Наука и богословие в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Богословие или теология, от греческих слов теос - что значит Бог, и логос - учение. Обосновывает вероучение о Боге, его деяния в мире, его откровения. В христианстве богословие принимается как учение о Триедином Боге в Самом Себе, или учение о действиях Божиих в отношении мира и человека. Познание бога возможно только через молитву, богослужение и рассуждения о нем. Первоисточниками христианского богословия стала Библия и античная философия (учения Платона и Аристотеля, и их учеников). В истории богословия выделяют периоды:

  • патристика I-VIII столетие на Востоке, и до VI столетия на Западе,
  • схоластика : ранний период VII - XII столетие, зрелый XIII столетие, и поздний до X VI столетия,
  • богословие нового и новейшего времени - XVII- XXI столетие.

Формирование богословия как науки происходило на ранних этапах развития христианства, до III-IV столетия включительно. В это время происходит разложение античной цивилизации и формируется новая религия. Наука о богословии начиналась с поэтических произведений, написанных древнегреческими поэтами Орфеем, Гомером, Гесиодом о богах. Позднее к богословам отнесли и историков, толковавших древние мифы о богах: Ферекида Сиросского и Эвгемера Критского. Теологи и философы Квинт Септимий Тертуллиан и Адамант Ориген считали богословие обращением к языческим культурам. А сам термин "богословие" вошел в обиход уже в V столетии, благодаря Святому Августину.

Период, начавшийся во II столетии, дословно можно перевести как учение ранних христианских мыслителей, и время защиты основных положений христианства. Необходимо было доказать преимущество христианства перед другими религиями. Этот период еще делят на латинский и греческий. В некоторых вероучениях их называют Восточным и Западным. Восточная греческая патристика основана на учениях Платона о божественном. Выдающимися представителями греческой патристики являются каппадокийцы Святой Василий епископ Кессарийский Великий, Святой Григорий Богослов и Святой Григорий Нисский. Все они придерживались идеи объединения веры и знания.

Латинская Западная патристика основана на римских традициях, проявлявших интерес к человеку, основывается на философии Аристотеля. Выдающийся представитель этого периода Блаженный Аврелий Августин. Он не разделяет философию и теологию. Он защищает христианство и опровергает язычество. Высказывает идею причастности Бога ко всему происходящему в реальности.

В IV-V столетии , происходит систематизация религиозных учений и формирование классических богословских систем, на основе библейского мировоззрения и философской мысли людей, пытавшихся познать божественное. Богословие приобретает не только идеологическое содержание, но и политическое.

Ранний период идет за периодом патристики и датируется VIII-XI столетием. Характеризуется более высоким уровнем систематизации знаний. Выдающийся представитель периода ранней схоластики - Иоанн Дамаскин, написавший работы "Философские главы" и "О ста ересях вкратце". Систематизировавший все ранние исследования. В период схоластики появляются более отвлеченные от реальности знания, основанные на рассуждениях и умозаключениях. Развивалось научное знание: философия и логика. Наиболее сильные проявления схоластики отмечены в Западной Европе.

Период развитой схоластики приходится на XIII столетие . Самый крупный теолог зрелого периода Фома Аквитанский, написавший фундаментальную работу "Сумма теологии". Схоластика становится самой авторитетным направлением в богословии. Церковь монополизирует в своих руках образование. Обучение в школах полностью носит богословскую направленность. Заниматься наукой могли только представители духовенства. Вместе с тем церковь проводила масштабные акции по истреблению иноверцев. Для укрепления могущества церковь создает инквизицию, подвергающую пыткам и сожжению всех инакомыслящих.

Поздняя схоластика XIV - XV столетия характеризуется попытками внести в богословские схоластические учения знания нехристианского происхождения. Но, церковь оставалась неизменной и авторитетной. До конца XVI столетия богословие занимало лидирующую позицию.

Новый период

В богословии связан с исторической Контрреформацией, созданием новых религиозных учений. Богословие вновь становится апологетическим, ему необходимо защищать свое учение от свободомыслия и атеизма. Появляется богословие, основанное на философии нового времени.

Богословие в России

Вероучение о Боге появилось на российских территориях одновременно с появлением христианства. Периоды развития отличаются от общемировых. Но, соответствуют периодам исторического развития государства:

  • домонгольский и послемонгольский периоды , время выработки собственного богословского учения,
  • период объединения русских княжеств и централизации власти, начало взаимоотношений с Западными государствами, где наблюдался период расцвета богословия,
  • период русского барокко, когда усилилась роль Киево-могилянской духовной академии и приближенных к ней богословских кругов,
  • период после правления императора Петра I, и усиленные взаимоотношения с Западом,
  • рассмотрение проектов создания русского богословия в XVIII- XIX столетии,
  • период Серебряного века, с попыткой восстановления связи церкви и общества,
  • период после Октябрьской социалистической революции и новыйпериод конца XX, и начала XXI столетия.

В XX столетии, в России распространилось движение приверженцев имяславия (почитателей имени Божьего). Сама церковь подтверждает необходимость богословского контроля над систематическим вероучением.

Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты. Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д.

Становление науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.

Наука и религия

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией называется комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которойнаучное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Средневековая наука внесла свой вклад в развитие научного знания, состоял, в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени. Важнейшей чертой этого мировоззрения, является теоцентризм -- представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Особенно это относилось к духовной культуре Средневековья. Поэтому картина мира, сформировавшаяся в это время, не может считаться научной, она является возвращением к мифологическому объяснению мира

Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и регрессу научного познания в целом




Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.

Наука в средневековье.

Становление средневековой науки

Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты. Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д.

Становление науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.

Наука и религия

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией называется комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которойнаучное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Средневековая наука внесла свой вклад в развитие научного знания, состоял, в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени. Важнейшей чертой этого мировоззрения, является теоцентризм -- представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Особенно это относилось к духовной культуре Средневековья. Поэтому картина мира, сформировавшаяся в это время, не может считаться научной, она является возвращением к мифологическому объяснению мира

Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и регрессу научного познания в целом

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.

В средние века люди не могли подчинить себе и культура грозные силы природы. Они были беспомощны перед частыми стихийными бедствиями: засухами, наводнениями, повальными болезнями. Измученный нуждой и гнётом феодала, крестьянин обращал свой взор к небу, ожидая помощи от бога. Церковь в средние века господствовала над умами и чувствами людей.

Переписчик книг средние века

При больших монастырях были особые мастерские, в которых монахи переписывали книги. Писались книги на очень дорогом материале - пергаменте. Над одной книгой в течение долгих лет трудилось много людей: одни писали текст, другие выводили заглавные буквы, третьи делали рисунки красками. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Лишь немногие, самые богатые люди могли их приобретать. Особенно редкие и ценные книги в библиотеках приковывали цепями к полкам.

Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы.

2. Как учились в средневековой школе.

Для подготовки священников при больших церквах и монастырях существовали школы. Учащиеся заучивали наизусть множество молитв, учились чтению, письму, счёту и церковному пению. На уроках арифметики вычисляли, через сколько дней наступит тот или иной религиозный праздник. По геометрии давались знания, необходимые для возведения церковных зданий.

Из церковных школ выходили полуграмотные люди. Многие умели лишь читать латинский текст, не понимая смысла прочитанного. Школа в средние века находилась целиком в руках духовенства.

Городская школа средние века

С ростом городов требовалось больше-грамотных людей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах и суде. Стали возникать городские, не церковные школы. В них лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике давали некоторые сведения по естествознанию.

3.Зарождение научных знаний.

У средневекового человека было очень мало знаний, наука почти ничего не могла объяснить. Духовенство следило за тем, чтобы доводы учёных не шли в разрез с учением церкви. Церковь утверждала, что человек не может проникнуть в тайны природы, так как всё в мире происходит по воле бога. Поэтому средневековые учёные мало изучали природу. Чаще их взоры были прикованы к пожелтевшим страницам церковных книг, в которых они искали готовые ответы на все вопросы.

Знания, накопленные людьми ещё в древности, подменялись вымыслами. Люди представляли себе Землю плоским кругом, который покрыт сверху небом, как колпаком, по нему совершают свой путь Солнце и Луна.

Долгое время европейцы почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далёких странах. Рассказывали, что есть страны, в которых живут карлики величиной с кулак и люди с лошадиными ногами, водятся птицы, вылетающие из плодов.

В средние века процветали такие лженауки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звёздам можно определять будущее. Короли, полководцы и путешественники советовались с астрологами, прежде чем что-либо предпринять. Алхимики бесплодно тратили силы на поиски таинственного вещества, с помощью которого будто бы можно будет превращать все металлы в золото.

4. Зарождение научных знаний.

Но развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. В своих маленьких мастерских ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло.

Духовенство преследовало передового учёного. Сочинения Бэкона были преданы проклятию, его самого посадили в тюрьму, где он томился свыше 20 лет. Из тюрьмы учёный вышел дряхлым стариком.

С ростом торговли расширялись и географические знания европейцев.

Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века он провёл вдали от родины, много лет жил в Китае, внимательно наблюдая жизнь этой страны. Вернувшись в Италию, путешественник написал книгу, в которой ярко и занимательно рассказал о жизни и обычаях народов азиатских стран. Эта книга долго служила руководством для составления географических карт, которыми пользовались путешественники.

ДОКУМЕНТ - Отрывки из книги средневекового учёного.

Если ты хочешь одолеть врагов, возьми камень, который называется адамант (алмаз), блестящего цвета, твердейший, так что нельзя разбить его, кроме как помазав кровью козла. И если привязать его с левой стороны, помогает он против врагов, и против нездоровья, и против животных диких и ядовитых, и лихих людей, и против ссоры и споров, и против яда.

Если хочешь прибавить мудрости и избежать глупости, возьми камень, который называется хризолит, светло-зелёный, оправленный в золото; он изгоняет глупость и приносит мудрость.

Филин - птица достаточно известная. Чудесны свойства этой птицы. Ибо, если её сердце и правую ногу положить над спящим, тотчас он тебе расскажет всё, что он делал и что ни спросишь у него.

Если кто-нибудь будет носить слева сердце собаки, то все собаки онемеют перед ним.

Наука средневековья, кратко изложенная, начинает активно развиваться с XIII века. До этого времени, в период поздней античности и раннего средневековья, территорию Европы населяли племена, находящиеся на довольно низком уровне развития. К тому же, на это время приходится Великое переселение народов, которое сопровождалось жестокой борьбой за выживание местных народов с пришлыми.


Интересная особенность – бытует мнение, что церковь всячески тормозила развитие научной мысли в Средние века. Отчасти это так. Она была беспощадна к тем, кто своими взглядами на мир подрывал устои церкви и ставил под сомнение существование Бога. Но, наука средневековья, кратко изложенная, одновременно многим обязана религиозным деятелям. Верхушка церковной власти была хорошо образована и понимала всю ценность знаний античного мира. Поэтому почти в каждом монастыре существовала мастерская по переписке трудов ученых-философов древности. Некоторые из них сохранились до нашего времени исключительно благодаря церкви. Другое дело, что она не хотела ни с кем делиться драгоценными знаниями.
Понимали ценность образования и науки и наиболее прогрессивные правители. Например, еще в VIII веке по приказу Карла Великого была образована Академия, носящая его имя. С XI века начинают один за другим открываться университеты. Самый первый из них был основан в Болонье в 1088 году.



Самые популярные науки в Средние века:
1. Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.
2. Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений.
Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.
Но своего истинного расцвета средневековая наука достигла в XIV-XV веках.

Средние века ( с I – II вв. до XIV-XV вв. н.э.) – это господство религиозного мировоззрения, теоцентризма. Высшей реальностью в нем признается не природа, а бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. Принцип творения богом мира – креационизм (от лат. creatio - сотворение).

Бог и его творение - мир представляют собой две ре­альности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, Он источник всего сущего и недоступен для позна­ния. Бог - это высшее благо. Мир, наоборот, изменчив, непостоя­нен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворен Богом. Таким образом, если бог высшая реальность, но он и становиться предметом познания.

Проблема веры и знания в средневековой философии. Решение этой проблемы имело прямое значение для развития средневековой науки. Если в начале средних веков приоритет однозначно отдавался в пользу вере, то мере развития роль знания возрастала, когда, наконец, в XIII веке Фома Аквинский провозгласил науку и религию равноценными.

Августин Блаженный (345 - 430) выдвинул идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось все-таки за Откровением, а разуму отводилась подчиненная роль.

Огромный вклад в решение проблемы веры и знания, теологии и науки внес Фома Аквинский (1225 -1274) величайший представитель схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году.

Фома Аквинский утверждал, что есть два вида наук, сакральные науки и естественные. Первые науки опираются на вторые. Значит, с точки зрения Фомы Аквинского, священное знание опирается на естествознание. Каким образом? Цель естественных наук и сакральных, священных одна и та же – доказательство бытия бога. Священное знание доказывает бытие бога онтологически (бог есть, потому что существование его очевидно), а естествознание приходит к доказательству бытия бога, опираясь на аналогию, аналогически. Изучая природу, объективный мир, наука, тем самым, по аналогии, показывая совершенство творца, доказывает его бытие. Значит, религия и наука преследуют одну и ту же цель – доказательство бытия бога, но идут к этой цели разными путями, а эти пути не противоречат друг другу.

Поэтому, с точки зрения Фомы Аквинского, религиозная истина может быть постигнута как при помощи веры, так и доказана при помощи разума. Рациональные доказательства доступны лишь ученым людям, невежественным - достаточно сакрального знания. Ученые люди приходит к богу при помощи разума, невежественные – при помощи откровения.

Таким образом, по мере развития элементов рационального мышления, элементов научного знания, рациональная истина, в конце концов, что мы видим у Фомы Аквинского, получает если не доминирующее, то равноправное место по сравнению с откровением. Все это позволяло в условиях средних веков, в условиях господства религиозного мировоззрения, пусть не достаточно быстро и эффективно, но все же, развиваться науке и научному знанию.

Философия и наука в мусульманском мире. В средние века философия и наука сначала наиболее эффективно развивались в мусульманском мире. Лишь в XI века европейская цивилизация пришла в соприкосновение с арабским миром.

В силу господства религиозного мировоззрения в средние века европейская наука переживала период упадка вплоть до XII-XIII веков. На Востоке же, наоборот, наблюдался про­гресс науки. В Арабском халифате отсутствовало монопольное право на знание со стороны религиозных деятелей в период исламизации культур покоренных народов. Поэтому в сфере знания имел место выход далеко за рамки религиозных догм, подключение достижений античной философии и науки.

Когда византийский император Юстиниан в VI веке запретил языческие философские школы, многие ученые переселились в Персию, здесь переводили на арабские языки, накопленные в прошлом знания. В VII веке в Кордове, в Х веке в Каире созданы университеты, понятие грамотности было расширено до научного знания.

Одним из первых философов арабского востока был Аль-Фараби (870-950). Он, подобно Аристотелю, пытается построить всеобъемлющую систему, охватывающую все стороны жизнедеятельности. В этой системе он мистико-религиозные аспекты подчиняет рациональным, продолжает разработку логики.

Аль-Фараби первым попытался решить вопрос о соотношении философии (науки) и религии. Люди приобщаются к истине двумя путями – с помощью логики (философии) и с помощью риторики, поэтики (религии).

Наиболее известные арабские философы того времени: Авиценна (Ибн Сина; 980-1037), Аверроэс (Ибн Рошд; 1126-1198).

В своей философии Авиценна опирался на Аристотеля. Как и европейских схоластов, Авиценну интересовала проблема универсалий. В решении этой проблемы Авиценна примиряет противоположные точки зрения, представленные номиналистами и реалистами, и дает свое, более верное решение данной проблемы.

Аверроэс (Ибн Рошд; 1126-1198) жил в противоположном по отношению к Авиценне конце мусульманского мира. Он родился в Кордове, в Испании. Аверроэс изучал сначала теологию и юриспруденцию, затем медицину, математику и философию. Почти все исследователи рассматривают Аверроэса как вершину рационализма мусульманской средневековой науки.

Аверроэс с большим уважением относился к Аристотелю. Аверроэс утверждал, что бытие Бога может быть доказано разумом независимо от откровения, - взгляд, которого придерживался также Фома Аквинский. Что касается бессмертия, то, видимо, Аверроэс примыкал к воззрению Аристотеля, полагая, что душа не обладает бессмертием, разум же (nous) бессмертен.

Аверроэс разводит философию ( науку) и религию, считая, что хотя они занимаются одним предметом – богом, однако делают это разными методами; теоретически строго, логически, научно – с помощью философии и псевдонаучно, риторически – с помощью религии. Первым методом пользуется большинство населения, вторым – большинство.

Аверроэс оказал большее влияние на христианскую философию и науку, чем на мусульманскую. Аверроэс был переведен на латинский язык Михаилом Скоттом в начале XIII столетия.

В целом в арабской науке того времени был достигнут достаточно высокий уровень. Арабские ученые не только разрабатывали рациональные методы в общетеоретическом плане, но и применяли их в конкретных исследованиях в области физики и математики, медицине.

Между античной и новоевропейской цивилизацией века господства догматического религиозного мировоззрения, века мрака. Мусульманская философия и наука сохранила, конечно, в определенной степени, античную традицию, сохранила аппарат цивилизации, книги, ученый досуг. Мусульмане дали импульс Западу для выхода из состояния варварства. В этом историческое значение мусульманской философии в средние века.

Европейская наука. Возрождение западного христианства начинается с X –XI веков. Христианская церковь не отвергала познавательной деятельности и даже покровительствовала учености, заботясь о ее расширении, главным оставалось комментирование догматики. Поэтому средневековая наука делала акцент на интерпретации и осмыслении уже имеющегося знания.

В средневековых школах, а позднее в университетах велось обучение семи дисциплинам: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадрий (арифметика, музыка, астрономия, геометрия). Если арифметика традиционно занималась изучение практических приемов вычисления площадей треугольника, четырехугольника, круга и т.д., то к геометрии относились знания, описывающие землю, существ, ее населяющих, т.е. географические и космографические сведения.

Огромный толчок для развития западной христианской науки сыграли университеты (Парижской, Болонский, Кембрид­жский др.), которые стали возникать, начиная с XII века. Основание парижского университета относится к 1160 году. Болонский университет был основан в одно и тоже время с Парижским. Оксфордский основан как филиал Парижского в 1167 году, Кембриджский в 1209 году.

И хотя эти университеты первоначально пред­назначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и ес­тественнонаучного направления, а обучение носило систематический характер.

Главной целью университетов было отнюдь не производство знания, а воспроизводство образованных людей на основе изучения текстов, написанных на латинском языке. Большую часть изучаемого материала составляли произведения Аристотеля. Наука в средневековье было в основном книжным делом, она опиралась на абстрактное мышление, поскольку откровение было дано не в прямой, а в зашифрованной форме. Схоластика задавала тон в методологии познания. Схоластические диспуты способствовали формированию умения анализа понятий, поиску слабых сторон в аргументации противника.

В XII веке в Европе наступает новая фаза технико-экономического развития (в сельском хозяйстве появляется железный плуг, изобретен маховик, кривошип). Происходит быстрый рост городов.

В XIII веке научные и философские исследования приобретают большую ценность, появляется натурфилософский взгляд на мир, противоречащий теологической картине мира. Ярким выразителем этого мировоззрения был Роджер Бэкон (1214-1294)

. Наука во времена Бэкона была переплетена с алхимией; думали также, что она переплетена и с черной магией. Это - естественный и необходимый этап развития науки, сыгравший свою в роль в становление научного знания.

В этот период получила распространение теоретическая и практическая алхимия. Теоретическая алхимия размышляла над вопросом единой материальной природы вещества, исходила из идеи, что ключ к истине (превращение металла в золото) – дан свыше, надо лишь выявить его путем магического ритуала.

Алхимия, по мнению Бэкона, есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, кото­рый, если его прибавить к металлам неблагородным, пре­вратит их в совершенные металлы, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях как простых, так и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте остальных металлах; о видах серы, солях и чернилах; киновари, сурике и прочих красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бесчисленных вещах.

Мир алхимиков — едва ли не вся природа. Металлургия и ми­нералогия, петрография и ювелирное дело, изучение ес­тественных смол и соков, техника крашения — химия и материаловедение почти в современном объеме термина.

Бэкон обладал энциклопедическими познаниями, но они не были систематизированы. В отличие от большинства философов своего времени, он высоко ценил опыт и иллюстрировал его значение на примере теории радуги. В сочинениях Бэкона много полезного материала по географии. Колумб читал эту часть его труда, которая оказала на него бесспорное влияние. Бэкон был отличным математиком; он цитирует шестую и девятую книги Евклида. Бэкон разрабатывал проблему перспективы, следуя арабским источникам. Логику он считал занятием бесполезным; алхимию, напротив, ценил достаточно, чтобы писать о ней.

В целом, алхимия имела положительное значение в развитии средневековой науки. Экспериментальная алхимия стала предтечей научного эксперимента. Алхимикам удались открытия новых способов получения смесей, веществ, металлов, минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов. Были открыты новые химические элементы, реакции, изобретена печь для длительного нагревания.

К концу XVI века хорошо были отработаны такие операции, как растворение, перегонка, выпаривание, сублимация, осаждение, кристаллизация, настаивание, возгонка применением водяной и песчаной бань.

Производя манипуляции с веществами, воздей­ствуя на них различными способами (обжиг, растворение, растирание, и т. д.) с целью получения сокровенной квинт­эссенции, алхимики непроизвольно начинали изучать зави­симость свойств веществ от их состава. В известной мере именно они за многие столетия подготовили основу для пос­ледующих исследований в области химии.

Многие исследователи оценивают существование алхимии, астрологии как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом.

В XIII веке начинается разработка некоторых вопросов механики. Успехов достигла группа ученых Парижского университета во главе с Иор­даном Неморарием. Было развито античное учение о равновесии простых механических уст­ройств, решена задача, с которой античная механика спра­виться не могла, - о равновесии тела на наклонной плос­кости.

Таким образом, несмотря на тотальное господство догматического религиозного мировоззрения, научная традиция в средние века не угасла. Но наука ограничивалась изучением отдельных явлений, которые укладывались в умозрительные натурфилософские схемы, созданные еще Аристотелем. Но в тоже время в области познания природы просматривается четкая направленность на естественные науки, постепенно начинает вырисовываться опытный, детерминистический подход.

Сегодня существует мнение, что религиозное мировоззрение играет положительную роль в развитии науки. Многие исследователи считают, что изучение природы подкреплено религиозным мировоззрением.

На наш взгляд следует однозначно сделать вывод о том, что религиозное мировоззрение оказало негативное влияние на развитие науки, поскольку религиозное мировоззрение по своей сути прямо противоположно научному. Если научное познание направлено на изучение природы, то согласно религии истина содержится в Откровении. Согласно науке мир подчиняется объективным законам, которые не зависят от чьей-то воли, согласно религии все процессы в мире определяются волей бога и т.д. Не случайно, что в средние века никаких качественных скачков в развитии науки не произошло. И если сейчас из этических соображений не принято называть средневековье мрачным, то и светлым, с точки зрения развития научного знания, его никак назвать нельзя.

Читайте также: