Налоговый учет денежных средств кратко
Обновлено: 07.07.2024
Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Общие положения и нюансы
Порядок ведения кассовых операций определен один и тот же вне зависимости от вида деятельности и правовой формы хозяйствующего субъекта. Он содержится в указании №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ.
Для некоторых участников рынка определен упрощенный порядок учета кассы. Это:
- фирмы малого бизнеса и микро-бизнеса;
- ИП.
И те и другие освобождены от обязанности расчета кассового лимита, а предприниматели могут вообще не вести кассовый учет, т.е. не оформлять приходные и расходные кассовые ордера, не заполнять кассовую книгу. Тем не менее специалисты советуют предпринимателям вести кассовый учет, поскольку на практике эти данные часто используются (например, при оформлении банковского кредита, в случае спорных ситуацией, связанных с выдачей наличных). При этом ИП должны вести учет доходов (расходов), физических показателей для целей НУ (письмо ФНС №ЕД-4-2/13338 от 9/07/14 г.).
Учет наличности состоит из:
- учета прихода и расхода по кассе с заполнением приходных и расходных кассовых ордеров (ф. КО-1, КО-2);
- хранения наличности;
- установления и соблюдения лимита кассы; (ф. КО-4);
- сдачи наличных денег в банк.
Документы кассы подписываются бухгалтером, а если его нет – руководством, с обязательным проставлением оттиска печати. При приеме наличных необходимо вручить лицу, сдавшему деньги, корешок ПКО.
Если у фирмы несколько касс и кассиры взаимодействуют со старшим кассиром, передают ему деньги, используется учетная форма КО-5, в ней учитываются принятые и выданные в течение дня средства.
Если у фирмы имеются обособленные подразделения, они ведут кассовые книги, а в головной офис передают копии листов кассовой книги для сведения данных. Наличные могут выдаваться не только лично гражданину, но и его представителю по доверенности. В обоих случаях кассир, прежде чем выдать деньги, проверит данные паспорта получателя. В документах на выдачу обязательно помечается, что деньги выдавались по доверенности.
При выплате наличных по одному договору из кассы имеется ограничение – 100 тыс. рублей, однако оно не касается расчетов с физлицами (указание №3073-У Банка РФ от 7/10/13 г.).
Как считать лимит кассы
В приложении к документу №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ предлагается два варианта расчета кассового лимита:
- по объему поступления наличности в кассу;
- по объему выдачи наличности из кассы.
Формулы расчета такие:
Пример. Организация устанавливает лимит кассы. За расчетный период взят декабрь прошлого года. В нем 21 рабочий день. Расчет лимита ведется по первому варианту, объем полученной наличной выручки — 550 000 рублей. Выручка, по соглашению с банком, сдается раз в 3 дня.
550000 / 21 * 3= 78571 рубль – лимит кассы.
Аналогично рассчитывается лимит и по объему выдачи.
Сверхлимитные суммы на конец дня вычисляют, вычитая из фактического остатка наличности установленный лимит и невыданную заработную плату.
Сверхлимитный остаток может быть превышен в дни:
- выдачи зарплаты (не более 5 р. дней);
- выходные и праздники (наличность сдается в первый р. день).
Если юрлицо имеет обособленные подразделения, общий лимит рассчитывается с учетом лимитов в обособленных подразделениях.
Кассовый лимит могут не рассчитывать ИП, представители малого бизнеса.
Проводки
Стандартные, наиболее часто используемые в БУ корреспонденции счетов по кассе приведены ниже.
- 50/51 – с расчетного счета оприходованы деньги.
- 50/62 – покупатель внес оплату (аванс в счет поставок).
- 50/66,67 – в кассу поступили средства по кредиту (краткосрочному, долгосрочному).
- 50/75 – учредители сделали взнос в уставный капитал наличными.
При использовании онлайн-кассы проводки могут иметь особенности:
Операции по онлайн-кассе
1.07.2019 г. завершается последний этап внедрения в систему наличных расчетов онлайн-касс, начатый еще 1.07.2017 (ФЗ-54 от 22/05/03 г.). Сразу следует сказать, что изменений в ведении учета по операционной кассе в связи с внедрением кассового обслуживания онлайн не произошло. Порядок документирования и ведения кассовых операций, как и раньше, регламентируется документом №3210-У.
Вместе с тем, введены существенные изменения и дополнения ранее существующего порядка. Применение онлайн-касс регламентируется самим ФЗ-54 и подзаконными актами, принятыми на основе его положений.
На сегодняшний день отпала необходимость в ведении:
- актов КМ1-КМ3, КМ9 (о переводе показаний денежных счетчиков на нули, о снятии показаний счетчиков при передаче кассы в ремонт, о возврате денег, о проверке наличных);
- журналов КМ4, КМ5, КМ8 (кассира-операциониста, регистрации показаний счетчиков, учета вызовов тех. специалистов);
- отчетов-справок КМ6, КМ7 ( кассира-операциониста, о показаниях счетчиков и выручке).
Согласно ФЗ-54 формируются (ст. 4.1-4):
- отчеты об открытии/закрытии смены;
- отчет о закрытии фискального накопителя;
- кассовый коррекционный чек;
- подтверждение оператора и др.
Фиксируются операции прихода наличности, выдача и получение денег, их возвраты. Наличная выручка приходуется по операционной кассе оформлением ПКО на основании отчета о закрытии смены, аналога применяемого ранее z-отчета.
Важно! Существуют организации и предприниматели, которые полностью освобождены от обязанности использования онлайн-кассы. Их список содержит статья 2 ФЗ-54.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.
Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.
Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.
Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.
Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.
Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.
Целями налогового учёта являются:
1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.
При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.
Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.
Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета выступают:
первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
аналитические регистры налогового учета;
расчет налоговой базы.
Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.
Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.
Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:
принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;
принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.
принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;
принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;
принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;
принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:
налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;
налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;
налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;
Если Вам была полезна данная информация, можете поделиться ею в соцсетях, нажмите на любую кнопку снизу:
Учет денежных средств и расчетных операций ведется в организации согласно требованиям Плана счетов под № 94н. Цель учета – обобщение данных по наличным, безналичным денежным оборотам на рублевых, валютных, специальных счетах. Дополнительно решается актуальная задача по формированию сведений о кредитных операциях. Основные нормативные документы:
- Положение ЦБ РФ под № 383-П от 19 июня 2012 г.
- Указание Центробанка за № 3210-У от 11 марта 2014 г.
- ПБУ 15/2008 по учету расходов по кредитам/займам в части, не противоречащей требованиям Закона № 402-ФЗ.
Из чего состоит учет денежных средств и расчетов
Комплексный учет денежных средств, расчетных и кредитных операций ведется в организациях в части наличного, безналичного оборота по:
- Открытым банковским счетам в рублевом и валютном эквиваленте, а также специальным счетам.
- Кассовым точкам предприятия, включая имеющиеся в представительствах/филиалах.
- Ценным бумагам, прочим денежным документам.
- Финансовым вложениям.
- Кредитам и займам краткосрочного/долгосрочного характера.
Задача учета – формирование достоверных сведений о денежных активах предприятия путем отражения взаимосвязанных операций по движению средств. Кредитные обязательства учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, поэтому подлежат точному учету в разрезе по каждому отдельно.
Обратите внимание! Если организация берет кредиты в иностранной валюте, учитывать такие обязательства необходимо в рублях (по курсу на дату получения) с обязательным пересчетом долга (по курсу на дату погашения/дату формирования бухгалтерского отчета/по соглашению сторон). Выбранный способ пересчета закрепляется в учетной политике, а курсовые разницы подлежат включению в прочие расходы/доходы.
Бухгалтерский учет кредитных операций
Согласно ГК РФ, Плану счетов, ПБУ 15/2008 учет кредитных обязательств ведется на счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам/займам) и счет 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам/займам). К первым относятся взятые на срок менее года, ко вторым – на срок более года. В бухгалтерском учете кредитных операций основные типовые проводки таковы:
- Получен кредит на банковский счет – Д 51 (52, 55) К 66 (67).
- Начислены очередные проценты по кредитному обязательству – Д 91 К 66 (67).
- Начислены очередные проценты, относящиеся на стоимость актива – Д 08 К 66 (67).
- Отражена по валютному кредиту отрицательная курсовая разница – Д 91 К 66 (67).
- Отражена по валютному кредиту положительная курсовая разница – Д 66 (67) К 91.
- Погашены очередные проценты, долг по кредитному обязательству – Д 66 (67) К 51 (52, 55).
При получении кредитов/займов у предприятия возникают основные затраты (проценты, курсовые разницы) и дополнительные (консультационные услуги, экспертиза, нотариальные услуги и пр.). Первые подлежат включению в расходы текущего периода, с учетом ограничения процентов по нормативным алгоритмам. Вторые – в расходы будущих периодов с равномерным последующим отнесением на текущие путем единовременного списания. Метод отнесения на затраты дополнительных издержек закрепляется в учетной политике.
Учет денежных средств и расчетов на предприятии – типовые проводки
Грамотный учет денежных средств на расчетных счетах организации осуществляется на активных счетах: 51, 52, 55, 57. Для отражения финансовых вложений предусмотрены счет 58 и счет 59. Синтетический и аналитический учет организуется в разрезе по каждому счету, контрагенту и виду финансового вложения. Рублевые и валютные счета также подлежат отдельному отражению с открытием при необходимости соответствующих субсчетов:
- В части кассовых наличных оборотов – по каждой кассе/операционной точке предприятия, по видам предоплаченных денежных документов.
- В части безналичных оборотов – по рабочим рублевым/валютным счетам, видам специальных счетов.
- В части финансовых вложений – по видам ценных бумаг, участия в капиталах предприятий, займов и пр. Дополнительно все финансовые вложения подлежат обязательному подразделению на краткосрочные и долгосрочные, как и обязательства организации. Так как от срока действия вложения зависит порядок его отражения в балансе хозяйствующего субъекта и в бухгалтерском учете денежных средств на расчетных счетах в целом.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/33.0.1750.517 Safari/537.36
Читайте также: