Наука древнего египта и вавилона кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тысячелетия назад кочевые племена охотников, нашедшие в долине Нила источник воды и еды, обосновали сельские общины, ставшие в последствии уникальным государством, именованным Египет, за период древности в котором были созданы неподвластные времени памятники архитектуры, не имеющая аналогов письменность, сельское хозяйство и наука, опережающая своё время.

Образование в цивилизации Древнего мира

Школьное обучение

Археологами были найдены доказательства наличия школ в Древнем Египте, относящиеся к 3 тысячелетию до н. э. Основная задача этих заведений состояла в подготовке ребёнка ко взрослой жизни. Сначала школы базировались лишь во дворцах фараонов, давая тем самым образование только привилегированным родам богатых семей. В них велась подготовка чиновников, зодчих, врачевателей и архитекторов, обучая в основном письму, счету и грамоте. Начало обучения начиналось с момента исполнения ребёнку 7 лет, но многие родители сами определяли момент готовности ребёнка к получению знаний.

Процессу письма уделялось особое внимание. Ученики использовали тростниковую палочку и чернила для написания текстов на папирусе. Для подготовки ребёнка к определенной профессии письмо изучалось по религиозным архитектурным текстам или гимнам.

С начала обучения ученику преподавались основы математики для вычисления периметра и площади, а так же определения количества рабочей силы. Немаловажной была духовная и физическая подготовка. Были предусмотрены гимнастические упражнения и разучивание религиозных текстов.

Методы образования

Основным методом в обучении было послушание. Ученик подвергался физическому наказанию за невнимательность и неспособность воспринимать новую информацию. Все ученики ежедневно терпели подобный метод строгого обучения, беспрекословно подчиняясь.

Безоговорочным авторитетом для ребёнка был отец. Фигура отца считалась священной и воспевалась многовековыми традициями.

Основные этапы образования

В их числе выделяются следующие образовательные шаги:

• совершенствование письма иероглифов;

• обучение письменности на примере длинных текстов;

• обучение красноречию с использованием полученных знаний;

• ознакомление с математикой, медициной, астрономией, географией.

Наука в цивилизации Древнего мира

Письменность

Письменность Египта сложилась уже в период Раннего царства. Уже тогда использовалась система знаков, не меняющаяся радикально веками. Иероглиф или священовырезанная письменность изображал целое слово или обозначал косвенное значение слова. Множество предметов изображалось с помощью иероглифов как звуков для созвучных названий вещей.

Древние египетские писцы пользовались большими числами с помощью десятеричной системы. Столь сложная система была тяжелой, но максимально наглядной. Постепенно картинки с целыми словами образовались в слоги, а после в алфавитные знаки, образуя 24 звука.

Древние египтяне накопили множество математических знаний. Вычислительное дело способствовало развитию строительства, что сегодня можно наблюдать в пирамидной кладке.

Система счета была десятичной, но запись цифр производилась по сложной схеме из-за отсутствия знака нуль. Египтяне пользовались сложением и вычитанием, умножением и делением, успешно применяли математические прогрессии и дроби. В найденных свитках речь идёт о количестве зерна, корме для животных, переписи угодий, что подтверждает практическое применение математики в обыденной жизни.

Доступные древние документы говорят о зарождении геометрии и применении знаний в жизни, а именно строительстве домов, устройстве полей, построек для хранения зерна и многого другого. Геометрия была практической, особенно для распределения пахотных земель, расположенных рядом с Нилом. Погребальные камеры, доступные археологам, позволяют рассмотреть задатки теории пропорций. При их строительстве египтяне знали о свойствах правильных геометрических фигур, применялось правило золотого сечения, число Пи, тригонометрия объемных тел.

В найденных папирусах времени Древнего Египта встречается описание заезд на небе, Солнца, пространства, времени. Уже тогда жрецы знали и описывали 5 планет: Венеру, Юпитер, Марс, Сатурн, Меркурий, соединяя их с божествами, правящими стихиями.

Была разработана звездная карта из 12 кругов. Круг определял конкретный месяц и был разбит на 24 части или времени в сутках. По такому принципу были созданы своего рода часы, позволяющие ориентироваться во времени в ночное время суток.

Египтяне в древности соединяли понятие медицины и магии. Любое заболевание считалось нарушением гармонии внутреннего мира и космоса. Именно по этой причине проводилось лечение на физическом и духовном уровне одновременно.

Большое развитие в этой отрасли науки придало мумифицирование. Так лекари знали месторасположение органов и их болезни, изучали кровообращение и знали, что именно сердце является главным органом. Египтяне первыми установили причины нарушения подвижности и болезни мозга. Уже в этот период времени врачеватели делились на зубных, утробных и прочих специалистов. Для лечения применялась хирургия, благовония, массаж, промывания, травы. Археологами был обнаружен ветеринарный справочник и лечебник женских болезней.

Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отношений в этих странах достигает высшей точки.

Возникновение древнеегипетской культуры — одной из древнейших в мире — относится к концу IV тысячелетия до н. э., т. е. к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой древнеегипетского хозяйства были ирригационное земледелие и скотоводство. В связи с этим значительного развития достигли строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесла, а также непосредственно обслуживающие развивающееся хозяйство отрасли науки — астрономия, арифметика, геометрия. Важное практическое значение имело установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в З65 1/4 дней. Высшим достижением египетской геометрии были вычисление отношения длины окружности к диаметру (число ?), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов. В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагает наличие определенных теоретических знаний.

В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.

Тема 10 От образа к мысли: зарождение философии

Тема 10 От образа к мысли: зарождение философии Писать об эпохе, отстоящей от нас на несколько тысячелетий, – труднейшая задача. Здесь предстоит не только реконструировать прошлое, но и увидеть самого человека того периода, его мысли, цели, стремления, его деятельную и

Философия славянофилов – начало становления философской мысли в России

12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая

§ 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае

§ 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае В Древнем Китае в VIII–VI вв. до н. э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В

§ 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.

§ 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в. Значительный вклад в развитие домарксистской философской и социологической мысли XIX в. наряду с передовыми мыслителями народов СССР внесли прогрессивные философы, особенно

Беседа двадцать первая Пробуждение самостоятельной философской мысли в России

Глава 1. Начало русской философской мысли

§ 1. Правомерно ли радикальное противопоставление философской мысли Востока и Запада?

§ 1. Правомерно ли радикальное противопоставление философской мысли Востока и Запада? Есть искушение заявить, что Все и Ничто есть одно и то же. [Morris, I987, р. 166] Из всего сказанного выше что-то должно следовать. Сказанное намекает на что-то очень серьезное. Но только намекает,

Единство и развитие философской мысли.

Единство и развитие философской мысли. Формиро­вание и развитие философии права, выражающей "состы­ковку" философии и правоведения, происходит в тесном единении со всей философией, с историей философской мысли в целом.Как справедливо отмечено в современной философской

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. Основные модели философского мышления в XX в.:— позитивизм;— марксизм;— неотомизм;— экзистенциализм и др.Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:— роль философского и научного

Глава 1 Колыбель западной философской мысли: Иония

Глава 1 Колыбель западной философской мысли: Иония Греческая философия зародилась на побережье Малой Азии, и первые греческие философы были ионийцами. В то время как сама Греция находилась в состоянии относительного хаоса или варварства, последовавшего за вторжением

X. А. Ливрага Ювелирное искусство в Древнем Египте Лекция

X. А. Ливрага Ювелирное искусство в Древнем Египте Лекция Египет – страна совершенно особая: мы знаем, что Египет существует, знаем, что он существовал прежде, но мы не можем точно сказать, как он появился и откуда. Кажется, что Египет стар, как сам мир, как ветер, как камни,

Познание ради хозяйственной практики. Встав на путь культуры, человечество быстро прогрессировало. К IV-II тысячелетиям до н.э. в Египте, Китае, Индии, Вавилоне сложились древние, относительно зрелые цивилизации. Хозяйственная практика в них достигла значительных высот. В Египте и Вавилоне развилось сложное строительное искусство: глинобитные строения из сырцового кирпича, храмы и пирамиды из каменных блоков в несколько тонн. Существовала металлургия меди и бронзы, из растений получали различные красители. Для измерения продуктов использовали механические весы. В 1936 г. недалеко от Багдада был найден медный кувшин (I в. до н.э.), бывший корпусом аккумуляторной батареи. При наполнении его какой-либо кислотой (уксусной, лимонной) в качестве электролита кувшин в течение 18 дней вырабатывал электрический ток напряжением в 0,5 вольта. Последовательный ряд таких элементов мог обеспечить гальванизацию металлов.

Познание ради религиозных идеалов.При проведении раскопок в Анатолии (Турция) археологи в 2005 г. обнаружили остатки храмового комплекса, созданного за 10 тысяч лет до н.э. Люди каменного века создавали каменные строения для поклонения богам. На колоннах храма найдены строчки знаков. Стало быть, люди раннего неолита уже умели записывать свои священные формулы [1, с. 78]. Исчезнувшая цивилизация майя оставила на территории современной Панамы огромные каменные шары весом до 15 тонн, выполненные с удивительной геометрической точностью. Наиболее правдоподобное объяснение – шар обозначал место захоронения жреца-вождя.




Обязательным элементом религиозного культа была музыка и песнопение. Молитвам и священным гимнам придавался упорядоченный ритм, который и становился священной музыкой. Ее структурный лад выражался числовыми соотношениями, изучение которых естественно переходило в математическое исследование. Этот путь прошли греческие пифагорейцы, индийские математики и китайские мудрецы. Последние смогли перенести учение о музыкальных тонах даже на медицину.

Китайская преднаука осуществлялась государственными чиновниками. Древний Китай был земледельческой цивилизацией с развитым ремеслом. До II в. до н.э. в политическом плане он представлял собой конгломерат отдельных царств (княжеств). В каждой из них ключевой управляющей группой были государственные чиновники. Претенденты на чиновную должность испытывались на конкурсных экзаменах. Самой почитаемой должностью считался администратор по гидротехнике. Провалившиеся на имперских экзаменах шли в военные (в Индии, Вавилоне, Египте военачальники были по социальному положению выше хозяйственных управленцев).


Позиционный принцип вавилонской математики.Его сконструировали через две тысячи лет после введения алфавитного представления знаков языка. Важной предпосылкой здесь стал выбор основания для группировки чисел. Основанием может быть любое число, большее единицы, но большинство народов выбрало: 5, 10, 20 (число пальцев на руках и ногах). У кельтских племен и индейцев Майя сложилась 20-ричная система, у индусов, греков и славян числа группировались по десять. Десятиричная система без позиционного принципа была в Древнем Египте. Здесь каждой группе чисел, кратной десяти, присваивали свой иероглиф:


Основными вычислительными операциями были сложение и умножение, обратимость операций сложение / вычитание, умножение / деление не осознавалась. Позиционный принцип построения чисел был открыт шумерами или вавилонянами (Месопотамская цивилизация). Сначала шумеры разработали десятиричную систему и открыли ценнейшую идею. При увеличивающейся мощности множеств числовые знаки можно организовать в иерархию: вместо группы, кратной десяти, вводится новый знак, который используется как единица следующего разряда. И такой переход позволяет составить бесконечную последовательность.


В начале III тысячелетия до н.э. вавилоняне перешли на шестидесятиричную систему счисления. Ее возникновение связано с астрономией, данное основание облегчило запись наблюдений за небом, измерения времени стало естественным в лунном календаре (не случайно и современная цивилизация принимает 60 сек. в 1 минуту, 60 мин. в 1 час, 24 часа – это 1/5 от 60). Для измерения площадей и объемов надо было освоить операцию деления. А она дает отношение чисел или дроби, для их вычисления были созданы таблицы отношений: 1(60):20=3; 1:9=6,40; 1:24=2,30. Все четыре арифметических действия выполняются здесь по единым алгоритмическим правилам. Вавилонские математики создали числовую алгебру с решениями линейных, квадратных, биквадратных и кубических уравнений. Также решались системы линейных уравнений с двумя неизвестными, хотя из доантичных форм вавилонская математика оказалась одной из самых развитых, у нее были свои недостатки. Прежде всего, отсутствовал специальный знак пустого места, или нуль. Это создавало большие трудности. Допустим, что наше число превышает три сотни на две единицы. С нулем записать его легко - 302, а без нуля нужны сложные ухищрения. Кроме того, идея божественного происхождения целых чисел привела к догматическим неточностям. Год свелся к 360 (60∙60) дням и неучтенными оказались 5 дней. В математике по этой причине вне признания остались дроби и иррациональные числа [3].

Практика и религия породили астрономию. У М. Мамардашвили есть интересное объяснение происхождения астрономии. Древние люди непрерывно испытывали сильные нервно-психические потрясения или стрессы. Психологических техник еще не было. И вот наши предки открыли первую из них – регулярные наблюдения неба. Эта реальность демонстрировала людям высокий порядок и устойчивость, такое состояние не могло не внести в расстроенные души лад и гармонию. Данное соображение имеет свою убедительную силу и все же, как психологическое, оно должно отдать приоритет более важным факторам – практике и мировоззрению.

Свои достижения имела египетская астрономия. Она была ориентирована на предсказание разливов Нила. Для этого был создан солнечный календарь, где год делился на три сезона по четыре месяца, 30-дневный месяц делился на три декады. Наблюдения показали, что разлив Нила сопряжен с появлением после долгого перерыва на рассвете первого нового года звезды Сириус. Поскольку не учитывался високосный год, утренний восход Сириуса расходился с новым годом на один день. Через 120 лет эта ошибка была уже ощутимой. И все же лунные и планетные таблицы египтян давали точные предсказания.

Знание в виде рецептурных правил.Ориентация преднауки на религиозную и хозяйственную практику наложила на нее особую печать. Все основные и общие результаты познания приобретали прикладной характер, т.е. они становились правилами интеллектуальных действий по решению задач. В египетском папирусе Ринда, вавилонских глиняных текстах сохранились конкретные примеры практических задач и соответствующих правил. Речь идет о специальной письменности, посредством которой осуществлялось обучение чиновников-писцов. Цель всех задач сводилась к нахождению численных решений, удовлетворяющих внешним практическим условиям, которые в каждой задаче варьируются: а) условия наследования; б) нормы оплаты труда; в) предпосылки для вычисления площади, объема и т.п. Типичная задача несла сведения о типичных условиях, и нужно было найти некий значимый для практики параметр. К примеру, сколько требуется весовых единиц (мер) ячменя, чтобы приготовить 20 единиц объема пива? При обучении будущим писцам давали правила расчета и конкретные образцы решения типичной задачи. Освоив такие примеры, писцы ничего нового в будущем не могли создавать. Их делом были расчеты по унаследованным формулам, где менялись лишь фактические данные, правила же оставались неизменными.

Важно отметить приближенный характер расчетов. Хотя правила давали общие предписания для вычислительных операций, для их эффективного действия были нужны специфические численные коэффициенты. Они и создавали нужное приближение к учету конкретики. Так, у вавилонян был весьма значителен массив коэффициентов для: а) среднего кирпича (объем и вес); б) стены (площадь); в) меда (вес); г) ячменя; д) типичного грузового судна (объем); е) тростника и т.п. Основные коэффициенты были сведены в таблицы, но очень многие надо было запоминать [6, с. 56-59].

Познание ради хозяйственной практики. Встав на путь культуры, человечество быстро прогрессировало. К IV-II тысячелетиям до н.э. в Египте, Китае, Индии, Вавилоне сложились древние, относительно зрелые цивилизации. Хозяйственная практика в них достигла значительных высот. В Египте и Вавилоне развилось сложное строительное искусство: глинобитные строения из сырцового кирпича, храмы и пирамиды из каменных блоков в несколько тонн. Существовала металлургия меди и бронзы, из растений получали различные красители. Для измерения продуктов использовали механические весы. В 1936 г. недалеко от Багдада был найден медный кувшин (I в. до н.э.), бывший корпусом аккумуляторной батареи. При наполнении его какой-либо кислотой (уксусной, лимонной) в качестве электролита кувшин в течение 18 дней вырабатывал электрический ток напряжением в 0,5 вольта. Последовательный ряд таких элементов мог обеспечить гальванизацию металлов.

Познание ради религиозных идеалов.При проведении раскопок в Анатолии (Турция) археологи в 2005 г. обнаружили остатки храмового комплекса, созданного за 10 тысяч лет до н.э. Люди каменного века создавали каменные строения для поклонения богам. На колоннах храма найдены строчки знаков. Стало быть, люди раннего неолита уже умели записывать свои священные формулы [1, с. 78]. Исчезнувшая цивилизация майя оставила на территории современной Панамы огромные каменные шары весом до 15 тонн, выполненные с удивительной геометрической точностью. Наиболее правдоподобное объяснение – шар обозначал место захоронения жреца-вождя.

Обязательным элементом религиозного культа была музыка и песнопение. Молитвам и священным гимнам придавался упорядоченный ритм, который и становился священной музыкой. Ее структурный лад выражался числовыми соотношениями, изучение которых естественно переходило в математическое исследование. Этот путь прошли греческие пифагорейцы, индийские математики и китайские мудрецы. Последние смогли перенести учение о музыкальных тонах даже на медицину.

Китайская преднаука осуществлялась государственными чиновниками. Древний Китай был земледельческой цивилизацией с развитым ремеслом. До II в. до н.э. в политическом плане он представлял собой конгломерат отдельных царств (княжеств). В каждой из них ключевой управляющей группой были государственные чиновники. Претенденты на чиновную должность испытывались на конкурсных экзаменах. Самой почитаемой должностью считался администратор по гидротехнике. Провалившиеся на имперских экзаменах шли в военные (в Индии, Вавилоне, Египте военачальники были по социальному положению выше хозяйственных управленцев).


Позиционный принцип вавилонской математики.Его сконструировали через две тысячи лет после введения алфавитного представления знаков языка. Важной предпосылкой здесь стал выбор основания для группировки чисел. Основанием может быть любое число, большее единицы, но большинство народов выбрало: 5, 10, 20 (число пальцев на руках и ногах). У кельтских племен и индейцев Майя сложилась 20-ричная система, у индусов, греков и славян числа группировались по десять. Десятиричная система без позиционного принципа была в Древнем Египте. Здесь каждой группе чисел, кратной десяти, присваивали свой иероглиф:


Основными вычислительными операциями были сложение и умножение, обратимость операций сложение / вычитание, умножение / деление не осознавалась. Позиционный принцип построения чисел был открыт шумерами или вавилонянами (Месопотамская цивилизация). Сначала шумеры разработали десятиричную систему и открыли ценнейшую идею. При увеличивающейся мощности множеств числовые знаки можно организовать в иерархию: вместо группы, кратной десяти, вводится новый знак, который используется как единица следующего разряда. И такой переход позволяет составить бесконечную последовательность.


В начале III тысячелетия до н.э. вавилоняне перешли на шестидесятиричную систему счисления. Ее возникновение связано с астрономией, данное основание облегчило запись наблюдений за небом, измерения времени стало естественным в лунном календаре (не случайно и современная цивилизация принимает 60 сек. в 1 минуту, 60 мин. в 1 час, 24 часа – это 1/5 от 60). Для измерения площадей и объемов надо было освоить операцию деления. А она дает отношение чисел или дроби, для их вычисления были созданы таблицы отношений: 1(60):20=3; 1:9=6,40; 1:24=2,30. Все четыре арифметических действия выполняются здесь по единым алгоритмическим правилам. Вавилонские математики создали числовую алгебру с решениями линейных, квадратных, биквадратных и кубических уравнений. Также решались системы линейных уравнений с двумя неизвестными, хотя из доантичных форм вавилонская математика оказалась одной из самых развитых, у нее были свои недостатки. Прежде всего, отсутствовал специальный знак пустого места, или нуль. Это создавало большие трудности. Допустим, что наше число превышает три сотни на две единицы. С нулем записать его легко - 302, а без нуля нужны сложные ухищрения. Кроме того, идея божественного происхождения целых чисел привела к догматическим неточностям. Год свелся к 360 (60∙60) дням и неучтенными оказались 5 дней. В математике по этой причине вне признания остались дроби и иррациональные числа [3].

Практика и религия породили астрономию. У М. Мамардашвили есть интересное объяснение происхождения астрономии. Древние люди непрерывно испытывали сильные нервно-психические потрясения или стрессы. Психологических техник еще не было. И вот наши предки открыли первую из них – регулярные наблюдения неба. Эта реальность демонстрировала людям высокий порядок и устойчивость, такое состояние не могло не внести в расстроенные души лад и гармонию. Данное соображение имеет свою убедительную силу и все же, как психологическое, оно должно отдать приоритет более важным факторам – практике и мировоззрению.

Свои достижения имела египетская астрономия. Она была ориентирована на предсказание разливов Нила. Для этого был создан солнечный календарь, где год делился на три сезона по четыре месяца, 30-дневный месяц делился на три декады. Наблюдения показали, что разлив Нила сопряжен с появлением после долгого перерыва на рассвете первого нового года звезды Сириус. Поскольку не учитывался високосный год, утренний восход Сириуса расходился с новым годом на один день. Через 120 лет эта ошибка была уже ощутимой. И все же лунные и планетные таблицы египтян давали точные предсказания.

Знание в виде рецептурных правил.Ориентация преднауки на религиозную и хозяйственную практику наложила на нее особую печать. Все основные и общие результаты познания приобретали прикладной характер, т.е. они становились правилами интеллектуальных действий по решению задач. В египетском папирусе Ринда, вавилонских глиняных текстах сохранились конкретные примеры практических задач и соответствующих правил. Речь идет о специальной письменности, посредством которой осуществлялось обучение чиновников-писцов. Цель всех задач сводилась к нахождению численных решений, удовлетворяющих внешним практическим условиям, которые в каждой задаче варьируются: а) условия наследования; б) нормы оплаты труда; в) предпосылки для вычисления площади, объема и т.п. Типичная задача несла сведения о типичных условиях, и нужно было найти некий значимый для практики параметр. К примеру, сколько требуется весовых единиц (мер) ячменя, чтобы приготовить 20 единиц объема пива? При обучении будущим писцам давали правила расчета и конкретные образцы решения типичной задачи. Освоив такие примеры, писцы ничего нового в будущем не могли создавать. Их делом были расчеты по унаследованным формулам, где менялись лишь фактические данные, правила же оставались неизменными.

Важно отметить приближенный характер расчетов. Хотя правила давали общие предписания для вычислительных операций, для их эффективного действия были нужны специфические численные коэффициенты. Они и создавали нужное приближение к учету конкретики. Так, у вавилонян был весьма значителен массив коэффициентов для: а) среднего кирпича (объем и вес); б) стены (площадь); в) меда (вес); г) ячменя; д) типичного грузового судна (объем); е) тростника и т.п. Основные коэффициенты были сведены в таблицы, но очень многие надо было запоминать [6, с. 56-59].

Вавилоняне освоили научные достижения всех своих предшественников, начиная с шумеров, и сделали множество новых открытий. Особенно развита была математика — наука, необходимая для измерения полей, строи­тельства величественных дворцов и храмов.

Вавилоняне создали очень точный календарь. В вычислении продолжительности года (времени обращения Земли вокруг Солнца) они ошиблись только на 7 минут и 17 секунд.

Именно в Вавилоне появилось деление дней года на недели, а суток — на часы и минуты. Вавилонские астрономы умели вы­числять солнечные и лунные затмения. Найденный археологами вавилонский справочник по медицине занимает 40 глиняных клинописных табличек.

Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумеры и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:

- сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство; Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Практическая механика, несомненно, развивалась в это время.Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики.пецифические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний.

- строительство, включая культовое; К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.

- металлургия, керамика и прочие ремесла; В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком)

- военное дело, мореплавание, торговля; В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. Мореплавание стимулировало развитие астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, эти области деятельности были привилегией свободных людей.

- управление государством, обществом, политика; Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.

- религия и магия. связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства.

Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений..Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных 500 000 табличек).

Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа - корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется.

Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.

При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”,“ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т.д.. Даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений.

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер.

Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

Первой важнейшей предпосылкой античности выступает первобытно-мифологическое представление о человеке как силе и о мире, как совокупности враждебных людям сил. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонофицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. Философским вопросом о происхождении мира впервые задался Гесиод (VII в. до н.э.), автор “Теогонии” и “Трудов и дней”. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил переход от Мифа к Логосу ( корневая основа логики).

Вторая предпосылка – природно-географические условия самой Греции. Горы, отсутствие рек, мало пастбищных земель, суховеи, начавшиеся после того, как леса были вырублены на корабли, ураганы с моря, жаркий климат, все это наложило отпечаток на мировоззрение греков. Жизнь оказывалась тяжелой, а труд бессмысленным и в Греции рано забросили хлеборобство, перейдя к рыболовству и торговле, по преимуществу, к посреднической. Города, в которых жили древние греки, располагались в долинах, были невелики, и население жило в них скученно. Никакого личного секрета нельзя было утаить от сограждан. В основном, жизнь протекала в толпе и была "жизнью на публику". В центре городов находилась рыночная площадь (агора) с храмом. На этой площади греки проводили все свободное время, обсуждая общегородские вопросы: бюджет, объявление войны или перемирия и т.д. На агоре и родилась греческая философия, логика и риторика, именно здесь зародилась вся культура античности. Участвующий в споре на рыночной площади грек считал, что главное, это донести свою интуитивную истину другим, убедить, доказать. Для этого и нужна была логика. Философия же предоставляла аргументы. Она была ясным представлением об устройстве космоса и лучших путях жизни в нем. Диалог на агоре заключался в том, чтобы средствами логики редуцировать жизненную проблему к идеям философии и убедить собеседников, тогда-то проблема и считалась решенной.

Всякое качественное видоизменение осуществляется на какой-то основе, служащей как бы "точкой опоры" для переворота. Отношение между рабовладельцем и рабом было основой для превращения мифологического мышления в античный разум. Возникновение отношения раба и рабовладельца означало то, что и труд разделился на две сферы: умственный и физический труд, и в самом жизненном мире человека образовалось как бы два уровня: чистая духовность и вещественная телесность. Одни люди - аристократия, рабовладельцы уже не имели необходимости лично физически трудиться для пропитания, они занялись умственным свободным трудом и находили основу своей личности на духовном уровне. Другие же - рабы жили на вещественно-телесном уровне, умственным трудом не занимались, их личность продолжала оставаться первобытной, в Риме их называли "говорящими орудиями".

Ментальность античного человека опиралась на два основания, на духовное и физическое, а пространство между ними как бы заполнялось демонами и духами стихий, языческими богами, которые по мере развития духовного уровня и становления разума переосмыслялись. Духовный уровень вырос из физического и, из-за того, что слишком мало времени прошло с момента его появления, в течение всего античного периода разумное мышление исходило из представления о физической телесности и эту телесность всегда учитывало.В противовес первобытным кровнородственным отношениям, когда любому было ясно, что все вокруг "такие же, как Я", период рабовладения показал, что "на свете есть существа, похожие на меня, вовлеченные в мой жизненный мир, но совсем не такие же!" Именно это разрушило кровнородственную связь и стало точкой опоры, перевернувшей первобытно-мифологическую культуру вверх ногами и создавшей античный мир.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

Представление о космосе и человеке является основным символом всей древнегреческой картины мира. Однако это не был механический космос, наподобие бездушной машины природы. Он стал вместилищем богов и демонов мифологической поры, Абсолютом, выше которого ничего нет, и в котором происходит все целесообразное и нецелесообразное.

1.3. Философия и математика. Фалес и Пифагор.

Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Её виднейший представитель - Фалес (640-545 до н.э.). Он определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; открыл Полярную звезду, ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается “вода”. Фалес считал, что знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека: ”Познай самого себя“- одно из важнейших положений, связываемых с его именем.

Пифагор(580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет., нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.

Читайте также: