Натурализм это в истории 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Натурализм — это стиль живописи, в котором художник при написании картины придерживается правдивости и естественности. Натурализм возник в обществе, уставшем от переизбытка приукрашенной действительности, и потому развернувшемся в сторону реализма. А последователи натурализма всегда стремились к максимально точному и объективному воспроизведению окружающего мира. Именно потому они имели успех, пусть и в слишком короткий период времени.

История натурализма

Натурализм как направление живописи сформировался в последней трети XIX века и формально объединил художников из Европы, Америки, Австралии и России. Наибольшую распространенность получил во Франции, где развивался не только как художественное, но и как литературное течение. Его вдохновителями стали Эмиля Золя (Émile Zola) и братья Жюль и Эдмон Гонкуры (Jules de Goncourt, Edmond Huot de Goncourt), исповедовавшие философию о том, что человек искусства обязан отражать мир таким, какой он есть, без табу, завуалированности и стыдливости.

Отличительные черты натурализма

К натурализму (от фр. naturalisme и от лат. naturalis — природа, естественный) часто относят картины, созданные представителями различных художественных школ и течений, например, реализма и раннего импрессионизма. Особенно, когда живописец бесстрастно изобразил сцену насилия и жестокости или откровенно показал голое эротическое тело. Но это не означает, что если сюжет, герои и предметы поданы с пристальным вниманием к запретному, то работу можно смело назвать натуралистичной. Ведь если исходить из такой трактовки термина, то практически каждый художник создал хотя бы одно произведение в подобном стиле и может претендовать на принадлежность к натурализму.

Истинные натуралисты имели иную цель. Они добивались в своей работе фотографической точности, сознательно отказываясь от стилистических украшений, анализа и обобщения социально-экономических проблем общества. Критики стиля часто упрекали натуралистов в ограниченном творческом подходе, в отсутствии драматизма и страсти, в нежелании погружать зрителя в духовность и возбуждать в нем возвышенные чувства.

Так, любимыми темами последователей натурализма стали:

    , причем не только красивые пейзанские ландшафты, но и предместья крупных городов с полуразвалившимися сараями, шаткими мостиками и потемневшими от старости телегами; , среди которых как изнурительный труд крестьян в поле, так и праздная жизнь проститутки в борделе;
  • обнаженная натура, причем не возвышенно-прекрасная без изъянов, а естественная, с малопривлекательными физиологическими особенностями и даже патологиями тела;
  • криминальные сюжеты, беспристрастно описывающие все детали преступления; , преимущественно мрачные изображения усталых и безрадостных современников автора;
  • драматические события — похороны, казни.

Примечательно, что натурализм сузил глобальное представление живописца об окружающем мире до конкретного вида за окном. Вместо мифологических героев и представителей знати зритель рассматривает репортажные зарисовки о такой знакомой и привычной жизни, которую он проживает каждый день рядом со своей семьей, соседями и односельчанами. Неудивительно, что натуралисты редко были популярны за пределами той местности, где они жили и работали.

В русской же живописи изображения обнаженного тела всегда было мало. Только в середине XIX века появились академические рисунки мужского торса, а к концу столетия Валентин Серов добился права приглашать в качестве живой натуры женщин.

Самые известные художники-натуралисты

Из многочисленной плеяды натуралистов можно выделить несколько самых ярких и неординарных живописцев:

  • Жюль Бастьен-Лепаж (Jules Bastien-Lepage), французский живописец, одним из первых изобразил быт крестьян; (Marie Bashkirtseff), талантливая русская, украинская и французская художница;
  • Антон Мауве (Anton Mauve), известный пейзажист и анималист, предпочитающий спокойные и лиричные композиции; (Thomas Cole), американский пейзажист, основатель Школы реки Гудзон.

Коллекционеры с удовольствием покупают натуралистические картины на аукционах онлайн-портала. В каталогах Very Important Lot также представлены работы современных художников, пишущих в бытовом и пейзажном жанрах. Купить картины мастеров живописи вы можете напрямую у автора.


1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений.

2. Первоначальное название реалистического направления в русской литературе; натуральная школа. В баснях Крылова сатира делается вполне художественною; натурализм становится отличительною характеристическою чертою его поэзии. Белинский, Взгляд на русскую литературу 1847 г.

3. Нарочитое подчеркивание внешних деталей, преувеличенно подробное изображение теневых, мрачных сторон действительности, жестокости, насилия и т. д.

[От лат. naturalis — естественный, природный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Натурализм (фр. Naturalisme, лат. Natura — природа) — направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

Натурализм — философское направление.

Натурализм — направление в литературе.

Натурализм — направление в живописи.

Натурализм — направление в сценическом искусстве.

НАТУРАЛИ'ЗМ, а, мн. нет, м. (от латин. naturalis — природный). 1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.). 2. Противоположное реализму позитивистическое направление в искусстве и литературе, стремящееся к фотографически точному, якобы объективному, воспроизведению действительности (лит. и искус).

натурали́зм

1. книжн. направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 века) и характеризовавшееся стремлением к внешне точному воспроизведению действительности и человеческих отношений

2. разг. нарочитое подчёркивание внешних деталей, преувеличенно подробное изображение теневых, мрачных сторон действительности, жестокости, насилия и т. п.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фресковый (прилагательное):

Синонимы к слову «натурализм»

Предложения со словом «натурализм»

  • Красоту окружающего мира стремились передать в своих работах представители так называемого научного натурализма, сформировавшегося к концу XVI столетия.
  • В философии нового времени христианство проникает в мысль, и это выражается в перенесении центральной роли с космоса на человека, в преодолении наивного объективизма и реализма, в признании творческой роли субъекта, в разрыве с догматическим натурализмом.

Сочетаемость слова «натурализм»

Натурализм (фр. Naturalisme, лат. Natura — природа) — направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности.

Дополнительно

Предложения со словом «натурализм»

Красоту окружающего мира стремились передать в своих работах представители так называемого научного натурализма, сформировавшегося к концу XVI столетия.

Религиозные композиции XVIII–XIX веков исполнялись в экзальтированно-сентиментальной манере и дополнялись элементами натурализма.

Без построения нет искусства, а есть голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной болезнью.

Свойственный Н. Детерминизм зачастую приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной несвободе его воли преодолевалось лишь некоторыми писателями. Если Золя, веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (например, у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистическое убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных на улучшение общества.

Лит.: Боборыкин П. Д., Европейский роман в 19 столетии, СПБ, 1900; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, М. — Л., 1964; История французской литературы, т. 3, М. — Л., 1959; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Тагер Е. Б., Проблемы реализма и натурализма, в кн.: Русская литература конца 19 — начала 20 в., М., 1968; Frierson W. С., L'influence du naturalisme franpais sur les romanciers anglais. P., 1925; Hiauschek Н., Der Entwicklungsbegriff in den theoretisch-programmatischen Schriften des fruhen Naturalismus, W., 1941; Penchat Ch., Histoire du naturalisme francaia, v. 1—2, P., 1949—50; Ahnebrink L., The beginnings of naturalism in American fiction, Uppsala — Camb., 1950; Walcutt Ch., American literary naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956; Hamann R., Hermand J., Naturalismus, B., 1959; Dumesnil R., Lerealisme et le naturalisme, P., 1965; Pomilio М., Dal naturalismo al verismo, [Napoli, 1966].

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

1) На­прав­ле­ние в ев­ропейской и американской ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве по­след­ней тре­ти XIX века, дек­ла­ри­ро­вав­шее стрем­ле­ние к мак­си­маль­но точ­но­му и бес­при­стра­ст­но­му ото­бра­же­нию дей­ст­ви­тельности.

Для натурализма как сти­ля ак­тёр­ской иг­ры харак­тер­ны ви­ди­мое то­ж­де­ст­во ак­тё­ра и пер­со­на­жа, от­каз от па­те­ти­ки и дек­ла­ма­ции, вос­про­из­ве­де­ние ре­че­вых обо­ро­тов и ин­то­на­ций по­все­днев­ной раз­го­вор­ной ре­чи с со­хра­не­ни­ем её син­так­сических и диа­лек­таль­ных осо­бен­но­стей, вы­страи­ва­ние внеш­не­го об­ли­ка, ре­чи и по­ве­де­ния пер­со­на­жа, ис­хо­дя из его со­ци­аль­но­го ста­ту­са. На сме­ну тра­ди­ци­он­ной для ак­тёр­ско­го те­ат­ра сис­те­ме ам­п­луа в на­ту­ра­ли­стическом те­ат­ре при­шли ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рованные ха­рак­те­ры, раз­ра­ба­ты­ва­емые да­же для ста­ти­стов, за­ня­тых в мас­со­вых сце­нах (ко­то­рые са­ми по се­бе так­же бы­ли но­во­вве­де­ни­ем натурализма).

Как ис­то­ри­че­ски ло­каль­ное яв­ле­ние сце­нический натурализм ис­чер­пал се­бя в начале XX века. В середине XX века тен­ден­ции натурализма бы­ли под­хваче­ны т. н. те­ат­ром по­все­днев­но­сти 1970-х годов в его раз­но­об­раз­ных про­яв­ле­ни­ях - от до­ку­мен­таль­но­го ре­пор­та­жа до ис­по­ве­даль­ных, ли­рических форм ост­рой со­ци­аль­ной кри­ти­ки. В те­ат­ре конца XX - начала XXI веков к эс­те­ти­ке натурализма об­ра­ща­ют­ся Н. В. Ко­ля­да, А. Хер­ма­нис и др., ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся различные фор­мы до­ку­мен­таль­но­го те­ат­ра (в ча­ст­но­сти, т. н. вер­ба­тим).

Naturalismo это течение, вдохновленное адаптацией принципов естествознания к литературе и изобразительному искусству; это основано особенно на дарвиновском видении природы. Это движение стремится отразить общие ценности личности, а не символическое, идеалистическое или даже сверхъестественное обращение..

Натурализм произошел в конце девятнадцатого и начале двадцатого века и был следствием реализма. В свою очередь, реализм начался отчасти как реакция на романтизм, сосредоточив внимание на деталях повседневного существования, а не на внутреннем мире.


Однако в литературе и натуралистическом изобразительном искусстве реализм продвигается дальше. Главными героями являются в основном люди скромного происхождения, и в центре внимания находятся несчастья низших классов. Натурализм находился под сильным влиянием марксизма и теории эволюции.

Он пытался применить научную строгость и идеи этих двух теорий о художественном представлении общества. С другой стороны, влияние, которое этот поток оставил в области литературы и изобразительного искусства, огромно. В значительной степени это способствовало развитию современного движения.

Натуралистические работы раскрывают темные аспекты жизни, такие как предрассудки, расизм, бедность и болезни. Это был эффективный способ критиковать общественную организацию конца девятнадцатого века..

Из-за их пессимизма и силы, работы обычно получают критику; Несмотря на пессимизм, натуралисты обычно заботятся об улучшении состояния человека.

  • 1 Происхождение
    • 1.1 История вопроса
    • 1.2 Значение термина натурализм
    • 2.1 Развитие натурализма в изобразительном искусстве
    • 4.1 Эмиль Золя
    • 4.2 Стивен Крейн
    • 4.3 Теодор Драйзер
    • 4.4 Фрэнк Норрис
    • 6.1 Барбизонская школа (ок. 1830-1875)
    • 6.2 Импрессионизм (1873-86)

    источник

    фон

    В девятнадцатом веке обширные объединяющие системы мыслей, а также объединяющие видения романтизма рухнули в ряд односторонних систем, таких как утилитаризм, позитивизм и социальный дарвинизм..

    Затем возникла традиция альтернативной философии, часто пессимистическая. Различные движения социализма, вдохновленные Марксом, Энгельсом и другими, были более политически сильными.

    Однако преобладали ценности и идеалы господствующего буржуазного Просвещения. В девятнадцатом веке эти ценности все больше гармонировали с быстрым прогрессом науки и техники..

    Наука фактически вытеснила религию и теологию как верховного арбитра знания. Новые экономические и социальные силы привели к институциональному исчезновению религии.

    В рамках крупных преобразований естественные науки стали образцом и мерой других дисциплин. Любая гипотеза или вопрос, которые не могли быть сведены к предположительно научному анализу, были отвергнуты.

    Кроме того, любая божественная или духовная сила была отвергнута. Его научный и системный подход к получению знаний основывался на природе, опыте, наблюдениях и эмпирической проверке.

    Таким образом, и реализм и натурализм появились в конце 19-го века как литературные выражения этой общей тенденции.

    Значение термина натурализм

    В широком смысле, это доктрина, утверждающая, что физический мир действует в соответствии с законами, различимыми в эмпирической науке. То есть эта наука основана на наблюдениях и экспериментах.

    Натуралистический метод, основанный на инновациях 19-го века и экспериментальных науках, предполагает информированное и систематическое наблюдение за материальным миром..

    Кроме того, человек воспринимается как часть этого мира, которая, как и все остальное, подчиняется законам физики, химии и биологии. Они управляют своим поведением неумолимо.

    Следовательно, он является материалистическим и антиидеалистическим, поскольку не признает существование нематериальных или ненаблюдаемых явлений. Это также антигуманистическое, потому что это не предоставляет исключительное состояние людям.

    Согласно строгому натуралистическому видению, каждое человеческое действие имеет причину на физическом плане. Таким образом, его поведение полностью определяется законами причины и следствия в материальном мире..

    Теоретическая и наглядная основа

    Натурализм в искусстве возник во Франции и имел прямое теоретическое обоснование в критическом подходе Ипполита Тейна. Этот критик и французский историк стремились разработать научный метод анализа литературы.

    Теперь основным представителем натурализма был Эмиль Золя, который использовал натуралистическую философию в качестве основы для создания персонажей. Его сочинение Экспериментальный роман (1880) стал литературным манифестом школы.

    По словам Золя, писатель уже не был простым наблюдателем, довольствующимся записью явлений. Он должен был стать отдаленным экспериментатором, который подверг свои персонажи и его страсти серии испытаний.

    Следуя примеру Золя, стиль натурализма был обобщен и в той или иной степени затронул большинство ведущих писателей того времени..

    Развитие натурализма в изобразительном искусстве

    В 1887 году в Париже была основана Theatre Libre для представления работ на новые темы натурализма с натуралистической постановкой.

    Параллельное развитие произошло в изобразительном искусстве. Живописцы, следуя примеру художника-реалиста Гюстава Курбе, в качестве крестьян и торговцев выбрали темы современной жизни и общие темы..

    Несмотря на утверждение объективности, натурализму вредили определенные предрассудки, присущие его детерминистическим теориям. Хотя они верно отражали природу, это всегда была противная природа.

    Точно так же натуралисты изображали простых персонажей, в которых доминировали сильные стихийные страсти. Они развивались в гнетущих, однообразных и грустных условиях. Наконец, они не могли подавить элемент романтического протеста против социальных условий, которые они описали.

    Как историческое движение, натурализм был эфемерным. Однако он внес свой вклад в искусство как обогащение реализма. На самом деле это движение было ближе к жизни, чем к искусству.

    Характеристика литературного натурализма

    Натурализм применял в художественной литературе научные идеи и принципы, такие как теория эволюции Дарвина. В рассказах описаны персонажи, которые вели себя в соответствии с побуждениями и инстинктами животных в природе.

    Что касается тона, то он обычно объективен и далек, как у ботаника или биолога, делающего заметки или готовящего трактат..

    Точно так же писатели-натуралисты полагают, что истина находится в естественном законе, и поскольку природа действует в соответствии с последовательными принципами, закономерностями и законами, тогда истина непротиворечива..

    Кроме того, в центре внимания натурализма находится человеческая природа. Поэтому истории в этом движении основаны на характере персонажей, а не на сюжете.

    В своей фундаментальной доктрине натурализма Золя утверждает, что писатели-натуралисты подвергают персонажей и достоверные события экспериментальным условиям. То есть писатели берут известное и вводят его в неизвестность.

    С другой стороны, другой характеристикой этого течения является детерминизм. Согласно этой теории, судьба человека определяется исключительно факторами и силами, которые выходят за рамки личного контроля человека.

    Авторы и выдающиеся произведения в литературном натурализме

    Эмиль Золя

    Этот французский романист и драматург определяется как генезис натуралистического движения. Его самый известный вклад в натурализм был Les Rougon-Macquart, чье действие развивается во времена правления Наполеона III.

    Это обширная коллекция из 20 романов, которые следуют за двумя семьями на протяжении пяти поколений. Одна из семей является привилегированной, а другая обнищала, но каждая сталкивается с упадком и провалом.

    Как и в романах, в то время, когда французы испытывали большую неуверенность, в Париже царила атмосфера террора и неуверенности..

    Для своего эпоса Золя выпускает более 300 персонажей. Тем не менее, их беспокоит не персонажи, а то, как они реагируют на обстоятельства.

    Стивен Крейн

    Одним из первых по-настоящему натуралистических литературных произведений была Мэгги, уличная девушка, Стивена Крейна.

    Этот американский автор провел много времени в Бауэри в нижнем Манхэттене, собирая материал для своего первого романа.

    Таким образом, как ученый, который накапливает данные, Крейн хотел узнать все, что мог, о жизни бедных жителей и, в большинстве своем, иммигрантов..

    В романе Крэйн прекрасно воспроизвел якобы вульгарный диалект изображенных людей и описал абсолютное страдание в точности так, как оно было.

    Теодор Драйзер

    В этом романе персонажи меняют социальный класс и рискуют потеряться в море городского пейзажа. Эти элементы определяют работу и натуралистическое движение в целом.

    Фрэнк Норрис

    Шедевр Норриса, Осьминог (The Octopus, 1901), посвящен экономическим и социальным силам, вовлеченным в производство, распределение и потребление пшеницы..

    Осьминог с жирной символикой изображает посадку пшеницы в Калифорнии и борьбу производителей пшеницы против монополистической железнодорожной корпорации.

    Натурализм в живописи

    В изобразительном искусстве натурализм описывает стиль, который соответствует действительности. Это включает представление или портрет природы (включая людей) с наименьшим искажением или интерпретацией.

    Таким образом, лучшие картины натуралистов отличаются почти фотографическим качеством, которое требует минимального количества визуальных деталей..

    В живописи эта текущая датируется началом девятнадцатого века, и была очень под влиянием литературной моды подлинности. Впервые он появился в английской пейзажной живописи, распространился во Францию, а затем в другие части Европы.

    Как и все подобные стили, натурализм получает влияние - в некоторой степени - от эстетики и культуры, а также от неизбежного субъективизма художника.

    Однако нужно учитывать степень этих влияний. Кроме того, ни одна картина не может быть полностью натуралистичной: художник обязан вносить небольшие искажения, чтобы создать свою идею совершенно естественного образа.

    В любом случае, если художник намерен точно воспроизвести природу, то наиболее вероятным результатом является натуралистическая живопись.

    Авторы и произведения натурализма в живописи

    В рамках натурализма были разработаны несколько школ. Ниже описаны два наиболее важных.

    Школа Барбизона (ок. 1830-1875)

    Французская школа Барбизона была, возможно, самой влиятельной из всех натуралистических групп. Его пейзажи вдохновляли художников из Европы, Америки и Австралии своими спонтанными картинами на свежем воздухе.

    Они были направлены Теодором Руссо (1812-67), и его наиболее важными членами были:

    - Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875): Память о Мортефонтене (1864), Колокольня Дуэ (1871), Мост Нарни (1825-1828), Кафедральный собор Санса (1874).

    - Шарль Добиньи (1817-78): Муассон (1851), Урожай (1852), Ферма (1855), Речной пейзаж (1860).

    Импрессионизм (1873-86)

    Самым известным натуралистическим движением был импрессионизм. Основным вкладом в натурализм импрессионистов была их способность воспроизводить свет именно так, как они его наблюдали..

    Кроме того, они могут воспроизводить преходящее влияние света на цвет и форму. В результате многие работы содержат множество неестественных цветов, таких как розовый стог сена на закате или серая трава в зимний полдень.

    Точно так же его мазки и другие живописные техники иногда придают работе атмосферное, даже экспрессионистское, качество, которое не является натуралистическим..

    Наиболее представительными художниками импрессионизма на открытом воздухе были:

    - Клод Моне (1840–1926): сливовые цветы Ветей (1879), Сена в Ветей (1879), Ивы (1880), Пшеничное поле (1881).

    - Пьер Огюст Ренуар (1841-1919): Торс-де-Муджер аль-Соль (1875-1876), Хранилище (1876), Качели (1876), Шар ветряной мельницы Ла Галетт (1876).

    - Альфред Сислей (1839-99): Аллея каштанов (1869), Снег в Лувесьене (1874), Пейзаж с инеем (1874), Зима в Лувесьене (1876).

    - Камиль Писсарро (1830-1903): Дорога, Лувесьен (1870), Въезд в деревню (1872), Въезд в деревню Войзен (1872), Камино Эрмитаж (1875).

    Читайте также: