Нато и евросоюз кратко

Обновлено: 07.07.2024

В отношениях между НАТО и Европейским Союзом имеют свое происхождение в начале 1990 - х годов с конца холодной войны и появлением Европейского Союза по Договору Маастрихта . С тех пор они развивались в контексте, постоянно отмеченном поиском компромисса между европейскими государствами, которые выступают за НАТО для обеспечения их безопасности, и теми, кто считает, что Европа должна и дальше утверждать свое автономное существование и приобретать сильные внешние силы действий, в том числе на военном уровне.

НАТО и Европейский союз сотрудничают в различных областях, таких как согласование своих стратегий посредством политических консультаций на всех уровнях, развитие навыков и средств, затрагивающих новые темы, такие как киберзащита , взаимодополняемость и функциональная совместимость возможностей или даже подходы к кризисному управлению и процедуры. Обе организации несколько раз вмешивались с 2003 года, дополняя и скоординированно, в той же кризисной ситуации, как в Средиземноморье, где ЕС и НАТО сотрудничают, чтобы противостоять миграционному кризису с 2015 года.

Однако история этих отношений между НАТО и ЕС остается скромной из-за глубоких политических разногласий, существующих между основными государствами-членами в отношении создания европейской обороны и будущих отношений между Соединенными Штатами и Соединенными Штатами. Европейцы в зона обороны. Однако совместная декларация, опубликованная ЕС и НАТО в 2016 году, свидетельствует о совместном стремлении значительно укрепить свое сотрудничество в международном контексте растущих угроз на восточном и южном флангах и увеличения оборонных бюджетов европейцами после десятилетий упадка.

Резюме

Исторический

Истоки отношений между НАТО и ЕС (1990-1998 гг.)

Провал Европейского оборонного сообщества (EDC) в начале 1950-х годов положил конец представлению о том, что в рамках Атлантического альянса может существовать структурированное европейское измерение. Контекст холодной войны побудил большинство европейских государств полагаться в первую очередь на американский ядерный зонтик и сильное присутствие американских сил в Европе, чтобы гарантировать свою безопасность. Европейское политическое сотрудничество , которое разработано в 1970 - е годы дали лишь очень ограниченное место на вопросы безопасности и обороны.

Падение Берлинской стены в Ноябрь 1989 г. знаменует собой конец биполярного мира, рожденного послевоенным периодом между двумя блоками - Западом и Востоком . Новые проблемы безопасности и обороны возникают у европейцев, которые опасаются размежевания американцев и появления региональных конфликтов, которые могут нанести ущерб их интересам, о чем свидетельствует вторжение Ирака в Кувейт и конфликты в Соединенных Штатах, бывшей Югославии . Поэтому девять государств-членов ЕЭС решили включить компонент общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) в Маастрихтский договор, принятый в 1992 году, которым был учрежден Европейский Союз .

В то же время НАТО трансформируется, чтобы найти новые причины для продолжения своего существования, несмотря на исчезновение советской угрозы, и отмечает рождение Европейского Союза. В Римской декларации о мире и сотрудничестве, опубликованной в конце Римского саммита в ноябре 1991 года, говорится, что:

«Развитие идентичности безопасности и роли Европы в обороне, отраженное в консолидации европейской опоры в Североатлантическом союзе, укрепит целостность и эффективность последнего. Возросшая роль и ответственность европейских членов составляют важную основу для обновления Североатлантического союза. Эти два позитивных процесса усиливают друг друга. Мы намерены, наряду с возникновением и развитием европейской идентичности безопасности и роли Европы в обороне, укрепить фундаментальные трансатлантические связи, гарантом которых является Североатлантический союз, и полностью поддерживать единство. Стратегическая и неделимость безопасности всех союзников ”

Эти формулировки отражают компромисс между Соединенными Штатами, наиболее атлантистскими европейцами и теми, кто мечтает о независимой Европе. Таким образом, согласно Мадлен Олбрайт , бывшему государственному секретарю при администрации Клинтона, развитие европейской обороны приведет к дублированию - так называемому "3 D", поскольку приведет к разделению деятельности, дублированию ресурсов и дискриминации государств НАТО. не член Союза.

Первая редакция TEU, Амстердамского договора, подписанного в Октябрь 1997 г. мало что изменит в плане конкретного развития возможностей и действий европейцев в области безопасности и обороны. Обсуждения вокруг проекта договора исключили возможность создания европейской военной системы, альтернативной НАТО, при этом принцип недопущения дублирования между европейской обороной и НАТО продолжал достигать единодушия. В пересмотренном тексте указывается только, что Единая политика безопасности и обороны (CSDP) включает в себя петерсбергские миссии , основу для интервенций ЗЕС в гуманитарных, миротворческих и миротворческих миссиях. Таким образом, операции, которые могут быть предприняты ЕС, ограничиваются периферийными миссиями по урегулированию кризисов, в то время как НАТО сохраняет за собой прерогативу миссий коллективной обороны территорий государств-членов в соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора. В 3 июня 1996 г. в Берлине министры иностранных дел стран НАТО признают актуальность европейской идентичности в области безопасности и обороны (ESDI) с точки зрения изменения баланса ролей и ответственности между Европой и Северной Америкой.

Политика расширения НАТО и ЕС с целью включения новых европейских членов усиливает взаимосвязь между двумя организациями. Десять государств, которые присоединились к НАТО во время расширения в 1999 и 2004 годах, также вскоре стали членами Европейского Союза .

Реализация институционализированных отношений между НАТО и ЕС (1999-2004 гг.)

1999 год ознаменовал переход от риторики к принятию мер, дающих конкретное содержание отношениям между НАТО и ЕС, посредством двойного параллельного движения, которое полностью завершилось в 2003 году:

Поэтапное сотрудничество (2005-2015)

В Афганистане, Косово или на море у Африканского Рога и в Средиземном море сотрудничество между НАТО и ЕС организовано на местах неформальным образом, в основном в форме обмена информацией. Такой подход имеет серьезные недостатки для эффективного проведения совместных операций НАТО-ЕС, о чем свидетельствуют недостатки в интегрированных средствах разведки, наблюдения и разведки как во время операций в Ливии в 2013 году, так и в Эгейском море.

Эволюция партнерства НАТО-ЕС в контексте появления CSDP (2007-2010 гг.)

С помощью CSDP, учрежденного Лиссабонским договором 2007 года, Европейский Союз существенно укрепляет свои институты и инструменты для управления кризисными ситуациями с долгосрочной перспективой общей европейской обороны. Тем не менее, CSDP не ставит под сомнение первостепенную роль НАТО в защите европейских государств, которые являются ее членами: статья 42 TEU указывает, что политика безопасности и обороны Союза "не" не влияет на конкретные характер политики безопасности и обороны некоторых государств-членов. Обязательства и сотрудничество в этой области остаются в соответствии с обязательствами, взятыми в рамках Организации Североатлантического договора, которая остается для государств, являющихся ее членами, основой их коллективной защиты и форумом для ее выполнения. ".

Эти изменения в политическом контексте в Соединенных Штатах и ​​в Европе не приводят к резкому изменению интенсивности отношений между НАТО и ЕС, которые продолжаются по частям. Это позволяет Франции лучше слышать свой голос в директивных органах НАТО и восстановить доверие по вопросам обороны в атлантическом контексте за счет более активного участия, в том числе в военных операциях, проводимых НАТО.

Новый импульс сотрудничеству между НАТО и ЕС (2016-2017 гг.)

Сохранение серьезных кризисов, в том числе на Украине , в Сирии , и рисков, связанных с исламистским терроризмом и миграционными потоками в Европу, а также неопределенности, связанные с Брекситом , избранием Дональда Трампа или более сильным международным присутствием России Владимира Путина, побуждают европейцев вопросы безопасности и обороны снова стали главными в их повестке дня. Одновременно НАТО на Варшавском саммите в июль 2016 решает усилить свои возможности и развернуть новые ресурсы на восточном и западном флангах.

  1. Борьба с гибридными угрозами : НАТО считает, что и Россия, и Даиш создают гибридные угрозы для своих членов , что требует усиления обмена информацией и синхронизации процессов реагирования на нетрадиционные атаки. Аннексия Россией Крыма является одним из примеров использования широкого спектра различных тактик - от политического и экономического принуждения до кибератак, дезинформации и пропаганды, до действий, военного подполья или манифеста. Решение было принято в апрель 2017 создать в Финляндии европейский центр передового опыта для борьбы с гибридными угрозами, такими как кибератаки, пропаганда и дезинформация, в котором будут участвовать НАТО и ЕС.
  2. Оперативное сотрудничество, в том числе по морским вопросам : это предполагает повышение эффективности координации в морских вопросах в Средиземном море (операции НАТО Sea Guardian и EU NAVFOR MED Sophia ) и в области авиации на Западных Балканах.
  3. Кибербезопасность и киберзащита : НАТО и ЕС пришли к заключению февраль 2016 техническое соглашение по киберзащите, направленное на то, чтобы помочь двум организациям лучше предотвращать кибератаки и более эффективно реагировать на них посредством формальных рамок сотрудничества между их специализированными центрами, соответственно NCIRC и Центром реагирования на кибератаки и оповещения ЕС ( CERT-EU). План действий декабрь 2016 планирует укрепить это сотрудничество в отношении интеграции концепций кибербезопасности в операции и инноваций в области исследований и технологий киберзащиты, проводить совместные учения.
  4. Оборонный потенциал : цель состоит в том, чтобы повысить согласованность результатов между процессом планирования обороны НАТО и планом развития потенциала ЕС, чтобы обеспечить лучшую взаимодополняемость многонациональных программ в областях, представляющих интерес, таких как дозаправка в полете, воздушный транспорт, спутниковая связь. , киберзащиту или даже дистанционно пилотируемые авиационные системы, а также для улучшения взаимодействия за счет улучшенного взаимодействия с точки зрения стандартизации.
  5. Оборонная промышленность и оборонные исследования : основная задача заключается в укреплении сотрудничества в области оборонных исследований и технологий в областях, представляющих общий интерес, с целью рационализации сделанных инвестиций в контексте жестких бюджетных ограничений. Эти действия подпадают под контекст Европейского плана действий в области обороны, представленного Европейской комиссией в отношении укрепления европейской оборонной промышленности.
  6. Учения: это включает в себя выполнение параллельных и скоординированных учений либо под руководством НАТО в учениях по кризисному управлению 2017 г. (CMX 17), либо под руководством ЕС в рамках многоуровневых учений по управлению кризисными ситуациями 2018 г. (ML 18).
  7. Укрепление потенциала обороны и безопасности : задача состоит в том, чтобы более тесно сотрудничать для усиления потенциала и устойчивости государств-партнеров, что чаще всего характерно для НАТО и ЕС, в частности, в западных, восточных и южных регионах Балкан, включая Грузию, Республику Молдова. , Украина, Иордания, Марокко и Тунис.

Совет по иностранным делам ЕС отслеживает ход выполнения этого плана действий каждые шесть месяцев на основе отчета, совместно подготовленного Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности и Генеральным секретарем НАТО .

Условия сотрудничества между НАТО и ЕС

Институциональное или неформальное сотрудничество между НАТО и ЕС с 2003 года приобрело несколько направлений:

Разделяя стратегические интересы и сталкиваясь с одинаковыми вызовами, НАТО и Европейский союз (ЕС) сотрудничают по вопросам, представляющим общий интерес, и работают бок о бок в области кризисного регулирования, развития потенциала и политических консультаций, а также оказывают поддержку своим общим партнерам как на востоке, так и на и юге. ЕС является уникальным и важным партнером для НАТО. Обе организации имеют общие ценности и сталкиваются со схожими угрозами и вызовами.

Укрепление стратегического партнерства НАТО-ЕС особенно важно в нынешних условиях безопасности, когда обе организации и их члены сталкиваются с одинаковыми вызовами на востоке и юге.

В Варшаве в июле 2016 года лидеры стран НАТО подчеркнули, что ЕС остается уникальным и важным партнером для НАТО. Активизация консультаций на всех уровнях и практическое сотрудничество в области операций и развития потенциала принесли конкретные результаты. Проблемы безопасности в общих восточных и южных районах двух организаций делают укрепление стратегического партнерства еще более важным, чем когда-либо.

Лидеры стран НАТО приветствовали совместное заявление, опубликованное в Варшаве генеральным секретарем НАТО, председателем Европейского совета и председателем Европейской комиссии, в котором излагается ряд действий, которые обе организации намерены предпринять совместно в конкретных областях, включая учения, противодействие гибридным угрозам, повышение устойчивости, наращивание оборонного потенциала, киберзащиту, безопасность на море.

В качестве последующих мер в декабре 2016 года министры иностранных дел стран НАТО одобрили 42 меры по продвижению совместной работы НАТО и ЕС, в том числе:

— меры по повышению устойчивости к гибридным угрозам, начиная от кампаний дезинформации и заканчивая острыми кризисами;

— сотрудничество между операцией НАТО Sea Guardian и операцией ЕС NAVFOR Sophia в Средиземном море;

— обмен информацией о киберугрозах и обмен передовым опытом в области кибербезопасности;

— обеспечение согласованности и взаимодополняемости процессов оборонного планирования друг друга;

— параллельные и скоординированные учения;

— усилия по поддержке потенциала стран-партнеров в секторах безопасности и обороны.

В декабре 2017 года были предприняты дальнейшие шаги по активизации сотрудничества НАТО-ЕС путем добавления 32 новых мер, в том числе в трех новых областях:

1) мобильность военных для обеспечения быстрого перемещения сил и техники по Европе в случае необходимости, что требует процедур быстрого пересечения границ, достаточных транспортных средств и надежной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты);

2) обмен информацией в области борьбы с терроризмом и укрепление координации в этой области со странами-партнерами;

3) поощрение роли женщин в обеспечении мира и безопасности.

10 июля 2018 года, накануне саммита НАТО в Брюсселе, обе организации подчеркнули важность продолжения сотрудничества для решения многочисленных и постоянно меняющихся проблем в области безопасности. Они согласны сосредоточить свое внимание на быстром прогрессе в областях военной мобильности, борьбы с терроризмом и укрепления устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам… Они также приветствуют взаимодополняющие и взаимоусиливающие усилия ЕС и НАТО по укреплению потенциала в области обороны и безопасности.

На саммите в Брюсселе в июле 2018 года лидеры стран НАТО приветствовали совместную декларацию и ощутимые результаты, достигнутые в ряде областей, подчеркнув свою решимость развивать и углублять сотрудничество путем полного осуществления общего комплекса мер, состоящих из 74 предложений.

Лидеры стран НАТО также приветствовали призыв к более глубокому сотрудничеству между НАТО и ЕС со стороны Европейского совета в июне 2018 года. Они отметили, что наиболее полное участие стран, не являющихся членами ЕС, в усилиях ЕС по укреплению его потенциала для решения общих проблем безопасности имеет важное значение для укрепления стратегического партнерства между НАТО и ЕС.

Генеральный секретарь НАТО и высокий представитель ЕС регулярно отчитываются перед союзниками по НАТО и государствами-членами ЕС о прогрессе в сотрудничестве. (См. отчеты: июнь 2017, Ноябрь 2017, Июнь 2018, июнь 2019)

Европейские союзники, не входящие в ЕС, вносят значительный вклад в эти усилия. Для стратегического партнерства между НАТО и ЕС необходимо их самое полное участие в этих усилиях.

НАТО и ЕС могут и должны играть взаимодополняющую и взаимоукрепляющую роль в поддержании международного мира и безопасности.

Практическое сотрудничество НАТО и ЕС

Борьба с незаконной торговлей людьми в Эгейском и Средиземном морях.

11 февраля 2016 года министры обороны стран НАТО приняли решение развернуть корабли в Эгейском море для оказания поддержки Греции и Турции, а также пограничному агентству Европейского Союза Frontex в их усилиях по преодолению кризиса беженцев и мигрантов.

Постоянная морская группа НАТО 2 (SNMG2) проводит разведку, мониторинг и наблюдение в территориальных водах Греции и Турции, а также в международных водах.

Развертывание в Эгейском море направлено на поддержку международных усилий по сокращению масштабов торговли людьми и незаконной миграции. Корабли НАТО предоставляют информацию в режиме реального времени береговой охране и соответствующим национальным органам Греции и Турции, а также компании Frontex, помогая им в их усилиях по преодолению этого кризиса.

В октябре 2016 года министры договорились продлить пребывание НАТО в Эгейском море, а также решили, что новая операция НАТО Sea Guardian будет поддерживать операцию ЕС Sophia в центральном Средиземноморье с помощью кораблей и самолетов НАТО, которые готовы помочь повысить ситуационную осведомленность ЕС и обеспечить материально-техническую поддержку.

Западные Балканы

Косово
НАТО возглавляет миротворческие силы в Косово (СДК) с 1999 года. ЕС в течение многих лет предоставлял гражданские ресурсы для миссии ООН в Косово (UNMIK) и согласился взять на себя полицейский компонент миссии ООН. Миссия Европейского Союза по вопросам верховенства права (EULEX) в Косово, развернутая в декабре 2008 года, является крупнейшей гражданской миссией, когда-либо учрежденной в рамках общей политики в области безопасности и обороны. Главная цель заключается в оказании помощи и поддержка косовских властей в области верховенства права, в частности в полицейской сфере, в судебной системе и таможни. EULEX тесно сотрудничает с СДК.

Сотрудничество в других регионах

Афганистан
В течение последнего десятилетия НАТО и ЕС играли ключевую роль в обеспечении мира и стабильности в Афганистане в рамках более широких усилий международного сообщества по осуществлению всеобъемлющего подхода к оказанию помощи этой стране. Возглавляемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ) помогли создать стабильную и безопасную обстановку, в которой афганское правительство, а также другие международные субъекты могли бы строить демократические институты, укреплять верховенство права и восстанавливать страну. Как МССБ, так и ее преемница миссия Решительная поддержка (Resolute Support Mission) сотрудничали с Миссией ЕС по вопросам верховенства права (EU’s Rule of Law Mission — EUPOL), которая действовала в Афганистане с июня 2007 года по декабрь 2016 года. Советники EUPOL в Министерстве внутренних дел Афганистана и Афганской Национальной полиции поддержали реформу министерства и развитие гражданской полиции. ЕС также инициировал программу реформы системы правосудия и помог финансировать гражданские проекты в Провинциальных группах по восстановлению (Provincial Reconstruction Teams) под руководством НАТО.

Дарфур
Как НАТО, так и ЕС поддержали миссию Африканского союза в Дарфуре, Судан, в части, которая касается ротации воздушных перевозок.

Ирак
И НАТО, и ЕС наращивают свое присутствие в Ираке. ЕС уделяет особое внимание гражданскому сектору безопасности. НАТО помогает наращивать возможности иракских структур обороны и безопасности. Помощь осуществляется путем проведения небоевой миссии НАТО по обучению, начатой на саммите в Брюсселе в июле 2018 года по просьбе правительства Ирака. Миссия НАТО будет дополнять текущие усилия коалиции по разгрому ИГИЛ / ДАИШ.

Другие направления сотрудничества ЕС и НАТО

Политическое консультирование

За последние два года круг тем, обсуждаемых между НАТО и ЕС, значительно расширился, особенно по вопросам безопасности на европейском пространстве или в его непосредственной близости. После кризиса на Украине обе организации регулярно обмениваются мнениями по своим соответствующим решениям, особенно в отношении России, с тем чтобы их послания и действия дополняли друг друга. Консультации также затрагивали события на Западных Балканах, в Ливии и на Ближнем Востоке.

Возможности

Вместе с операциями, развитие возможностей является областью, в которой сотрудничество имеет важное значение и где есть потенциал для дальнейшего роста. Группа НАТО-ЕС по потенциалу (NATO-EU Capability Group) была создана в мае 2003 года — для обеспечения согласованности и взаимного укрепления усилий НАТО и ЕС в развитии возможностей.

После создания в июле 2004 года Европейского оборонного агентства ( European Defence Agency — EDA) для координации работы в рамках ЕС по развитию оборонного потенциала, сотрудничеству в области вооружений, приобретению и исследованиям, эксперты EDA вносят свой вклад в работу Группы по потенциалу.

Терроризм и распространение ОМУ

И НАТО, и ЕС привержены борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Они обмениваются информацией о своей деятельности в области защиты гражданского населения от химических, биологических, радиологических и ядерных нападений.

Гражданское чрезвычайное планирование

Обе организации также сотрудничают в области гражданского чрезвычайного планирования путем обмена перечнями мер, принятых в этой области.

Члены НАТО не входящие В ЕС

Албания, Канада, Исландия, Черногория, Норвегия, Турция и Соединенные Штаты, являются членами НАТО, но не входят в Европейский союз. Однако они принимают участие в совещаниях НАТО-ЕС.

Страны ЕС не входящие в НАТО

Австрия, Финляндия, Ирландия, Швеция. Они также принимают участие в указанных выше совещаниях.

Рамки сотрудничества ЕС и НАТО

Обмен письмами между Генеральным секретарем НАТО и председателем ЕС в январе 2001 года определил рамки сотрудничества и формы консультаций по вопросам безопасности между двумя организациями. Сотрудничество получило дальнейшее развитие с подписанием в декабре 2002 года Декларации НАТО-ЕС ЕПБО (Декларация НАТО-ЕС по Европейской политике в области безопасности и обороны), и в марте 2003 года Соглашения об основах сотрудничества.

Декларация НАТО-ЕС по ЕПБО:

декларация НАТО-ЕС по ЕПБО, согласованная 16 декабря 2002 года, подтвердила гарантированный доступ ЕС к возможностям НАТО по планированию своих собственных военных операций и подтвердила политические принципы стратегического партнерства:
— эффективные взаимные консультации;
— равенство и должное уважение автономии принятия решений ЕС и НАТО;
— уважение интересов государств-членов ЕС и НАТО; — уважение принципов Устава Организации Объединенных Наций;
— последовательное, прозрачное и взаимоусиливающее развитие общих для обеих организаций требований к военному потенциалу.

НАТО и ЕС регулярно встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Встречи проходят на различных уровнях, в том числе на уровне министров иностранных дел, послов, военных представителей и советников по вопросам обороны. На всех уровнях проводятся регулярные переговоры между структурами НАТО и структурами ЕС (Европейской службой внешних действий, Европейским оборонным агентством, Европейской комиссией и Европейским парламентом).

Для содействия сотрудничеству на оперативном уровне были созданы постоянные механизмы военной связи. С ноября 2005 года в военном штабе ЕС действует постоянная группа связи НАТО, а в марте 2006 года в штаб-квартире НАТО SHAPE (Верховное главнокомандование Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) НАТО в Европе) была создана группа ЕС.

эта статья может быть расширен текстом, переведенным с соответствующая статья На французском. (Октябрь 2019 г.) Щелкните [показать] для получения важных инструкций по переводу.

  • Машинный перевод нравится DeepL или Гугл переводчик - полезная отправная точка для переводов, но переводчики должны исправлять ошибки по мере необходимости и подтверждать точность перевода, а не просто копировать и вставлять текст, переведенный машиной, в английскую Википедию.
  • Не переводите текст, который кажется ненадежным или некачественным. Если возможно, сверьте текст со ссылками, приведенными в статье на иностранном языке.
  • Ты должен предоставлять авторское право в редактировать резюме сопровождая ваш перевод, предоставив межъязыковая ссылка к источнику вашего перевода. Сводка редактирования атрибуции модели Содержимое этой редакции переведено из существующей французской статьи в Википедии на [[: fr:]]; см. его историю для атрибуции.
  • Вам также следует добавить шаблон > в страница обсуждения.
  • Для получения дополнительной информации см. Википедия: Перевод.

В Европейский Союз (ЕС) и Организация Североатлантического договора (НАТО) - два основных договорных Западный организации сотрудничества между государствами-членами, штаб-квартиры обеих Брюссель, Бельгия. Их природа различна, и они действуют в разных сферах: НАТО - это чисто межправительственная организация, функционирующая как военный альянс, основной задачей которой является выполнение статьи 5 в Североатлантический договор по коллективной территориальной обороне. С другой стороны, ЕС является частично наднациональным, а частично межправительственным. sui generis сущность, похожая на конфедерация [1] [2] что влечет за собой более широкие экономические и политические интеграция. В отличие от НАТО, ЕС преследует цель внешняя политика сам по себе - на основе консенсуса, и государства-члены снабдили его инструментами в области обороны и кризисного управления; то Общая политика безопасности и обороны (CSDP) структура.

ЕС и НАТО имеют 27 и 30 государства-члены, соответственно, 21 из которых являются членами обоих. Еще четыре члена НАТО заявлены в ЕС - Албания, Черногория, Северная Македония и Турция. Двое других - Исландия и Норвегия - решили остаться за пределами ЕС, но участвуют в Единый рынок ЕС как часть их Европейское экономическое пространство (ЕЭЗ) членство. Членство в ЕС и НАТО отличается, и некоторые государства-члены ЕС традиционно нейтральны в вопросах обороны. Несколько стран-членов ЕС ранее были членами Варшавский договор. Дания отказалась от участия в CSDP. [3]

ЕС имеет собственную оговорку о взаимной защите в статьях 42 (7) и 222 Договор о Европейском Союзе (TEU) и Договор о функционировании Европейского Союза (TFEU) соответственно. В Структура управления и контроля CSDP однако намного меньше, чем Структура командования НАТО (NCS), и степень, в которой CSDP должна развиться, чтобы сформировать полноценный защитный рычаг для ЕС, способный самостоятельно реализовать пункт о взаимной защите ЕС, является предметом спора, и объединенное Королевство (Великобритания) возражает против этого. По настоянию Великобритании на переговорах, ведущих к Лиссабонский договор, Статья 42.2 TEU также указывает, что НАТО является основным форумом для реализации коллективной самообороны для государств-членов ЕС, которые также являются членами НАТО.

2002 год Соглашение Берлин Плюс и 2018 Совместное заявление предусматривают сотрудничество между ЕС и НАТО, в том числе то, что ресурсы NCS могут быть использованы для проведения миссий CSDP ЕС.

Руководство ЕС и НАТО стремится к углублению двустороннего взаимодействия с целью укрепления позиций Запада в системе международной безопасности и продвижения интересов США и ведущих европейских стран в различных регионах мира.

Предпосылки для налаживания отношений между Североатлантическим союзом и "объединенной Европой" были сформированы в середине XX века. В 1954 году Великобритания. Италия. Франция, ФРГ и страны Бенилюкса (Бельгия. Нидерланды и Люксембург) подписали так называемый модифицированный Брюссельский договор, который предусматривал создание Западноевропейского союза (ЗЕС) и принятие его участниками обязательств по "сотрудничеству в интересах обеспечения безопасности вплоть до оказания взаимной помощи союзнику, подвергшемуся вооруженной агрессии" (ст. 5).

Практически все государства - члены союза к тому времени уже входили в НАТО (Германия присоединилась к альянсу в 1955 году), развитие которой как ведущей военной структуры стран Запада отодвинуло эту организацию на второй план в решении вопросов коллективной безопасности.

Вместе с тем после изменения военно-стратегической обстановки в мире в начале 1990-х годов страны Западной Европы взяли курс на повышение самостоятельности в рамках НАТО. С этой целью они предприняли попытки усилить позиции ЗЕС в европейской системе безопасности, что выразилось в подписании членами союза Петерсбергской декларации (1994), предусматривавшей проведение автономных миротворческих и гуманитарных операций. В составе Западноевропейского союза были созданы собственные военизированные формирования: объединенный армейский корпус ЗЕС - "Еврокорпус", оперативное соединение сухопутных войск "Еврофор", оперативное соединение ВМС "Евромарфор". Под эгидой организации проведено несколько операций на Балканах и в зоне Персидского залива.

Возрастающая активность европейцев в области обороны потребовала более тесного согласования деятельности ЗЕС с альянсом. Министры иностранных дел и обороны стран блока в ходе Берлинской сессии Совета НАТО (1996) приняли декларацию о сотрудничестве между Североатлантическим и Западноевропейским союзами.

В 1999 году функции ЗЕС почти в полном объеме перешли к Европейскому союзу. Данное событие было зафиксировано в итоговых документах саммита НАТО в Вашингтоне (1999). В них отмечалось, что приоритетом блока будет построение совместно с ЕС "обшей системы безопасности на основе достижения единого понимания возникающих угроз и принятия согласованных мер по противодействию им, а также взаимодополняющего развития военных возможностей".

В последующие годы Европейский союз сосредоточился на формировании собственных сил реагирования (CP), позволяющих организации самостоятельно решать задачи в сфере кризисного урегулирования. На саммите ЕС в г. Копенгаген 13 декабря 2002 года было заявлено о готовности CP к проведению самостоятельных операций по поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи и эвакуации граждан.

Однако на деле возможности этих формирований оставались чрезвычайно ограниченными, что прежде всего связано с недостатком сил и средств, а также с отсутствием системы оперативного планирования и руководства деятельностью войск (сил). В таких условиях руководство Евросоюза было вынуждено рассматривать возможность задействования при необходимости военного потенциала блока.

В интересах этого в марте 2003 года эти две организации подписали Соглашение об обеспечении гарантированного доступа Европейского союза к военному потенциалу НАТО (так называемые договоренности "Берлин плюс"), которое сформировало долгосрочную основу для сотрудничества между ними. В нем, в частности, была закреплена возможность использования военно-политическими органами ЕС ресурсов альянса в интересах планирования и проведения операций.

Документ определил условия и порядок передачи в распоряжение Евросоюза сил и средств НАТО, использования элементов инфраструктуры блока, обмена разведывательной и оперативной информацией, а также требования по обеспечению режима секретности и оснащению органов военного управления Европейского союза аппаратурой связи, отвечающей стандартам альянса. В свою очередь, руководство ЕС предоставило отдельным странам блока, не входящим в его состав (Норвегия), возможность участвовать с совещательным голосом во всех мероприятиях, проводимых по линии общей политики в области безопасности и обороны.

При штабе стратегического командования операций объединенных вооруженных сил НАТО сформирован отдел военного планирования и взаимодействия Европейского союза. В его задачи входит координация действий и поддержание постоянной связи руководства альянса с командованием контингентов ЕС и его органами военного управления. На этот отдел также возложена функция участия в совместном стратегическом и оперативном планировании.

Примерами успешного совместного взаимодействия структур являются многонациональные операции по урегулированию ситуации в Косове, где полицейские силы Евросоюза тесно сотрудничают с группировкой КФОР. С 2007 по 2016 год совместно с Международными силами содействия безопасности в Афганистане ЕС проводил полицейскую миссию по оказанию помощи в реформировании правоохранительных органов ИРА. Кроме того, в настоящее время механизм "Берлин плюс" задействуется в рамках военной операции Евро союза в Боснии и Еерцеговине "Алтея", возглавляет которую заместитель верховного главнокомандующего ОВС НАТО, а группировкой войск (сил) руководит представитель страны ЕС. внесший наибольший вклад в операцию.

В то же время до 2014 года сотрудничество между Североатлантическим и Европейским союзами оставалось ограниченным. Его развитию препятствовали противоречия между Турцией (член НАТО) и Кипром (входит в ЕС), в связи с которыми указанные страны блокировали большинство совместных инициатив. Кроме того, ведущие европейские государства (Франция и ФРГ) также чрезвычайно сдержанно относились к сближению Евросоюза с альянсом, пытаясь таким образом ограничить влияние США на оборонную политику в регионе.

Эскалация напряженности в Европе из-за событий вокруг Украины стимулировала кардинальные изменения в характере отношений между ЕС и НАТО.

Данная позиция нашла отражение в Совместной декларации НАТО - Евросоюз, принятой на саммите альянса 6-7 июля 2016 года в Варшаве. В соответствии с документом признано целесообразным сосредоточить усилия на развитии взаимодействия между НАТО и ЕС в интересах решения следующих задач:
- повышение способности противостоять гибридным угрозам посредством обеспечения большей устойчивости стран-участниц к "неявному" воздействию:
- своевременный обмен информацией и разведывательными данными, а также взаимодействие в области стратегической пропаганды:
- расширение взаимодействия в сфере кризисного урегулирования путем совместной оценки обстановки, в кризисных зонах;
- тесная координация и взаимная поддержка действий в Средиземноморье и других регионах:
- углубление сотрудничества в сфере кибербезопасности, в том числе при проведении операций, миссий, а также мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) войск (сил):
- обеспечение оперативной совместимости вооруженных сил государств ЕС и НАТО, реализация многонациональных проектов в данной области;
- содействие обеспечению конкурентоспособности европейской оборонной промышленности, проведению перспективных НИОКР и углублению военно-технической кооперации;
- координация планов ОБП ОВС НАТО и CP ЕС, осуществление в качестве первого шага параллельного и скоординированного планирования соответствующих мероприятий на 2017 и 2018 годы;
- оказание помощи государствам-партнерам в обеспечении их возможностей в сфере безопасности и обороны.

В развитие указанных положений на Европейском совете (г. Брюссель. 14-15 декабря 2016 года) были утверждены совместные предложения генерального секретаря НАТО и высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В соответствии с ними запланирована реализация конкретных мер по семи основным направлениям, которые рассмотрены ниже.

Противодействие гибридным угрозам должно обеспечиваться Европейским центром передового опыта (ЦПО) по противодействию гибридным угрозам в г. Хельсинки (начал свою работу в 2017 году), а также путем налаживания контактов с ЦПО НАТО в ряде областей: стратегической пропаганды (г. Рига), киберзащиты (г. Таллин) и энергобезопасности (г. Вильнюс). Решено также координировать деятельность помощника генерального секретаря альянса -начальника объединенного управления разведки и безопасности Международного секретариата НАТО с соответствующими структурами Евросоюза, Оперативное сотрудничество, в том числе в интересах обеспечения безопасности на море, предполагает расширение взаимодействия в вопросах материально-технического обеспечения и обмена информацией о надводной обстановке в ходе операций ВМС, а также совместное планирование мероприятий по борьбе с пиратством в Индийском океане и обеспечению военного присутствия в Средиземноморье.

Кибербезопасностъ выделена как отдельная стратегическая область взаимодействия Североатлантического и Европейского союзов, в рамках которой планируется:
- разработка единых механизмов, стандартов и процедур обеспечения киберзащиты:
- совершенствование способов и методик определения источников кибернападения, а также оптимизация системы обмена данными о киберинцидентах;
- взаимное приглашение экспертов организаций в качестве наблюдателей на профильные учения НАТО и ЕС, в частности "Сайбер коалишн" и "Сайбер эуроп".
Развитие военных возможностей.

Органам управления НАТО и ЕС дано указание подготовить предложения по согласованию проектов в рамках инициатив альянса "Разумная оборона" и Евросоюза "Объединение и совместное использование военных возможностей стран ЕС" (Гентская инициатива). При этом особое место занимают совместные программы по развитию систем дозаправки в воздухе, спутниковой связи, киберобороны и созданию беспилотных летательных аппаратов.

Оборонная промышленность и научные исследования. Предполагается рассмотреть возможные совместные меры поддержки предприятий военно-промышленного комплекса и активизации НИОКР военного и двойного назначения.

Проведение мероприятий оперативной и боевой подготовки. Предусмотрено максимально синхронизировать процесс планирования учений, а также, в случае необходимости, обеспечивать их совместное проведение. При этом в планы заложена организация параллельных и скоординированных учений серии "Кризмекс/ЕЮ ПАСЕ" (первое из них состоялось в октябре 2017 года). Кроме того, на мероприятия ОБП ОВС альянса намечается приглашать экспертов из Европейской внешнеполитической службы и Еврокомиссии. а на учения Евросоюза - специалистов блока.

Сотрудничество со странами-партнерами. Достигнута договоренность о тесной координации деятельности НАТО и ЕС при работе с государствами-партнерами с акцентом на Грузию. Молдавию и Украину а также Иорданию. Марокко. Тунис и балканские республики. Будет обеспечено согласование усилий по реформированию их секторов обороны и безопасности (прерогатива Североатлантического союза) и проведению преобразований в политической, экономической и социальной сферах этих стран (с опорой на возможности ЕС).

В дальнейшем работа по конкретизации направлений практического сотрудничества с НАТО была продолжена. По итогам заседания Совета ЕС от 13 ноября 2017 года утверждены планы реализации 42 совместных проектов по семи направлениям. Основные усилия предусмотрено сосредоточить на борьбе с "гибридными" угрозами с акцентом на информационно-пропагандистскую деятельность и кибероборону, а также на упрощение порядка перемещения воинских подразделений и грузов в пределах Европейского ТВД.

В развитие этих установок накануне саммита НАТО (11-12 июля 2018 года, г. Брюссель) руководством обеих организаций принята очередная совместная декларация, в которой подтверждены и скорректированы основные направления взаимодействия между двумя союзами на ближайшую перспективу:
- борьба с нелегальной миграцией:
- повышение эффективности противодействия гибридным угрозам, кибератакам и информационным операциям враждебных государств;
- содействие внеблоковым странам в придании им способности противостоять современным вызовам;
- повышение оперативности воинских перевозок;
- консолидация усилий в борьбе с терроризмом;
- предотвращение незаконного распространения оружия массового поражения и ракетных технологий;
- продвижение европейских гуманитарных ценностей и принципов тендерного равенства.

Анализируя достигнутый на сегодняшний день уровень взаимодействия между НАТО и ЕС необходимо отметить, что Евросоюз сохраняет зависимость от блока в вопросах обороны. В частности, собственные силы реагирования ЕС пока существуют только на бумаге. Выделяемые в них воинские формирования одновременно входят в состав сил универсального применения альянса, и их задействование по коалиционным планам имеет приоритет. Созданные же Евросоюзом боевые тактические группы сил реагирования (до 1500 человек) также пока не подтвердили своей эффективности (на настоящий момент ни разу не задействовались по предназначению).

Кроме того, двойственность положения, когда большинство европейских стран, являющихся одновременно членами обеих организаций, планируют выделять одни и те же силы и средства в состав ОВС НАТО и в силы реагирования ЕС, значительно снижает самостоятельность последнего в формировании независимого от альянса военного потенциала и позволяет Североатлантическому союзу активно влиять на политику Европейского союза в области безопасности и обороны.

При этом весомым фактором, сдерживающим развитие евроатлантического сотрудничества, является нежелание Вашингтона видеть Евросоюз сильным равноправным партнером в вопросах политики безопасности, а также стремление сохранить статус НАТО, а значит и Соединенных Штатов, в качестве единственного гаранта безопасности Европы. Европейская военная составляющая допускается американской стороной только как дополняющая альянс, а не как самостоятельная и независимая структура.

Определенное влияние на характер существующих противоречий также оказывает деятельность в рамках ЕС Европейского оборонного агентства, направленная на отстаивание интересов региональных производителей ВВТ и вызывающая раздражение у Вашингтона. Вместе с тем ряд стран НАТО продолжают ориентироваться на военно-техническое сотрудничество с США, предлагающими более выгодные, чем европейские компании, условия поставок вооружений. В первую очередь это касается "новых" членов альянса и Евросоюза. Для минимизации возможных негативных последствий конкурентной борьбы за получение контрактов на переоснащение ВС бывших социалистических стран в рамках двух организаций достигнута договоренность о координации их деятельности в данном направлении.

Однако в целом, несмотря на имеющиеся в настоящее время противоречия, характер сотрудничества между ЕС и НАТО свидетельствует о стремлении руководства обеих структур продолжить скоординированный курс, направленный на укрепление их военного потенциала с целью усиления позиций и продвижения интересов Запада в различных регионах мира.

Читайте также: