Научный стиль специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сфера научного общения отличается тем, что в ней пре­следуются цели наиболее точного, логичного, однознач­ного выражения мысли.

Ведущее положение в научном стиле занимает моно­логическая речь: Речевыми жанрами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные ста­тьи, диссертационные работы, различные жанры учебной, научно-технической, научно-популярной литературы; научные доклады, лекции.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств мас­совой коммуникации, с ростом значимости науки в совре­менном обществе, увеличением числа различного рода Научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля являются точ­ность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональ­ный стиль, определяют выбор лексики, используемой в про­изведениях научного стиля.

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии (особенно это заметно в экономической сфере, например, менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер и проч. ).

Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладания абстрактной лекси­ки над конкретной. Весьма частотными являются суще­ствительные с абстрактными значениями типа: мышле­ние, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность.

Лексический состав научного стиля характеризуемся относительной однородностью и замкнутостью, что вы­ражается, в частности, в меньшем использовании сино­нимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

В научном функциональном стиле отсутствует разго­ворная и просторечная лексика. Оценки исполь­зуются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер. Научному стилю речи чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность,

В научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании обоб­щенно-личных и безличных конструкций, например: считается, известно, есть основания полагать, пред­положительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т. п.

тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таб­лицы, графики и т. п. Практически любой науч­ный текст может содержать графическую информацию; это одна из характерных черт научного стиля речи.

Обобщая отличительные особенности научного стиля, прежде всего его лексического состава, можно сказать, что он характеризуется: 1. Употреблением книжной, ней­тральной и терминологической лексики. 2. Преобладани­ем абстрактной лексики над конкретной. 3. Употреблением многозначных слов в одном (реже двух) значениях. 4. Уве­личением доли интернационализмов в терминологии. 5. Относительной однородностью, замкнутостью лексичес­кого состава. 6. Неупотребительностью разговорных и просторечных слов; слов с эмоционально-экспрессивной и оценочной окраской. 7. Наличием синтаксических кон­струкций, подчеркивающих логическую связь и последо­вательность мыслей.

Научный стиль принадлежит к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, точные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. И понятно, что тексты по физике, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по философии или истории.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15–25 % всей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет абстрактная лексика. Русский язык служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Абстрактные существительные – фактор, развитие, творчество, самосознание.

При построении предложений чаше употребляются существительные, чем глаголы, т. е. в основном даются названия понятий, реже – названия действий. Используются имена прилагательные, уточняющие содержание понятия указанием на различные его признаки и выполняющие терминологическую функцию.

В научных работах заметно тяготение к сложным построениям. Часто предложения строятся с однородными членами и обобщающими словом: более широкое понятие раскрывается при помощи перечисления более узких. Для объединения абзацев используются слова, указывающие на связь между ними: таким образом. Средний размер предложения в авторском повествовании в романах – 17,2 слова, в научных исследованиях – 28,5 слова.

4.ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ, СФЕРА ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. Для официально-делового стиля характерно наличие в нем многочисленных речевых стандартов – клише. Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала. Неслучайно в деловой практике часто используются готовые бланки, которые предлагается заполнить. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке, это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.

Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:




1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязанность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатуры наименований (юридических, дипломатических, военных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что. );

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних факторов другими;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

Есть две разновидности официально-делового стиля: официально-документальный стиль и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями. В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги – с другой.

Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию государственного, гражданского, уголовного права, различных кодексов, а также лексику и фразеологию, связанную с работой административных органов, служебной деятельностью граждан.

Научный стиль принадлежит к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, точные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. И понятно, что тексты по физике, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по философии или истории.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15–25 % всей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет абстрактная лексика. Русский язык служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Абстрактные существительные – фактор, развитие, творчество, самосознание.

При построении предложений чаше употребляются существительные, чем глаголы, т. е. в основном даются названия понятий, реже – названия действий. Используются имена прилагательные, уточняющие содержание понятия указанием на различные его признаки и выполняющие терминологическую функцию.

В научных работах заметно тяготение к сложным построениям. Часто предложения строятся с однородными членами и обобщающими словом: более широкое понятие раскрывается при помощи перечисления более узких. Для объединения абзацев используются слова, указывающие на связь между ними: таким образом. Средний размер предложения в авторском повествовании в романах – 17,2 слова, в научных исследованиях – 28,5 слова.

4.ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ, СФЕРА ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. Для официально-делового стиля характерно наличие в нем многочисленных речевых стандартов – клише. Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала. Неслучайно в деловой практике часто используются готовые бланки, которые предлагается заполнить. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке, это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.

Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязанность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатуры наименований (юридических, дипломатических, военных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что. );

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних факторов другими;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

Есть две разновидности официально-делового стиля: официально-документальный стиль и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями. В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги – с другой.

Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию государственного, гражданского, уголовного права, различных кодексов, а также лексику и фразеологию, связанную с работой административных органов, служебной деятельностью граждан.

К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т. д.

Задача научного произведения - доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематизированное изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств.

Можно назвать следующие общие языковые черты научного стиля:

- строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка);

- ясность и лаконичность в выражении мыслей;

- высокое содержание терминов;

- употребление слов в их предметных конкретных значениях;

- монологический характер высказывания;

- тесная связь отдельных частей высказывания;

- использование условных знаков и символов.

Поскольку научные произведения могут быть адресованы читателям разного уровня подготовленности внутри научного стиля можно выделить следующие подстили:

1) собственно научный (цель: донесение информации от специалиста к специалисту);

2) научно-учебный (цель: подготовка специалиста);

3) научно популярный (цель: донесение неспециалистам научных знаний).

С языковой точки зрения лексика научного стиля отличается от словаря других стилей литературного языка и представлена тремя слоями:

- общелитературной, преимущественно абстрактной.

Кроме того, в определённых отраслях знаний используются особые символы и знаки (например, формулы).

Фразеология научной речи призвана выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения. Для научной речи характерны, например, фразеологизмы и устойчивые словосочетания: дать возможность, извлечь корень, привести результаты, как показали наблюдения, резюмируя сказанное, докажем от противного, возвести в степень, как отмечалось выше и т. п.

На словообразовательном уровне характерно широкое использование словообразовательных моделей существительных, обозначающих понятие признака движения, состояния, изменения с суффиксами -ние, -ость, -ство, -ие, -ка, -ция, -фикация, отыменных прилагательных, оканчивающихся на -ический, - альный, - ительный; сложных слов с использованием заимствованных словообразовательных элементов микро-, макро-, пост-, граф-, метр-, -скоп.

Наморфологическомуровне для научного стиля характерны:

- частое употребление имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения ввиду краткости и информативности такого сочетания;

- существительные мужского рода в технической литературе типа манжет, клавиш;

- тенденция к сокращению слога наблюдается в использовании нулевого окончания в родительном падеже множественного числа: 5 ом, ампер, вольт, микрон;

- множественное число отвлечённых и вещественных существительных (смазочные масла, математические преобразования, легированные стали, а также длины, глубины, температуры);

- цифровое, а не буквенное обозначение числительных;

- отсутствие повествования от первого лица, редкое обращение ко второму лицу, почти не употребляются формы первого и второго лица местоимений и глаголов;

- широкое использование предложно-именных конструкци (в течение, в продолжение, при помощи, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие, по способу, в качестве).

Насинтаксическомуровне преобладают:

- сложные предложения с причастно-следственными отношениями;

- безличные предложения и конструкции с инфинитивом в составе сложноподчиненных предложений;

- вводные слова и предложения и вставные конструкции;

- взаимосвязь отдельных частей научного высказывания при помощи слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, и т. п.

З А Д А Н И Я

2) Правила оформления научной работы.

Этикет научной дискуссии.

Вопросы: 1) Понятие функционального стиля. Принципы выделения функциональных стилей.

К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т. д.

Задача научного произведения - доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематизированное изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств.

Можно назвать следующие общие языковые черты научного стиля:

- строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка);

- ясность и лаконичность в выражении мыслей;

- высокое содержание терминов;

- употребление слов в их предметных конкретных значениях;

- монологический характер высказывания;

- тесная связь отдельных частей высказывания;

- использование условных знаков и символов.

Поскольку научные произведения могут быть адресованы читателям разного уровня подготовленности внутри научного стиля можно выделить следующие подстили:

1) собственно научный (цель: донесение информации от специалиста к специалисту);

2) научно-учебный (цель: подготовка специалиста);

3) научно популярный (цель: донесение неспециалистам научных знаний).

С языковой точки зрения лексика научного стиля отличается от словаря других стилей литературного языка и представлена тремя слоями:

- общелитературной, преимущественно абстрактной.

Кроме того, в определённых отраслях знаний используются особые символы и знаки (например, формулы).

Фразеология научной речи призвана выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения. Для научной речи характерны, например, фразеологизмы и устойчивые словосочетания: дать возможность, извлечь корень, привести результаты, как показали наблюдения, резюмируя сказанное, докажем от противного, возвести в степень, как отмечалось выше и т. п.

На словообразовательном уровне характерно широкое использование словообразовательных моделей существительных, обозначающих понятие признака движения, состояния, изменения с суффиксами -ние, -ость, -ство, -ие, -ка, -ция, -фикация, отыменных прилагательных, оканчивающихся на -ический, - альный, - ительный; сложных слов с использованием заимствованных словообразовательных элементов микро-, макро-, пост-, граф-, метр-, -скоп.

Наморфологическомуровне для научного стиля характерны:

- частое употребление имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения ввиду краткости и информативности такого сочетания;

- существительные мужского рода в технической литературе типа манжет, клавиш;

- тенденция к сокращению слога наблюдается в использовании нулевого окончания в родительном падеже множественного числа: 5 ом, ампер, вольт, микрон;

- множественное число отвлечённых и вещественных существительных (смазочные масла, математические преобразования, легированные стали, а также длины, глубины, температуры);

- цифровое, а не буквенное обозначение числительных;

- отсутствие повествования от первого лица, редкое обращение ко второму лицу, почти не употребляются формы первого и второго лица местоимений и глаголов;

- широкое использование предложно-именных конструкци (в течение, в продолжение, при помощи, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие, по способу, в качестве).

Насинтаксическомуровне преобладают:

- сложные предложения с причастно-следственными отношениями;

- безличные предложения и конструкции с инфинитивом в составе сложноподчиненных предложений;

- вводные слова и предложения и вставные конструкции;

- взаимосвязь отдельных частей научного высказывания при помощи слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, и т. п.

З А Д А Н И Я

2) Правила оформления научной работы.

Этикет научной дискуссии.

Вопросы: 1) Понятие функционального стиля. Принципы выделения функциональных стилей.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Научный стиль представляет собой разновидность литературного языка, его функционально-стилевую подсистему, которая состоит из единиц различных языковых уровней: лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Как и каждый функциональный стиль, научный стиль имеет свои особенности в использовании элементов этих уровней, в выборе языковых средств.

Особенности лексики

Такое свойство научного стиля, как точность, - предопределяет использование в нем специальной научной и терминологической лексики.

Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания. Таковы, например: система, программа, конструкция, функция, фактор, свойство, качество, ускорять, универсальный.

Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (общетехнические, общебиологические, общемедицинские и т.п.). Например: адаптация (биол., пед.), робототехника (тех., мед.), валентность (хим., лингв.), охлаждение (хим., физ.).

Термины могут быть выражены как одним словом, так и словосочетанием, обычно фразеологического типа (по классификации академика В.В. Виноградова, это — фразеологические сочетания): вакуумные измерения, магнитная буря, средненёбный согласный, десятичная дробь, систолическое давление.

В отличие от других типов словосочетаний терминологические словосочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеют синонимов.

В лексической системе научного стиля проявляется и такая черта, как стремление к обобщению, к абстракции: абстрактная лексика явно преобладает над конкретной. Приведем пример:

Большая часть лексики в данном предложении имеет отвлеченный характер (проблема, сохранение, пространство, система образования).

Лексический состав научного стиля обладает относительностью. Это означает, что текст увеличивается в объеме, в основном за счет не синонимов, а многократного повторения одних и тех же слов. Еще один пример из статьи цитируемого журнала:

Разработаны специальные программы, готовятся к изданию учебные пособия по культуре этносов, способствующие формированию в системе образования гуманистической культуры, возрождению и развитию национальных культур. Основное же место в программах отводится национальной духовной культуре.

В основе любого научного произведения лежит общеупотребительная лексика. Общеупотребительные слова в научном тексте используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления.

Определенная устойчивость и ограниченность лексических средств выражения научного понятия — один из важных стилеобразующих моментов речи.

Морфологические черты

Морфологические особенности научного стиля подчинены его общим свойствам. Научное повествование отличает именной характер изложения: существительные и прилагательные преобладают над глаголами.

Для научного стиля характерна бессубъектность повествования, что вызывает отсутствие глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и распространение таких неличных форм глагола, как инфинитив, краткое страдательное причастие, деепричастие.

В немногочисленных случаях употребляется форма 1-го лица множественного числа — в значении некой неопределенной совокупности лиц, куда включается и говорящий (Мы полагаем. Отметим, что. Приведем в качестве примера. ).

Абсолютное большинство глаголов в научном стиле употребляется в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения несовершенного вида. Это настоящее постоянное, вневременное, которое является наиболее абстрактным (существует, наблюдается, происходит, обнаруживается, отличается и т.п.).

Формы прошедшего и будущего времени, формы сослагательного и повелительного наклонений используются крайне редко.

В научном стиле распространены производные предлоги и союзы: в течение, в результате, в связи, в соответствии, за счет. Не употребляются модальные частицы и междометия, вносящие эмоциональные оценки.

Итак, и в области морфологии научного стиля проявляются его общие экстралингвистические признаки: точность, абстрактность, обобщенность.

Синтаксические особенности

Научному стилю свойственны доказательность, аргументированность изложения, что находит отражение в композиционном строении текстов и в их синтаксическом строе. В информации автора синтаксических структурах научного стиля максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании пассивных (страдательных) конструкций.

Реальный производитель действия в пассивных конструкциях обозначается не грамматической формой подлежащего в именительном падеже, а формой второстепенного члена в творительном падеже или вообще пропускается.

По цели высказывания предложения повествовательные. Вопросительные предложения используются лишь в функции сосредоточения внимания читателя или слушателя на каком-либо вопросе. Например: Что же такое норма? Номинативные предложения редки. Используются как заголовки или пункты плана. Логичность и доказательность научной речи обусловливают активное использование сложных союзных предложений, в том числе и сложносочиненных с придаточными изъяснительными, определительными, причины, цели, условия, следствия, уступки и сложносочиненных со смысловыми отношениями согласования противопоставления: необходимо подчеркнуть, что. не только утверждается, но и.

Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета (Н.Н. Вересов. Психология управления. — М., 2001).

В научном тексте нередко встречаются цитаты со строгими ссылками на источник, используются сокращения-аббревиатуры, принятые в данной науке.

Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы. В большей степени это распространяется на тексты дисциплин естественно-научного цикла, хотя графическую информацию может включать любой научный текст — это одно из свойств научного стиля.

4.3.Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

Научный стиль отличается единством норм отбора и организации языковых средств. Разумеется, между произведениями гуманитарных, технических, медицинских и других наук можно обнаружить языковые различия, но они касаются в основном терминологии. Очень невелики и жанровые различия: стилистические особенности статьи, тезисов, монографии, диссертации и т.д. отражают характер постановки и решения вопросов в соответствующих произведениях, а не в их функциональных особенностях.

Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.

Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, формулируется предмет исследования, цели и методы, излагается (если необходимо) история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научных произведений обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования и т.д.

Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.

Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны учебно-научная и научно-информативная литература. Поэтому более подробно остановимся на тех жанрах научного стиля, которые в первую очередь необходимы студентам. С учебниками, учебными пособиями, словарями как жанрами они знакомятся еще в рамках школьной программы. Методические пособия, предназначенные для студентов, предполагают, что с помощью учебников обучаемые уже осмыслили теоретические основы той или иной науки как системы, и задачей методических пособий становятся практические рекомендации по организации целенаправленной самостоятельной работы.

Читайте также: