Натурализм в музыке 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

§3. Содружество А. Брюно - Э. Золя на оперной сцене

Морализаторская тенденция проявилась в общественной деятельности Брюно и Шарпантье, тем самым выделив их из большого числа музыкантов. Примечательно, но ни Гуно, ни Массне, ни Сен-Санс не ставили перед собой просветительских задач.

Как Золя много рассуждал о социальной функции литературы, в частности, романа, так и Шарпантье заявлял об общественной полезности искусства62. Брюно вслед за Золя как бы отчитывался за каждый свой творческий шаг в широковещательных критических заявлениях. За этими декларациями скрывалась достаточно четкая идеологическая программа, нацеленная на демократизацию музыкального образования и просвещения63. Художники участвуют во всех важнейших событиях, связанных с политической и общественной деятельностью64, встраивая в неё и популяризацию собственных произведений. Следует признать тот факт, что эстетические положения Брюно и Шарпантье наилучшим образом соответствовали избранному французским правительством политическому курсу65.

Брюно был назначен официальным репортером Всемирной выставки 1900 года. Это поручение стало результатом административного решения республики поместить музыкальные представления выставки под покровительство министерства Образования и Изящных искусств с определенной и ясной целью – содействовать развитию эстетического чувства нации66.

Заключение

Публикации по теме диссертации в рецензируемых журналах,

рекомендованных ВАК

Прочие публикации

Подписано в печать: 27.03.2012

Тираж: 100 экз. Заказ № 65

119526, г. Москва, Страстной бульвар, д. 6, стр. 1

1 Dahlhaus C. The Nineteenth-Century Music. USA, 1989. P. 12-13.

2 Dumesnil R. L’poque raliste et naturaliste. Paris, 1945; Pags A. Le naturalisme. Paris, 1989; Becker C. Lire le Ralisme et le Naturalisme. Paris, 1992; Klein W. Realismus in Frankreich nach 1848. Berlin, 1989; Rhrl B. Kunsttheorie des Naturalismus und Realismus: hist. Entwicklung, Terminologie u. Definitionen. Hildesheim – Zrich – New York, 2003.

4 Arrighi P. Le vrisme dans la prose narrative italienne. Paris, 1937; Madrignani C. Capuana e il naturalismo. Bari,1970; Debenedetti G. Verga e il naturalismo. Milano, 1978; Володина И. Луиджи Капуана и литературная теория веризма (1860-1880). Л., 1975.

7 Золя Э. Экспериментальный роман // Собрание сочинений в 26 томах. Т. 24. М., 1966. С. 272.

13 Girardi M. Mascagni P. // The Grove Dictionary of Music & Musicians. Oxford, 2001.

14 За пределами оперного текста остаются второстепенные персонажи из пьесы Верги. См.: дядюшка Брази (хозяин постоялого двора), Камилла (его жена), Филомена, Пиппуцца.

20 На премьере опера исполнялась как одноактное произведение. Однако после премьеры Тосканини посоветовал Леонкавалло сочинить интермеццо, используя тематический материал из пролога. Композитор последовал рекомендации маэстро. Сонцоньо тоже внес необходимые изменения и опубликовал двухактную версию оперы. Исследователь творчества Леонкавалло К. Драйден ссылается на автограф партитуры, доказывающей, что интермеццо было добавлено позже. См.:Dryden K. Leoncavallo: life and works. USA, 2007. P. 46.

- фотографическая точность отражения действительности.

Дэниел Риджуэй Найт

- стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира;

- выход из закрытых студий на природу.

Пьер Огюст Ренуар

- яркая творческая индивидуальность.

Винсент ван Гог

Вывод: новые художественные течения возникли в условиях кризиса старых ценностей, старого миропонимания, переоценки традиций. Искусство XIX в. является одним из наиболее противоречивых и драматических эпизодов мировой художественной культуры.

Музыкальная жизнь этого периода тоже отличалась бурностью событий и частой сменой направлений, напряженным поиском новых средств выразительности в музыкальном искусстве. Нередко эти поиски были связаны с поисками в других видах искусства. Направления, родившиеся в литературе или изобразительном искусстве постепенно захватывали другие виды искусства, в частности музыку.

Клод Дебюсси (1862—1918)

Морис Равель (1875—1937)

Модернизм в музыке

Музыкальные пейзажи импрессионистов остаются непревзойденными по тонкости и изысканности красок, по существу столь же характерными для французской художественной культуры.

Классические традиции в музыке

Классические бетховенские традиции нашли свое развитие в творчестве австрийского симфониста Густава Малера (1860—1911), который был выдающимся дирижером, а в 1897—1907 гг. руководил Венской оперой.

Между 1888 и 1909 гг. Малер создает 10 симфоний, каждая из которых становится событием в музыкальной жизни Европы. Он резко поднял общественное звучание музыкальных произведений, возродил на новой основе традиции философской симфонии-исповеди. Малер смело использовал в симфониях вокальное и хоровое начала, добивался гармонического единства сложнейших музыкальных тем с бесхитростными мелодиями фольклора. Малер шел от традиций Бетховена и Шуберта, ему были чужды символические и натуралистические увлечения.

Натурализм в музыке

Натурализм же получил развитие в итальянской музыке под названием веризма. Его последователями здесь выступили

  • Джакомо Пуччини (1858—1924),
  • Пьетро Масканьи (1863—1945),
  • Реджеро Леонкавалло (1857—1919).

Экспрессионизм в музыке

Проведенная веристами оперная реформа доказала свою плодотворность в последующем развитии музыкально-драматического искусства в Европе.

Шенберг — отец музыкального модернизма — создал новую музыкальную технику, отвергающую полностью ладомузыкальную основу, получившую название додекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук) — метод музыкальной композиции, при котором отрицаются ладовые связи (тяготения) между звуками и каждый из 12 тонов хроматического звукоряда (звуки в пределах октавы) считаются равноправными без различия тонов на устойчивые и неустойчивые.

Творчество и учение Шенберга произвели переворот в многовековой практике композиции. Впервые реформа музыкального языка отвергла преемственность с музыкой прошлого. Шенберг и его преемники полностью порывают с ладотональной системой. Сочинение музыки, согласно Шенбергу, представляет собой чисто умозрительное конструирование, подобное решению задач математической логики.

Авангардизм в музыке

Еще большим отходом от традиций классического музыкального наследия отмечено течение авангардизма, основанного на принципах нововеновской школы с привнесением других элементов композиции. Авангардисты включали в звуковую ткань произведения различного рода шумы, звуки электронных синтезаторов, отметим это, забегая вперед.

Одной из разновидностей музыкального авангардизма стала алеоторика (лат. alea — игральная кость, случайность) — течение в современной музыке, возникшее в 50-е гг. XX в. в ФРГ и во Франции; основано исключительно на применении принципа случайности как в процессе создания произведения, так и его исполнения. В Хаотичном звукосочетании авангардисты применяли принцип сонорности (лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) — композиторская техника, построенная на использовании красочных созвучий.

Неоклассицизм в музыке

Выводы

В заключении отметим, что музыка ярчайшего новатора Шенберга, полностью перевернувшего традиционное представление о музыкальном языке, в наши дни почти не звучит и представляет интерес как историческая веха в развитии приемов композиторского письма, а музыка Рахманинова, писавшего старомодно, звучит сегодня широко и представляет неотъемлемую часть искусства сегодняшнего дня. Возникнув в среде художников, импрессионизм как направление вскоре захватил скульпторов, а затем и композиторов, и был наиболее устойчивым направлением конца XIX в.

Наиболее ярко течение проявилось во Франции (Э. Золя, Г. Де Мопассан, А. Доде, братья Гонкуры) и Италии (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). Натурализм также имел место в Германии (Гауптман., Конрад), в Англии (Дж. Мур, Гиссинг), в России (Писемский, Мамин-Сибиряк), США (Крейн, Гарленд, Моррисон).

Основной принцип натурализма - близость к жизни, фотографическая фиксация фактов, документализм.

Итальянские композиторы были тесно связаны с традициями Верди: социальная острота сюжетов, демократизм, гуманизм, психологизм, опора на итальянскую кантилену, лейтмотивы чувств; в музыкальной драматургии - яркость контрастов, рельефность драматургических коллизий.

Характерные особенности музыки оперного веризма:

• сжатость, лаконизм композиции оперы, уменьшение количества действий, вплоть до одноактности;

• новый тип веристской оперы-новеллы, аналогичной жанру bozetto;

• отказ от классической большой арии, опора на арисзно-декламационный стиль;

• сверхэмоциональность вокальной партии с использованием выкриков, стонов, рыданий, стенаний (требуется огромное чувство меры в культуре исполнения, иначе возникает угроза мелодраматизма);

• народные сцены обычно выполняют роль фоновых, живописно-колористических.

Опера представлена на конкурс, организованный в 1890 году импрессарио Сонцоньо. Сюжет основан на реальном событии, которое произошло в 60-х годах XIX века в Калабрии (Южная Италия). Этот поразительный случай (во время представления бродячей труппы муж-актер убил свою жену) обошел все газеты.




Либретто написал сам композитор. В опере два действия, которые развиваются очень динамично. Сцены сменяют друг друга по принципу кинематографической смены кадров. Жанр оперы - социально-бытовая драма.

Рекомендуются для прослушивания: Пролог, Ария Недды, любовный дуэт Недды и Сильвио, финалы I и П действий.

Наиболее ярко течение проявилось во Франции (Э. Золя, Г. Де Мопассан, А. Доде, братья Гонкуры) и Италии (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). Натурализм также имел место в Германии (Гауптман., Конрад), в Англии (Дж. Мур, Гиссинг), в России (Писемский, Мамин-Сибиряк), США (Крейн, Гарленд, Моррисон).

Основной принцип натурализма - близость к жизни, фотографическая фиксация фактов, документализм.

Итальянские композиторы были тесно связаны с традициями Верди: социальная острота сюжетов, демократизм, гуманизм, психологизм, опора на итальянскую кантилену, лейтмотивы чувств; в музыкальной драматургии - яркость контрастов, рельефность драматургических коллизий.

Характерные особенности музыки оперного веризма:

• сжатость, лаконизм композиции оперы, уменьшение количества действий, вплоть до одноактности;

• новый тип веристской оперы-новеллы, аналогичной жанру bozetto;

• отказ от классической большой арии, опора на арисзно-декламационный стиль;

• сверхэмоциональность вокальной партии с использованием выкриков, стонов, рыданий, стенаний (требуется огромное чувство меры в культуре исполнения, иначе возникает угроза мелодраматизма);

• народные сцены обычно выполняют роль фоновых, живописно-колористических.

Опера представлена на конкурс, организованный в 1890 году импрессарио Сонцоньо. Сюжет основан на реальном событии, которое произошло в 60-х годах XIX века в Калабрии (Южная Италия). Этот поразительный случай (во время представления бродячей труппы муж-актер убил свою жену) обошел все газеты.

Либретто написал сам композитор. В опере два действия, которые развиваются очень динамично. Сцены сменяют друг друга по принципу кинематографической смены кадров. Жанр оперы - социально-бытовая драма.

Рекомендуются для прослушивания: Пролог, Ария Недды, любовный дуэт Недды и Сильвио, финалы I и П действий.

Читайте также: