Народная педагогика волков кратко

Обновлено: 30.06.2024

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Этнопедагогика – это наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Сущность этнопедагогики Волкова

Геннадий Никандрович Волков – мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель.

Г.Н. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека, именно он является основателем этнопедагогики в России, как научной области. В настоящее время положения этнопедагогики Волкова широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Воспитательные подходы Волкова очень популярны и востребованы в педагогической среде.

Традиционная педагогика подразумевает обязательное включение в себя и воспитательно-образовательный процесс этнических особенностей воспитанников (учащихся). Это особенно актуально в нашей стране, которая является многонациональной.

Многие народности и этносы владеют эффективными и удивительными приемами воспитания, применение которых в современных условиях гарантирует высокий воспитательный результат. Важным является гармоничное соотношение применяемых методов этнопедагогики и принципов добросовестности и гуманности.

По мнению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – это самостоятельная педагогическая наука, которая занимается выявлением архаичных принципов воспитания и их последующим гармоничным включением в педагогический процесс.

Г.Н. Волков является разработчиком и популяризатором идей этнопедагогики в традиционную педагогику. Впервые его этнопедагогические идеи были представлены широкой публике в 1962 году. Именно с этого времени этнопедагогика получает широкое развитие и применение на практике.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на всю популярность и востребованность данной педагогической науки, этнопедагогика имеет и критиков, которые считают, что архаичные средства и методы не актуальны и устарели, их применение в рамках современной педагогики просто не возможно. Основной упор критики делают на то, что у ряда народностей в вопросах воспитания присутствуют грубость, неконтролируемая стихийность и даже насилие (физические наказания). Однако Г.Н. Волков опровергает данные нападки и насыщает свои разработки этническим и народным достоянием в области воспитания и обучения детей.

Предметом этнопедагогики Волкова является целенаправленный и четко обозначенный воспитательный процесс, основанный на этнических традициях.

Основой концепции Г.Н. Волкова является народная культура, которую он использует не целиком, а более прагматично.

Народная культура в этнопедагогике Г.Н. Волкова – это элементы народного фольклора, духовные ценности и семейный опыт, которые органично включаются в воспитательный процесс, в результате чего решается одновременно несколько задач воспитания и развития детей.

Цели и задачи этнопедагогики Волкова

В трудах Г.Н. Волкова образовательный процесс делится на два элемента: воспитательный и образовательный. Каждый из элементов должен обязательно включать в себя народные традиции. Важным моментов является точная и четка формулировка целей и задач работы.

Основной целью этнопедагогики Г.Н. Волкова является всестороннее развитие у детей национальных ценностей и гражданского сознания.

Для достижения данной цели необходимо опираться не только на принципы гуманизма, но и учитывать творческое вдохновение каждого воспитанника, его национальные корни, историю и традиции его народа.

Задачами этнопедагогики Г.Н. Волкова являются:

  1. Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народностей.
  2. Воспитание уважительного отношения к своему народу, Родине, его истории и традициям.
  3. Формирование гордости за принадлежность к конкретной этнической группе.

Этнопедагогика Г.Н. Волкова использует разнообразные методики и приемы воспитания, которые способны актуализировать этнические подходы к процессу воспитания. Для того, чтобы применяемые методы и приемы были действенны, педагогу в первую очередь следует выявить все воспитательные факторы, связанные с этнической принадлежностью воспитанников. Только на основании этого можно правильно и грамотно включить их в воспитательный процесс.

Методология в работах Волкова

Методы воспитания, которые были предложены Н.Г. Волковым в рамках этнопедагогики, являются весьма специфичными. В первую очередь это связано с тем, что костяк методологической системы воспитания этнопедагогики являются:

  • Требования
  • Уговоры
  • Приказы
  • Советы
  • Просьбы
  • Поверья

Встраивание данных методов в процесс воспитания очень прост, в том случае, если педагог предварительно определил психотип ребенка и учитывает его, подбирая наиболее оптимальные способы воспитания и развития.

Например, если ребенок спокоен, то для его воспитания и развития больше всего подходят такие методы как советы и просьбы. Если же ребенок, напротив, слишком своенравен и активен, то для него будут действенны методы требований и уговоров.

Подбор оптимальных методов воспитания в этнопедагогике является кропотливой и ответственной работой, выполнить которую способен не каждый педагог.

В трудах Г.Н. Волкова, большое внимание уделяется средствам этнопедагогики в вопросах воспитания. Каждое средство должно включать в себя традиции определенного этноса. Однако важным является учет и современных требований к нормам морали, этики и гуманности. Это связано с тем, что только адекватные факторы, способны оказать необходимое воспитательное воздействие на ребенка, научить его выражать свободно свои эмоции и мысли.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Биография Геннадия Никандровича Волкова берет свое начало в Чувашском селе Большие Яльчики. Именно здесь, 31 октября 1927 года, был рожден герой нашей статьи. Отцом Геннадия был преподаватель физики и математики. Возможно, именно из-за влияния родителей Волков выбрал путь учителя. Уже в 1948 году он начинает преподавать в средней школе города Чебоксары.

В молодости Геннадий Никандрович Волков вел переписку с Василием Сухомлинским - выдающимся педагогом-гуманистом. На тот момент Волков был всего на десять лет младше своего приятеля. Однако влияние, оказанное Сухомлинским, не могло не сказаться на дальнейшей деятельности Волкова. Жизнь в советское время Волков является выпускником Чувашского педагогического университета имени Яковлева. Здесь Геннадий Никандрович закончил аспирантуру, после чего трудился доцентом и старшим научным сотрудником.


В начале 70-х годов знаменитый педагог переезжает в Москву. В столице РСФСР он начинает создание обширного педагогического сектора Института национальных школ. Геннадий Никандрович Волков активно развивал концепцию этнопедагогики, которую он сформировал еще в молодом возрасте. Научная деятельность знаменитого педагога привлекла зарубежных специалистов, а потому герой нашей статьи отправляется в Эрфурт - на тот момент город в ГДР. Здесь он работает профессором в Высшей педагогической школе.

С распадом Советского государства Волков переезжает в Калмыкию. Тут он становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией при Институте развития личности. На данный момент Геннадий Никандрович продолжает трудиться. Он состоит в редакторских коллективах различных научных журналов, а также продолжает совершенствовать свои теории.

Научная деятельность Волкова Геннадий Никандрович за всю свою жизнь написал более тысячи публикаций. В одной лишь педагогике он стал автором порядка полусотни монографий. Большинство его работ посвящены этнопедагогической концепции - науке, предметом которой является воспитание по народным традициям. Сам Волков - это представитель чувашской народности, а потому он активно популяризирует национальные методы воспитательно-образовательного процесса. Ученый посвятил несколько своих работ тюркско-русским отношениям. На основе первоисточников он сумел обосновать нравственное единство этих двух народов. За всю свою биографию Геннадий Никандрович Волков освоил несколько азиатских языков, а потому его можно с уверенностью назвать полиглотом. Понятие этнопедагогики Традиционная образовательная практика должна иметь место в современной педагогике. Многие этносы и народности владели настолько удивительными и эффективными приемами воспитания, что их применение было бы актуальным даже сегодня. Важно лишь соответствие применяемых методов принципам гуманности и добросовестности.

Выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс - вот, что называется сегодня этнопедагогикой.

Геннадий Никандрович Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции. Впервые она появилась в 1962 году. Практически сразу этнопедагогика получила широчайшее развитие.

Сущность концепции Волкова

Для чего нужна этнопедагогика? Ведь многие ее положения архаичны, размыты или вовсе не актуальны. Критики теории считают, что воспитательные подходы наших предков значительно отличаются от подходов современных. Так, во многих традициях встречаются грубость, неконтролируемая стихийность, а порой и вовсе насилие. Однако по теоретической информации Геннадия Никандровича Волкова все не так однозначно.

Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление.

Предмет концепции Волкова - народная культура - используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности - все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс. В чем важность этнопедагогической концепции Волкова? Книги Геннадия Никандровича были в основном посвящены исследованию национальных образовательных традиций. Образовательный процесс делится на обучающий и воспитательный. Каждый из этих элементов может окрашиваться народными обычаями. Важно лишь грамотно сформулировать задачи и цели дальнейшей работы. С приходом советской власти народные традиции стали заметно угасать. Большевики с их глобалистскими намерениями не желали делить общество даже по культурным критериям. Подобная политика заметно отразилась на обычаях и духовной составляющей различных национальностей. Воспрепятствовал этому Геннадий Никандрович Волков. Сказки, песни, поговорки и прочие элементы фольклора различных этносов бережно собирались знаменитым ученым для последующего их применения.

Цели и задачи этнопедагогики

Основная цель этнопедагогической концепции очень проста: это развитие в умах подрастающего поколения гражданского сознания и национальных ценностей. Творческое вдохновение может сыграть большую роль в самых разных сферах деятельности, в том числе и в педагогике. Как можно привить молодым людям любовь к народным традициям? Необходимо искать различные методики и приемы, с помощью которых можно было бы актуализировать этнические подходы к воспитанию. В этом и состоит основная задача концепции Волкова. Однако выявить все необходимые факторы не так уж и просто. А уж грамотно их вставить в педагогический процесс порой и вовсе невозможно. Тем не менее, выход здесь есть. Именно о нем будет рассказано далее.

Методология в работах Волкова

Предмет этнопедагогики - народная культура - является невероятно обширной сферой для изучения. Сложно даже представить, насколько развита духовная составляющая в России. Громадное количество этносов и национальностей порождает невероятное число традиций и обычаев. Как можно классифицировать всю эту систему? Возможно ли сконструировать методологическую структуру, применение которой было бы возможным в любое время? У Геннадия Никандровича это получилось. Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение.

Здесь следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики.

Все представленные методы легко встраиваются в систему воспитания. Необходимо лишь учитывать психотип ребенка, и исходя от него выбирать наиболее оптимальные способы развития. Так, спокойным детям больше подходят просьбы и советы, а чрезмерно активным - уговоры и требования. Подбор методов - это сложная и кропотливая работа, выполнить которую способен лишь настоящий педагог. Средства воспитания по Волкову В произведениях Геннадия Никандровича большое внимание уделяется средствам воспитательного процесса. Безусловно, все средства должны выбираться исходя из традиций определенного этноса. Однако следует помнить о необходимости их соответствия нормам этики, морали и гуманности. Лишь адекватные факторы воспитания помогут ребенку адекватно выражать свои мысли и эмоции.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение.

Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума. Этнопедагогические средства довольно разнообразны. Поговорки, загадки, сказки - все это может оказать куда большее влияние на ребенка, чем того ожидают взрослые. Значение научных трудов Волкова Взгляд поколений очень важен для современного научного опыта. Тем более, когда речь идет о таких категориях, как быт, народность, семья или нация. Образовательное пространство нашего государства довольно неоднородно. Этим оно и прекрасно: всегда найдутся новые факторы и средства.


Критики научной деятельности Геннадия Никандровича Волкова считали, что этнопедагогика - это бессмысленная и неактуальная сфера. Якобы сторонники старых традиций отворачиваются от прогресса и обращаются к архаичным нормам. Это, конечно же, неверно. Волков активно выступал за прогрессивное развитие во всех научных отраслях. Традиции же являются своеобразным двигателем в этом развитии. В монографиях и рассказах Геннадия Никандровича Волкова не раз проскальзывала мысль, что русскую культуру пытаются забыть, стереть из памяти. Но как можно забыть то, что является базой для всего остального? Литературная деятельность Монографии, повести и рассказы Геннадия Никандровича Волкова широко известны по всей стране. Первой работой ученого стали "Рассказы бабушки" 1957 года. В этой книге знаменитый педагог приобщал маленьких читателей к понятиям добродушия, благородства и чести. Делалось это на примере поведения чувашского народа. Спустя год выходит "Чувашская народная педагогика". В ней Волков вновь делает упор на этнические нормы, их значение для воспитательных процессов. Волков прославился и как детский писатель. Его сказки и басни переведены на десятки языков. В произведениях Геннадия Никандровича сосредоточено немалое количество поучительных образов, прогрессивных идей и традиционных элементов. Волков - это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.

Лекция 1. Введение в этнопедагогику

План:

1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании

2. Этнопедагогика как наука

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.

3. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

5. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

7. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании

2. Этнопедагогика как наука

Читайте также: