Наследственное право в древней руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

а не традиций и обычаев, зародилось в IX в. с появлением писаных актов Древней Руси.

Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.)

Развитие наследственного права совпадает с установлением института частной собственности.

Первым законодательным актом, регулировавшим наследственные отношения в нашей стране, является Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.).

Нормы, изложенные в ней, устанавливали две формы наследования:

  • наследование по закону и
  • наследование по завещанию.

Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

Институт наследования по завещанию был достаточно условным. В круг наследников по завещанию были включены исключительно наследники по закону — дети, рожденные в браке, и супруг.

Распоряжения (так называемый ряд) имуществом на случай смерти сводились к распределению наследства между наследниками:

отец мог разделить все свое имущество между детьми в равных или в разных долях, а мать имела возможность завещать все свое имущество любому из сыновей или дочерей, которых считала наиболее достойными (ст. 103, 106);

свобода завещания была ограничена также правилом, согласно которому младшему сыну при разделе имущества всегда доставался родительский двор (ст. 100);

внебрачные дети и дети крепостных не наследовали отцу (господину) ни по закону, ни по завещанию.

В XIV—XVI вв. с развитием феодализма в России появляются новые правовые источники, которые содержат нормы, касающиеся наследования:

Псковская судная грамота,

Новгородская судная грамота,

Судебники 1497 и 1589 гг.,

Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

Все указанные памятники права, как и Русская правда, различают две формы наследования:

При этом каждый из источников называет разный круг наследников.

Псковская судная грамота впервые установила письменную форму завещания и регламентировала порядок наследования по завещанию. Завещание теперь можно было составить в пользу своих близких родственников (кого именно не указано) и иных лиц (например, монастырей).

Судебники Московского государства 1497 и 1550 гг. также различали наследование по закону и по завещанию, а круг наследников ограничивался близкими родственниками и супругом.

Завещатель был вправе лишить наследства одного или всех членов семьи или передать его в полном объеме церкви. В целях охраны прав семьи было введено ограничение воли завещателя — родовое имущество передавалось по наследству только родственникам. Соборное уложение 1649 г. дало дальнейшее развитие институту наследственного права, в частности институту наследования по завещанию.

Согласно уложению завещательные распоряжения могли касаться лишь купленных вотчин и движимого имущества. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода.

Согласно этим правилам все недвижимое наследственное имущество наследовал только один из детей наследодателя. В завещании наследодатель мог указать наследника недвижимости (одного из сыновей, а при их отсутствии — одну из дочерей).

В 1731 г. Анна Иоанновна отменила Указ Петра как противоречащий общественному благу и восстановила права завещателя по Соборному уложению 1640 г.

Следующие изменения были приняты только через 100 лет, в 1831 г., в Положении о духовных завещаниях,

  • впервые определившем порядок отмены и изменения завещания.

Данное Положение вошло в Свод законов Российской империи. На смену правовым актам, которые регулировали вопросы наследования, приходит новый источник — Свод законов Российской империи, изданный в 1832-1833 гг.

Часть I тома X Свода являлась основным источником русского дореволюционного наследственного права.

По Своду родовое имущество могло переходить только к наследникам по закону, а для остального имущества существовал общий порядок наследования.

Наследование и по закону, и по завещанию имело место не только после смерти наследодателя, но и после лишения лица всех прав состояния, пострижения в монашество, признания лица безвестно отсутствующим.

Наследование по закону в дореволюционной России, так же как и в других буржуазных странах, строилось на началах кровного родства.

Однако здесь оно не ограничивалось определенной степенью. Наследником по закону мог быть самый отдаленный родственник (но не свойственник), если не оставалось более близких родственников.

Предусматривались два основания наследования:

По общему правилу наследование по закону происходило, когда оно не было отменено завещанием.

Исходя из смысла ст. 1121 Свода, наследниками по закону могли быть родственники наследодателя. Закон не устанавливал число очередей родственников, призываемых к наследованию.

Порядок наследования по закону определялся по линиям:

первыми призывались наследники нисходящей линии, т.е. дети наследодателя;

между детьми наследодателя имущество делилось в равных долях;

единокровные и единоутробные дети наследовали только после своих родителей;

внебрачные дети наследовали только после матери. Родовое имущество внебрачные дети и усыновленные вообще не могли наследовать;

при отсутствии детей и внуков к наследованию призывались родственники боковых линий.

Для определения боковых родственных связей в законе существовала специальная таблица, которая устанавливала очередность наследования боковыми родственниками:

по общему правилу ближайшая линия отстраняла от наследования более дальнюю,

а одинаково близкие родственники призывались к наследству совместно.

Наследниками:

первой линии признавались брат или сестра и их потомство;

второй — дядя или тетя с нисходящими;

третьей — брат или сестра бабушки и их потомство и т.д.

Право наследования в боковых линиях существовало неограниченно, пока могло быть доказано родство.

Особый порядок наследования был установлен для восходящей линии, в которой явно ущемляются права наследователей:

  • восходящие (родители и другие родственники) наследовали имущество, безвозмездно переданное ими наследодателю, у которого не было детей.

Родителям предоставлялось пожизненное право пользования благоприобретенным имуществом (родовое имущество не являлось благоприобретенным) беспотомственного наследодателя.

  • 1/7 недвижимого и
  • 1/4 движимого имущества умершего супруга.

Свод законов Российской империи сохранил особенность русского наследственного законодательства.

В отличие от других стран в России наследственное имущество не рассматривалось как единое целое, а подразделялось на движимое и недвижимое имущество, для каждого из них всегда был установлен отдельный порядок наследственного правопреемства.

Родовое имущество (имения) переходило только к наследникам по закону, а остальное имущество наследовалось в общем порядке.

Изменения в Свод законов были внесены в 1899 г. с принятием Положения о временно-заповедных имениях. Такое имение учреждалось в пользу одного из детей завещателя при согласии остальных совершеннолетних. Согласия не требовалось, если имение стоило не более 25 тыс. руб.

Во всем остальном Свод регулировал наследственные отношения вплоть до победы Октябрьской революции 1917 г.

Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.

Основные особенности наследственного права на Руси

Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.

Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.

Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:

Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.

Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.

Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.

Право собственности и наследования по Русской Правде. Уголовное право.




В наследовании существовали существенные различия в зависимости от принадлежности человека к той или иной ступени иерархической лестницы. Было наследование по закону и по завещанию. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступал в пользу князя. При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего, но на наследников возлагалась обязанность выдать сестер замуж, следовательно, обеспечить их приданым.

Уголовное право. Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление — это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось.
Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева.

В случае совершения преступления несколькими лицами ответственность для соучастников была установлена одинаковой (ст. 41-43 Пространной Правды). Формы вины (умысел, неосторожность) определения не получили. Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

Виды преступлений. Русская Правда не знала понятия государственного преступления и не предусматривала наказаний за деяния, которые позднее так были названы.
Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. Древнейшая часть Русской Правды (Правда Ярослава) признавала возможность кровной мести и только в случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливала денежное взыскание.

Русская Правда ничего не говорила об убийстве князя. Другие источники Киевского государства (летописи) свидетельствуют о безоговорочном применении в этом случае смертной казни. Русская Правда различала два вида убийства: в ссоре (на пиру) и в разбое. За последнее устанавливалось самое тяжкое наказание — поток и разграбление (ст. 17 Пространной Правды), что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества.

Другой вид преступления составляло причинение телесных повреждений. Нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев влекли за собой, по Русской Правде, уплату определенного штрафа князю и так называемого “урока” в пользу пострадавшего. Размер штрафов был настолько велик — 20, 12 гривен (ст. 23, 25, 27, 28, 68 Пространной Правды), что позволяет делать вывод, что потерпевший — феодал.
Такой же вывод необходимо сделать и относительно преступления против чести, оскорбления действием (вырывание бороды, усов, толкание влекли за собой большой штраф — 12 гривен по ст. 67).

Многие статьи Русской Правды посвящались имущественным преступлениям, и прежде всего охране имущества феодалов. Устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей. Суровое наказание следовало за поджог двора и гумна (ст. 83) — поток и разграбление. Русская Правда подробно говорила об ответственности за кражу самых различных видов имущества (скота, зерна, ладьи и т.п.). Высшее наказание — поток и разграбление — устанавливалось за конокрадство.

Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесняется системой выкупов.
Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести.
Упрочившись выкупы слагаются в довольно сложную систему правил. Вмешательство государства повлекло за собой установление штрафов и в пользу власти, и в пользу пострадавших.

Так возникают:

- вира — штраф за убийство, поступающий в пользу князя;

- головничество — плата за голову, поступающая в пользу родственников убитого;

- продажа — штраф за другие правонарушения кроме убийства и увечья (за увечье взималось полувирье), также взимаемый в пользу князя.

В пользу потерпевших от других преступлений помимо убийств, уплачивались урок, протор, пагуба и т.п. За убийство в разбое, поджог, конокрадство назначались разграбление и поток. Разграбление означало насильственное изъятие имущества. Поток же предусматривал различные формы личных наказаний: изгнание, обращение в рабство и даже убийство.

Законы и правовые обычаи Киевской Руси в совокупности создали основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: ус­тановление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе сторо­ны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступа­ет, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследо­вании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским про­цессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхднев­ный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнару­живалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похи­щенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это уда­валось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. По­следний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).

Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы ви­дим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобще­ниям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Право собственности и наследования по Русской Правде. Уголовное право.

В наследовании существовали существенные различия в зависимости от принадлежности человека к той или иной ступени иерархической лестницы. Было наследование по закону и по завещанию. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступал в пользу князя. При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего, но на наследников возлагалась обязанность выдать сестер замуж, следовательно, обеспечить их приданым.

Уголовное право. Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление — это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось.
Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева.

В случае совершения преступления несколькими лицами ответственность для соучастников была установлена одинаковой (ст. 41-43 Пространной Правды). Формы вины (умысел, неосторожность) определения не получили. Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

Виды преступлений. Русская Правда не знала понятия государственного преступления и не предусматривала наказаний за деяния, которые позднее так были названы.
Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. Древнейшая часть Русской Правды (Правда Ярослава) признавала возможность кровной мести и только в случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливала денежное взыскание.

Русская Правда ничего не говорила об убийстве князя. Другие источники Киевского государства (летописи) свидетельствуют о безоговорочном применении в этом случае смертной казни. Русская Правда различала два вида убийства: в ссоре (на пиру) и в разбое. За последнее устанавливалось самое тяжкое наказание — поток и разграбление (ст. 17 Пространной Правды), что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества.

Другой вид преступления составляло причинение телесных повреждений. Нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев влекли за собой, по Русской Правде, уплату определенного штрафа князю и так называемого “урока” в пользу пострадавшего. Размер штрафов был настолько велик — 20, 12 гривен (ст. 23, 25, 27, 28, 68 Пространной Правды), что позволяет делать вывод, что потерпевший — феодал.
Такой же вывод необходимо сделать и относительно преступления против чести, оскорбления действием (вырывание бороды, усов, толкание влекли за собой большой штраф — 12 гривен по ст. 67).

Многие статьи Русской Правды посвящались имущественным преступлениям, и прежде всего охране имущества феодалов. Устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей. Суровое наказание следовало за поджог двора и гумна (ст. 83) — поток и разграбление. Русская Правда подробно говорила об ответственности за кражу самых различных видов имущества (скота, зерна, ладьи и т.п.). Высшее наказание — поток и разграбление — устанавливалось за конокрадство.

Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесняется системой выкупов.
Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести.
Упрочившись выкупы слагаются в довольно сложную систему правил. Вмешательство государства повлекло за собой установление штрафов и в пользу власти, и в пользу пострадавших.

Так возникают:

- вира — штраф за убийство, поступающий в пользу князя;

- головничество — плата за голову, поступающая в пользу родственников убитого;

- продажа — штраф за другие правонарушения кроме убийства и увечья (за увечье взималось полувирье), также взимаемый в пользу князя.

В пользу потерпевших от других преступлений помимо убийств, уплачивались урок, протор, пагуба и т.п. За убийство в разбое, поджог, конокрадство назначались разграбление и поток. Разграбление означало насильственное изъятие имущества. Поток же предусматривал различные формы личных наказаний: изгнание, обращение в рабство и даже убийство.

Законы и правовые обычаи Киевской Руси в совокупности создали основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: ус­тановление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе сторо­ны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступа­ет, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследо­вании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским про­цессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхднев­ный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнару­живалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похи­щенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это уда­валось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. По­следний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).

Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы ви­дим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобще­ниям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве

Брачно-семейное право. Большое количество брачных норм было выработано в постановлениях различных церковных соборов.

Возраст вступавших в брак устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин в 13 лет, по другим нормам — 14 и 12 лет. Однако и этот возраст на практике часто не соблюдался, князья женили своих сыновей в 11 лет, а дочерей отдавали замуж в восемь лет.

Для действительности брака требовалось согласие брачуюшихся и их родителей.

Оформление брачного договора сопровождалось обязательным совершением церковных обрядов. Первым обязательным обрядом было обручение (могло быть с семи лет). При этом брак обрученной с другим уже не допускался. Узы обручения были признаны равносильными браку. Обручение совершалось в церкви, сопровождалось чтением особых молитв и обменом колец.

Согласно византийскому праву, брак мог быть расторгнут, причем предусматривалось довольно большое число случаев, служащих основанием к разводу:

  • безвестное отсутствие супруга в течение пяти лет;
  • вступление обоих супругов в монашество;
  • если жена, узнав о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу;
  • если жена без разрешения мужа пирует с посторонними мужчинами или моется с ними в бане;
  • если жена без разрешения мужа проведет ночь вне дома и не у своих родителей;
  • если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры;
  • если муж торгует честью жены;
  • если муж заводит в доме любовницу или будет обнаруживать свою связь с посторонней женщиной.

В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь.

Мужья имели право наказывать своих жен.

Отец имел больше прав и в отношении детей. Фактически дети находились под его властью, вплоть до того, что он их мог продать в холопы или безнаказанно убить.

Возможно было и завещание, отец мог отдать свое имущество одним сыновьям, лишая других. В Русской Правде устанавливалось два порядка наследования в том случае, если умерший не имел сыновей. Имущество смерда, не имевшего сыновей, переходило князю. Незамужние дочери получали часть имущества в качестве будущего приданого, замужние дочери не наследовали ничего. Имущество бояр, не имевших сыновей, наследовались дочерьми.

Средневековое Русское государство было плодом развития феодальных отношений (как и в Западной Европе). Его вассальная иерархическая система, внутренние междоусобицы, принципы наследственного права были во многом схожи с континентальными королевствами. Вместе с тем близкие связи с православной Византией, присутствие скандинавских конунгов и постоянный режим противостояния с кочевниками степи породили и ряд местных особенностей в общественно-политическом

наследственное право

Наследственное право феодальной Руси

принципы наследственного права

могло не сказаться на развитии официальных отношений в стране. Значительное влияние на понятие наследственного права, торгового права и прочих норм оказала Византия. Как, впрочем, и на другие сферы общественной жизни, прежде всего - духовную. Политические и военные отношения с греками, постоянное заключение договоров с ними стимулировали развитие отечественных юридических норм. Вполне вероятно, что до собственной кодификации именно византийские законы использовались для регуляции соответствующих норм. Во всяком случае, такие исторические завещания известны современным исследователям.

понятие наследственного права

регулировал последующую иерархию права на наследство: остальным родственникам и даже частично церкви (на упокой души).

Наследственное право на трон

В этой области Киевская Русь имела интересное отличие от всей остальной Европы. Особенность, которая серьезно повлияла на судьбу государства и народа. Дело в том, что престолонаследие в Западной Европе передавалось по так называемому салическому праву, согласно которому наследником трона был лишь старший сын короля (имеющийся в живых). Братья короля в этом разделе не участвовали. На Руси же после смерти князя существовала практика перехода власти к его младшему брату. Однако такое лествическое право лишь вызывало конкуренцию между дядьями, племянниками, двоюродными братьями и прочими родственниками, усложняя и без того запутанные отношения и усугубляя феодальную раздробленность страны.

Читайте также: