Народное художественное творчество это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Народное творчество из­на­чаль­но свя­за­но с об­ря­да­ми, ре­ли­ги­ей, тру­до­вой дея­тель­но­стью и бы­том че­ло­ве­ка; вос­хо­дит к син­кре­тиз­му тра­диционной куль­ту­ры и раз­ви­ва­ет­ся как кол­лек­тив­ное ху­дожественное твор­че­ст­во на ос­но­ве пре­ем­ст­вен­но­сти и тра­ди­ции. К не­му от­но­сят уст­ное народное творчество (на­род­ный стих, на­род­ная му­зы­ка, народный те­атр, та­нец), ар­хи­тек­ту­ру (многие ти­пы тра­диционных по­стро­ек, в т. ч. в де­ре­вян­ном зод­че­ст­ве), изо­бра­зительное и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искусство (ху­до­же­ст­вен­но об­ра­бо­тан­ные ору­дия тру­да, до­маш­няя ут­варь и бы­то­вая об­ста­нов­ка; смотрите Ке­ра­ми­ка, Ла­ки ху­до­же­ст­вен­ные, Ме­бель, Стек­ло ху­до­же­ст­вен­ное), иг­руш­ки, лу­бок и т. д.

К чис­лу важ­ней­ших ху­дожественно-тех­но­ло­гических про­цес­сов, рас­про­стра­нён­ных в народном творчестве, от­но­сят­ся гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во, вы­шив­ка, вя­за­ние, пле­те­ние, резь­ба ху­до­же­ст­вен­ная, рос­пись де­ко­ра­тив­ная, ков­ка ху­до­же­ст­вен­ная, ли­тьё ху­до­же­ст­вен­ное, гра­ви­ро­ва­ние, че­кан­ка и т. д. Наи­бо­лее об­щим ху­дожественным эле­мен­том народного творчества слу­жит ор­на­мент. С XIX века ин­тен­сив­но раз­ви­ваю­щее­ся ху­дожественное кус­тар­ное про­изводство, то­вар­ное ре­мес­ло (смотрите Про­мыс­лы ху­до­же­ст­вен­ные) окон­ча­тель­но от­де­ля­ют­ся от кон­сер­ва­тив­но-до­маш­не­го народного творчества. С это­го вре­ме­ни профессиональные ар­хи­тек­то­ры и ху­дож­ни­ки на­чи­на­ют соз­на­тель­но об­ра­щать­ся к эс­те­ти­ке народного творчества и ис­поль­зо­вать её в сво­их про­из­ве­де­ни­ях. Смотрите так­же Фольк­лор.


В данной статье рассмотрим, что такое народное творчество, какие функции оно выполняет, каковы бывают виды народного творчества, в чем заключается особенность русского народного творчества.

Определение

Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

Функции

В народном творчестве народ отражает общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, трудовую деятельность и верования. Народное творчество воплощает воззрения, идеалы и стремления народа, его мир мыслей, чувств, переживаний и мечты.

Первоначально народное творчество было связано с обрядами, религией, трудовой деятельностью и бытом народа.

Ниже представлены виды народного творчества с примерами:

  • поэзия (сказки, былины, легенды и др.);
  • музыка (песни, баллады, припевки, плачи и др.);
  • театр (кукольный театр, театр теней и др.);
  • декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву, роспись по керамике, вышивка и др.);
  • архитектура (деревянная архитектура, постройки и др.);
  • танец (хоровод, кадриль, полька, пляс и др.);
  • изобразительно-выразительное искусство (живопись, скульптура и др.).

Русское народное творчество

К русскому народному творчеству можно отнести русский народный танец, хороводы, устное народное творчество (былины, песни, легенды, баллады и другие жанры), народные обряды, национальную одежду, русские народные игры и др. В России есть места, которые связаны с русским народным творчеством, известны дымковская, городецкая, сибирская и хохломская роспись.

Что мы узнали?

Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В народном творчестве отражается общественный и бытовой уклад народа, знание представителями народа жизни и природы, трудовая деятельность, верования, воззрения, идеалы и стремления, мысли, чувства, переживания, мечты. Народное творчество делится на виды: поэзия, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство, архитектура, танец, изобразительно-выразительное искусство и др. Русский народ имеет собственное русское народное творчество, отличающееся от творчества других народов.

Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:

• по направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное. ),

• по характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),

• по преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),

• по времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);

• по форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),

• по социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи. );

• по отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).

Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.

потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.

Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки ( животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.

Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.

К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.

Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.

Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.

Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или

институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -'->' передача, хранение и организованность (управляемость).

) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:

Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,

^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).

Современный фольклор - это явление сложное ив отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Народное искусство. Ансамбль русской народной песни, XXI век

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Народное искусство. Азербайджанский ковер, XIX век

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Народное искусство. Африканские маски, XXI век

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

  • фольклор или устное народное творчество;
  • материальное или декоративно-прикладное искусство.

Основными формами фольклора являются:

  • песни;
  • танцы;
  • сказки;
  • легенды;
  • мифы;
  • былины;
  • эпос;
  • частушки;
  • анекдоты;
  • стихи.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Народное искусство. Китайская резьба по кости, XXI век

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

  • плетение; ;
  • резьба; ;
  • вышивание; .

Народное искусство. Майоликовская керамика, XXI век

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Народное искусство. Молдавский народный танец, XXI век

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Народное искусство. Поделки, сплетенные из бересты, XXI век

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Народное искусство. Узбекская ручная чеканка, XXI век

Народное искусство. Украинская вышитая сорочка, XXI век

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Народное искусство. Хохломская роспись, XXI век

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Читайте также: