Наука и общественная мысль в странах западного мира в 1990 2000 е годы кратко

Обновлено: 04.07.2024

После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.

Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века

Предпосылки

После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.

Основные тенденции развития

Коммунистическая угроза

Протесты 1968 года

Политический спектр

В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.

Глобализация

Для западного мира после Второй мировой войны характерно стремление к консолидации, интеграции и глобализации. Если в первые годы наибольшую роль играла необходимость военно-политического сотрудничества в рамках холодной войны (создание НАТО в 1949 году), то позднее консолидация стала носить культурный (общность европейской культуры и набора ценностей) и экономический характер, имея в то же время политическое выражение. В качестве примера можно привести создание Евросоюза и Еврозоны, а также заключение Шенгенского соглашения (Европейская интеграция).

В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.

В это переломное время часть философов обратилась к классическому философскому наследию Гегеля ("неогегельянство"), а другая к Канту ("неокантианство"). Обострилось традиционное противостояние философов, стоящих на позициях материализма и идеализма. В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (Мережковский, Бердяев, Булгаков и др.).

В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники "философии жизни", основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые "угнетают волю к жизни". Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобождения "жизненных сил" человека, чтобы раскрыть путь к "сверхчеловеку", стоящему "по ту сторону добра и зла". Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв позитивных моральных ценностей человеческой цивилизации. Вместе с тем художественную интеллигенцию начала XX в. привлекала в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, не свойственных философским сочинениям.

На рубеже веков науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику проникнуть в суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым З. Фрейдом. Главное в психоанализе - это открытие бессознательного. Учение о бессознательных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на философию, историю, религиоведение, изучение культуры и искусства.

В конце XIX - начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология - наука о различных сторонах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, согласно которому развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социологии помогло преодолеть ограниченность социал-дарвинизма.

Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на утверждение духа предприимчивости, внесение рациональности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" многократно переиздавалась во многих странах мира в течение всего XX в.

Со смутным осознанием переходного характера наступившей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.

Неоромантизм. Стиль модерн.

Такие умонастроения нашли отражение и в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.

В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), символизм захватил и другие формы искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В России это художественное течение представляли писатели и поэты Вл. Соловьев, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Л. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего "новый, современный"). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза - реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявились в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф. О. Шехтелем. Это замечательное сооружение, начиная со спиральных элементов ограды, убранства фасада, разнообразия оконных проемов, живописного панно на фасаде и кончая интерьером, в центре которого знаменитая декоративная лестница, создано в едином стиле.

В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале XX в. были "Дягилевские русские сезоны" в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали центрами международного обмена в искусстве.

В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание "музыкальных драм" - "мистерий").

В начале XX в. большую популярность завоевывал новый вид синтетического искусства - кинематограф. Звезды кино начала века - Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин - приобрели мировую известность. "Великий немой" требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.

Новые художественные течения в искусстве: авангардизм. Характерный для изобразительного искусства последней трети XIX в. импрессионизм (от французского impression - впечатление) - пережил в начале века глубокий кризис, как и в целом "чувственное" искусство прошедшего столетия. Принципы импрессионизма, его метод четко определяли сами его представители: "видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство"; "я пишу то, что сейчас чувствую". Импрессионизм стремился в живописи путем разложения красок на составляющие элементы, разложения видимого мира на мозаику красочных пятен создать синтез - обобщенное синтетическое воспроизведение своего восприятия объекта. В конце XIX в. наступил закат импрессионизма как художественного метода и художественного течения. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн и подвергали критике чувственное искусство.

Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы "раздвинул" пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к небу горные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше.

Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название авангардизм.

Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П. Пикассо, М. Дюшан и Ж. Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Картина Пикассо "Скрипка" является наиболее характерным примером этого художественного направления, метода и стиля.

Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм (от латинского - высший). Мир его картин - вне земного измерения. На белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.

Наиболее известным произведением Малевича стал "Черный квадрат". Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил -света и тьмы, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. Малевич и В. Кандинский - родоначальники беспредметной живописи. Кандинский создавал свой абстракционизм и теорию абстрактного искусства, уходя от предметных ассоциаций в мир цветовых симфоний. У Малевича - приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства. Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии искусства того времени, они не были изолированы от состояния общественной мысли и философских направлений конца XIX - начала XX в.

Абстракционизм и беспредметность - таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело. Многие художники авангарда практически и теоретически разрабатывали идеальные модели. Кандинский писал "О духовном в искусстве", Малевич создавал теорию супрематизма, Скрябин грезил о высочайшем воплощении духа творчества в "Соборе будущего", где сливаются в едином хоре голоса разных искусств. Авторы этих теорий настойчиво подчеркивали невоплотимость их в реальности, это - философия искусства. Практические выводы из этих творческих открытий стали возможными спустя многие десятилетия (конструктивизм и функционализм в архитектуре, дизайн).

Если кубисты и супрематисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник - А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку. В искусстве авангарда начала века прослеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора цивилизации. Об этом и говорит картина Матисса "Танец", где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал - неба, земли и людей, трех цветов - голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний - статики, динамики и их соединения в стремительном танце.

Ощущение европейской культурой своей "перезрелости", усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитива, отразились в неопримитивизме (П. Гоген во Франции, Н. Гончарова, М. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его привлекали нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному "варварскому" искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.

По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердслей многое использовал из японской графики. В свою очередь его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.

Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Рабиндранату Тагору.

Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать "впечатление", экспрессионизм стремился выразить "внутреннюю истинную сущность" предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма - Апокалипсис, Страшный суд ("Сумерки человечества"). В русле этого течения были и первые произведения австрийского писателя Ф. Кафки.

Литература "критического реализма". Деятелей искусства и литературы на рубеже XIX и XX столетий волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны - вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. У многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в буржуазном обществе.

Французский писатель Р. Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах - "Героические жизни". В нее вошли биографии Бетховена, Микеланджело, Л. Толстого. Многотомный роман "Жан-Кристоф" раскрывал психологию творческой личности, сложность духовной жизни и судьбы художника.

В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В антибуржуазных романах-памфлетах - "Остров пингвинов", "Боги жаждут", "Восстание ангелов" он осуждал насилие, войны, в том числе и революционное насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано любовью к человеку, природе и красоте.

На рубеже двух веков произошло обновление драматургии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сделал для вывода английской драматургии из идейного и художественного тупика. Его пьеса "Пигмалион" уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новатором в области драматургии выступил норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер. Широкую известность в мире в конце XIX - начале XX в. приобрели пьесы немецкого драматурга-неоромантика Г. Гауптмана.

Немецкий писатель Т. Манн создал в начале XX в. ряд крупных художественных произведений. Его роман "Будденброки" повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На пессимистических взглядах автора сказалось влияние философии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В самой яркой из них - "Смерть в Византии" создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.

Английский писатель Г. Уэллс сочинил знаменитые научно-фантастические романы "Человек-невидимка", "Война миров" и др.

Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драйзер выступили в начале XX в. с рядом крупных критических произведений. "Спрут" Ф. Норриса, "Железная пята" Дж. Лондона, "Джунгли" Э. Синклера - наиболее примечательные образцы социальной литературы критического реализма в США.

Вопросы и задания. 1. Как влиял технический прогресс (конца XIX - начала XX в.) на облик городов, быт, нравы и сознание человека? 2. Охарактеризуйте общественную мысль западных стран конца XIX - начала XX в. 3. Расскажите о новых направлениях: а) в литературе, б) музыке, в) изобразительном искусстве и архитектуре, г) театре и кино. 4. Назовите видных представителей модернизма, импрессионизма, авангардизма. 5. В конце XIX в. перечисленные выше явления в литературе и искусстве называли "декадансом" (падением). Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ. 6. Охарактеризуйте вклад России в мировую культуру конца XIX - начала XX в.

Тенденции социально-экономического развития стран запада определяются последствиями НТР, в том числе и прежде всего информационной и телекоммуникационной революцией. НТР изменила экономический порядок на национальном, региональном, глобальном уровнях:

- создала новую структуру национальной экономики

- обусловила формирование глобальной экономики на основе процесса глобализации.

Тенденции социально-экономического развития:

1. Завершилась структурная перестройка экономики, начавшаяся в предыдущий период. Основную долю ВВП составляют наукоемкие производства (определяют темпы и характер производства, обуславливают высокую производительность труда) и сфера услуг.

2. Характерной особенностью экономики стала техногенность (создание, освоение, распространение, потребление новых технологий, т.е. постоянное технологическое обновление), уровень техногенности определяет эффективность современной экономики.

4. Перерастание индустриального общества в постиндустриальное общество, становление индустриального общества. Явный приоритет третьего сектора экономики.

5. Рост национального богатства. Удовлетворение реальных и потенциальных материальных потребностей потребителя. Рост образованности населения. Высокий жизненный уровень.

6. Изменение экономического порядка на национальном уровне. Усиление интернационализации экономической жизни. Информационная революция и появление нового поколения ТНК создали основу глобализации экономики.

7. Усиление интернационализации экономик, но основе, которой формируется интеграция (региональная):

- 90-е – ЕС – высший уровень экономической интеграции (1992 – Маастрихт – экономический и валютный союз);

- 1992/1993 – НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли);

- 90-е – МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки);

- 1967/1976 – АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)

- 1989 – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и т.д.

8. Процессы глобализации были вызваны экономическим развитием стран Запада. Проводником деятельности глобализации стали ТНК. Они фактически стали определяющим звеном как экономики глобальной, так и национальной (при чем они так же служат фактором разрушающим ее).

9. Проблемы управления социально-экономическим развитием, связанные развитием социально рыночной экономики в новых условиях. Нарастание вмешательства государства в экономику имеет свои пределы, существуют пределы этатистской практики, ха которыми этатизм начинает проводить экономику к стагфляции представлять тем самым угрозу для рыночной экономики вообще.

Конец 80-х - начало 90-х годов – неоконсервативная революция усилила свободу рынка, оставив государству функцию направлять наиболее приоритетные отрасли, при этом значительно урезались средства на социальные программы, снижались налоги. Конец 90-х годов – в ходе перестройки экономики пошел сбой, когда все страны, кроме Великобритании, были охвачены рецессией. В Европе это проявлялось, прежде всего, в кризисе социально-экономическом:

- рост дефицита государственного бюджета;

- рост внешнего долга;

- сокращение социальных программ;

- рост безработицы;

- рост инфляции;

- нарастание недовольства масс.

Ослабление роли государства в экономике влечет за собой и сокращение социальных программ. И действительно, настала пора, когда крайне необходимым было изменить систему управления экономикой, прежде всего это касалось реформирования системы социального обеспечения (попросту острая необходимость сузить программы). В этом сущность попыток правительств Европы преодолеть стагнационные явления в экономике, которые предпринимались в конце 90-х – начале 2000-х годов. Эти проблемы обострились начавшимся мировым финансовым, а вслед за ним экономическим кризисом 2008 года, последствия которых до сих пор не преодолены.




Главные особенности политического развития:

1. Нарастает тенденция конвергенции консерватизма и либерализма. Программы консервативных и либеральных партий становятся все более идентичными. Это обусловлено социальным условиями: средний класс становится основой электората. Это означает, что социальный базой и консерваторов и либералов является средний класс, обслуживать интересы которого они и призваны.

2. Этот фактор определяет результаты парламентских (и президентских, где они предусмотрены конституцией) выборов: разрыв между победителями и побежденными становится все менее значимым, и менее устойчивым соответственно является большинство в Парламенте, в связи с этим еще более острой становится проблемы принятия общих решений.

3. Усиливается тенденция абсентеизма (все большее число граждан игнорирует выборы).

4. Миграционные процессы, рост миграции в высокоразвитые страны в условиях рецессии и вызванным ею ростом безработицы, при слабой адаптации мигрантов к социо-культурным и политическим условиям развитых государств Запада стали причиной роста ксенофобии, национализма, праворадикальных партий и движений.

Тенденции социально-экономического развития стран запада определяются последствиями НТР, в том числе и прежде всего информационной и телекоммуникационной революцией. НТР изменила экономический порядок на национальном, региональном, глобальном уровнях:

- создала новую структуру национальной экономики

- обусловила формирование глобальной экономики на основе процесса глобализации.

Тенденции социально-экономического развития:

1. Завершилась структурная перестройка экономики, начавшаяся в предыдущий период. Основную долю ВВП составляют наукоемкие производства (определяют темпы и характер производства, обуславливают высокую производительность труда) и сфера услуг.

2. Характерной особенностью экономики стала техногенность (создание, освоение, распространение, потребление новых технологий, т.е. постоянное технологическое обновление), уровень техногенности определяет эффективность современной экономики.

4. Перерастание индустриального общества в постиндустриальное общество, становление индустриального общества. Явный приоритет третьего сектора экономики.

5. Рост национального богатства. Удовлетворение реальных и потенциальных материальных потребностей потребителя. Рост образованности населения. Высокий жизненный уровень.

6. Изменение экономического порядка на национальном уровне. Усиление интернационализации экономической жизни. Информационная революция и появление нового поколения ТНК создали основу глобализации экономики.

7. Усиление интернационализации экономик, но основе, которой формируется интеграция (региональная):

- 90-е – ЕС – высший уровень экономической интеграции (1992 – Маастрихт – экономический и валютный союз);

- 1992/1993 – НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли);

- 90-е – МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки);

- 1967/1976 – АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)

- 1989 – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и т.д.

8. Процессы глобализации были вызваны экономическим развитием стран Запада. Проводником деятельности глобализации стали ТНК. Они фактически стали определяющим звеном как экономики глобальной, так и национальной (при чем они так же служат фактором разрушающим ее).

9. Проблемы управления социально-экономическим развитием, связанные развитием социально рыночной экономики в новых условиях. Нарастание вмешательства государства в экономику имеет свои пределы, существуют пределы этатистской практики, ха которыми этатизм начинает проводить экономику к стагфляции представлять тем самым угрозу для рыночной экономики вообще.

Конец 80-х - начало 90-х годов – неоконсервативная революция усилила свободу рынка, оставив государству функцию направлять наиболее приоритетные отрасли, при этом значительно урезались средства на социальные программы, снижались налоги. Конец 90-х годов – в ходе перестройки экономики пошел сбой, когда все страны, кроме Великобритании, были охвачены рецессией. В Европе это проявлялось, прежде всего, в кризисе социально-экономическом:

- рост дефицита государственного бюджета;

- рост внешнего долга;

- сокращение социальных программ;

- рост безработицы;

- рост инфляции;

- нарастание недовольства масс.

Ослабление роли государства в экономике влечет за собой и сокращение социальных программ. И действительно, настала пора, когда крайне необходимым было изменить систему управления экономикой, прежде всего это касалось реформирования системы социального обеспечения (попросту острая необходимость сузить программы). В этом сущность попыток правительств Европы преодолеть стагнационные явления в экономике, которые предпринимались в конце 90-х – начале 2000-х годов. Эти проблемы обострились начавшимся мировым финансовым, а вслед за ним экономическим кризисом 2008 года, последствия которых до сих пор не преодолены.

Главные особенности политического развития:

1. Нарастает тенденция конвергенции консерватизма и либерализма. Программы консервативных и либеральных партий становятся все более идентичными. Это обусловлено социальным условиями: средний класс становится основой электората. Это означает, что социальный базой и консерваторов и либералов является средний класс, обслуживать интересы которого они и призваны.

2. Этот фактор определяет результаты парламентских (и президентских, где они предусмотрены конституцией) выборов: разрыв между победителями и побежденными становится все менее значимым, и менее устойчивым соответственно является большинство в Парламенте, в связи с этим еще более острой становится проблемы принятия общих решений.

3. Усиливается тенденция абсентеизма (все большее число граждан игнорирует выборы).

4. Миграционные процессы, рост миграции в высокоразвитые страны в условиях рецессии и вызванным ею ростом безработицы, при слабой адаптации мигрантов к социо-культурным и политическим условиям развитых государств Запада стали причиной роста ксенофобии, национализма, праворадикальных партий и движений.


Описываются идейно-политические направления в послевоенный период, их основные положения. Говорится об изменениях в международном коммунистическом движении, развитии еврокоммунизма. Внимание уделяется активизации международного социалистического движения. Рассматриваются ультраправые движения Европы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическое развитие стран запада в 1970-2000-е годы"

Вопросы занятия будут следующими:

идейно-политические течения и партии;

международное коммунистическое движение;

ультраправые движения и национализм.

Посте Второй мировой войны основными идейно-политическими направлениями в странах Запада по-прежнему оставались консерватизм, либерализм, социалистические и коммунистическое течения.


Следует отметить что, формировавшиеся в послевоенные годы новые партийно-политические системы получили значительный демократический импульс.

Одной из главных причин этого было влияние групп, входивших в движение Сопротивления: коммунистических и социалистических партий, иных сил, совместно выступивших против фашизма. Со второй половины 1940-х годов в странах Европы начался новый этап в развитии консервативных партий. Их идеология формировалась под растущим влиянием религии.


Обращение к вере широких слоёв населения было следствием недавней войны. Преступления фашизма, бедствия военного времени, насилие и потеря близких повлияли на настроения в обществе. Люди всё чаще стали обращаться к Богу. Христианско-демократические партии стали влиятельной политической силой в таких государствах как Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Австрия, Нидерланды. Меньшей поддержкой пользовались либеральные и буржуазные радикальные партии.



Примерами такого устройства служат партийные системы Великобритании, где основными соперниками являются Лейбористская и Консервативная партии.


США, где правительство формируют республиканцы или демократы. В государствах, где в выборах традиционно принимает участие значительное количество партий, формированием системы управления занимаются коалиции. Коалиционное правительство – это правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. К таким странам можно отнести Италию, Францию, Бельгию и ряд иных европейских государств.


В них периодически сменяют друг друга у власти коалиции правоцентристов и левоцентристов. При этом названия партий и состав коалиций часто меняются, но в целом политическая жизнь развивается в рамках классического политического спектра. Политический спектр – это условная схема деления на левых и правых, традиционно служащая для определения места партий и идеологий по отношению друг к другу в общей расстановке политических сил. Интересно, что деление на левых и правых возникло ещё во времена Французской революции. В Учредительном собрании депутаты, выступавшие за сохранение Старого порядка, сидели справа. Приверженцы республики – слева.

Правоцентристскими и левоцентристскими являются те партии, которые в соответствии с устоявшейся классификацией будут расположены ближе к центру, чем другие партии такого же толка.



Во многих европейских государствах компартии были одной из движущих сил антифашистского движения. Этим объясняется рост влияния коммунистов в послевоенной Европе и в мире в целом. Например, численность Итальянской коммунистической партии в 1956 году превышала 2 миллиона человек. Французской коммунистической партии в 1946 году удалось набрать 28 % голосов на парламентских выборах.


Но европейские коммунистические партии не сумели отказаться от устаревших догматов, правильно оценить изменения в мире, найти своё место в системе либеральной демократии западных стран. Поэтому в 1970-х годах широкое развитие получил еврокоммунизм – политическое течение, в основе которого лежат попытки пересмотра марксизма-ленинизма в свете изменений в мире. Еврокоммунизм был категорично отвергнут ортодоксально настроенными компартиями. Начавшийся кризис международного коммунистического движения растянулся на десятилетия. Во второй половине 1950-х годов ряды компартий покинули десятки тысяч человек. Причиной тому были: развенчание культа личности Сталина;

ставшие известными факты массовых репрессий в СССР. Но более всего – жестокое подавление Советским Союзом народного восстания в Венгрии.

КПСС желала сохранить единство коммунистического движения. Поэтому стала проводить созывы международных совещаний коммунистических партий.

Но вместе с падением европейских коммунистических режимов и развалом СССР международное коммунистическое движение перестало существовать в прежнем виде.


Большинство компартий прекратило существование или провело масштабную перестройку. Компартии меняли названия и отказывались от коммунистических догм:

непризнания частной собственности.

К примеру, Итальянская коммунистическая партия, распущенная в 1991 году, в конечном счёте преобразовалась в Демократическую партию левоцентристской ориентации.

После Второй мировой войны произошло возрождение международного социалистического движения. В 1951 году в Франкфурте-на-Майне состоялся съезд социалистических партий. Его итогом стало создание Социалистического интернационала. В 1989 году очередной съезд Социнтерна собрал свыше 70 партий. Половина из них приходилась на страны третьего мира.


В итоге Социалистический интернационал перестал быть евроцентристской организацией. В 2009 году членами Социнтерна являлись уже 156 партий из 126 стран.

Социалистические и социал-демократические партии прочно закрепились в политических системах стран Европы. Они часто возглавляли правительства Великобритании, ФРГ, Швеции, Франции, Испании, Австрии и других государств.


Несмотря на то, что фашизм в Европе был разгромлен, а любое его проявление запрещено, начиная с 1970-х годов в ряде стран произошло возрождение ультраправых группировок и партий. В Италии – Национальная правая партия. Партия Новая сила. В Германии – Национал-демократическая партия Германии. Немецкий народный союз.

В Великобритании — Британский национальный фронт. Британская национальная партия. Во Франции – Национальный фронт. Следует отметить, что количество подобных партий не ограничено одним десятком и странами из приведённого выше списка. Их достаточно много и зачастую они сильно влияют на политическую жизнь своих государств.

Активизация ультраправых движений обусловлена ростом шовинизма – крайней формы национализма. Обострением национально-расовых проблем, по большей части вызванным притоком иностранных мигрантов в западные страны. В массовом сознании в той или иной степени неизменно присутствует доля национализма.


Национализм в этих странах в большинстве случаев совпадает с идеей утверждения или возрождения собственной государственности, со сложными процессами становления или защиты собственных наций. Также в конце 20 – начале 21 века в серьёзную международную проблему превратился рост исламского фундаментализма.


Таким образом, идейно политические течения и партии западных стран в 1970-х – 2000-х годах не выходили за рамки политического спектра.

К началу 1990-х годов международное коммунистическое движение прекратило существование в прежнем виде.

В 1951 году произошло возрождение международного социалистического движения. Впоследствии социалистические и социал-демократические партии прочно закрепились в политических системах стран Европы.

Начиная в 1970-х годов в странах запада происходит подъём ультраправого движения и национализма.

Читайте также: