Иконический поворот в культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Термин поворотный иконический ( iconic turn English) был смоделирован на примере языкового поворота ( linguistic turn ).

Если лингвистический поворот ознаменовал сдвиг парадигмы в философии , означающий, что любой анализ мира и его объектов должен был сначала пройти через анализ того, что дает доступ к миру, а именно языка, то иконический поворот направлен на исправление логоцентризма, скрытого в этот подход: не только язык дает нам доступ к миру.

Резюме

Объяснение

Первоначальный импульс этой исследовательской программе был дан в основном двумя людьми:

  • У. Т. Митчелл , профессор истории искусств Чикагского университета и директор журнала Critical Inquiry , в 1992 году выдвинул теорию о том, что он назвал живописным поворотом . Митчелл внес большой вклад в появление обширного поля в англо-американском пространстве визуальных исследований .
  • Готфрид Бём, профессор истории искусств Базельского университета и основатель Швейцарского национального исследовательского центра eikones , придумал в 1994 году культовое выражение поворота (iconic turn ). В последующие годы в Германии было основано направление исследований в области имидж-науки ( Bildwissenschaften ).

Сходства и расхождения в этих двух подходах стали предметом эпистолярного обмена мнениями между двумя главными действующими лицами этого поворотного момента. Эти двое узнают себя в проекте, который переоценивает единичные операции изображений. Но в то время как Г. Бем считает, что действительно существует логика, присущая любому изображению, которая проходит, в частности, через его дейктическую способность (демонстрации), У. Т. Митчелл считает, что иконология (программа Аби Варбурга и Эрвина Панофски , которую он хочет обновить ) должны изучать изображения в своих средствах массовой информации, что означает принятие во внимание всех технических, социальных и политических последствий визуального восприятия.

О́БРАЗ, 1) то же, что изо­бра­же­ние оп­ти­че­ское ; 2) ре­пре­зен­та­ция не­кое­го про­об­ра­за (изо­бра­же­ния бо­же­ст­ва как объ­ект по­кло­не­ния и ма­гич. дей­ст­вий в разл. ре­ли­ги­ях, порт­рет в ис­кус­ст­ве, чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мый мир как О. умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра идей-эй­до­сов в пла­то­низ­ме и не­оп­ла­то­низ­ме , че­ло­век как О. и по­до­бие Бо­га в биб­лей­ской ан­тро­по­ло­гии и т. д.); 3) кар­ти­на ми­ра или его фраг­мен­тов, скла­ды­ваю­щая­ся в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та и объ­ек­та; 4) спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния к.-л. яв­ле­ния (О. жиз­ни, О. дей­ст­вия и т. п.). См. так­же Ико­на , Ху­до­же­ст­вен­ный об­раз .

Трансформационным процессам в XX-XXI веке подвержены многие объекты и явления социальной жизни: от социальных институтов до технико-технологических устройств. Все эти трансформационные процессы оказывают влияние как на функционирование общества в целом, так и на повседневную жизнь индивида. Необходимость изучения целого ряда явлений в социальных и гуманитарных науках связывается с визуальным (иконическим) поворотом.

Часть теоретиков полагает, что рассмотрение визуальных данных возможно не только как средств репрезентации (копирования) социальной реальности, но и в качестве средств презентации ментальных практик, социальных действий и структур [6, с. 146]. С данной точки зрения визуальные феномены рассматривает Ф. Джеймисон, акцентируя внимание на том, что визуальные компоненты культуры являются не доминирующими, а фундирующими её.

Джеймисон, отмечая потерю позиций литературы, в связи с её ресурсами и возможностью отображать повседневность, утверждая, что именно кино стало средством культуры способного отобразить социальную реальность, так как сознание современного человека не соизмеримо с классическими литературными текстами и не может угнаться за хитросплетенностью сюжетных линий [9].

Присоединяясь к позиции Джеймисона можно отметить, что визуальная информация и визуальные образы не просто заняли центральное место в культуре, но и во многом определили стандарты социального взаимодействия и алгоритмы социальных практик.

Среди социальных и гуманитарных наук первыми обратили внимание на преимущество использования визуальных материалов в исследованиях антропология и археология. Таким образом можно отметить, что применение визуальных данных, которые можно дефиницировать в социально-гуманитарных исследованиях, напрямую зависело от развития антропологии и археологии, а также развития фототехники.

В начале XIX в. к визуальным данным, в частности фотографии, начала обращаться антропология с целью иллюстрации существования далёких племён. Другой целью использования визуальных данных стало документирование социокультурных, а также физиологических характеристик различных обществ и социальных групп. По истечении времени физиологические характеристики расовых групп стали предметом физической антропологии и антропометрии [13]. С изменениями в антропологии, которые описаны выше, использование фотографии, как вида визуальных данных, стало разделяться на два аспекта:

1. фотография, как часть антропологического (этнографического) отчёта;

2. фотография, как источник, а также инструмент для исследования социальных и культурных явлений в изучаемых обществах [13].

Семиотика, как наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, также уделяет внимание и визуальным образам, присутствующим в коммуникации. Междисциплинарный статус семиотики позволяет использовать её в исследованиях объектов различных знаковых систем, в том числе и визуальной.

В период активного использования визуальных данных, большинство использующих фотографию исследователей, считали, что камера не может искажать реальность, но в то же время она подвержена влиянию исследователя, который осуществляет выборочное фокусирование на объекте исследования [12, p. 6].

Стоит также отметить, что в научном дискурсе появляется следующее определение – этнографический фильм. Сценарием подобных фильмов зачастую являются результаты уже проведённого этнографического исследования. Этнографические фильмы опираются на визуальные данные как на ресурс для конструирования своего нарратива [12, p. 4].

В связи с осознанием исторической наукой ограниченности её предмета исследования (государство, социальные структуры, внешняя политика и др.), выкристаллизовалась новая отрасль исторического познания – история повседневности (everyday life history, alltagsgeschichte). Предметом изучения которой стала человеческая обыденность сквозь призму различных исторически значимых событий.

Белорусский историк А.В. Курьянович отмечает, что с точки зрения истории повседневности, фотография может выступать как источник в двух формах:

- репродукция фотографии в книге, журнале, газете или ином источнике [7, с. 46].

Историки-исследователи повседневности отмечают, что ценность информации, полученной из визуальных источников, повышается при корреляции фотографии с иными источниками [7, с. 46].

Стоит отметить, что в западном научном дискурсе данное понятие установилось в 20-е гг. ХХ в. американским антропологом Маргарет Мид. Она выдвинула тезис о принципиально новом виде информации, который не дублирует вербальные данные, а открывает новые для науки возможности отображения действительности. В связи с этим, актуализируется мнение о визуальных данных, как о самостоятельном средстве антропологического письма. Таким образом, уже в начале XX в. визуальные данные рассматриваются как самостоятельное средство познания, которое может быть не подкреплено вербальной информацией. Исходя из вышеупомянутого, стоит отметить, что визуальная антропология изучает социокультурные характеристики общества через их репрезентацию в визуальных данных.

Достаточно долгий промежуток времени в научном дискурсе визуальная антропология и визуальная социология шли бок о бок. Интеллектуальное отделение данных отраслей социально-гуманитарного знания началось лишь в 70-е гг. ХХ в., а в 80­е гг. стали уже появляться первые объединения исследователей визуального, школы, спецкурсы на социологических отделениях западных вузов, первые исследования и публикации [10].

Стоит отметить, что визуальную антропологию, от социологии отличает исследовательский интерес к отдалённым от нас обществам в пространстве или времени. Визуальная социология ориентирована на изучение обществ близких к нам в уровне развития. Но всё же антропологию и социологию объединяет научный интерес не к индивидам, а к их интеракциям.

К середине 1980­х гг. группа социологов, занимающихся исследованиями визуальных данных, организовала Международную Ассоциацию Визуальной Социологии (International Visual Sociology Association – IVSA). А тем временем социологические исследования визуальных данных постепенно стали процветать и в Соединенном Королевстве, и на континентальной части Европы, а также зарождаться в Индии, Центральном Востоке, России и в некоторых областях Азии и Южной Америки [15, р. 3].

Визуальные данные могут быть созданы посредством запечатления на камеру, а также интерпретации запечатлённой информации. Во время работы с визуальной информацией актуализируются различные эвристические цели визуальной социологии.

2 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. – Москва: Медиум, 1996. – 240 с.

3 Богданова, Н. М. Фотография как объект социологического познания: дис. канд. соц. наук: 20.00.01 / Н. М. Богданова – Самара: 2014. – 277 с.

6 Колодий, Н.А., Колодий В.В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание // Н.А. Колодий, В.В. Колодий / Известия Томского политехнического университета. – 2010. – №6. – С. 146-152.

7 Курьянович, А. В. История повседневности: проблемы источниковой базы / А. В. Курьянович // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 1 / рэдкал.: С. М. Ходзін (адк. рэдактар) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2002. – С. 44-49.

8 Покровский, Н. Е. Умение видеть и искусство понимать / Штомпка, П. Визуальная социология / П. Штомпка; пер. с пол. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – Москва: 2007. – 168 с.

10 Российская социологическая энциклопедия – под общ. ред. Г.В. Осипова. — Москва: Издательская группа НОРМА—ИНФРА –М, 1998. — 672 с.

11 Штомпка, П. Визуальная социология / П. Штомпка; пер. с пол. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – Москва: 2007. – 168 с.
12 Ball, M.S., Smith G.W.H. Analyzing visual data / M.S. Ball, G.W.H. Smith. – London: Sage, 1992. – P. 18.

13 Barthes, R. Elements of Semiology / R. Barthes. – New York: Hill and Wang, 1967. – P. 9-34.

14 Bou Hachem, A., La Rocca, F. Avant-propos // А. Bou Hachem, F. La Rocca / Soci;t;s. – 2007. – №2 (96). – P. 5-8.

15 Harper, D. Visual sociology / D. Harper. – New York: Routledge, 2012. – 312 p.

16 Jameson, F. Signatures of the visible / F. Jemeson. – New York: Routledge, 1990. – 254 p.

Весьма интересный и многообещающий подход! И как же тут не вспомнить об истоке всего процесса: "идея", "эйдос". Вот мы и вернулись. Что это, фарс напоследок трагедии? Травестирование самой Идеи идеологии её же собственными филиациями? Есть над чем подумать!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

греч. eikos - образ) - 1. краткое зрительное ощущение, длящееся до 2 сек. после предъявления яркого оптического стимула. Синонимы: Иконическая память, Зрительный вариант непосредственной (сенсорной) памяти. Слуховой вариант сенсорной памяти называют эхоической памятью (см.).

1. Характеристика образа, иллюстрированное представление чего-то, идол. 2. Характеристика краткого зрительного ощущения, которое продолжается в течение некоторого времени (возможно, 2 секунды как максимум) после окончания предъявления яркого стимула. Часто называется иконической памятью. Это явление рассматривается многими авторами как °Дно из класса явлений хранения сенсорной информационной. Слуховой аналог называется эхоическим.

1. Характеристика образа, выражающаяся в том, что он точно, в деталях повторяет или воспроизводит тот объект, образом которого он является. 2. Характеристика того, что выступает в роли идола, объекта культового, религиозного поклонения, почитания (например, икона). 3. Свойство кратковременного зрительного восприятия сохранять в памяти мелкие детали виденного в течение очень короткого времени-не более двух секунд. Слуховой аналог этого свойства носит название эхоический. См. память иконическая.

Читайте также: