Натурализм в литературе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Натурализм как особое литературное направление, получил теоретическое обоснование и значительное развитие во Франции, около 1870-х годов XIX столетия. Главою этой школы считался Эмиль Золя, который в своих романах и критических статьях явился наиболее горячим и талантливым защитником и популяризатором идей, долженствовавших произвести литературный переворот.

Сам этот глава натуралистической школы не считал себя, впрочем, изобретателем небывалого литературного течения. Натурализм – в смысле стремления изображать правдиво жизнь – проявлялся и у прежних писателей всех времен и народов. В числе ближайших французских писателей, имевших склонность к натурализму и бессознательно подготовивших почву новой натуралистической школе, Золя называет Бальзака, Стендаля, Гюстава Флобера и братьев де Гонкуров. Но то, что у прежних писателей являлось случайно и было плодом личной склонности, Золя постарался возвести в цельную систему, создав литературную теорию натуралистического романа, который сознательно употреблял бы особые приемы.

Эмиль Золя

Эмиль Золя, основоположник натурализма

Натурализм не дал французской литературе, кроме Золя, ни одного выдающегося имени. Талантливейшие из современных ему французских романистов, например, Доде и Мопассан, показав на первых порах готовность следовать идеям натуралистической школы, скоро отошли от неё в сторону идеализма. В числе своих истинно преданных поклонников и последователей Золя мог указать лишь второстепенные имена (Ришпен, Рикуар и др.). На другие европейские литературы натурализм имел лишь сравнительно слабое влияние. Вскоре и во Франции стали признавать, что натуралистическая школа быстро сыграла свою историческую роль и её следует заменить новым литературным направлением, которое бы не довольствовалось только собиранием документов ввиду отдаленной и неопределенной цели, не показывало бы пристрастия исключительно к картинам грязным и грубым, а вносило бы в реальное изображение идею и поэтический элемент.

1) На­прав­ле­ние в ев­ропейской и американской ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве по­след­ней тре­ти XIX века, дек­ла­ри­ро­вав­шее стрем­ле­ние к мак­си­маль­но точ­но­му и бес­при­стра­ст­но­му ото­бра­же­нию дей­ст­ви­тельности.

Для натурализма как сти­ля ак­тёр­ской иг­ры харак­тер­ны ви­ди­мое то­ж­де­ст­во ак­тё­ра и пер­со­на­жа, от­каз от па­те­ти­ки и дек­ла­ма­ции, вос­про­из­ве­де­ние ре­че­вых обо­ро­тов и ин­то­на­ций по­все­днев­ной раз­го­вор­ной ре­чи с со­хра­не­ни­ем её син­так­сических и диа­лек­таль­ных осо­бен­но­стей, вы­страи­ва­ние внеш­не­го об­ли­ка, ре­чи и по­ве­де­ния пер­со­на­жа, ис­хо­дя из его со­ци­аль­но­го ста­ту­са. На сме­ну тра­ди­ци­он­ной для ак­тёр­ско­го те­ат­ра сис­те­ме ам­п­луа в на­ту­ра­ли­стическом те­ат­ре при­шли ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рованные ха­рак­те­ры, раз­ра­ба­ты­ва­емые да­же для ста­ти­стов, за­ня­тых в мас­со­вых сце­нах (ко­то­рые са­ми по се­бе так­же бы­ли но­во­вве­де­ни­ем натурализма).

Как ис­то­ри­че­ски ло­каль­ное яв­ле­ние сце­нический натурализм ис­чер­пал се­бя в начале XX века. В середине XX века тен­ден­ции натурализма бы­ли под­хваче­ны т. н. те­ат­ром по­все­днев­но­сти 1970-х годов в его раз­но­об­раз­ных про­яв­ле­ни­ях - от до­ку­мен­таль­но­го ре­пор­та­жа до ис­по­ве­даль­ных, ли­рических форм ост­рой со­ци­аль­ной кри­ти­ки. В те­ат­ре конца XX - начала XXI веков к эс­те­ти­ке натурализма об­ра­ща­ют­ся Н. В. Ко­ля­да, А. Хер­ма­нис и др., ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся различные фор­мы до­ку­мен­таль­но­го те­ат­ра (в ча­ст­но­сти, т. н. вер­ба­тим).

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Натурализм — это литературное движение, родившееся во Франции во второй половине XIX века как прямое применение мыслительного позитивизма, целью которого является описание реальности психологического и социального с помощью тех же методов, которые используются в естественных науках. Он отражает в литературе влияние общего распространения научной мысли, которая основывает знания на наблюдениях, экспериментах и ​​проверках.

Натурализм похож на литературный реализм в своем отрицании романтизма, но отличается в его объятиях детерминизма, отрешенности, научного объективизма и социальных комментариев. Движение во многом связано с теориями французского автора Эмиля Золя.

Писатель пытается выразить реальность самым объективным и безличным способом, оставляя рассказам самих вещей и фактов описание задачи осуждения состояния социальной ситуации, подчеркивая деградацию и несправедливость общества. Авторы-натуралисты отказываются от повествовательного выбора всеведущего рассказчика, который знает все о персонажах и рассказывает историю от третьего лица, обычного в реалистическом романе, заменяя ее повествовательным голосом, который наблюдает описанные явления по мере их возникновения.

Происхождение и определение
Натурализм является логическим продолжением реализма: последний намеревался описать или изобразить реальность самым точным из возможных способов, в том числе в его аморальных или вульгарных аспектах. Натурализм продолжает идти по этому пути, но добавляя физиологический контекст и показывая, что среда, в которой живет главный герой, является одной из причин его поведения. Принимая себя за отражение реальности, натурализм особенно интересует обездоленные социальные классы — крестьяне, рабочие или проститутки.

Впоследствии Эмиль Золя утверждает натурализм, который придает ему истинное литературное значение и делает его романтической школой, нацеленной на объединение писателей своего времени. Как он объясняет в предисловии ко второму изданию Thérèse Raquin (1868) и особенно в The Experimental Roman, долг литературы состоит в том, чтобы стать научным:

«Итак, я пришел к этому: экспериментальный роман является следствием научной эволюции века; он продолжает и дополняет физиологию, которая сама основана на химии и физике; она заменяет изучение абстрактного человека, метафизического человека, изучение естественного человека, подчиненного физико-химическим законам и детерминированного влиянием окружающей среды; одним словом, это литература нашего научного века, поскольку классическая и романтическая литература соответствовала веку схоластики и богословия «.

«Наблюдатель и экспериментатор — единственные, кто работает для силы и счастья человека, постепенно делая его хозяином природы. Нет благородства, нет достоинства, нет красоты, нет морали, не знать, лгать, притворяйся, что чем больше ты становишься, тем больше становишься выше в заблуждении и растерянности. Единственные великие и нравственные дела — это дела истины «.

Не так просто ответить, знаменует ли натурализм начало литературного модернизма. С одной стороны, он является принципиально новым для тематической обработки социальных проблем в современном городе, а также разрывается со всей поэтикой, согласно которой люди считаются автономными существами. С другой стороны, натурализм основан на идее узнаваемости мира через материалистически-позитивистские науки своего времени, поэтому он принадлежит науке.

Но эта предполагаемая объективность наук стала предметом критики с 1890 года: Зигмунд Фрейд обнаружил бессознательное у предположительно рационального и эмоционально определенного человека, Альберт Эйнштейн сослался на субъективность времени и пространства, Хофманнсталь сформулировал яростное недоверие к человеческому выражению (языковой кризис) , В этом отношении представляется целесообразным, чтобы начало современности начиналось только с определения кризиса, с понимания того, что объективной реальности не существует, а есть только субъективность в мировоззрении. В этом эпизоде ​​многие измы начала 20-го века можно рассматривать как попытки выразить индивидуум — уже не общее — выражение.

Натурализм уже потерял свое влияние около 1890 года. С отменой социалистических законов литературный фронт натуралистов вступил в кризис и распался. Социальный вопрос внезапно показался чем-то устаревшим. Большие круги были убеждены, что социальный вопрос находится на пути к окончательному решению. Социал-демократический автор Пол Эрнст признался, что воспринимал опасность как особую привлекательность в своих лекциях перед рабочими, которые теперь исчезли. Авангард обратился к новым темам; она обнаружила богемную и импрессионистскую эстетику, в то время как социальные проблемы, которые натурализм только что сделал социально приемлемыми, были быстро подавлены.

принципы
В целом, определяющие черты натурализма сводятся к следующему:

Натурализм считается эволюцией реализма. Фактически, большинство реалистических авторов эволюционировали к этому материалистическому течению, хотя другие ориентировали свое описание реальности вглубь персонажа, придя к психологическому роману.

Натурализм, как и реализм, опровергает романтизм, отвергая уклонение и обращая свой взор к ближайшей материальной и повседневной реальности, но далеко не удовлетворенный описанием буржуазной мезократии и ее индивидуалистическим и материалистическим менталитетом, он расширяет свой взгляд на большинство обездоленные слои общества и пытаются объяснить зло, которое они испытывают, детерминистическим способом.

Натурализм стремился объяснить поведение человека, и его рассказчики пытались интерпретировать жизнь, описывая социальную среду, чтобы обнаружить законы, которые управляют поведением человека.

Когда в Париже появились новаторские инициаторы этого движения, такие как Золя и позднее Флобер, они грубо и реалистично описывают в основном социальный контекст столицы Франции и лишь позже они осмелились описать другие среды.

Натуралистическая поэзия
Поэтическая природа проистекает из детерминистического взгляда на жизнь и человека, и роман — лишь малая часть жизни, анализируемая с помощью научного метода, естественна, как социологическая.

Принципы экспериментальной теории романа были, однако, зафиксированы Эмилем Золой в двух основных моментах, согласно которым автор:

оно должно наблюдать реальность, а не выдумывать ее, а затем объективно воспроизводить;
должен использовать сценарий, который оказывается объективным документом, из которого не должно быть никакого субъективного вмешательства автора.
Темы повествования натуралиста
Излюбленные темы натуралистического нарратива были анти-идеалистическими и анти-романтическими, поэтому повествование принесло с собой сильный заряд социального осуждения, который должен был возникнуть в результате научного и объективного описания фактов.

Поэтому среди основных тем были:

повседневная жизнь с ее банальностью, подлостью и лицемерием;
болезненные страсти, которые должны были граничить с пределами психиатрической патологии, такой как безумие и преступность;
условия жизни подчиненных классов, особенно городского пролетариата, который с его нищетой (проституция, алкоголизм, преступность среди несовершеннолетних) мог бы служить ярким примером социальной патологии.

Американский натурализм
Натурализм в американской литературе прослеживает Фрэнка Норриса, чьи теории заметно отличались от теорий Золя, особенно в отношении статуса натурализма в местах реализма и романтизма; Норрис считал натурализм романтическим, а Золя — реалистом реалистом. Для связи, хотя американский натурализм имел тенденции, его определение не имело единого критического консенсуса. Примеры Линка включают Стивена Крейна, Джека Лондона, Теодора Драйзера и Фрэнка Норриса, а Уильям Дин Хауэллс и Генри Джеймс являются явными маркерами на другой стороне разрыва между натуралистами и реалистами.


Содержание

Истоки и обоснование

Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов — беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Основные представители



В своеобразную школу за пределами Франции натурализм сложился только в Италии (см. веризм) и в США. Американские писатели-натуралисты — Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Джон Стейнбек — беспощадно фиксировали реалии повседневной жизни на задворках общества, на полях боя и в городских трущобах (там, где селились прибывавшие в Америку иммигранты). В целом их произведения ещё более пессимистичны, чем романы Золя.

Читайте также: