Насыщенность рынка это кратко

Обновлено: 18.05.2024

Кроме параметра насыщения рынка ещё используют показатель насыщенности. Разница состоит в том, что параметр насыщения представляет собой потенциально достижимую или максимальную величину емкости рынка, выражаемую в объеме или стоимости продукции.

Показатель насыщенности Вм представляет относительную величину. Эта величина равна отношению реальной емкости рынка Е к максимальной или к величине насыщения Ем:

Показатель насыщенности обычно измеряется в процентах. Для нахождения Е и Ем справедливы рассмотренные способы по определению емкости рынка и рассмотренные способы по определению насыщения. Этот показатель связан с рядом других рыночных параметров. В табл. 1.14 приводятся примеры показателей насыщенности и примеры связи его с другими параметрами.

Табл. 1.14 . Связь показателя насыщенности с другими параметрами рынка на примере продуктов питания

2. Предложение превышает спрос.

3. Причины перенасыщенности:

а) до введения пошлин были ввезены максимально возможные объемы сахара - сырца; значительная часть импортеров - “Сюкден”, “Роспрод”, “Евросервиссахар” более двух раз увеличили объемы поставок;

б) появились новые компании - импортеры;

в) выработка сахара на российских заводах в январе - феврале 2000 года составила 978 тыс. тонн, что в 2 раза превысило прошлогодний уровень.

4. Меры, принимаемые для снижения перенасыщенности:

а) сокращается в 2000 году период завода сахара - сырца на 2 месяца и сезонная пошлина будет действовать с 15 июня по 15 декабря;

б) установлена решением Комиссии Правительства РФ по защитным мерам по внешней торговле специальные пошлины на сахар - сырец в размере 10% таможенной стоимости на период до 14 июня;

в) рассматривается вопрос о квотировании.

5. Результат принятых мер и ожидаемый эффект:

а) трейдеры сразу же после получения информации о введении 10% пошлины повысили цены на 3% - 5%;

б) возможно дальнейшее спекулятивное повышение цен на

в) ожидается повышение объемов выращивания собственной сахарной свеклы;

Рынок сливочного масла.

2. Конъюнктура московского рынка существенно отличается от регионального. Причем, если для большинства других продовольственных рынков цены в Москве выше региональных, то для сливочного масла, наоборот, цены на масло 72,5% жирности в столице ниже отпускных цен маслозаводов в регионах. Это произошло из-за недостатка в регионах сырья - свежего молока.

3. В результате резкого изменения показателя насыщенности наблюдается значительный разброс цен.

4. Перед началом 2000 года прогнозировали об уменьшении потребления животного масла на человека с 2,6 кг до 2,1 кг. Следовательно, показатель платежеспособности при прочих равных условиях мог бы ещё возрасти, но опять же за счет низкой платежеспособности.

тонн при потребности населения в 23 - 24 млн. тонн, дефицит был покрыт стабильными поставками из Казахстана и других стран.

2. Причины сокращения показателя насыщенности к концу 1 квартала 2000 года: значительное сокращение предложений продовольственного зерна крупными компаниями из-за ожиданий трейдерами более высоких цен и придерживания зерна

3. Существенного запаса зерна у операторов рынка нет. Дальнейшие изменения показателя насыщенности будут связаны с величиной нового урожая и величиной дефицита.

Пример 1. Косметический рынок.

Темпы роста косметического рынка замедлились. В 2007 году он вырос всего на 9% против прежних 15 – 20%. По уровню конкуренции к 2008 году российский парфюмерно-косметический рынок приближается к западному, в ряде направлений наблюдается насыщение.

Учитывая мировой опыт, Россия проходит путь от начала рынка до насыщения значительно быстрее, чем в свое время на Западе. Яркий тому пример -рассмотренные клининговые услуги по уборке помещений. Еще три года назад число фирм, которые оказывали такие услуги, было незначительным, а сейчас они проникают в регионы, а в Москве их более 200 и здесь наблюдается ситуация, близкая к насыщению. Столь бурный рост объясняется растущим спросом на эти услуги и хорошими возможностями для малого предпринимательства. Сущность этого процесса заключается в том, что для организации фирмы по оказанию клининговых услуг достаточно иметь $25 тыс., что доступно многим.

Насыщение рынка – это ситуация, которая возникает, когда объем продукта или услуги на рынке был максимальным. В точке насыщения компания может добиться дальнейшего роста только за счет усовершенствования новых продуктов, отняв существующую долю рынка у конкурентов или за счет повышения общего потребительского спроса.

Ключевые моменты

Понимание насыщенности рынка

Насыщение рынка может быть как микроэкономическим, так и макроэкономическим. С точки зрения микроэкономики, насыщение рынка – это момент, когда конкретный рынок больше не обеспечивает новый спрос для отдельной фирмы. Чаще всего это происходит, когда компания сталкивается с жесткой конкуренцией или испытывает снижение потребности рынка в ее продукте или услуге.

С точки зрения макроэкономики, насыщение рынка происходит, когда обслуживается вся клиентская база, и нет новых возможностей для привлечения клиентов для любой фирмы, работающей в отрасли.

Краткая справка

Насыщение рынка происходит, когда конкретный рынок больше не требует продукта или услуги (микроэкономический) или когда весь рынок не имеет нового спроса (макроэкономический).

Особые соображения

Даже в свете насыщения рынка многие компании предпочитают продолжать работу. Когда компания работает на насыщенном рынке, есть несколько концепций и стратегий, которые они могут использовать, чтобы выделиться, остаться платежеспособным и, возможно, даже увеличить продажи. Первое – это творчество. На насыщенном рынке продукты или услуги компании должны быть более инновационными, чем у ее конкурентов, чтобы побуждать клиентов покупать.

Второй способ выделиться – эффективное ценообразование. Компании могут подойти к этому одним из двух способов. Компания может либо стать недорогим поставщиком продукта или услуги, либо выбрать вариант премиум-класса для продукта или услуги. Любая стратегия требует конкурентных цен по сравнению с другими компаниями, которые выбирают ту же структуру ценообразования; однако компании, работающие на насыщенном рынке, обычно в конечном итоге ведут друг с другом ценовые войны , постоянно занижая цены для привлечения клиентов.

Использование уникальных маркетинговых стратегий – третий способ выделиться на насыщенном рынке. Когда рынок насыщен вариантами продуктов и услуг, особенно когда эти варианты в некоторой степени однородны, эффективный маркетинг часто является решающим фактором для компании.

Насыщение рынка - это максимальный объем продаж для продукта или услуги в текущих рыночных условиях, постоянный уровень спроса.

Как это работает (пример):

Когда количество единиц данного продукта или услуги выравнивается, что приводит к снижению объема продаж, этот продукт или услуга достигли уровня насыщенность рынка . Насыщение рынка определяется рыночным спросом, а также экономическим климатом и рыночной конкуренцией. Например, данный продукт может достичь насыщения рынка, потому что есть снижение доверия к потребителю или, альтернативно, потому что оно устарело и больше не требуется.

Почему это имеет значение:

Насыщение рынка является сигналом для производителей, что они должны предпринять действия для получения дальнейших продаж. Это может быть просто изменение маркетинговой стратегии, которая порождает дополнительный спрос, или это может быть изменение существующего дизайна продукта.

Читайте также: