Народное художественное творчество это кратко
Обновлено: 02.07.2024
Народное творчество изначально связано с обрядами, религией, трудовой деятельностью и бытом человека; восходит к синкретизму традиционной культуры и развивается как коллективное художественное творчество на основе преемственности и традиции. К нему относят устное народное творчество (народный стих, народная музыка, народный театр, танец), архитектуру (многие типы традиционных построек, в т. ч. в деревянном зодчестве), изобразительное и декоративно-прикладное искусство (художественно обработанные орудия труда, домашняя утварь и бытовая обстановка; смотрите Керамика, Лаки художественные, Мебель, Стекло художественное), игрушки, лубок и т. д.
К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространённых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба художественная, роспись декоративная, ковка художественная, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д. Наиболее общим художественным элементом народного творчества служит орнамент. С XIX века интенсивно развивающееся художественное кустарное производство, товарное ремесло (смотрите Промыслы художественные) окончательно отделяются от консервативно-домашнего народного творчества. С этого времени профессиональные архитекторы и художники начинают сознательно обращаться к эстетике народного творчества и использовать её в своих произведениях. Смотрите также Фольклор.
В данной статье рассмотрим, что такое народное творчество, какие функции оно выполняет, каковы бывают виды народного творчества, в чем заключается особенность русского народного творчества.
Определение
Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Функции
В народном творчестве народ отражает общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, трудовую деятельность и верования. Народное творчество воплощает воззрения, идеалы и стремления народа, его мир мыслей, чувств, переживаний и мечты.
Первоначально народное творчество было связано с обрядами, религией, трудовой деятельностью и бытом народа.
Ниже представлены виды народного творчества с примерами:
- поэзия (сказки, былины, легенды и др.);
- музыка (песни, баллады, припевки, плачи и др.);
- театр (кукольный театр, театр теней и др.);
- декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву, роспись по керамике, вышивка и др.);
- архитектура (деревянная архитектура, постройки и др.);
- танец (хоровод, кадриль, полька, пляс и др.);
- изобразительно-выразительное искусство (живопись, скульптура и др.).
Русское народное творчество
К русскому народному творчеству можно отнести русский народный танец, хороводы, устное народное творчество (былины, песни, легенды, баллады и другие жанры), народные обряды, национальную одежду, русские народные игры и др. В России есть места, которые связаны с русским народным творчеством, известны дымковская, городецкая, сибирская и хохломская роспись.
Что мы узнали?
Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В народном творчестве отражается общественный и бытовой уклад народа, знание представителями народа жизни и природы, трудовая деятельность, верования, воззрения, идеалы и стремления, мысли, чувства, переживания, мечты. Народное творчество делится на виды: поэзия, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство, архитектура, танец, изобразительно-выразительное искусство и др. Русский народ имеет собственное русское народное творчество, отличающееся от творчества других народов.
Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.
Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:
• по направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное. ),
• по характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),
• по преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),
• по времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);
• по форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),
• по социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи. );
• по отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).
Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.
потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.
Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки ( животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.
Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.
Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.
Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.
Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.
Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.
Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.
Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.
Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.
Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.
Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.
1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).
2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).
3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).
Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.
Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.
В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.
К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.
Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.
Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.
Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.
Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или
институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -'->' передача, хранение и организованность (управляемость).
) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:
Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,
^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).
Современный фольклор - это явление сложное ив отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).
Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.
Виды народного искусства
Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.
Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:
- фольклор или устное народное творчество;
- материальное или декоративно-прикладное искусство.
Основными формами фольклора являются:
- песни;
- танцы;
- сказки;
- легенды;
- мифы;
- былины;
- эпос;
- частушки;
- анекдоты;
- стихи.
Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.
К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:
- плетение; ;
- резьба; ;
- вышивание; .
История народного искусства
История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.
В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.
В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.
Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.
Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.
Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.
Читайте также: