со всякого рода оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом и т.п. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию.

Значение паранауки не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде – естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов.

2. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990;

3. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990;

4. Мигдал А. Поиски истины. М., 1983;

5. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989;

6. Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982;

7. Radner D., RadnerM. Science and Unreason. Belmont, 1982;

С точки зрения философского метода наука: 1)есть результат деятельности ра-циональной сферы сознания; 2)наука это объективный тип сознания, опирающийся в су-щественной степени на внешний опыт; 3)наука в равной степени относится как к познава-тельной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука - как рационально-предметный вид познания Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта

Вложенные файлы: 1 файл

Наука и паранаука.doc

Наука и паранаука

С точки зрения философского метода наука: 1)есть результат деятельности рациональной сферы сознания; 2)наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт; 3)наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука - как рационально-предметный вид познания Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук. К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институт. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Новации в науке: научные открытия, новые теории, новые гипотезы, исследовательские программы, новые области науки (в том числе новые направления), новые дисциплины, обновления средств и методов исследования, новые методологические идеи, новые стили мышления, развитие языка науки. Рост и развитие научных знания зависит от уровня развития производительных сил, материальной культуры и социальной структуры общества.

Паранаука- это знания, которое стремится принять научную форму, но утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой.Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия (наука о бытие). Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих. Паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека. Существует четыре направлеия паранауки: герметизм- очень закрытое. Напоминает сектантство; кабала; оккультизм, магия-этому можно научиться; спиризм- постижения знания в не существующем мире.

Паранау́ка (лат. para — около) — собирательное название идейно-теоретических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Ввиду важности понятия обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука. Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны.

\НАУКА И ПАРАНАУКА

Реальный научный прогресс осуществляется конкретными людьми, действующими в конкретных исторических рамках. Они не всегда могут предвидеть конечные результаты своей деятельности. Наука переполнена ошибками и алогизмами, неточностями и неясностями, раздирается противоположными концепциями и взглядами. Только в представлениях людей, далёких от науки, она существует как стройная и строгая система. «Наука непогрешима, но учёные часто ошибаются, - говорил знаменитый французский писатель Анатоль Франс.

Рядом с наукой всегда существовала и существует паранаука (греч. para – возле, около). Паранаучными называют идеи и концепции, относительно которых не существует твёрдого консенсуса среди членов соответствующего сообщества учёных в признании их полноправными элементами системы научного познания. Паранаука – это форма познавательной деятельности, возникающая как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания.

Её главные признаки –

    • несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий;
    • неспособность (или нежелание) рационально истолковать изучаемые феномены.

    Совокупность паранаучных образований представляет собой довольно пёструю картину: к ним относят

      • лженауку,
      • вульгаризированную науку,
      • девиантную науку,
      • околонаучную экзотику,
      • квазинауку, использующую насилие и принуждение для насаждения своих идей,
      • антинауку, представляющую собой утопические и сознательные искажения представлений о действительности,
      • псевдонауку, спекулирующую на совокупности популярных теорий, таких как поиск снежного человека, чудовища озера Лох-Несс и т.п.

      Паранаучные теории различны не только по своей природе, но и по функциям: от положительного влияния на науку до полного противодействия ей. Отношение к ним в социокультурной среде также неоднозначно.

      В последнее время наблюдается возрастание общественного интереса к паранаучной проблематике. В средствах массовой информации оживлённо, но не всегда профессионально, обсуждаются загадочные явления человеческой психики, влияние природно-космической среды на человеческие судьбы, возможные контакты нашей цивилизации с другими обитателями нашей вселенной и т.д.

      Понять суть паранауки можно, обратившись к анализу возникновения научных заблужде ний, т.е. к изучению строительных лесов научной теории. Концептуальные образования, сопровождающие становление теории и отбрасываемые на зрелой стадии её развития, носят название Строительных Лесов Научной Теории – или СЛЕНТа (термин предложен Э.М. Чудиновым). Задача учёного – своевременно отказаться от этих образований, не дать им перерасти в догмы, которые сдерживали бы развитие познания.

      Известно высказывание К. Маркса о том, что наука, в отличие от архитектуры, не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания, прежде чем заложит их фундамент. Отсутствие фундамента, как правило, приводит к тому, что

        • первые выводы в науке, как правило, носят нестрогий характер;
        • вводимые понятия не всегда верно интерпретируются;
        • многие гипотезы в дальнейшем опровергаются.

        В то же время нельзя рассматривать как проявления глупости наших предков или как лженауку попытки использовать в своё время идеи теплорода, поиски алхимиков и астрологов, усилия по созданию вечного двигателя.

        Очевидно, что без всего этого не было бы современных научных достижений: теплородная теория позитивно воздействовала на прогресс в физике, в её рамках были выведены многие фундаментальные зависимости на молекулярном уровне строения вещества; без алхимии не было бы современной химии.

        Дело в том, что вновь открытые сферы действительности, как правило, познаются лишь теми средствами, которые есть в наличии. Они могут не соответствовать этим сферам. Так вполне объективно, не из-за своеволия исследователей, но как неизбежный результат действия законов познавательного процесса, возникают ошибочные представления.

        Пример: На рубеже XIX-XX столетий учёные-физики попытались подвести незнакомые им доселе внутриатомные объекты под определение тела, выработанное в рамках классической механики. Объясняя неизвестное с помощью уже известного, физики приписали электронам и другим элементарным частицам те же характеристики, что и материальным объектам макромира – определённые в каждый момент времени положение в пространстве и скорость. Однако это противоречило тому, что получилось на деле: опыты выявили невозможность точного определения координат и скорости элементарной частицы в один и тот же момент.

        ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ НАУЧЧНОГО И ПАРАНАУЧНОГО ЗНАНИЯ

        Проблема различения науки и не-науки, получившая название проблема демаркации, является одной из центральных в философии науки. Перед общей методологией науки стоит общий кардинальный вопрос о критериях селекции паранаучных утверждений. В ряде случаев он ясен: лженаука разоблачается обычными средствами логики или эксперимента. Обычно очевидны признаки и вульгаризированной (упрощённой) науки, но в общем это весьма нелёгкий вопрос. Выход в область неизвестного всегда связан с риском поспешных выводов и требует осторожности. Собственно, этот вопрос выливается в проблему цензуры в науке.

        Паранаука может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в её развитии. Во втором случае требуются значительные усилия для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо её принципиальной неразрешимости.

        Сами учёные считают решение проблемы демаркации науки и не-науки довольно простой. Обычно они говорят: это не соответствует фактам и законам современной науки, не вписывается в научную картину мира, поэтому не является наукой. Но сторонники перечисленных учений могут привести встречные аргументы: знаменитый Кеплер, открывший законы движения планет, был одновременно астрологом; великий Ньютон всерьёз занимался алхимией; известный русский химик академик Бутлеров горячо поддерживал парапсихологию; Французская Академия села в лужу, когда в XVIII веке объявила неосуществимыми проекты движения паровых машин по рельсам и ненаучными свидетельства падения метеоритов на землю.

        Если бы учёные поставили перед собой задачу развенчать все паранаучные учения, и не хватило бы на это ни времени, ни средств. Помочь им могут философы науки, предложив существенно иную стратегию решения проблемы демаркации. Философия науки предлагает рассматривать паранаучные учения с точки зрения их познавательного значения. Научная теория может быть ошибочной, но она при этом остаётся научной, содержащей теоретическое знание, не совсем корректно или даже вовсе некорректно соотнесённое с эмпирической реальностью. Паранаучные теории лежат в иной плоскости – они могут играть роль современной мифологии или фольклора, положительно или отрицательно влиять на психическое состояние людей.

        Чтобы провести демаркационную линию между наукой и не-наукой, или паранаукой, следует, во-первых, чётко определить специфические признаки научности:

            1. Выработка понятийного аппарата, соответствующего данному предмету исследований.
            2. Открытие принципов, уровней, критериев, создание теорий, позволяющих объяснить множество фактов.
            3. Адекватное отражение действительности, имеющее конкретно-историческую природу.
            4. Нацеленность на постижение новых, ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей.
            5. Универсальность, означающая, что предметом науки может стать любой фрагмент действительности с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей.

          Во-вторых, необходимо вывести критерии, позволяющие судить об осмысленности, познавательном значении того или иного понятия или суждения.

          Самым главным критерием является идущее ещё от Юма и Канта требование соотнесения научного понятия с опытом. Если в чувственном опыте невозможно указать какие-либо объекты, которое это понятие означает, то оно лишено значения, является пустым звуком. В ХХ веке у позитивистов Венского кружка это требование получило название принципа верифицируемости: понятие или суждение имеет значение, если и только если оно эмпирически проверяемо. В современной литературе по философии науки можно встретить утверждения, что критерий верифицируемости сужает сферу науки, так как он слишком груб и неточен. Это верно, но лишь с той оговоркой, что в очень многих ситуациях этот критерий позволяет в первом приближении отделить научные суждения от спекулятивных конструкций, псевдонаучных суждений и апелляций к таинственным силам природы.

          Между тем в современной науке сложилась парадоксальная ситуация:

          Чем отличается наука и псевдонаука

          Знаете ли вы, в чём отличие науки от лженауки? А ведь это очень важное знание, которое не только поможет грамотно сформулировать теоретические обоснования в курсовой или дипломе, но также выбрать надёжные литературные источники.

          Давайте разберёмся, что такое наука и лженаука, как отличать подлинное знание от псевдонаучных теорий и на какие критерии при этом ориентироваться.

          Хотите получать ещё больше полезного материала? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

          Доверь свою работу кандидату наук!

          Узнать стоимость бесплатно

          Наука и псевдонаука: что это такое

          Прежде чем разбираться, чем псевдонаука отличается от истинной науки, давайте кратко дадим определение этим понятиям.

          Наука — это область деятельности, главной целью которой является исследование и систематизация знаний о человеке и мире. Она опирается на объективные факты и научный метод познания.

          В отличие от науки псевдонаука представляет собой учение, которое выставляется его последователями как научное, но не является таковым.

          Некоторые учёные проводят различие между псевдонаукой и лженаукой. Так, псевдонаучными теориями считаются безобидные заблуждения, которые даже не стоят внимания. А вот к лженаукам относят опасные для человека и общества идеи, с которыми наука активно борется.

          Среди самых опасных лженаучных учений можно назвать антивакцинаторство и ВИЧ-диссидентство. Они основываются на ложных убеждениях, что вирусов не существует, а все заболевания такого типа — это лишь заговор фармацевтических компаний. Результаты — вспышки кори в Украине и Европе, смерть более 350 тысяч жителей ЮАР, не получивших своевременное лечение от ВИЧ.

          Есть ещё один интересный термин — паранаука. Она намного древнее научных знаний и рационального подхода. Паранауку можно назвать протонаукой, из которой развились как все современные научные дисциплины, так и различные иррациональные учения. Самые популярные и дожившие до наших дней псевдонауки — это астрология, хиромантия, нумерология, физиогномика и многое другое.


          Паранаука порождает учения, которые не проверяются научными методами

          Зачем учиться различать науку и псевдонауку

          Однако такая толерантность в области научного знания недопустима и вот почему:

          1. Практический аспект: не разбираясь в критериях научности, студент не сможет выбрать грамотные литературные источники и написать основательную работу.
          2. Социальный аспект: использование лженаучных теорий не развивает общество, возвращает его к Средневековью и магическому мышлению.
          3. Рациональный аспект: опираясь на научные знания, человек выстраивает объективную картину мира, живёт в реальности, а не в странных, а порой и опасных иллюзиях.
          4. Медицинский аспект: многие лженаучные идеи несут опасность для человеческого здоровья. Отказ от прививок, своевременного лечения и достижений науки может привести к серьёзным последствиям и даже смерти.

          Так что разобраться, в чём различие между наукой и псевдонаукой полезно не только для учёбы и научной карьеры, но и для жизни.

          Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

          Стоит помнить, что к псевдонауке не относятся такие сферы человеческой деятельности, как религиозные учения и духовные практики. Они опираются не на научные доводы или чувственный опыт, а на веру. То есть, у них совсем другой инструментарий и сфера.

          Чем отличается наука от лженауки

          От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:

          Наука Псевдонаука
          опирается на научный метод опирается на собственные незыблемые убеждения
          готова меняться, если появятся новые аргументы не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
          постоянно проверяется нет возможностей для проверки
          несколько учёных приходят к одним и тем же выводам часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
          прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов оправдывается, почему предсказания не сбылись
          приветствует критику все, кто критикует — враги и заговорщики
          подходит ограниченному кругу людей идеально подходит всем без исключения
          использует точные измерения и опыты нет точных инструментов для измерения результата
          обращается к научным журналам обращается к СМИ и народному мнению
          приводит реальные факты, которые можно проверить опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
          действует рационально воздействует эмоционально
          принимает во внимание последние достижения в науке делает ставку на древние знания
          Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.

          Псевдонаука: примеры

          Человечество постоянно попадает в сети лженаучных верований и учений. Даже в современном мире можно найти идеи, далёкие от научного подхода, но захватившие разум многих людей. Мы приведём несколько наиболее знаменитых и диких примеров.

          Френология

          Гипотеза о плоской Земле

          В древние века люди не только верили, что Солнце и звёзды вертятся вокруг Земли, но и что наша планета плоская. Опровержения этого мифологического убеждения стали появляться уже в работах Пифагора и Аристотеля. Однако это не помешало многим средневековым религиозным деятелям верить, что Земля имеет форму диска.


          Представления о плоской Земле живы до сих пор

          Телегония

          Эта теория уверяет, что женщина должна беречь девственность и хранить верность только одному партнёру, потому что её дети будут похожи именно на того мужчину, с которым у неё была первая близость. А если таких связей было много, то ребёнок может взять черты от разных мужчин.

          Этой теорией активно пользовались в нацистской Германии. Там считали, что женщины, которые были близки с представителями других наций, не могут дать здоровое и чистое арийское потомство.

          Несмотря на достижения генетики, которая опровергла идею телегонии, в интернете и религиозных общинах до сих пор можно найти тех, кто искренне в неё верит.

          Гомеопатия

          Гомеопатия, как метод альтернативной медицины, известна с XIX века. Основная идея — подобное излечивается подобным. Это значит, что в гомеопатические препараты добавляют сильно разведённые вещества, которые при высокой концентрации могут вызвать симптомы болезни.

          Всемирная организация здравоохранения давно доказала, что процент таких веществ в гомеопатических лекарствах крайне низок, а их действие ничем не отличается от плацебо. Однако это не мешает людям по всему миру покупать подобные препараты, иногда вместо реально работающих средств.

          Новая хронология

          И в конце давайте вспомним ещё одну лженаучную теорию, которую разработал и защищал реальный учёный Анатолий Фоменко. Хотя он был математиком и к истории не имел никакого отношения, Фоменко придумал новую историческую хронологию. В ней он утверждал, что история человечества начинается только в XI веке. А все события, описанные до этого времени — всего лишь искажения и фальсификации.

          Против этой псевдотеории выступили учёные разных дисциплин: историки, археологи, филологи, астрономы, математики и химики. Но так, как научные методы в лженауках не работают, создателя новой хронологии и его последователей это не убедило.

          Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

          Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

          1. Проводить верификацию
          2. Подвергать идею фальсификации


          Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

          Верификация научной теории

          Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

          • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
          • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
          • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
          • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
          • насколько она гибкая и может ли изменяться.

          Фальсификация

          Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

          Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

          А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

          Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:


          Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

          Мы кратко разобрали, в чём разница между наукой и псевдонаукой, почему стоит видеть различие между ними, а также привели понятный алгоритм, который всегда поможет вам чётко отличать науку от псевдо- и лжеучений. А если у вас возникнут вопросы с подготовкой и написанием любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты компании сумеют подобрать научные источники, грамотно оформить и сдать в срок контрольную, курсовую и даже дипломную работу.

          Паранаука - это изучение предметов, выходящих за рамки традиционной науки, потому что они не могут быть объяснены принятой научной теорией или проверены обычными научными методами. Это исследование может быть связано с явлениями, которые, как предполагается, выходят за рамки научного исследования или для которых не существует научного объяснения.

          паранаука это

          Альтернативная наука

          В конечном итоге было обнаружено, что мнение научного мейнстрима было в корне неправильным: метеориты существуют. Это так же верно, как и утверждение о том, что Земля вертится, хотя за это инакомыслие сожгли когда-то великого ученого Галилео Галилея. Можно ли считать изучение метеоритов одним из видов лженауки? Конечно, нет. Они были реальными, хотя научное сообщество осквернило их существование и называло его суеверной глупостью. Паранаука - это то, чего или нет, или просто еще нет достоверных доказательств того, что на самом деле является истинныи знанием.

          наука и паранаука

          Наука и паранаука

          Однако десятилетия доказали, что мнение научного мира было ошибочным, и аэродинамика уже не была лже-наукой, паранаукой, псевдонаукой, как о ней думали в 1900 году. Даже в 1906 году, после успеха братьев Райт, американские ученые по-прежнему высмеивали летательные аппараты, а сами изобретатели считались лжецами. С другой стороны, если бы законы природы были немного другими, и если бы Райт просто обманывали себя, то сегодня самолеты были бы не более чем мифами, и их работа в настоящее время классифицировалась бы как глупость.

          паранаука примеры

          Поэтому если огромные двуногие нечеловеческие приматы действительно занимают леса Орегона и Вашингтона, тогда те, кто изучают снежного человека, являются параучеными. Но если таких существ не существует, то их исследование является лженаукой. То же самое касается различных частей парапсихологии, исследований антигравитации, стремления к энергетическим машинам с нулевой точкой и т. д. Может быть, в конечном итоге они будут считаться действительной наукой, но в настоящее время это не так. Это может показать только время, если они не пройдут эту проверку, то даже в будущем они будут считаться псевдонауками.

          философия и паранаука

          Отрицать паранауку - препятствовать прогрессу?

          Очевидно, что здесь есть проблема: редко, но иногда новые области исследований, которые когда-то были широко расценены как лженаука, позже подтвердаются. Только оглядываясь назад, только после того, как определенное поле стало успешным, можно сделать подобные выводы. Ученые, которые когда-то рассматривали космические путешествия и континентальный дрейф с презрением, сегодня предстают темными глупцами, которые в свое время препятствовали прогрессу.

          Большая часть современных ученых надеется устранить неизвестность, применив клеймо лженауки ко всему, что находится за пределами законного знания. Является ли это разумным? Кто знает? Это, по-видимому, основано на нетерпимости к новым идеям и страхе ошибиться в предвзятости нетрадиционных идей. История показывает, что эти действия неоднократно мешали продвижению истинного знания. Но нужно не принимать всерьез новые, пока не проверенные и кажущиеся странными области исследования.

          наука паранаука псевдонаука

          Популярные псевдонауки

          Известными являются следующие альтернативные науки:

          • алхимия;
          • акупунктура;
          • антропософия;
          • астрология;
          • эзотерика;
          • геомантия;
          • оккультизм;
          • парапсихология;
          • телепатия.

          Примерами и объектами изучения этих наук являются древние астронавты, Бермудский треугольник, НЛО, психокинез, психическое исцеление, сила пирамид, реинкарнация, бессмертие, астральная проекция, потерянные континенты, коммуникация растений, энергия оргона, дианетика и так далее.

          На протяжении десятилетий субъекты и сторонники оккультизма и лженауки приходят и уходят, а терпимость публики и увлечение культистскими теориями смещается подобно ветру. Но, по общему согласию, последнее десятилетие вызвало поток интереса к тому, что называют квазинаукой. Пограничная наука, лженаука, паранормальные явления, оккультизм, мистика, культы неразумия - что это? Новый иррационализм или новая глупость?

          особенности паранауки

          Особенности паранауки

          паранаука это

          Философия и паранаука

          Что еще более важно, естественные, социальные и гуманитарные науки являются частью одного и того же человеческого усилия, а именно систематических и критических исследований, направленных на получение наилучшего понимания деятельности природы, людей и человеческого общества. Дисциплины, которые формируют это сообщество дисциплинарных знаний, становятся все более взаимозависимыми. Со второй половины 20-го века интегративные дисциплины, такие как астрофизика, эволюционная биология, биохимия, экология, квантовая химия, нейронаука и теория игр, развивались с огромной скоростью и способствовали объединению ранее не связанных дисциплин.

          паранаука это

          Конфликт между наукой и лженаукой

          С одной стороны конфликта мы находим сообщество дисциплин знаний, которое включает естественные, социальные и гуманитарные науки. С другой стороны, имеет место большое разнообразие движений и доктрин, таких как креационизм, астрология, гомеопатия и отрицание холокоста, которые противоречат результатам и методам, что общеприняты в сообществе дисциплин знаний.

          паранаука это

          Скептицизм и паранаука

          паранаука это

          Паранаука - это тупик или шаг вперед?

          Нежелание принимать фактические утверждения является традиционным критерием лженауки. Философы и другие теоретики науки широко расходятся в своих взглядах касательно техи или иных вопросов. Философское размышление о лженауке породило другие интересные проблемные области в дополнение к демаркации между наукой и лженаукой.

          Примерами можно назвать науку и религию, природу и обоснование методологического натурализма, а также смысл или бессмысленность понятия сверхъестественных явлений. Некоторые из этих проблемных областей еще не получили большого философского внимания.

          Читайте также: