Наскальная живопись палеолита кратко

Обновлено: 04.07.2024

Таким способом самовыражения и передачи информации стала наскальная живопись.

Наскальную живопись еще называют пещерной живописью.

Наскальной или пещерной живописью называют вид первобытного искусства, который подразумевает выполненные людьми приблизительно эпохи палеолита изображения в пещерах.

Такие рисунки выполнены с помощью одного цвета, обычно, черного.

Изображения выполнены с помощью двух и более цветов.

Разноцветные рисунки бизонов в пещере Альтамира.

Наскальным рисунком называют рисунок, который сделан с помощью кремниевого или каменного инструмента путем вырезания линий на поверхности скалы.

Большинство изображений отыскали в Европе. Там первобытные люди жили в пещерах, чтобы спастись от холодов. Но и в Азии тоже были найдены такие пещеры.

В карстовых пещерах в Маросе и Панкепе в Индонезии обнаружили наскальный рисунок целебесской свиньи. Возраст изображения превышает 45,5 тысячи лет (данные на январь 2021 года).

Целебесская свинья — вид свиней на острове Сулавеси в Индонезии.

Первая пещера с изображениями была найдена в 1879 году испанским археологом-любителем графом Марселино Санс де Саутуола и его дочерью Марией. Это пещера Альтамира. Ее своды украшены рисунками древних людей. Рисунки датировали эпохой палеолита. Но долгое время ученые обвиняли графа в недостоверности информации. Они считали, что рисунки были фальсифицированы и не могли принадлежать каменному веку. А после смерти графа его открытие признали.

Пещера Альтамира находится в Испании. В ней — полихромная каменная живопись. Пещера находится на лугу в нескольких километрах от центра города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, а в 30 километрах от пещеры находится Музей древней истории и археологии.

После открытия на территории пещеры могли побывать все желающие, чтобы увидеть своими глазами удивительную живопись. В результате визитов внутри пещеры изменилась температура. И это привело к появлению плесени на рисунках. Поэтому сейчас она закрыта для посетителей.

Пещера включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Копии рисунков можно увидеть в музее Альтамира.

Подобные находки обнаружили и в других уголках мира.

Наиболее известные места с древними изображениями:

Найдены изображения людей, символов и животных в движении.

Известны рисунки зала быков или Ротонды.

В этой пещере самый крупный наскальный рисунок — пятиметровый бык.

Ласко закрыта для посетителей.

Туристы отправляются в ее копию. Там в натуральную величину воссоздали Зал Быков и Осевой проход.

Пещера находится на юге Франции. Можно увидеть более 300 рисунков. Среди изображений присутствуют животные ледникового периода. По предположениям ученых, возраст некоторых рисунков составляет около тридцати тысяч лет.

Месторасположение — юго-восток Франции.

Живопись была обнаружена в XVII веке, но должного значения рисункам не придали.

Лишь в 1906 году капитан Моляр обнаружил зал под названием Черный салон. Там изображены животные: бизоны, олени и козлы.

Ученые предполагают, что здесь проводили ритуалы привлечения удачи на охоте.

Она расположена недалеко от Марселя. Но попасть туда можно только проплыв по тоннелю, который расположен глубоко под водой.

Место было открыто в 1985 году дайвером Анри Коске.

По предположениям ученых, изображения некоторых зверей и птиц были сделаны около 29 тысяч лет назад.

Шульган-Таш или Капова пещера была открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году.

Под ее сводами можно увидеть изображения, сделанные красной охрой, лошадей, носорогов и мамонта с мамонтенком. По оценкам, рисунки были нарисованы 14 тысяч лет назад

В 1961 году в окрестностях деревни Папасидеро обнаружили пещеру Ромито. Там сохранились примеры доисторического искусства и следы гробниц. Наскальная живопись и петроглифы относятся к периоду верхнего палеолита.

Была найдена в северо-западной части Болгарии. Внутри пещеры можно найти около 700 рисунков, которые вырезаны или написаны на стенах.

На рисунках можно разглядеть изображения танцующих женщин, мужчин во время охоты, животных и растений, инструментов и звезд.

Самая удивительная находка этого места — солнечный календарь на 366 дней.

  1. Пещера Хойт-Цэнкер Агуй в западной Монголии.

До открытия этой пещеры были известны две техники рисунков:

  • выбитые на скалах — точечная техника;
  • написанные краской, охрой.

В 1966 году советско-монгольская экспедиция открыла в пустыне Гоби третий тип наскальных изображений: живопись в темной глубине пещеры. Этот тип отличается не только непривычным для таких целей местом, но и другим стилем и техникой исполнения.

Хойт-Цэнкер Агуй находится на юго-западе в 25 километрах от МАнхан-Сомона. Обширная полость в горе Гантик образовалась под действием подземных вод и землетрясений. На запад открывается темным жерлом на высоте 100 метров над уровнем реки.

Высота куполовидного потолка достигает пятнадцати метров. Свод пещеры рухнул в древности и завалил пол глыбами камня.

Росписи находятся в глубоких нишах скальных стен пещеры. Рисунки пересекаются и сплетаются в сплошной клубок. Можно разглядеть часть фигур животных и знаков. Выделяется фигура самца оленя с выделенной красной краской спиной и ногами. На потолке одной из ниш расположен рисунок быка с развернутыми рогами.

Наскальные рисунки являются источниками информации о жизни и быте древнего человека. Это признак того, что в определенной местности обитали люди с существующей культурой. Наскальная живопись может быть единственным источником знаний о древней местности.

Например, благодаря рисункам на территории Африки в пустыне Сахара ученые сделали вывод, что во времена палеолита и неолита экосистема местности сильно отличалась от нынешней. Благодаря находкам определили примерное время опустынивания региона и появление в Северной Африке верблюдов.

С помощью наскальных рисунков также можно определить время одомашнивания древних животных по характеру изображаемых ситуаций.

Люди изображали жизненные ситуации с помощью петроглифов. Такой способ передачи информации появился в каменном веке и существует до сих пор.

Петроглифами называют изображения на природных скальных выходах и валунах. Они выполнены выбивкой или пикетажем, гравировкой, пришлифовкой и другими способами. Способы нанесения изображений связаны с удалением скальной поверхности или сочетанием техник.

Использовали как каменные, так и металлические инструменты.

Считают, что изображений в технике петроглифов существенно больше, чем росписей, которые наносились на аналогичные природные объекты.

Концепцию петроглифов связывают со святилищами, местами проведения календарных праздников. Они приурочены к важным точкам ландшафта: переправам и перевалам.

Наскальную живопись обнаруживали во многих странах. В 120 странах нашли более 35 миллионов петроглифов.

Этапы зарождения искусства, когда были первые

Искусство живописи зародилось, когда человек осознал потребность передавать информацию и изображать окружающий мир. Они рисовали все, что видели: животных и птиц, сцены охоты. И тех, кого почитали.

Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Большинство древней живописи найдено в Европе.

При этом нет четкого представления, когда впервые появилась наскальная живопись.

Одна из теорий связывает появление пещерной живописи с появлением людей, которые анатомически были схожи с современным человеком. По времени период относят к 40 000 году до нашей эры.

Для рисования древние люди использовали материалы, которые были сделаны из натуральных материалов. Например, земляные краски, древесный уголь, черная сажа. А кисточки делали из волос животных. Или рисовали пальцами.

Жителей пещер считают самыми древними художниками. В пещерах на юге Франции и Испании были найдены первые рисунки, которые датировали от 30 тысяч до 10 тысяч лет до нашей эры. Сохранность находок связана с тем, что пещеры были запечатаны на протяжении долгого времени. В них сохранялась одна и та же температура и влажность.

Подобные изображения жизни были найдены и в Африке, и на востоке Испании.

Древние люди использовали пигменты:

  • охра — оксид железа. Цвет варьируется от светло-желтого до темно-оранжевого;
  • марганец — темный металл.

Их измельчали в порошок и наносили на поверхность.

Ученые предполагают, что разнообразная изобразительная деятельность появилась в начале позднего палеолита. Тогда древние люди начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях. И расписывать пещеры.

Периодизация:

  1. Палеолит: до 10 тысяч лет до нашей эры.

Палеолит — древнекаменный век.

В эпоху палеолита человек изготавливал орудия труда из камня.

Эпоха делится на:

  • нижний или древний палеолит — до 150 тысяч лет до нашей эры;
  • средний палеолит — 150–35 тысяч лет до нашей эры;
  • поздний или верхний палеолит — 35–10 тысяч лет до нашей эры.

Ориньяк-Солютрейский период — 35–20 тысяч лет до нашей эры.

Период Мадлен — 20–10 тысяч лет до нашей эры. Он назван так от названия пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, которые соответствуют этому периоду.

Ученые считают, что схематическое изображение знаков и геометрических фигур возникло в одно и то же время. Например, оттиски рук и беспорядочные переплетения волнистых линий. Они были продавлены в сырой глине пальцами.

Первые рисунки эпохи палеолита были найдены в конце XIX века — пещера Альтамира.

Характерные изображения эпохи: животные — бизоны, олени, мамонты; сцены, которые имитируют охоту.

Использовали оттенки охры, сочные краски. Наложение однотонное или с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Выражен толстый слой краски.

В процессе живописи использовался естественный рельеф камня, что придавала объем изображениям.

Постепенно рисунки детализируют.

Изображения эпохи палеолита реалистичны. В них присутствует экспрессия, пластика, ритмика. Образы монументальны и незыблемы.

Первой находкой — мелкой пластикой — стала костяная пластина из грота Шаффо. На ней изображены пара ланей и олени. Проспер Мериме передал эту пластину в исторический музей Клюни.

  1. Мезолит: 10–6 тысяч лет до нашей эры.

Мезолит — среднекаменный век.

Люди ведут кочевой образ жизни. Меняется их образ жизни. В это время зарождается искусство многофигурной композиции. Центральное место занимает человек.

Особенности живописи: если раньше в центре композиции были животные, то с наступлением эпохи мезолита центральное место отдается человеческой деятельности. Изображают сцены сбора меда, танцы, охоту. Появляется больше схематичных рисунков с преобладанием красного и черного цветов.

В эпоху мезолита появляются петроглифы.

Древние художники сбивали острым орудием более темную часть горной породы. Из-за этого изображения выделяются на фоне скал.

  1. Неолит: 6–2 тысячи лет до нашей эры.

Неолит — новокаменный век.

Эпоха знаменуется переходом от присваивающего — охотники и собиратели — к производящему — земледелие и скотоводство — типу хозяйства: неолитическая революция. Появляется металлические орудия труда.

Наскальная живопись эпохи подобна той, что существовала во времена мезолита. При этом она становится разнообразнее.

Рисунки точны, наполнены изяществом и грацией. В них гармонически сочетаются формы и тона. Люди и животные изображены со знанием анатомии. Передана стремительность жестов и движений.

Кого чаще всего изображали, о чем она рассказала человеку

На рисунках первобытные люди изображали животных. Например, оленей, бизонов, лошадей и мамонтов. На рисунки попадало то, что окружало человека.

Постепенно к ним прибавлялись сцены охоты. Ученые предполагают, что изображения с успешной охотой говорят о желании человека увековечить завершенное дело.

Также присутствуют изображения рук, а позднее людей, которые заняты делом.

На юго-западе Европы главной темой изображений были рисунки животных.

Образ человека широко представлен в первобытном искусстве Африки.

В палеолите Евразии женские изображения количественно преобладают над мужскими. Ученые связывают такую диспропорцию с разными аспектами социальной роли женщины — как продолжательницы рода и хранительницы очага.

Эволюция изобразительных стилей

Техника пещерной живописи совершенствовалась с течением времени.

Монохромные картины ориньякской культуры — 40–25 тысяч лет до нашей эры — сменялись изображениями полихромного искусства граветта — 25–20 тысяч лет до нашей эры.

Апогей наскальной живописи — эпоха Магдалины — 15–10 тысяч лет до нашей эры.

В конце эпохи Магдалины закончился Ледниковый период. А период глобального потепления уничтожил часть пещерных изображений.

Большая часть доисторических наскальных рисунков представляет собой фигуры животных. Сначала преобладали хищные животные и охотничьи, но потом первенство было отдано охотничьим: бизоны, северные олени.

Изображения людей были редки и стилизованы, то есть менее реалистичны. Также были распространены абстрактные знаки и символы.

Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа:

  1. Контур и основные черты: вытесывание поверхности скалы заостренным камнем либо нанесение линий углем или марганцем.
  2. Окраска рисунка хной или другими пигментами.
  3. Края фигур затеняли темным пигментом, чтобы увеличить трехмерность. С этой же целью использовали рельеф поверхности.

В доисторическом искусстве нет пейзажной живописи. Горы и реки не фигурировали в наскальных изображениях. Распространено абстрактное искусство. На стенах пещер встречаются точки, линии, символы.

В пещерах, где изображения датируются разными эпохами, видны различия в стилях изображения животных.

Определить возраст изображений в пещерах относительно легко в том случае, если археологические наслоения заполняют пещеру до той высоты, где есть изображения. Или наслоения содержат каменные плитки или обломки костей, которые украшены в том же стиле.

Но во многих районах стоянки, которые богаты следами человеческой культуры, не совпадают с теми участками, где есть наскальные рисунки. Тогда следует вывод, что рисунками украшались те места, где проводились религиозные церемонии.

Это осложняет проблему хронологии. Поэтому ученые ограничиваются косвенными данными.

Ход изменений в технике и стилях рисунков представлен грубыми схемами.

Первоначально художники палеолита изображали те явления внешнего мира, которые интересовали общину. Это животные, охота.

Росло мастерство творцов, изображения становились реалистичнее.

Предполагаемые этапы эволюции:

  1. Контуры рисунков четко выверены, прорезаны в камне. Цвет контуров черный. Потом изображение покрывается краской.
  2. Позже создаются многофигурные композиции. Очертания персонажей — цветные линии. Контуры уже не имеют такого значения, как раньше. Происходит отход от реализма в сторону схематизации. Особенно это коснулось образов людей.
  3. Уход от реализма в сторону формализма. Можно увидеть изображения мифических персонажей и абстрактных представлений об устройстве Вселенной.

Эволюция изобразительных стилей на Пиренейском полуострове — использование жителями региона четырех стилей:


Нашим предкам приходилось изобретать собственные способы для обмена знаниями и важной информацией. Наскальная живопись стала для них не просто искусством, а способом общения с соплеменниками и потусторонним миром. Творчество эпохи палеолита – бесценный источник информации о жизни древнего человека.

История открытия наскальной живописи палеолита

Первый человек, похожий по ряду признаков на обезьяну, появился в начале палеолита. Наши предки использовали в быту простейшие орудия и научились поддерживать огонь, но самостоятельно добыть его еще не могли. Неадертальцы жили в эпоху среднего палеолита, на которую приходится самый непростой для выживания период – ледниковый. Пришлось научиться высекать огонь и изготовлять разные виды оружие. Поздний этап ознаменован расцветом творчества, особенного изобразительного искусства. Судя по находкам археологов, кроманьонцы больше всего напоминали современных людей. На скалы своих жилищ и мест для проведения ритуалов они наносили рисунки, которые позднее были названы учеными петроглифами.

Впервые наскальная живопись эпохи палеолита была обнаружена в 1879 году. Марселино де Саутуола нашел в пещере Альтамира в Испании рисунки, которые взбудоражили весь научный мир. Его находку долго не признавали – ученые считали, что это фальсификация до тех пор, пока подобные изображения не обнаружили в пещерах других стран.


Быки пещеры Альтамира

Во Франции с творчеством наших предков можно познакомиться в нескольких широко известных на весь мир местах. На стены и своды пещеры Фон-де-Гом художники древности нанесли более восьмидесяти рисунков. Тут можно увидеть бизонов и волков, а также давно вымерших мамонтов. В пещере Нио животных ледниковой фауны не увидишь, зато много талантливо выполненных изображений животных, которые известны и в наши дни: лошадей, бизонов, баранов.


Бизоны пещеры Фон-де-Гом

Особенности палеолитической наскальной живописи

Ученые полагают, что большинство видов изобразительной деятельности появилось в начале позднего палеолита. Наши предки в это время начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях, а также искусно расписывать пещеры. Художники древности использовали в работе разные инструменты, выполненные из доступных материалов. Контуры изображений, как правило, наносили острыми резцами.

Вместо кисти у древнего человека была палочка с расщепленным кончиком. Иногда рисунки раскрашивали руками или с помощью шерсти животных. Краски были далеко не всех цветов. Обычно для их изготовления использовали красную, желтую и коричневую охру и сажу. Необычный рельф стен в пещерах использовали для создания объемных изображений. Этот прием помогал художникам делать рисунки реалистичнее. Большинство сюжетов посвящено животным – изображали лошадей, оленей, носорогов, медведей.

В отличии от живописи эпохи мезолита, композиция еще не появилась. Чаще всего рисунки не связаны между собой, это отдельные изображения, при этом размеры зачастую непропорциональные. Некоторые животные могут быть огромными по сравнению с другими, некоторые – совсем маленькими. Именно зверей чаще всего рисовали художники древности.

Окружающий мир был огромным, пугающим и не всегда понятным. Позже, в эпоху мезолита, главным героем наскальной живописи станет человек, сцены из его жизни, победы и поражения, а также появятся краски других цветов и новые инструменты.

Виды изображенных животных

Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.

Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах. Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.

Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.

ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО – первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens, появляющиеся в верхнем палеолите (Ориньяк) около 40–30 тысячелетий назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры сохранились преимущественно на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Спорадически они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.

ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА из Виллендорфа
ОЛЕНИ И РЫБЫ (гравировка на кости). Лорте, Франция
РАНЕНЫЙ БИЗОН и человеческие фигуры

Этот последний делится на две группы: абстрактную и фигуративную. Абстрактные делятся на два типа: аморфные и структурные. Фигуративные изображения охватывают широкий спектр форм, от натуралистических и умеренно стилизованных до схематических.

Типология палеолитического искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение:

Как следует из их определения, субкультурные формы – это формы полностью или частично природного происхождения: отпечатки и трафареты, фигурные камни, кости, раковины, клыки и иные частично обработанные натуральные предметы, использовавшиеся как украшения, имевшие сакральный характер.

Близкое к субкультурным положение занимают насечки на кости, имитировавшие царапины, оставленные на кости режущим орудием в процессе практической деятельности.

В промежуточном положении находятся артефакты, которые лишены структуры, однако включают элемент организации. Пример – известняковая плита с восемью парными углублениями из детского захоронения периода Мустье в Ля Ферраси. Такой же частичной организацией отмечены некоторые графические артефакты в пещерах Альтамира, Труа Фрер, Кастильо, Нио, Буксу, Пиндаль, Сантиана и др.

Абстрактные структурные формы существуют как простые (единичные) и сложные (композитные). Единичная абстрактная структура – это знак или символ, сложная – орнамент.

Абстрактные композитные формы палеолитического искусства образуют широкий спектр – от едва организованных до крайне стилизованных. Они чаще всего украшают различные изделия из кости, рога и камня.

Что касается человеческих изображений, то здесь – при относительной реалистичности в изображении фигуры – фактура волос изначально и повсеместно имеет условный, орнаментальный характер, образуя то шашечный рельефный рисунок, то рельефные концентрические круги. Таким же простым способом – ритмически повторяющимися поясами нарезок – передается и фактура одежды, и иногда воспроизводятся украшения. И все же чаще всего эти орнаментальные формы, по-видимому, имеют самостоятельное, в большей мере сакральное, нежели декоративное значение.

Копьевидные костяные изделия из Истюрица, сплошь покрыты резным орнаментом в виде причудливо изгибающихся спиралей, концентрических кругов; причем среди этих геометрических форм угадываются стилизованные изображения человеческой руки и головы животного. Иногда копьеметалку или иной костяной предмет украшает растительная форма в виде прямой линии, от которой елочкой расходятся ветви, реже – листья (копьеметалка из Ле Вейрие). Существуют переходные формы: крайне стилизованные фигурки рыб, образующие ритмическую орнаментальную структуру (кость из Ла Мадлен), стилизованные головы оленей (кость из Тейжа), ряд лошадиных голов (кость из Истюрица), серн (Гурдан) и т.д., обладают всеми особенностями орнамента. В то же время, сравнивая эти изображения с такими, как стада оленей из Ла Мери (Тейжа) или вереница лошадей, или фриз из оленьих голов в Ласко, можно прийти к заключению, что эти изображения следует рассматривать как сюжетные композиции.

Фигуративные изображения; здесь также существуют переходные формы. Некоторыми орнаментальными свойствами обладают умеренно стилизованные фигуры животных, вписанные в прямоугольник или круг (фигурка серны на маленьком костяном диске из Ложери Ба и др.). Декоративная функция таких изображений выражена яснее в организации двухфигурных композиций, например на копьеметалке из Труа Фрер.

Мера условности женских статуэток колеблется от образов почти реалистических (статуэтки из Костенок, фрагмент торса из Брассемпуи) до крайне стилизованной (Трезимено) и почти знаковой формы (две подвески из Дольни Вестонице).

Немногочисленные фигурки животных, найденные во Франции (Истюриц, Ложери Бас), в Чехословакии (Дольни Вестонице, Пржедмости), на Украине и в России (Костенки, Авдеево, Мальта и др.), умеренно стилизованы или предельно обобщены.

Скульптура представлена также выразительными рельефами. Один из наиболее известных – женщина с рогом из Лосселя – по стилю идентичен реалистическим статуэткам. Три женских торса из Англь Сюр Англен и две лежащие фигуры из Ла Мадлен – высшая точка реализма, которой достигла палеолитическая скульптура.

Переход от гравировки к рельефу, с одной стороны, и к рисунку и живописи – с другой, совершается столь же неприметно, как и переходы между формами абстрактными, схематическими и фигуративными.

Развитие гравированных и тоновых рисунков, полихромной живописи, рельефа, форм натуральных и искусственных, комбинированных – совмещающих технику скульптуры и живописи, живописи и гравировки и т.д. – прослеживается и в настенном пещерном палеолитическом и – позднее – в наскальном мезолитическом искусстве. При этом если в круглой скульптуре первое место среди сюжетов принадлежит женскому образу, то в настенной живописи это место занимает животное.

В диахроническом плане выделяют несколько стилистически обособленных групп живописных и скульптурных изображений.

Первая группа, включающая древнейшие фигуративные изображения, датируется приблизительно от XXX до XXV тысячелетия (ориньякский – начало граветтского периода). В нее входят преимущественно изображения животных. Самые ранние выбиты на обломках плоских камней; образы суммарны, выполнены в примитивной контурной технике. Типичны фрагментарные изображения: головы лошадей (Истюриц), голова животного и вульва (Селье), вульвы (Ла Ферраси). Среди настенных врезанных рисунков по стилю к ним ближе всего неполные контурные изображения передней части фигуры или головы животного – такие, как головы быка (Альтамира) и безрогого оленя (Ньо), прочерченные в глине, обобщенные фигуры мамонта, лошади, бизона и другие петроглифы из Пер-нон-Пер и др.

В этой группе нередко встречаются петроглифы, переходящие в плоский рельеф (вульва и лосось из Горж д'Анфер, рельефы из Лосселя и др.). Лоссельские рельефы принадлежат к числу самых ранних антропоморфных изображений. По стилю, технике, сюжетам они могли бы быть отнесены к следующей группе.

Изображения первой группы не равноценны по техническому исполнению, точности и выразительности рисунка. При этом у них много общего: профильные фигуры животных статичны, суммарны и не всегда могут быть идентифицированы. Конечности сдвоены, рога даются в профиль или анфас. Силуэт, как правило, без какой-либо проработки; нижняя часть ног чаще всего не прорисована. В качестве символов используются некоторые фрагментарные примитивно- натуралистические изображения – в частности, вульва. Абстрактные формы отсутствуют.

Вторая группа датируется от XXV до XV тысячелетия. Это одиночные, статичные фигуры или группы фигур, иногда перекрывающие друг друга. Визуально композиционная связь между сопредельными фигурами не обнаруживается (что не исключает возможности семантической связи между ними).

Для изобразительного языка всей первой и отчасти второй группы характерно отсутствие читаемой связи между образами. В сравнении с этим перемены, отмечаемые во второй группе, имеют второстепенное значение.

Оставаясь разрозненными, фигуры обрастают деталями, добавляются новые сюжеты, возникают не существовавшие ранее виды художественных изделий, совершенствуется прежняя и возникает новая техника.

Показательно, что памятники второй группы найдены на значительно более широкой территории, охватывающей Западную, Центральную и Восточную Европу.

При некоторых отступлениях эти фигурки имеют общие стилистические особенности: статичная фронтальная композиция, обобщенные формы, гипертрофированная средняя часть фигуры (грудь, бедра, живот, ягодицы), суммарно трактованные конечности, руки сложены на животе или на груди, ноги лишены стоп; отсутствуют черты лица. Эти качества, распространяющиеся на все без исключения статуэтки, могут быть выражены умеренно (Костенки) или доведены до гротеска (Виллендор).

Несмотря на то что европейская фауна верхнего палеолита представлена едва ли не исчерпывающе, семантика палеолитических изображений раскрывается в процессе анализа не столько сюжетов (образы женщины и зверя проходят через всю историю искусств), сколько стиля, который, являясь медиатором между структурой и функцией, формирует и формулирует концепцию образа. Сюжет его только называет.

Изменение стиля свидетельствует о трансформации концепции. Стиль, о котором идет речь (А.Леруа-Гуран называет его архаическим), достигает всей полноты воплощения в третьей группе. В это время создаются рельефы Рок де Сер, среди которых особенно выразительны тучные фигуры лошадей и бизонов. Очень близки к ним по стилю живописные коровы, лошади, быки и бизоны Ласко. Этим вторым периодом датируется большая и лучшая часть палеолитической скульптуры, которая, как было сказано, характеризуется теми же стилистическими особенностями.

В живописи третьей группы намечается тенденция к некоторой детализации и передаче движения, обогащается цветовая палитра И все же значимые стилистические изменения, свидетельствующие о меняющемся видении модели, происходят в следующей – четвертой группе, которую принято делить на две подгруппы – два стиля: ранний и поздний.

Последняя группа изображений включает большую часть всего палеолитического материала. Стиль этот с его особенностями, которые, как считает Леруа-Гуран, напоминают пиктографический код, распространяется почти на всю территорию Западной Европы.

В отличие от предыдущих групп, где изменение сюжетов выражается главным образом в количественных показателях, регистрирующих появление и исчезновение различных видов животных, сюжетные изменения четвертой группы представляются значимыми с точки зрения концептуального анализа. Наиболее содержательным в этом плане является исчезновение более или менее реалистических статичных женских изображений (они уступают место схематическим рисункам, символам и знакам) и увеличивающееся количество мужских фигур. Последние в отличие от женских, как правило, активны.

В редких для палеолита сценах столкновения человека и животного человек часто безоружен. Но и в тех случаях, когда присутствует оружие, верх одерживает, как правило, животное. Уже осознание этой коллизии природного и культурного указывает, что соответствовало жизненным принципам в той борьбе за выживание, которую вели охотники, населявшие территорию Европы в конце верхнего палеолита, и что должно было вскоре оказаться в центре их внимания. Условный рубеж, отделяющий палеолитического охотника от неолитического земледельца (между Х и V тысячелетиями до н.э.), в последнее время видится более размытым, чем прежде. Известные климатические изменения и технические инновации, по-видимому, не вели к резким переменам. Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства, а также новые типы погребений. О функциях палеолитического искусства дает представление анализ дописьменных форм искусства: мезолитической наскальной живописи, неолитических петроглифов и скульптуры, наскальных изображений и особенно реликтов первобытной культуры – архаических форм традиционного искусства Африки, Океании, Австралии.



Искусство эпохи палеолита, его особенности. Рисунки на стенах пещер, произведения монументальной живописи и скульптуры на территории Испании и юга Франции.

В эпоху палеолита существовали ископаемые, ныне вымершие виды животных и человека. Палеолит занимает большую часть времени существования человека, около 99 процентов.

Этот период условно подразделяется на этапы: нижний палеолит, средний палеолит (у нас иногда объединяется как археолит), верхний (поздний) палеолит и финальный палеолит.

Археологи утверждают, что примерно 30 тысяч лет назад представители ориньякской культуры применяли лунный календарь, для того, чтобы вычислить сезонные перемещения (миграции) животных.



В среднем палеолите появились первые наскальные рисунки и скульптурные изделия, которые со временем становились все более разнообразными. Принято разделять доисторическое искусство на два типа: жанровое и абстрактное. Реалистичные изображения людей и животных относят к жанровому искусству, а различные орнаменты – к абстрактному. Возможно, такие изображения использовались для исполнения каких-то магических ритуалов. Считается, что рисунки или статуэтки, изображающие обнаженных женщин, относились к Богине-матери, почитаемой первобытными людьми.

Древнейшие известные примеры монументальной живописи были найдены в пещерах Дордони во Франции (Ла Мадлен) и в Испании, на юге Пиреней (Альтамира, называемая столицей пещерной живописи ). Они представляют собой нацарапанные на стенах пещер контурные изображения животных.

Выделяются такие крупнейшие археологические культуры на территории Европы: ориньякская, солютейская, мадленская, свидерская.

Ориньякская культура.

В пещерах на территории современной Франции были обнаружены первые рисунки на известняковых плитах. Они представляют собой изображения зверей, звериных голов, людей в виде схематических контуров. Такие рисунки были найдены в пещерах Ориньяк, Ла Ферраси, Лоссель. На одном из известняковых рельефов был высечен охотник, метающий копье. Есть также изображения женщин. На стенах пещер находят изображения набора полумесяцев, линий и других символических знаков, такие же значки находят на камнях, на костях животных. Так древние люди обозначали лунный календарь и даже созвездия. Живя в холодном климате, люди охотились на диких лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и при помощи календаря вычисляли их передвижения.

Солютейская культура

В 1992 году в окрестностях Вила-Нова-де-Фош-Коа, города на северо-востоке Португалии был найден целый комплекс наскальных изображений. Там вырисовываются контуры животных, в том числе ископаемых: коней, туров, коз и других. Возраст самых ранних из них определяется примерно 20 тысяч лет до нашей эры.

Мадленская культура

Выделяются художественные приемы, которые были использованы первобытными мастерами, среди которых можно назвать: полихромию, растушевку, перспективу, искаженные изображения и незакрашенные участки рисунков.

Есть также находки фрагментов скульптур мадленской эпохи.

Читайте также: