Налоговая тайна это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.
Что такое налоговая тайна
Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:
Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.
Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.
В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:
- общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
- ИНН;
- информация о долгах и задержках по налогам;
- налоговый режим компании, например упрощенка;
- среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
- налоги, доходы и расходы за прошлый год.
Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.
Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:
- проверка контрагентов;
- признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.
Налоговая тайна и проверка контрагентов
Подробнее о должной осмотрительности
До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.
Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:
В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:
- 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
- 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
- 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.
Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.
Налоговая тайна и общедоступные сведения
В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.
Как провести тендер
В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.
Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.
Наказание за раскрытие налоговой тайны
За разглашение налоговой тайны есть наказания:
- за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
- разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.
Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.
Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.
Статья 102 НК РФ о налоговой тайне
Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:
- полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
- за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).
- информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
- при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
- данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.
Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.
Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение
В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:
Пункты ст.102 НК РФ
установлен запрет на разглашение СНТ
определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа
предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)
За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:
- дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
- административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
- уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).
Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).
Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну
Посвященная налоговой тайне ст. 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.
По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:
- непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
- иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).
Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:
- налоговые проверки;
- осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
- получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
- иных предусмотренных НК РФ процедур.
Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).
Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.
Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне
Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:
- СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
- к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
- получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
- СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
- порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.
Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020
СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.
В 2020 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:
- форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
- схему заполнения формы;
- алгоритм представления формы налоговикам.
Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:
Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2020 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2020 по 31.12.2020)
Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.
Итоги
Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Свободное распространение сведений, которые получают налоговые органы и другие государственные органы, может причинить вред интересам граждан, компаний и организаций. И хотя часть таких данных иногда необходимо сообщить контрагентам для заключения контракта, их раскрытие без согласия владельца запрещено.
Ранее мы рассказывали, как составить согласие на раскрытие налоговой тайны, и что признают разглашением охраняемых данных. В этой статье закрепим определение налоговой тайны и основные понятия, которые помогут ориентироваться в этой сфере.
Налоговая тайна: понятие
Согласно ст. 102 НК РФ, налоговая тайна — это информация, которую сотрудники государственных органов получают в ходе выполнения служебных обязанностей. Однако есть исключения, так как некоторые данные априори считаются общедоступными.
Содержание налоговой тайны нельзя разглашать. Согласно понятию налоговой тайны, статус владельца данных не имеет значения — нужно сохранять сведения физических, юридических лиц и ИП.
Содержание тайны определяют путем установления источника сведений и способа получения. Также имеет значение субъект обязанности, то есть лицо, которое обязано соблюдать тайну. А еще — субъект права, то есть владелец тайных сведений.
Соблюдение режима налоговой тайны обязательно независимо от способа получения данных субъектом обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Налоговая тайна: содержание
Налоговый кодекс признает содержанием налоговой тайны не все сведения, оказавшиеся в распоряжении госорганов. В ст. 102 НК РФ приведен список исключений, отталкиваясь от которого определяют, какую информацию включает налоговая тайна.
Итак, содержанием налоговой тайны являются:
данные из первичной бухгалтерской документации налогоплательщика;
данные из налоговых деклараций;
закрытая финансовая документация
документы о движении активов;
личная информация работников;
прочая информация о налогоплательщиках, не перечисленная в исключениях.
Не являются налоговой тайной:
название, ИНН и реквизиты компании;
данные о налоговом режиме;
данные о среднесписочной численности сотрудников;
другая информация, приведенная в ст. 102 НК РФ как исключение.
Налогоплательщик может сам определить, в отношении каких сведений соблюдение режима налоговой тайны сохранить, а какие данные сделать общедоступными.
Налоговая тайна: раскрытие
Налоговый орган, в распоряжении которого находится налоговая тайна, обеспечивает соблюдение специального режима хранения и доступа к ней. Использование тайных сведений налоговиками сводится к выполнению ими должностных обязанностей.
Физлицам и компаниям не нужно дополнительно устанавливать запрет на разглашение тайны. Закон включает соблюдение налоговой тайны в обязанности тех, в чьи руки она попадает.
Налогоплательщик имеет право открыть содержание налоговой тайны или его часть, в том числе по запросу, однако не обязан этого делать.
Запросить закрытые сведения имеют право следующие субъекты:
органы государственной власти, их сотрудники;
правоохранительные и следственные органы;
контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).
За раскрытие налоговой тайны без согласия владельца, закон устанавливает ответственность. Виновному в разглашении или утере документов, содержащих налоговую тайну, грозит административная, материальная и уголовная ответственность.
Ответственность должностных лиц наступает тогда, когда установлен ущерб налогоплательщика и доказаны противоправные действия субъекта ответственности.
Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.
Понятие и принципы налоговой тайны
Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.
Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.
Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.
Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.
Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.
Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.
Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.
Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.
Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.
Сведения, не относящиеся к налоговой тайне
Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:
- информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
- сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
- финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.
Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.
Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.
Разглашение налоговой тайны
Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.
Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.
Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.
Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну
В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.
Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.
Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.
В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.
Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.
Особенности налоговой тайны
Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.
Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.
Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.
Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.
К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.
Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации
Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:
- эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
- данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
- уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.
Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.
Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Читайте также: