Народное собрание это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V - VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев,, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами -- консулами -- за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс -- бог войны>. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые -- первый класс -- 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам --трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов--триб, 4 городские и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.




Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V - VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев,, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами -- консулами -- за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс -- бог войны>. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые -- первый класс -- 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам --трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов--триб, 4 городские и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.

так называются собрания граждан общины или государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц и т. п. У античных народов (греков и римлян), затем довольно долго у германцев и у славян Н. собрания имели преобладающую роль в государстве; но с течением времени они мало-помалу выходят из употребления, и в современных культурных государствах народное воздействие на государственную жизнь совершается уже через выбираемых народом особых представителей, депутатов (см. Представительство народное). Н. собрания существовали в глубокой древности; мы видим их уже в Гомеровских поэмах. Впрочем, в эту древнейшую эпоху они функционируют еще неправильно, редко и слабо. Народ (свободные) созывался царями, через герольдов, на площадь ("агора", откуда и самое собрание называлось также "агора"), но, большей частью, не для постановления решений, а просто для выслушивания и принятия к сведению того, что решено царем, после совещания со знатнейшими, которых иногда также называли царями. Бывало и обсуждение вопросов, но правильного голосования не было: народ выражал свое одобрение или неодобрение просто криком. Народное решение не было обязательно для царя. В Спарте деятельность Н. собрания была регулирована так называемыми законами Ликурга. Н. собрание называлось там "апеллой" (απέλλα) и собиралось ежемесячно. Право участвовать в нем имели все спартиаты, достигшие 30 лет, а председательствовали сначала цари, потом — эфоры. Приписываемое Ликургу правило гласило, что власть должна принадлежать народу; но уже закон Феопомпа отнял ее у народа, внеся прибавку, что если народ решит дело неправильно, то цари и герусия могут отменить его решение. Обыкновенно спартанская апелла не обсуждала предлагаемых ей вопросов, а только одобряла или отвергала криком предложения герусии или эфоров, что отличало ее от афинской екклезии. Апелла решала важнейшие дела (например, вопросы о войне и мире, о договорах, о новых законах, о даровании свободы илотам и т. д.) и производила выборы геронтов, эфоров и других должностных лиц. В сущности положение спартанской апеллы (за исключением права избрания должностных лиц) мало чем отличалось от того, какое занимает Н. собрание в Гомеровских поэмах. Н. собрание существовало и в других греческих государствах, причем на его положении сильно отражалась борьба между аристократической и демократической партиями. Усиление последней влекло за собой и усиление влияния Н. собрания на государственные дела.

О народном собрании у афинян — см. Екклезия, о Н. собрании у римлян — см. Комиции, о Н. собрании у германских и славянских народов — см. Вече.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Народное собрание" в других словарях:

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — 1) высший орган государственной власти и управления в древних Греции и Риме, состоявший из граждан; первоначально собрание граждан общины или государства для обсуждения общественных дел. Позднее народные собрания заменены представительными… … Юридическая энциклопедия

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — название однопалатного парламента в Болгарии и Албании … Юридический словарь

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, название однопалатного парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) в Болгарии и Албании, законодательных органов ряда субъектов Российской Федерации (Дагестан, Ингушетия, Карачаево Черкесия). В общем смысле народными собраниями называются сходы … Энциклопедический словарь

Народное собрание — (лат. comitia, contio /conventio/; англ. national meeting/assembly) форма непосредственной демократии, известная с глубокой древности. Уже в эпоху монархического правления в греческих городах государствах наряду с царем определенную роль играло Н … Энциклопедия права

Народное собрание — Народное собрание 1) племенное собрание; в племенах орган самоуправления, состоящий из всех способных носить оружие мужчин, принадлежащих к племени (см. Военная демократия). 2) в ряде государств (в основном в древности и средневековье … Википедия

Народное собрание — (законода/тельный орган в некоторых странах), напр.: Народное собрание Республики Болгария … Орфографический словарь русского языка

Народное собрание — 1) высший представительный орган государственной власти в Болгарии. Согласно Конституции, Н. с. соединяет законодательную и исполнительскую деятельность государства, является единственным законодательным органом, верховным организатором… … Большая советская энциклопедия

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — название однопалатного парламента в Болгарии и Албании … Энциклопедический словарь экономики и права

народное собрание — название однопалатного парламента в Болгарии и Албании. * * * (лат. comitia, contio /conventio/; англ. national meeting/assembly) форма непосредственной демократии, известная с глубокой древности. Уже в эпоху монархического правления в греческих… … Большой юридический словарь

Народное собрание — Нар одное собр ание (парламент в нек рых странах) … Русский орфографический словарь

В \(V\) в. до н. э. все свободные граждане могли в равной степени участвовать в управлении Афинами, поэтому это время считается периодом расцвета афинской демократии .

Членами Народного собрания могли стать только граждане, которые достигли \(20\) лет. Гражданами считались люди, родившиеся в Афинах, оба родителя которых также были рождены в Афинах. Женщины, рабы и иностранцы к участию в Народном собрании не допускались. Все члены собрания обладали равными правами вне зависимости от их богатства и происхождения. Каждый мог высказать своё мнение и выступить со своим предложением.

  • могли принимать законы;
  • избирали лиц, которые управляли полисом;
  • принимались отчёты должностных лиц, чей срок управления окончился;
  • обсуждались проблемы;
  • могла быть объявлена война и заключён мир;
  • принимались решения о государственных расходах.

Все важные вопросы решались тайным голосованием . Люди, голосовавшие за, опускали в сосуд белый камешек, те, кто были против, — чёрный.

На народном собрании могли обсуждать решения Совета пятисот , который должен был решать ключевые политические вопросы и принимать участие в делах управления полисом. В него входили граждане старше \(30\) лет. Они избирались по жребию сроком на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье.

Народное собрание раз в год выбирало десять стратегов , которые руководили Афинами. Они избирались на открытом голосовании путём поднятия рук. Пост первого стратега был одним из главных. Именно он руководил флотом, войском, дипломатическими отношениями с другими странами. Через год после избрания стратеги должны были отчитаться перед Народным собранием. Если народ решал, что кто-то из стратегов плохо выполнял свои обязанности, то он уплачивал штраф.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. Народное собрание на государственном уровне именовалось экклесией (ekklesia). Для некоторых городов также известны такие названия, как галия (halia), гелиэя (haliaia), агора (agora) или апелла (apella). Это был высший орган управления в большинстве греческих полисов. Доступ в народное собрание был открыт для всех мужчин — граждан полиса, хотя в отдельных случаях имелись определенные возрастные и имущественные ограничения. Чаще всего народные собрания проводились на агоре, где рассматривались и решались вопросы, связанные с внешней политикой, военными и финансовыми делами, а также с законодательством.

Народное собрание созывалось советом - буле. К концу IV века до н.э. в течение каждой притании проводилось четыре регулярных собрания (в общей сложности — 40 за год), а при необходимости созывались внеочередные собрания. После 400 года до н.э. была введена плата за посещение экклесии. Изначально она составляла один обол за собрание, а к 327 году до н.э. достигла шести оболов за обычное и девяти оболов — за основное собрание в каждой притании.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 45-46.

Народное собрание является, своего рода, органом власти в государстве. Участвовать в народном собрании могли все свободные граждане, достигшие совершеннолетнего возраста. Народное собрание было особенно распространено в эпоху античности и в средневековье. Имело большую власть и силу такое собрание в государствах с республиканским устройством.

Во все времена считалось, что источником власти является народ. Ведь любой правитель является представителем своего народа и должен отстаивать его интересы. Многие европейские монархи средневековья были военными вождями племен. И их власть признавались как первенство среди равных.

Поэтому, во многих обществах, важную роль играли народные собрания. Они призваны были выражать волю всей нации.

В чем задачи народного собрания

Чтобы понять, что такое народное собрание и в чем его задачи, следует рассмотреть этот институт более подробнее. Лучше всего, выделить несколько особенностей, которые были присущи всем народным собраниям:

  • они собирались по самым важным поводам. Например, это могло быть при избрании нового правителя, если прежний не оставлял наследника. Известны такие случаи во время жестоких войн, когда власти необходима была поддержка народа;
  • такие собрания редко принимают точные решения и сложные процедуры. Как правило, задача народного собрания одобрить то или иное решение властей или нет;
  • в средние века и новое время, народные собрания формировались по сословному признаку. Участвовать в принятии общенародных решений могил дворяне, горожане и купцы. Часто представители крестьян в расчет не принимались.

Таким образом. Народное собрание представляет собой формы прямого принятия решений народом. Данные решения имели высшую силу и в их рамках принимались прочие более конкретные решения.

Есть народные собрания сейчас

Современной формой общенародного собрания является референдум. Это означает всенародное голосование. Ведь собрать жителей всей страны в одном месте и принять общее решение, невозможно.

В некоторой степени народным собранием можно назвать сходы жителей сел и небольших городов. Это форма самоуправления, позволяющая решать жителям хозяйственные вопросы без обращения к органам власти. И такие решения принимаются в качестве официальных.

Важно отметить, что в ростом населения, народные собрания становились большой редкостью. Представительство народа было заменено на парламенты в различных формах.

Читайте также: