Наука и научное исследование кратко

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении многих тысячелетий человечество получало новые знания, однако наука как форма мировоззрения возникла в конце XVII столетия Европе. Тогда десяток ученых решили, что наука - это то, что занимается повторяющимися фактами и делает из этого выводы.

Этим наука отличается от других форм мировоззрения: теологии, искусства и др. Чудо, положим, реальный, но неповторяющийся факт, в сферу рассмотрения науки не входит.

Еще меньше противоречат друг другу наука и искусство, они даже дополняют друг друга, например, система Станиславского. А родная дочь науки - техника - сделала для искусства очень много: кино, телевизор, лазерный диск и т.д.

Таким образом, формы общественного сознания не противоречат, а дополняют друг друга. Причем каждая из них имеет свои естественные границы: теология не дойдет до квантовой механики, а наука вряд ли когда-то сможет дать анализ повторяющегося факта смерти.

Такое затянувшееся вступление должно, по-моему мнению, внушить Вам мысль о том, что ни ваши религиозные убеждения, ни то, что Вы больше любите музыку, не может помешать вам в науке.

Что же такое наука: с одной стороны, это совокупность знаний, а с другой - процесс их достижения. Таким образом, наука - это одновременно и статическая и динамическая составляющие мировоззрения.

Совокупность знаний во второй половине XX века стали называть научной информацией, а процесс их достижения - научными исследованиями. Причем научные исследования непрерывно меняют и дополняют научную информацию. Представим себе, что вы вышли в огромное море на маленьком катере (совокупность знаний на этот момент) и ловите в море рыбу (новые знания). В процессе рыбной ловли ваш катер постепенно превращается в эсминец, крейсер, линкор, или - в результате качественных изменений - в самолет, космическую станцию.

Цель науки – познание объективной действительности, получение методов воздействия на материальные объекты, биологическую и социальную сферу. Формой существования и движения науки является научное исследование, которое включает в себя сбор, изучение и систематизацию факторов, обобщение, раскрытие закономерностей и создание в конечном счете научной теории. Научное исследование - это процесс деятельности по получению научных знаний. В ходе научного исследования взаимодействуют два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирическому уровню познания соответствует этап накопления данных, а теоретическому – создание научной теории.

Научная теория – наиболее высокая и стройная форма знания, описывающая явления, процессы и события через понятия и категории, связанные между собой законами и закономерностями. При этом научная теория не противоречит основным принципам научного мировоззрения [1,2].

Началом научного знания было возникновение в античности единой недифференцированной науки – философии (натурфилософии). Затем науки стали разделяться. Сейчас мы близки к тому времени, когда на высшей ступени развития должна возникнуть наука единая. Что это будет за наука, неясно. Однако методы этой науки уже появились – это системный анализ. На наш взгляд, объединение наук произойдет на качественно более высоком уровне и затронет и теологию, и искусство.

Знание – это представление человечества о закономерных связях мира, отображенное в носителях информации, книгах, фильмах и т.д. Процесс достижения знаний называется познанием. Основной движущей силой познания выступают практические интересы, обусловленные потребностями человека, общества, государства. Практика одновременно выступает эталоном правильности абстрактного знания.

Разделяются знания абсолютные и относительные. Абсолютное знание не может быть опровергнуто, но границы между относительным и абсолютным знанием могут меняться. Например, механика И. Ньютона до создания А. Эйнштейном теории относительности считалась абсолютным знанием.

Практика - основная движущая сила развития познания. Познание вырастает из практики и само направляется на практическое действие, затем цикл повторяется. Непрерывно происходит движение по циклу: мысль - действие, действие - мысль.

Научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание верно отражает действительность, но описывает ее не полностью. Абсолютное знание является полным, исчерпывающим представлением об объекте. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в будущем.

Человеческий мир формирует два уровня познания: чувственное и абстрактное. Чувственное познание основывается на ощущении, то есть отражении мозгом свойств явлений и предметов, которые воздействуют на его органы чувств. В тот момент, когда человек ощущает свойства явления (предмета), происходит восприятие. На базе восприятия основывается представление о предмете, который мы ощущали в прошлом. На базе восприятия и представления основывается важнейшая часть мышления — соединение и преобразование различных представлений в новые образы [2]. Видимо уже на этапе воображения и его более высокой степени - фантазии, основываются творческие способности человека.

Мышление - это опосредованное и обобщенное в мозгу человека существенных свойств, причинно-следственных отношений между объектами и явлениями. Мышление основывается на понятиях. Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления, понятия могут быть общими, единичными, собирательными, конкретными, абстрактными, абсолютными и относительными. Наиболее широкие понятия называют категориями. Относительные категории всегда мыслятся непарно. Конкретные относятся к конкретным предметам, а абстрактные к отдельно взятым признакам этих предметов. Тождественные понятия имеют одинаковое содержание, равнозначные относятся к одному явлению, но указывают на его различные признаки [2,4].

Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий делается какой-либо вывод. Процесс мышления, основанный на суждениях, называется умозаключением.

Методы вынесения суждения – индукция и дедукция. Установление общих закономерностей на основе частных случаев – индукция и получение вывода из общего положения, теории, массива информации – дедукция.

Этапами научного исследования являются: формулировка идеи, определение круга понятий, выдвижение гипотез, постановка цели и задач исследования, собственно теоретические и экспериментальные исследования[6].

Научная идея – продукт творческо-интуитивного мышления, попытка объяснить процесс или явление без полного накопления фактов, связей и закономерностей. Гипотеза – это предположение о возможных связях, закономерностях и законах происходящего явления, основанная на уже имеющихся общих научных положениях. В процессе развития гипотеза подвергается проверке и, в случае верности, может стать теорией или научным положением теории, системой знаний, в виде законов, закономерностей, принципов описывающих наиболее полно и точно тот или иной процесс или явление.

По степени важности (иерархии) обобщающие научные результаты делятся на принципы, законы, закономерности. Закон определяет общую внутреннюю связь явлений и процессов. Закономерность относится к более узкой части явления.

Принцип – это наиболее общее научное правило, абстрактное определение идеи. Например, принцип причинно-следственной связи.

Научная методология – это раздел науки, посвященный организации самой науки и включает в себя методы, структуру, логику, организацию научной деятельности. Разница между методом и теорией заключается в том, что метод формируется как результат прошлого исследования и выступает инструментом нового [7].

Исследователь – это специалист, знающий и умеющий применять методы научных исследований так, как токарь – методы токарной обработки металлов, водитель – вождения машины.

Являясь следствием общественного разделения труда, наука превратилась в занятие определенной социальной группы людей. В настоящее время наука становится основной производительной силой общества.

Процесс становления инноваций в нашем обществе в основном опирается на технические науки. Технические науки есть система знаний о преобразовании природных тел и процессов в технические объекты, о методах конструктивно-технической деятельности, а также способах функционирования технических объектов в системе производства [5]. Они опираются в своих исследованиях на результаты фундаментальной науки.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно представить как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что исследует конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, история культуры изучает культуру как систему, рассматривая особенности ее функционирования в определенные исторические периоды;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Классификация наук

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В Общероссийском классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

В обществе существует мнение, что философия не является наукой (только наукой), либо ее ставят в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле.




Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социальнотехнических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л. Г. Джахая [4] . Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание.

- промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);

- скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);

- комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Научное исследование

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования выделяют научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациямизаказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативно-правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

В указанном Законе даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований (ст. 2).

Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научные исследования зачастую могут представлять собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретикоприкладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Определение науки. Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз-говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы-бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приведенное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис¬ема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности познающего человека.

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обучения. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    Познание представляет собой процесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизни. Знания — это результат познавательной активности или деятельности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия и др.), а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс. Знание фиксируется обществом в системе естественных или искусственных языков, сохраняется с помощью технических носителей информации.

    Научным называется особый вид современной социальной деятельности, отличающийся специфическими для него признаками. При характеристике научного познания обычно указывают на следующие отличительные черты:

    • это обязательно целенаправленный процесс деятельности;
    • это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

    Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

    • орудия, улучшающие способность человеческого восприятия – инструменты;
    • орудия, совершенствующие саму человеческую мысль – методы мышления.

    По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный: это процесс, направленный на открытие новых знаний; научное познание характеризуется систематичностью; ему присуща строгая доказательность; оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области; это интеллектуально-волевая деятельность.

    Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов. Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие. Предмет исследования – это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

    Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

    • факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности);
    • факт как описание данного события на некотором языке.

    Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

    Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т. п. Необходимо помнить, что научный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Строго говоря, ложными научные факты признаются:

    • когда они не соответствуют реальным явлениям и свойствам объектов;
    • когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

    Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. е. развить старую или построить новую теорию.

    Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

    Постановка проблемы предусматривает следующий процесс:

    • отделение фактов объясненных (известных) от фактов, требующих объяснения;
    • формулировка вопроса, выражающего основной смысл проблемы;
    • постановка конкретных задач по ее решению.

    Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

    Таким образом, научное исследование — это вид социальной деятельности, целью которого является научное познание окружающего мира явлений, осуществляемое как профессиональная деятельность субъектов или их коллективными образованиями (группами, институтами, сообществами), и результатом которой является получение теоретический и практических знаний.

    Такой характер развития присущ всем научным исследованиям.

    Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

    Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы; общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы.

    Значимость методов исследования сложно переоценить, так как именно от правильно выбранных и творчески применяемых методов познания зависят результаты научного поиска.

    Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения – всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того – его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

    Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

    Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.

    Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

    Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина – это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина – это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

    Неизменное знание часто называют догмой. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизмом. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся – обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

    Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

    Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:

    • практика выступает основой или источником познания;
    • практика – это цель познания;
    • практика – критерий истинности знаний.

    Так решается проблема истины в естествознании. По сравнению с ним решение проблемы истины в социальном познании имеет существенное отличие.

    Социальное познание занимает особое место в системе исследовательской деятельности человека уже потому, что речь идет об изучении человеком самого себя, самопознании общества. Социальное познание служит основой и предпосылкой управления социальными процессами и формирования человека. Наконец социальное познание служит взаимному согласованию общества и личности, гуманизации социальных структур, социализации человека.

    Социальное познание, таким образом, имеет, по меньшей мере, три взаимосвязанных аспекта: изучение человека (гуманитарный аспект), изучение общества (социальный аспект) и изучение взаимоотношений между обществом и человеком (социально-гуманитарный аспект). В силу многогранности предмета исследования социальное познание использует данные естественных и технических наук и в свою очередь обогащает их своими выводами.

    Социальные науки имеют много общего с другими областями научного познания. Социологи так же добывают факты, анализируют их, осуществляют первичные обобщения, стремятся добраться до причин изучаемых явлений, выявляют закономерности, строят идеализированные объекты, применяют логику и математику, выдвигают многообразные гипотезы, стремятся превратить их в теории. Как и в других науках, используются доступные средства и разрабатываются многообразные методы исследования научного материала. В то же время социальное познание обладает некоторыми особенностями, выделяющими его в особый вид познавательной деятельности.

    Главное – при изучении природы исследователю противостоит относительно пассивный объект. Темпы изменения природы гораздо медленнее темпов изменения человека. Поэтому законы природы мы считаем практически неизменными. А с чем сталкиваются общественные науки?

    Одной из важнейших особенностей является то, что социальные теория и практика пронизаны личными и общественными интересами, которые при разных обстоятельствах могут выступать и как стимул, и как тормоз развития. Люди предстают и как активные субъекты, и как объекты, подвергающиеся собственному изучению. Если в естественных науках сравнительно легко добиться повторяемости опыта, многократного воспроизведения интересующего нас явления, то в области общественных явлений это, как правило, невозможно (каждый человек, общество не просто быстро изменяются, но изменяются необратимо и внешне мало предсказуемо). В силу этого формируется акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное.

    Другая особенность состоит в том, что в социальном познании применяются, главным образом, теоретические методы. Характерный и широко используемый в естественных науках эксперимент применять или невозможно, или социально опасно, поскольку речь идет о судьбах людей.

    Третьей существенной особенностью выступает то, что для социальных теорий критерий практики становится не эффективным из-за невозможности проверить социальную теорию относительно быстро. Дело в том, что естественный ход вещей в социальном процессе может растянуться на десятилетия. Например, обещание построить коммунизм через двадцать лет или каждой семье отдельную квартиру через пятнадцать лет. В указанные сроки часто бывает не с кого спросить. Поэтому непосредственной формой проверки социальных гипотез служит логическое доказательство. На это люди и вынуждены опираться, например, при выборе кандидатов на замещение властных должностей.

    Казалось бы, логическая связность и непротиворечивость социальных теорий (предвыборных программ) может избавить от ошибок в развитии общественных отношений. Однако, как известно, логика не критична к исходным принципам и ценностям, на которые опирается автор социальной теории. Логика дает разные ответы, поскольку исходные данные (идеи) у людей различны. Вот поэтому и становится очевидным решающее значение мировоззренческих принципов и универсалий культуры в социальном познании. Их человек в обыденной жизни не осознает или не придает им особого значения. Но именно эти принципы, основополагающие философские идеи являются не просто отправным пунктом, но и определяющим критерием социального познания.

    В современной науке существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

    Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он яснее сможет понять себя.

    Читайте также: