Народные промыслы дагестана кратко

Обновлено: 05.07.2024

0 Статьи / Народные промыслы Дагестана

 [1/1]

Народные промыслы в Дагестанском крае во все времена играли очень большую роль. И прежде всего это связано с некоторыми особенностями природы и богатой своими ресурсами землей Дагестана. Все народы и народности, которые населяют Дагестанский край, являются носителями великой многовековой культуры.

Здесь популярны и востребованы самые разношерстные ремесла. В числе народных промыслов дагестанского края особое распространение получили резьба по дереву, художественная металлообработка, гончарство, изготовление ковров, обработка кости, изготовление оружия и вязание узорами. И больше ни в каком другом уголке нашей необъятной страны ремесла не имеют такого значения, как в духовной, так и в материальной жизни народа, как в Дагестанских горах.

Пожалуй, самым распространенным ремеслом в Дагестане можно назвать изготовление ковров вручную. Мастерство и секреты ручного ковроткачества вот уже много веков передаются от матери к дочери. За много лет композиции орнамента только совершенствовались, а навыки постепенно оттачивались. Испокон веков ковер, сделанный вручную, был самой ценной вещью в любой дагестанской семье.

Еще одним популярным видом народных ремесел в республике является гончарство. Главным центром гончарного промысла считается аул Балхар. Балхарские мастера сохранили и приумножили традиции гончарства своих далеких предков. Продукция знаменитых мастеров аула ценится благодаря высокой прочности, прекрасным декоративным характеристикам, изящным формам и тончайшим стенкам посуды.

Благодаря гончарству Балхар прославился на весь Кавказ, а изделия балхарских мастеров и сегодня являются одной из достопримечательностей края и предметом национальной гордости.

Обработка металла также является традиционным видом ремесел в Дагестане, основными центрами которого принято считать аулы Кубачи, Харбук и Гоцатль.

Уже более тысячи лет процветает металлообработка в Кубачах, где мастерство передается уже многие поколения, от отца к сыну. Продукция кубачинских умельцев является одним из самых приоритетных предметов экспорта в Дагестане. А уникальные изделия древних мастеров и по сей день хранятся в домах кубачинцев.

Изготовление и украшение оружия

Почти тысячелетнюю историю на дагестанских просторах имеет и изготовление оружия. Особой гордостью мастеров края является клинковое оружие. Обычно одна часть мастеров была задействована в производстве как холодного так и огнестрельного оружия, а другая — его украшением.

На сегодняшний день самым известным предприятием, специализирующемся на украшении оружия, является "Кизляр". Фирма производит более ста базовых видов ножей и еще около сотни их вариаций.

Народные художественные промыслы

ДАГЕСТАН - ЗАПОВЕДНИК НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народныеумельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастераГоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы,дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все стокрасок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи. Расул Гамзатов

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Каждая из многочисленных народностей и античных групп, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее наряду с общедагестанскими чертами и специфические особенности, яркие черты самобытности, обусловленные этническими и природно–географическими факторами, видом трудовой деятельности и другими обстоятельствами. Балхарскую керамику легко отличить от сулевкентской своеобразием ее форм и особенностями декоративной отделки; кайтагскую вышивку от казикумухской, лезгинский ковер - от ногайского и т.д. А по женскому костюму, одному из своеобразных видов прикладного искусства, легко отличить представительницу той или иной народности Дагестана.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий сел. Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и г. Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов - ковроделия, резьбы по камню и дереву, медночеканного производства, вязания и вышивки.

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX- начале XX в. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное дело в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Верхнее Казанище, Чох, где производились холодное и огнестрельное оружие, а также разнообразные ювелирные изделия из серебра с изысканной художественной отделкой.

Крупными центрами медночеканного производства являлись аварские селенья Гоцатль и Ичичали, лакское сел. Кумух, даргинское се. Кубачи, где выделывались кувшины оригинальных форм для носки воды и омовения, подносы, тазики и разнообразная утварь с чеканным и гравированным орнаментом.

В сел. Унцукуль из кизилового или абрикосового дерева изготовляли инкрустированные серебром или мельхиором трости, ручки зонтов, курительные трубки и т.д., которые имели широкий сбыт.

Известными центрами гончарного дела являлись сел. Сулевкент, где изготовлялась монохромная, а также расписная хозяйственно-бытовая посуда, сел. Кала, Испик и Джули, которые специализировались на производстве глазурованной керамики, сел. Балхар, где выделывалась посуда с ангобной росписью. Дагестанские гончары обеспечивали разнообразной посудой не только близлежащие селения, но и отдаленные районы Дагестана и Северного Кавказа.

Широкое развитие получило в Дагестане ковроткачество, крупными центрами которого являлись г. Дербент, селения Ахты, Микрах, Хучни, Ерси, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондик, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-Сталь, Рутул, Хив,Чиликар, Нижнее и Верхнее Казанище, Нижний Дженгутай, Буглен, Эрпели, Урма, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кунбатар. Вырабатываемые в этих центрах ворсовые и безворсовые ковры- сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и др.- имели свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.

Значительного развития достигли золотошвейное дело и кайтагская вышивка. Ими занимались женщины в сел. Кумух, Хунзах, Чох, Гапшима, Маджалис, Баршамай, Джибахни, Карацан, Кубачи, Каякент, Тарки, Губден, Терекли-Мектеб. Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях - шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможныех поясов, шнуров, галунов.

Выразительностью художественного оформления отличались изготовляемые дагестанскими женщинами вязаные шерстяные узорные носки и верхняя обувь. Наиболее значительными центрами их изготовления являлись селения Хив, Курах, Хучни, Орта- Сталь, Ахты, Микрах, Рутул, Кубачи, Харбук, Тлярата, Бежта.

Производство бурок было сосредоточено в основном в селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта. Изготовляемые в этих селениях бурки находили сбыт во всем Дагестане и во многих населенных пунктах Северного Кавказа и Закавказья.

В 20-30-х годах ХХ в. в традиционных центрах народных художестенных промыслов были созданы артели, преобразованные в 60-х годах ХХ в. в художественные фабрики и комбинаты. Они выпускали в массовом порядке разнообразные современные изделия из серебра, ковры, различные предметы из дерева с металлической насечкой и инкрустацией, художественную керамику, вышитые и вязаные изделия. Произведения кубачинских и гоцатлинских златокузнецов, ковры Южного Дагестана, изделия унцукульских мастеров с орнаментальной насечкой по дереву, балхарская керамика экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и получали восторженные отзывы и высокие награды. Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли кубачинские мастера Г. Кишов, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламаммаев, М. Хартумов, А. Гусейнов, М. Магомедова, гоцатлинские мастера М. Джамалудинов, Б. Гимбатов, унцукульские мастера И. Абдуллаев, А. Магомедов, братья М.-А. и Г. Газимагомедовы, М.Гасанов, М.Макачев, балхарские мастерицы П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова, З.Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана У. Абдулкеримова, Б. Абдуллаева, Г. Агабалаева, А. Агасиева, С. Адилова, М. Азизова, Г. Аллахвердиева, Н. Кафланова, Г. Раджабова, Г. Ризаханова и многие другие.

Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России.

Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью их традиционной культуры.

Автор текста: Г.Ахмедов,

Председатель Комитета по народным художественным промыслам Республики Дагестан.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m7d676503.jpg
hello_html_m1323fa14.jpg
hello_html_60912d70.jpg
hello_html_m651fac47.jpg

Паспорт проекта

Введение (актуальность проблемы)

Цель и задачи проекта

Предполагаемый результат

Этапы реализации проекта

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти

В. А. Сухомлинский

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно- творческий;

Сроки реализации проекта: среднесрочный (1 месяц);

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров.

Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел -- художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

В жизни горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов - ковроделия, резьбы по камню и дереву, медночеканного производства, вязания и вышивки.

Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью воспитания нравственно- патриотических чувств в современном обществе. Знакомясь с народными промыслами своей малой Родины - мастерством умельцев и народным фольклором, то это позволит нашим почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса к дагестанской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомиться с народными промыслами. Приобщиться к культуре и традициям дагестанского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

Содействовать развитию речи:обогащать словарь, повышать выразительность речи.

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений .

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Развивать навыки художественного творчества .

Формирование любви к своей малой родине и умение гордиться традициями и культурой своего народа.Формировать патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов.

Донести до сверстников, что они являются носителями дагестанской культуры, наследниками великих мастеров.

Предполагаемый результат:

1. Познакомиться и привлечь свестников к историческому и культурному наследию родного края.

2. Закрепление знаний и представлений о народных промыслах Дагестана.

3. Развитие творческого воображения, творческого мышления.

4. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1этап. Организационный этап

Подбор и подготовка материалов:

• Подбор и изучение наглядных и дидактических материалов (образцы, тематические картинки, плакаты с элементами узоров).

• Подбор материала и подготовка презентаций по народными промыслами родного края.

• Подбор произведений фольклора, стихов, пословиц, поговорок и попевок на тему народных промыслов ;

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, раскрасок;

2 этап. Основной (практический, продуктивный этап)

Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.

Издревле Дагестан справедливо называют краем замечательных мастеров, заповедником народных художественных промыслов. Художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело— самые различные виды ремесел, которые издавна получили широкое и повсеместное развитие в Дагестане и в нашем Табасаране. Эти виды ремесел играли в прошлом и ныне продолжают играть очень важную роль в экономике горного края. Народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера нигде в нашей стране, как в горном Дагестане.

Народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана, зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования.

Народные промыслы Дагестана

Народные промыслы всегда играли важную роль в жизни дагестанцев. Это все благодаря редкостным природным особенностям и разнообразным сырьевым ресурсам.

В Дагестане у каждого народа своя особенная линия в развитии промыслов и уникальные художественные приемы.

hello_html_65e38915.jpg

Самым популярным видом искусства декорации является ручное ковроткачество. Ковер - это один из самых ценных вещей в доме дагестанца. И мастерство ковроткачества всегда передавалось через поколения, дочери заимствовали навыки материи в этом деле, при этом оттачивая их и совершенствуя рисунки и орнамент. Существовали два вида ковров: ворсовые и безворсовые, у каждого из которых были свои излюбленные узоры. И каждый народ преподносил их особенно и неповторимо. Но самым большим мастерством исполнения, сочетанием цветов и рисунков прославились ковры Табасарана.
Ковры, сотканные в Дагестане, можно увидеть в музеях многих крупных городов- "Табасаран" , "Ахты", "Дербент" - это названия ковровых композиций, вошедших в мировой каталог.

Еще одним распространенным видом дагестанских промыслов является гончарное искусство, самое большое распространение которое получило в ауле Балхар. Мастера лакского аула переняли лучшие навыки мастеров древности. Их продукция всегда отличалась хорошей прочностью, прекрасными декоративными качествами, красотой форм. Весь Кавказ знал о мастерах данного искусства из этого аула. Да и по сей день их изделия не потеряли свою ценность и являются гордостью дагестанского народа.
Художественная обработка металла - следующий вид декоративного искусства, большое распространение который получил в селе Кубачи , Амузги, Гоцатль и других. В селе Кубачи обработка металла практикуется уже тысячу лет. Навыки данного дела передаются из от отца к сыну у кубачинцев. Их продукция является хорошо экспортируется, поэтому металлообрабатывающее производство в селе Кубачи является довольно перспективным. Кубачинцы очень бережно относятся к своему делу, и каждый их дом является настоящим музеем.
Нельзя не отметить и село Гоцатль, в котором производство возникло еще в 1958 году. Мастера этого села используют в металлообработке черни и оксидирования.
Одним из самых интересных видов промысла является художественная обработка дерева. Большое распространение в этом декоративно-прикладном искусстве получила Унцукульская насечка.

Насечка металлом - это технология, с помощью которой обрабатывали дерево мастера. В результате ее использования они добивались создания разнообразных рисунков на изделиях. Объем работы мастеров внушительный, требует особых способностей, строго просчитанных действий и приемов.

Дагестанские мастера бережно хранят свои традиции. Технологии и знания передаются из поколений в поколения.

3 этап. Итоговый обобщающий этап

1. Оформление выставки ;

2. Презентация проекта для одноклассников .

В результате проведения работы появится желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни традиций и культуры дагестанского народа. Уже самостоятельно стану различать стили известных видов декоративной живописи. Таким образом, тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Рекомендуемая литература:

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

Лакцы — одна из народностей Дагестана, населяющая местечко Балхар, в горной части Акушинского района. Этот небольшой аул с давних времен является центром народного творчества, сосредоточением таких видов искусств, как ковроткачество и изготовление игрушек. Но особенно пользуется известностью балхарская керамика.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 1

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 2

По некоторым данным производство изделий из глины на территории Дагестана восходит ко времени неолита. Одни из самых ранних черепков, которые находят при археологических раскопках, датируются VI-V тысячелетиями до нашей эры. Подобные части керамических изделий имеют довольно аскетичные формы и не отличаются изяществом. Однако с течением времени гончарное дело совершенствуется. Более поздние черепки начинают проявлять тонкость изготовления и развитие художественного вкуса у народов, населявших эти края. К III тысячелетию до нашей эры появился гончарный круг и был существенно усовершенствован процесс обжига, что самым благоприятным образом сказалось на керамике. К I тысячелетию до нашей эры просматривается производство крупных сосудов для хранения масла, вина и зерна. В период раннего средневековья в Дагестане уже сложились известные нам основные центры гончарного мастерства: Балхар, Джули, Кахуль, Эндери, а также Сулевкент, лезгинский аул Испик и некоторые другие. Но особенно способствовал развитию обработки глины приход арабов в VII веке и активное вовлечение населения в международную торговлю. Качественный скачок обеспечила потребность в изготовлении глиняных изделий для широкого круга заинтересованных покупателей, когда стало необходимо конкурировать с другими гончарами.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 3

Легенда гласит, что первым открыл искусство общения с глиной некий добрый бедняк Калкуччи, который научил всех односельчан этому мастерству, однако самые изящные изделия получались только у женщин. Поэтому в былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины, а мужчины развозили готовые изделия на повозках по всему Дагестану. В настоящее время этим старинным ремеслом занимаются и женщины, и мужчины.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 4

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 5

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 6

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 7

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 8

Дагестанские гончарные изделия делают обливным и необливным способом. В ауле Балхар изготавливается именно первый, можно сказать реликтовый вариант.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 10

Современная балхарская керамика, безусловно, сохраняет в себе черты старинных изделий, ведь в этом месте очень трепетно относятся к традициям и чтят заветы предков. Поэтому даже самый новый горшок, буквально вчера остывший после обжига, будет не менее красив и аутентичен, нежели его старинные собратья.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 11

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 12

Изделия характерны сдержанностью, выверенностью форм, элегантностью и выраженной, узнаваемой индивидуальностью. В основном изготавливаются разнообразная посуда, предметы интерьера, свистульки, колокольчики, фигурки людей и животных, отображающие простую, полную трудов повседневную жизнь горцев.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 13

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 14

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана, фото № 15

Читайте также: