Научное и обыденное социологическое знание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социологическое знание – это различные данные социальных явлений, полученные путем проведения опросов, из литературных источников, личным наблюдением. Социологическое знание является совокупностью форм знания: фактов, изучение проблем, выдвижение различных гипотез и теорий.

Уровни социологического знания

Социологический характер продиктован категориальным аппаратом, применяемый в данной сфере. Содержание различных теорий и их значимость обнаруживается не только при определении проблемы и выдвижении гипотез, а также при фиксировании элементарных составляющих социологического знания, как факты. Социолог работает с общественными фактами. Факты такого рода, характеризуются поведением личности либо социальной группы, ее состоянием, настроением или мнением. Все современное социологическое знание можно разделить на три уровня:

  • Общесоциологический уровень;
  • Теория среднего уровня;
  • Эмпирический уровень.

Первый уровень социологии называется общесоциологическим или фундаментальным. Он связан с точным изучением самых общих закономерностей и тенденций развития социума. Данный уровень сопряжен в большей степени с социальной философией. На этом уровне находятся знания о социуме в целом, его процессах, а также знания о человеческой личности и влиянии общества на нее. Основным отличительным признаком подобного рода знания является отсутствие разделения на отдельные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого применения эмпирических данных при формировании научных социологических выводов.

Третий уровень знания включает в себя различные научные данные о социальных реалиях, полученные обобщением эмпирической информации. К этому уровню относятся все социологические исследования (опросы, наблюдения, изучение документов, эксперименты). На этом уровне не выдвигаются социологические теории, однако он дает базовую информацию верхним уровням.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие социального закона

Совокупность знаний не является наукой, пока она не изучает имеющиеся закономерности, характерные для данного объекта исследования. Законы социологии основаны, в первую очередь, на повторяемости происходящих в обществе явлений. Социальные законы есть относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между разными народами, нациями, социальными классами и группами, а также другими общественными единицами (социальные институты, профессиональные группы, правительственные круги, личности). Основой для разработки классификации социальных законов являются их различия в сфере действия. Законы способны охватывать явления на микроуровне, на уровне организаций, социальных слоев (групп), классов, социума в целом.

Социальные законы (подобно законам других общественных наук) действуют и проявляются только при достижении определенных условий. Определить все необходимые условия - наиболее сложная задача для социологии и социолога, в частности. Это связано с тем обстоятельством, что на человека или группу оказывает влияние множество различных факторов внешней и внутренней среды, которые могут замедлять происходящие в обществе процессы либо наоборот провоцировать их бурное течение.

С социальными законами человек сталкивается постоянно. Он или подчиняются им, либо старается избегать ситуаций, в которых проявляется действие подобных законов. Люди адаптируются к социальным законам или протестуют против них, но в любом случае, знание социальных законов необходимое условие для изучения общества.

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятель­ности по производству объективно истинного знания об окру­жающем нас мире возникает как естественное продолжение обы­денного, стихийно-эмпирического процесса познания. Кроме на­учного познания, существуют также вненаучные способы пости­жения действительности, важнейшим из которых является искус­ство, а самым знакомым — обыденное познание. Поэтому первая наша задача заключается в том, чтобы выяснить, в чем состоит их сходство и преемственность и в чем заключается качественное от­личие научных форм познания от ненаучных.

Обыденное и научное знание

Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенно­стях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодоли­мой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие последнего.

Рассматривая вопрос о соотношении обыденного и научно­го знания, следует избегать двух крайностей в его решении. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается прежде всего в том, что они имеют об­щую цель — дать объективно верное знание о действитель­ности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в

обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективном реальном суще­ствовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъественных сил. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, постольку они опираются на те же законы традицион­ной логики, которые обеспечивают последовательный, непро­тиворечивый характер мышления. Правда, эти законы не всег­да ясно сознаются и не всегда точно формулируются, и иногда именно это обстоятельство служит источником логических ошибок.

Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем под­вергаются уточнению, исправлению или замене другими поло­жениями. Так, например, обыденные представления о плоской земной поверхности, о движении Солнца вокруг Земли, во­шедшие даже в птолемеевскую систему мира, и многие другие были подвергнуты критике и заменены научными положения­ми. В свою очередь, здравый смысл также не остается неиз­менным, ибо со временем включает в свой состав прочно утвердившиеся в науке истины.

1 Huxley Tomas. Educational Value of Natural History Science// Readings in Philosophy of Scince. — NY., 1953.—P.130.




Поскольку наука вообще и научное исследование в част­ности представлют собой особую целенаправленную деятель­ность по производству новых, надежно обоснованней знаний, то они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного, так и вненаучных форм познания.

Научное познание как предмет методологического анализа

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятель­ности по производству объективно истинного знания об окру­жающем нас мире возникает как естественное продолжение обы­денного, стихийно-эмпирического процесса познания. Кроме на­учного познания, существуют также вненаучные способы пости­жения действительности, важнейшим из которых является искус­ство, а самым знакомым — обыденное познание. Поэтому первая наша задача заключается в том, чтобы выяснить, в чем состоит их сходство и преемственность и в чем заключается качественное от­личие научных форм познания от ненаучных.

Обыденное и научное знание

Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенно­стях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодоли­мой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие последнего.

Рассматривая вопрос о соотношении обыденного и научно­го знания, следует избегать двух крайностей в его решении. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается прежде всего в том, что они имеют об­щую цель — дать объективно верное знание о действитель­ности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в

обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективном реальном суще­ствовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъественных сил. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, постольку они опираются на те же законы традицион­ной логики, которые обеспечивают последовательный, непро­тиворечивый характер мышления. Правда, эти законы не всег­да ясно сознаются и не всегда точно формулируются, и иногда именно это обстоятельство служит источником логических ошибок.

Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем под­вергаются уточнению, исправлению или замене другими поло­жениями. Так, например, обыденные представления о плоской земной поверхности, о движении Солнца вокруг Земли, во­шедшие даже в птолемеевскую систему мира, и многие другие были подвергнуты критике и заменены научными положения­ми. В свою очередь, здравый смысл также не остается неиз­менным, ибо со временем включает в свой состав прочно утвердившиеся в науке истины.

1 Huxley Tomas. Educational Value of Natural History Science// Readings in Philosophy of Scince. — NY., 1953.—P.130.

Поскольку наука вообще и научное исследование в част­ности представлют собой особую целенаправленную деятель­ность по производству новых, надежно обоснованней знаний, то они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного, так и вненаучных форм познания.

Что такое социология?

Чем занимается социология

Социология как самостоятельная наука возникла в XIX веке, когда бурное развитие капитализма в Европе, сопровождавшие этот процесс политические революции выдвинули на первый план такие свойства общественной жизни, как ее противоречивость, интенсивность, изменчивость. Структура общества усложнилась, былая слитность социума и индивида распалась, общество стало восприниматься человеком как чуждая и неподвластная сила, к изменениям и эволюции которой трудно приспособиться.

В этих условиях возникает потребность в достоверном знании об этой запутанной и непонятной социальной реальности, знании не абстрактном, а конкретном, не умозрительном, а рациональном, и, может быть главное - практически применимом. Ведь для того, чтобы ориентироваться в чрезвычайно сложном и быстроменяющемся мире, выдерживать конкуренцию в экономике и политике, добиваться успеха нужно иметь реалистические знания о социальной среде и уметь их использовать. Из необходимости в таких знаниях и рождалась социология.

Благодаря этой практической потребности круг интересов социологии чрезвычайно широк. Собственно, нет такого общественного явления, мимо которого могла бы пройти эта наука. Она изучает такие важные для существования общества институты как семья, экономика, труд, образование, политика, религия. В поле ее зрения постоянно находятся социальные группы и общности, этносы, классы, возрастные и профессиональные группы. Само их существование рождает ряд проблем, осмыслением которых занимается социология. Это, например, безработица, социальное иэкономическое неравенство, преступность, миграция, индустриализация, урбанизация и т.д. и т.п. Социологи пытаются выявить их причины, факторы, влияющие на их развитие, рост или уменьшение, изучить их воздействие на непосредственную жизнь людей, состояние и эволюцию общества в целом. Вообще, надо сказать, проблема устойчивости и изменчивости общества, порядка и беспорядка в нем, сама возможность его существования в качестве подвижного и меняющегося, но единого и целого - эта проблема проходит сквозь всю историю социологии, пронизывает многие социологические работы различных школ и разной тематики.

Социология и обыденное знание

Как правило, все мы имеем некоторые представления о социальных явлениях и проблемах, руководствуемся ими в нашей повседневной жизни и считаем их правильными. Но достаточно ли таких знаний для эффективного функционирования общественного организма, для разрешения многочисленных конфликтов, неизбежно и постоянно возникающих в жизни людей? Вопрос явно риторический. Иллюзии и заблуждения, пренебрежение к объективному знанию зачастую сами становятся источником конфликтов, создают проблемы, которых можно было избежать.

Обыденные знания выполняют очень важную функцию - они служат приспособлению людей к социальному миру, интеграции в него. Без таких знаний человек не может успешно взаимодействовать с другими, достигать своих целей, жить в согласии с окружающими. Задача же социологии как науки заключается в поиске объективного и достоверного знания, которое расширяет и углубляет наши представления о том обществе, в котором мы живем, о социуме вообще.

Обыденное (по)знание. его охарактеризовать сложнее, чем научное, потому что оно изучается разными дисциплинами - когнит и соц психологией, социологией, культурологией, каждый описывает это со своей точки зрения. ОП – некий конгломерат разнородных элементов из разных источников: традиция, ее авторитет, собственный опыт. По традиции передаются многие сведения, навыки, рецепты: как воспитывать детей и что готовить на НГ. ОЗ пополняется из других источников – СМИ. Выражается на обыденном языке. Обыденное знание носит рецептурный характер: большая его часть – знание о том, как поступать в тех или иных ситуациях: пр, как солить огурцы. Но в научном знании тоже есть рецептурная часть – например, технические науки: рецепт: как построить мост, и медицинские науки. Мб бы сказать, что рецепты в ОЗ не имеют обоснования и объяснения. Ни у кого не возникает вопроса, зачем класть соду при приготовлении пищи. Но даже теоретическое знание не всегда может объяснить, почему какие-то лекарства более эффективны. Рецепт – не четкий критерий. Язык: ОЗ не пользуется специальной терминологией. Но есть области научного знания, где (история) не пользуется определенным языком. ОЗ проверяется в опыте, поэтому ОЗ меняются. они должны продемонстрировать свою успешность и закрепиться, поэтому нужно подтверждение в опыте. итого: четкой грани отличающее ОЗ от НЗ. Можно говорить о том, что более или менее характерно для науки и обыденного знания. В сущности, работ, анализирующий ОЗ с гносеологической точки зрения, нет. Анализируется как феномен культуры или социальной психологии.

Научное (по)знание.Могут быть разные классификации. Например: античная, древне-восточная и т п или: математика, естественные науки и т. п. Разная классификация – разное понимание науки. Широкое употребление слова наука – то, что с 17 века и до наших дней. Речь идет о точном естествознании. Отличительные черты научного знания: 1) растущее и прогрессирующее познание (ОП изменяется, могут быть разными, но сравнивать по объему вряд ли можно). Науку часто упрекают в том, что она не занимается самыми важными проблемами: пример, достижение бессмертия. Никто этим не занимает, т. к. в ней ставятся определенные проблемы. Наука примерно знает, как примерно искать разрешения проблемы – такими проблемами и занимаются. Если наука не знает, как подойти к разрешению проблемы, она не ставит таких проблем(вечный двигатель). В научном знании ставятся определенные проблемы и решаются определенными методами. В науке решения всегда проверяются определенным образом. Существуют определенные стандарты проверки и обоснования. В этом – сила и слабость науки. Сила: наука ставит вопросы так, что они оказываются разрешимы (выгодное отличие от философии), слабость – проблемы, которые ставит наука, не всегда самые насущные и нужные. Раньше – почитание и уважение науки. сейчас – негативное отношение к науке. Но при этом, как только возникают проблемы, мы ждем их разрешения от науки (загрязнение среды и т. п.). Культура построена на уважении и авторитете к науке. На чем основано уважение? – На результатах, т. к. живем в мире, основанном на научных предсказаниях и открытиях. Благодаря чему наука получает новые результаты и предсказания?Стандартный ответ: благодаря опыту. Наука обращается к опыту, проверяет свои утверждения на опыте.

Бэкон: первый четко сказал, что знание должно основываться на опыте.

Науч знание часто созд язык свой, генетика говорит на собственном языке, лингвистика на собственном языке говорит, не у всех наук свой специализиров язык психология отчасти, история по большей части польз обычным языком, география польз собст языком карт и обыденным языком. Здесь есть переходы и градации. Применяем мы жизни методы?в обыденн познании применяем абстрагирование, классификацию, рассуждение по индукции, по дедукции. Научное знание систематизированно, обыденное не систематизируется, это конгломерат знаний из разн источников. К этому конгломерату можно добавл нов знания и это не сегда треб отказа от др знания. Научн знание тягттеет к тому, чтобы быть организованным и систематичным.Научное знание требует проверки, должны иметься критерии обоснованного знания и как они должны обосновываться, в обыден жизни есть способы проверить, но нет систематических знаний о том, акие способы проверки достаточны, а какие не дочтаточны, наука стремится вырабатывать критерии проверки. Виды и уровни познания. Продолжение.

В развит научн знании можно выдел 2 уровня-эмпирич и теоретич, есть много наук, кот пребывали на уровне эмпирическогоё их назыв описательными-древневосточн астрономия, ботаника, зоология, описывала разнообразие животных, науки о почвах, минералах. Науки имеют тенденцию надстороить теоретический уровень, это объясняющие науки, с 2 уровнями. Описательн науки содерж обобщение, классификация, разница-теории создают свои особые теоретич объекты, они служат главным инструментом объяснения, они служат инструментом предсказания. Для позитивистов это была проблема, но они не смогли избавиться, постпозитивисты свели всю теорию к теоретическому-наблюдаем то, что позволяет наблюдать теория. Пьер дю гел говорил о физике и о его работе. То, что ученый наблюдает опр тем, какие теории он разделяет. Этот вывод эпистемологии перевернул все проблемы. Все металлы расширяются при нагреварии-это металл значит он удовл условию. Эта теория не объяснила почему металл расширяется при нагревании, что бы говорить почему, надо говорить о ненаблюдаемой кристаллической решетки металлов. Теории явл конструкциями ума, а не выведены из опыта. Получается, что более простое объясняется через менее простое и менее очевидное. Раньше люди видели, что яблоки падают на землю, а ньютон объясняет это через наличие особой силы, кот действует на все. В истории науки велся спор, как эта сила действует через пустоту. С этими теориями связана гносеологич проблема. Как обоснованы теории? Как они оправдываются? Наука устанавливает закономерности, а теоретич сущности подвержены измениям.

Билет№22Эмпирический и теоретический уровни научного познания, основания для их различения. Споры о статусе научной теории (реализм, инструментализм): основные аргументы спорящих сторон.

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:


Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).


В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез) .


Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, — результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

Читайте также: