Насколько улучшаются координационные способности в 13 15 лет кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлены результаты многолетних обследований мальчиков 5-9 классов общеобразовательных учреждений с целью выявления возрастной динамики параметров различных проявлений координационных способностей. Изложены данные статистической обработки, проведенной при анализе четырех групп координационных способностей учащихся: способности к воспроизведению характеристик движений; точности отмеривания параметров движений; способности к дифференцированию параметров движений; отдельные проявления координационных способностей.

Ключевые слова: мальчики среднего школьного возраста; координационные способности; физическое воспитание учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений; возрастная динамика.

По мнению ряда ученых, физическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в достаточной степени обеспечено программно-нормативными документами [7, 8]. Данное утверждение нельзя, по нашему мнению, в полной мере отнести к содержащимся в программах рекомендациям по технологическим подходам к достижению целевых установок физического воспитания школьников и, в первую очередь, развитию их координационных способностей с учетом их пола и возраста. Более того, ряд ученых считает, что чрезвычайно скупо изложенные в данных документах методические указания не обоснованы с позиций онтогенетических особенностей развития физического и двигательного потенциала детей школьного возраста, так как в распространенных программах физического воспитания в общеобразовательных учреждениях пояснения по данному вопросу практически отсутствуют [4, 5, 6].

В связи с вышеизложенным в ходе исследований изучались особенности половозрастной динамики параметров различных проявлений специфических координационных способностей в процессе реализации существующих программ физического воспитания.

Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования - развитие координационных способностей учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений с учетом онтогенетических особенностей.

цель исследования - выявить изменения абсолютных значений координационных способностей учащихся 5-9 классов в годичном учебном цикле.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня развития координационных способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [7, 11, 13], анализа рабочих программ по физическому воспитанию и нормативных требований по физической подготовленности [5, 8] и собственного педагогического опыта.

В связи со спецификой координационных способностей выбранные тестовые задания были классифицированы по четырем группам:

  • способности к воспроизведению характеристик движений (4 показателя);
  • точности отмеривания параметров движений (4 показателя);
  • способности к дифференцированию параметров движений (4 показателя);
  • показатели, не сводимые по своей сущности к вышеперечисленным группам и в этой связи представленные как отдельные проявления координационных способностей (5 показателей).

Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа Pentium 3.

При этом по общепринятым методикам осуществлялся расчет средней арифметической величины (М), среднего квадратического отклонения (±δ), ошибки средней арифметической (±m) [1, 2].

Оценка достоверности различий параметрических статистических характеристик проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.

При разработке оценочных таблиц результатов тестирования координационных способностей использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК, так как распределение результатов тестирования близко к нормальному [1].

Исследования проводились на базе общеобразовательных школ № 1048 и № 1927 г. Москвы. В них приняли участие 322 мальчика 11-15 лет.

Результаты исследования. Динамика показателей координационных способностей изучалась как на основе анализа изменений результатов в отдельных тестах, переведенных в баллы, на основе разработанных шкал относительной оценки результатов тестирования, так и по значениям интегральных и суммарных показателей координационных способностей. Значения интегральных показателей рассчитывались по общепринятой методике [13]. Значения суммарного показателя уровня развития координационных способностей рассчитывались на основе суммирования балльных оценок интегральных показателей.

Данные, характеризующие достоверность изменения показателей координационных способностей учащихся 11-15 лет, представлены в таблице.

Полученные результаты описаны по следующей схеме:

  1. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли позитивные изменения в 50% и более изучаемых случаев (первый уровень).
  2. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли негативные изменения в 50% и более изучаемых случаев (второй уровень).
  3. Блоки показателей координационных способностей, по которым не выявлены изменения (третий уровень).

Статистическая обработка полученных результатов обследований школьников 11-15 лет позволила получить следующие научные данные.

В группе 11-летних мальчиков к первому уровню относятся:

  • блок точности отмеривания параметров движений - 100% (силовые усилия временных интервалов, усилия в прыжках в длину с места);
  • блок дифференцирования параметров движения - 80% (усилия в кистевой динамометрии, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда движений в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места).

Ко второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков показателей координационных способностей.

К третьему уровню относятся:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей - 50% (переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели).

В группе 12-летних мальчиков к первому уровню относится блок дифференцирования параметров движения - 80% (амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

Ко второму уровню не относится ни один из показателей.

К третьему уровню относятся:

  • блок воспроизведения параметров движения
  • 80% (угол при сгибании в тазобедренных суставах, угол в плечевых суставах, временные интервалы, интегральный показатель);
  • блок точности отмеривания параметров движения - 15% (силовые усилия, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

В группе 13-летних мальчиков к первому уровню относится только блок дифференцирования параметров движений - 80% (силовые усилия, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

Ко второму уровню не относится ни одна из групп показателей.

К третьему уровню относятся:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей (равновесие, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движений -100% (все показатели);
  • блок точности отмеривания параметров движений - 50% (силовые усилия, интегральный показатель).

В группе 14-летних мальчиков к первому и второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков координационных способностей.

К третьему блоку относятся все блоки координационных способностей:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей - 66% (равновесие, переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели);
  • блок точности отмеривания параметров движений - 50% (отмеривание усилий в прыжках в длину, интегральный показатель);
  • блок дифференцирования параметров движений
  • 100% (все показатели).

Достоверность изменения балльных оценок среднегрупповых показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет в течение учебного года

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Все эти координационные способности или качества в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Координационные способности

Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Двигательно-координационные способности

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

  1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
  2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
  3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, относящиеся ко второй группе , зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе , можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

  • Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы.
  • Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

  1. способности человека к точному анализу движений;
  2. деятельности анализаторов и особенно двигательного;
  3. сложности двигательного задания;
  4. уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
  5. смелости и решительности;
  6. возраста;
  7. общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений.

Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач:

  1. по разностороннему развитию
  2. специально направленному развитию

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке.

Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:

  • улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
  • развитие координации движений неведущей конечности;
  • развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

  1. значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
  2. постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
  3. приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
  4. испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Средства воспитания координационных способностей

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:

  • изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;
  • изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.;
  • комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.

Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

  • подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
  • развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

  • Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.
    Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
  • Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
    Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
  • Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.
    Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
  • Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
    Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
    Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:

  • упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;
  • плавание;
  • разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;
  • массаж, сауну, тепловые процедуры.

Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

  • в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
  • применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

  1. стандартно-повторного упражнения;
  2. вариативного упражнения;
  3. игровой;
  4. соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Заключение

Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно возникающие внезапно и достаточно сложного уровня. Соответственно, в структуре координационных способностей выделяют:

способность к овладению новыми движениями;
умение дифференцировать (степень дифференцирования) характеристики движений и управлять ими;
способность к импровизациям и комбинированию в процессе двигательной активности (оригинальность решения двигательных задач).

Координационные способности спортсмена во многом определяются его двигательным опытом. Чем выше количество, сложность освоенных навыков, тем выше вероятность быстрого и эффективного решения возникшей двигательной задачи. Поэтому постоянное пополнение двигательного опыта — одно из условий совершенствования ловкости.

Задания, направленные на совершенствование ловкости, следует подбирать в соответствии с указанной выше структурой. Здесь достаточно широкий простор для творческого подхода к проблеме.

Основная особенность заданий — их новизна, повышенная сложность, необходимость из ряда освоенных движений создать новое сочетание, подходящее к решению поставленной двигательной задачи. Хорошо освоенные движения, выполняемые в стандартных условиях, не ведут к дальнейшему развитию координационных способностей, не стимулируют их развитие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Координационные способности – это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса (физиологическое строение опорно-двигательного аппарата. Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

hello_html_md173164.jpg

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

- пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);

- перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);

- манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т. д.);

- циклические и ациклические действия;

- метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);

- защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх;

- баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).

Специфические КС.

К ним относят несколько иные координационные способности. Это способность человека:

- к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;

- к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;

- к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала или его части;

- к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;

- к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;

- к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;

- к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия.

Это координационные способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических.

Также координационные способности классифицируются на элементарные и сложные. К первым из них относится возможность человека к точному воспроизведению пространственных параметров движений.

Сложные координационные способности - это возможность индивида к быстрой перестройке двигательных действий при внезапно изменяющихся условиях.

Средства развития КС.

Для того чтобы повысить степень возможностей человека при решении двигательных программ, необходимо использовать физические упражнения, которые:

- направлены на преодоление координационных трудностей;

- требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;

- новы и необычны для исполнителя;

- в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий.

Специальная координационная подготовка – это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбола. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации.

По сведениям, для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.

Возрастная динамика развития быстроты у начинающих заниматься футболом имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у начинающих заниматься футболом, не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.


Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991)

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 - 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов (Живилов, 2000). Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним из компонентов структуры физических способностей человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Она зависит от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц. Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее - при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с 8 до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты наибольшее увеличение в темпах развития данной способности показывают в подростковом возрасте, наименьшее в старшем. Можно сделать следующий вывод: что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.

1.1.2. Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 - 0,40 сек. В последующие годы происходит дальнейшее снижение показателя быстроты. Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1. Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет.

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт " скачка" (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Вывод: таким образом, на формирование скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2. Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 - 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 - 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения - с 9 до 11 лет, где оно равно и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно, препубертатный и пубертатный возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается " скачком " в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и " затухают " внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую - либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Читайте также: