Насколько сильным было влияние исламской цивилизации на другие страны кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Обширное влияние исламской цивилизации явственно ощущалось во всех областях жизни, в науке, в искусствах, философии и т. д.

Мусульманские ученые исследовали научные знания, зародившиеся в Индии, Китае и Древней Греции, затем переводили их, обрабатывали, систематизировали и дополняли в различных научных центрах исламского мира. Оттуда их перенимала Восточная Европ. Кроме того, мусульманские ученые стали родоначальниками новых научных дисциплин и направлений.

Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации, а как ее определяющем факторе.

Большинство европейцев неспособно в должной мере оценить всю важность вклада, полученного ими от исламской цивилизации. История со всей очевидностью установила, что греческая наука и философия дошли до европейцев через мусульманских посредников. Иначе говоря, духовное наследие эллинов было воспринято Европой лишь после того, как его серьезнейшим образом изучили и усвоили на Ближнем Востоке; не будь исламских ученых и философов, европейцы еще долго пребывали бы в полном незнании этого наследия, а может быть, так никогда, и не познакомились бы с ним.

Эээ.. . Ну если бы не было ислама, то:
1. Не было бы и всех тех религиозных войн, которые были (в частности, крестовых походов) ;
2. На месте исламских государств были бы христианские (скорее всего - католические) , т. е. простор для тогдашней инквизиции был бы гораздо шире;
3. Опять таки, на месте исламских государств, вместо Шариатского права, сейчас бы существовало Римское право.

Цивилизация ислама дала толчок в развитии литературы других стран. Были созданы новые библиотеки, в которых хранили священные книги, переведенные с арабского языка. Расширились границы религий, ислам привнес новые веяния, традиции вероисповедания. Данная цивилизация повлияла на мировосприятие людей, изменила их представление о жизни и смерти, вере, божествах. Она также повлияла на научную сферу стран, дав базис для развития математики, истории, физики. Исламские представители проявили себя как необычайно мудрые люди.

Исламская цивилизация

Летопись ислама – свидетельство того, что исламская цивилизация – это один из ярчайших периодов в истории человечества, хотя и является одной из самых молодых цивилизаций Востока. Начало формирования ее приходится на седьмой век нашей эры. Зародилась она на Аравийском полуострове, который состоит из пустынь, и лишь вдоль побережья тянется полоса плодородных земель, подходящих для выращивания зерна, фиников и винограда, а также пряностей, для разведения верблюдов и овец. Жители древних городов Аравии активно торговали со средиземноморскими странами, африканскими и индийскими странами. Пустыни Аравийского полуострова населяли племена бедуинов-кочевников, они занимались скотоводством, обслуживали торговые караваны, сопровождали их по пустыне, снабжали верблюдами, а также водой и продовольствием. Между собой бедуины враждовали, часто совершались набеги соседних племен друг на друга.

Мир ислама не поддается делению на Запад и Восток, потому и не принято его называть ни западом, ни востоком – это уникальный новый мир, созданный в результате достижений и побед мусульман, у которых получилось создать совершенно новую культуру.

Не военной силой происходило распространение ислама, хотя немалых побед достигли мусульмане в сражениях.

Появление новой религии сильно изменило облик Аравии: Ислам стал судьбоносным и объединяющим фактором в судьбе арабов, и на его основе был зарожден исламский мир, который впоследствии разросся до гигантских размеров. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами.

Фундамент и истоки

Идеи единобожия проповедовались некоторыми арабскими проповедниками еще до того, как появился ислам. Основы исламской цивилизации заложил Пророк Мухаммад ﷺ , который был лучшим её проповедником.

Священной Книгой Ислама является Коран, в котором содержатся Откровения, ниспосланные Мухаммеду ﷺ Аллахом.

Догматика, представленная в Коране, отличается простотой и ясностью. Существует пять столпов веры Ислама, которые должен соблюдать верующий мусульманин:

  1. верить в Единого Бога Аллаха, в его Посланника Мухаммеда ﷺ ,
  2. читать намаз пять раз в день в определенное время,
  3. соблюдать пост в месяц Рамадан (Ураза),
  4. раздавать обязательную милостыню с имущества и денег (Закят),
  5. хоть раз в жизни совершить паломничество к храму Кааба в Мекке (Хадж), если будет иметь возможность.

Исламская цивилизация основана на идеях, пронизанных верой в предопределение.

История зарождения

Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ . Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.

Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер. Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки. На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.

Преемники исламской цивилизации

Арабское государство называлось Халифатом, во главе его находились халифы, которые представляли собой духовных и светских правителей, вели умелую экономическую политику, которая во многом способствовала быстрой исламизации населения, проживающего на захваченных территориях. Арабская цивилизация, которая стала правоприемницей и продолжателем исламской цивилизации, славилась своей высокой культурой, ведь в состав Халифата входили самые крупные культурные центры, и не только ближневосточной цивилизации, но и мира.

Империя Халифата возникла быстро, быстро разрослась до огромных размеров, но империя была непрочной, а потому на государственном уровне была поставлена задача сплотить разнородные обширные регионы, отличающиеся и своими культурными особенностями. Распад Халифата не сказался отрицательно на развитии мусульманской цивилизации – ее наивысший взлет пришелся на десятый – одиннадцатый века. В это время были сформированы как исламская догматика, так и исламское право, в это время были написаны важнейшие труды по истории, философии, астрономии и медицине, а также по химии и физике.

Распад начался в девятом веке, когда единое государство разделилось на эмираты и султанаты, из которых позже образовалось несколько государственных образований, ставших достаточно мощными. Одним из таких образований стала Османская империя (государство Османов), которая со временем превратилась в могущественное государство, а начало ее формирования приходится на пятнадцатый век. Именно Османская империя стала позже преемницей Халифата и наследницей исламской цивилизации, наряду с арабскими, персидскими, африканскими, среднеазиатскими и юго-восточно азиатскими государствами, культурами и субкультурами.

Недаром, говоря об исламской цивилизации, имеют в виду именно культурный аспект мусульманского мира, который нашел отражение и оказал свое влияние на самые разные культуры и народы. Это вполне объяснимо, ведь, включая в свой состав самые различные государства и культурные центры, мусульмане славились своим терпимым отношением к чужой вере и чужой культуре.

Аббасидский халифат

Возможно вам будет интересно прочитать о мусульманских государствах Кордовы, Фатимидах и Омейядах, и их развитии

Развитие науки

Влияние, которое оказала духовная культура Халифата и мусульманской уммы на мировую культуру, невозможно переоценить – она пустила свои корни во многих странах и Востока, и Запада. Медицина Европы и мировая география развивались во многом благодаря влиянию исследований арабских ученых. Философы из мусульманского мира большой толчок развитию рационализма в европейской науке. Светская поэзия также многим обязана поэтам восточного мира.

Связаны ли Ислам и наука?

Учатся ли мусульмане? История медресе.

С тех пор, как в 610 году Пророку Мухаммаду ﷺ было ниспослано Откровение Аллаха, и по сей день цивилизация Ислама остается одной из самых значительных в мире, оказывая влияние на все остальные культуры и религии.


Пакистанский автор Акбар Ахмед, бывший государственный деятель и заведующий кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета, публикует цикл статей о вкладе Ислама в развитие европейской цивилизации.

Повсеместно распространено мнение, особенно среди правых политиков в Европе, что ислам не совместим с западной цивилизацией и не привнес в нее никакого вклада. Голландский политик Герт Вилдерс передал именно это восприятие, когда описал Ислам как “культуру отсталости, ретроградности и варварства”.”Поэтому нам стоит выяснить, является ли это утверждение на самом деле правильным. Если это не так, фундамент исламофобии критиков Ислама, таких как Вилдерс, рушится, как карточный домик. Далее им придется использовать некоторые другие аргументы против Ислама, а иначе их расовые предрассудки будут разоблачены; они окажутся настолько голыми, что даже никаб не поможет им прикрыть свою наготу.

Akbar Ahmed 2016.jpg

Акбар Ахмед / Источник фото: Wikipedia

Влияние мусульман на европейскую культуру глубоко и обширно. Я приведу материалы из моей книги “Путешествие в Европу”, чтобы проиллюстрировать это утверждение на протяжении последующих нескольких недель. Возможно, наибольший вклад Ислама заключался в том, чтобы представить идею единого понимания нашей духовной вселенной, которая нашла свое отражение в искусстве, архитектуре, литературе и обществе Андалусии, основанном на религиозном плюрализме и принятии, в котором ценится обучение и этос знания (‘илм). Именно это общество породило Ибн Фирнаса, который пытался создать летательный аппарат, и религиозных философов, таких как Маймонид и Аверроэс, которые стремились сбалансировать разум и веру. Андалузское общество, в свою очередь, посеяло семена того, что стало европейским Ренессансом, привело к Просвещению и продолжает формировать наш современный мир.

Картинки по запросу croissant

Сам фундамент современного эмпирического и научного открытия, сам научный метод, возник благодаря Аль-Хайсаму (Аль-Хазену), родившемуся в Басре.

В сфере архитектуры такие элементы, как остроконечная арка, часто используемая в готических соборах и гораздо более прочная, чем закругленная арка, которая использовалась в то время в Европе, были позаимствованы из мечети Ибн Тулуна, построенной в IX веке в Каире, и привезены в Европу купцами из Южной Италии, которые использовали их при строительстве своих собственных монастырей. В своем исследовании о Вестминстерском аббатстве сэр Кристофер Рен, вероятно, самый знаменитый архитектор Англии, заявил «Теперь мы называем это готическим стилем архитектуры … Я думаю, что он с большим основанием должен называться сарацинским стилем”. Венец творчества Рена, Собор Святого Павла в Лондоне, демонстрирует исламское влияние, в том числе его купол, окруженный двумя башнями, которые Рен спроектировал по образцу Османских мечетей, имеющих купол и высокие минареты. Другие знаковые европейские церкви также были построены под влиянием Османских мечетей, например Церковь Святого Карла в Вене, вдохновленная Собором Святой Софии в Стамбуле.

Картинки по запросу saint carl church vienna

Карлскирхе (Церковь Св. Карла) в Вене / Источник фото: Wikipedia

Картинки по запросу calila-e-dimna Alfonso

“Калила и Димна”, переведенная на испанский по заказу Альфонсо Х


Альхазен и Галилей на фронтисписе “Селенографии” Яна Гевелия

Акбар Ахмед / Daily Times

Акбар Салахуддин Ахмед является заведующим кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывшим верховный комиссаром Пакистана в Великобритании и Ирландии. Ранее он также занимал ряд государственных постов в Пакистане и преподавал в Гарварде, Принстоне и Военно-морской академии США. Будучи антропологом и исследователем Ислама, он получил докторскую степень в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне.

Читайте также: