Найдите слова показывающие отношение к дуэли василисы егоровны ивана кузьмина кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, выразительное чтение эпизодов.

ВложениеРазмер
kapitanskaya_dochka.docx 22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.

- Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? ( Это река Урал. После подавления Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничто не напоминало о бунте.)

- Дайте комментарий к эпиграфам главы.

II. Беседа по главе IV

III. Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

- Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

IV. Словарная работа

- Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

V. Беседа по главе V

- Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

1. Перечитать главы VI, VII.

2. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.

3.Составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").


Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки .


Урок литературы в 8 классе.


Разработка урока содержит материалы для написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста .

Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина, воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте.


Утро дуэли. Швабрин и Гринев сходятся для поединка
и обнажают шпаги, но тут появляется Иван Игнатьевич с
инвалидами и конвоирует дуэлянтов к комендантше.
Василиса Егоровна стыдит, в основном Гринева,
принуждая соперников к примирению.
Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и
приговаривал: "А слышьты, Василиса Егоровна правду говорит.
Поединки формально запрещены в воинском артикуле".
Между тем Палашка взяла у нас наши шпаги и отнесла в
чулан."
"Иван Кузмич!
Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам
на хлеб да на воду, чтоб уних дурь-то прошла; да пусть
отец Герасим наложит на них эпитимию, чтоб
молили у бога прощения, да каялись перед людьми.
Иван Кузмич не знал, на что решиться".

Гринев со Швабриным делают вид, что конфликт
исчерпан и целуются в её присутствии.
Чтобы обмануть бдительность комендантши, они
решают отложить поединок на несколько дней.
На другой день Швабрин и Гринев сходятся для поединка
один на один, без секундантов.
Дуэль закончилась неудачно для главного героя.
Он был ранен.
Маша Миронова ухаживала за Петром и это послужило
сближению двух молодых людей.

После дуэли молодой офицер простил "несчастного соперника",
а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его
родителям.
Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе,
пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал
переводом из крепости.
В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился
с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо
с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ –
о дуэли сообщил Швабрин.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональн.

Цели: - знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление ос.

Цели: - знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова; причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринёва и Швабрина как чести, верности отеческим заветами и бесчестия, предопределяющего социальную измену; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринёва и Швабрина; - развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Подумай и ответь… Каково первое впечатление от Белогорской крепости? Найдите.

Подумай и ответь… Каково первое впечатление от Белогорской крепости? Найдите в тексте детали, воссоздающие облик крепости.

Белогорская крепость Представления Гринёва о боевой крепости Реальная картина.

Подумай и ответь… - Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характ.

Подумай и ответь… - Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи Василисы Егоровны. - Как речь характеризует героиню? Прошу любить и жаловать; батюшка; ступай себе с Богом; частый гребень, да веник, да алтын денег; сиди в девках…

Подумай и ответь… В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости.

Подумай и ответь… Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его.

Подумай и ответь… Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером? Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своём китайском халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузьмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник А.Иткин.

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник А.Иткин.

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник В.Сысков.

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник В.Сысков.

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник П.Соколов

Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник П.Соколов

Подумай и ответь… - Почему тоска берёт Гринёва при виде порядков, царивших в.

Подумай и ответь… - Почему тоска берёт Гринёва при виде порядков, царивших в крепости? - Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Отношение к месту будущей службы: «И вот в какой стороне осуждён я проводить.

Подумай и ответь… «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не то.

Подумай и ответь… - Каким предстаёт Швабрин в 3 главе? - Каков кульминационны.

Подумай и ответь… - Каким предстаёт Швабрин в 3 главе? - Каков кульминационный эпизод 3 главы? - Каковы причины дуэли? - Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?

Василиса Егоровна: дуэль – самоубийство, дурь. Марья Ивановна: резаться. Иван.

Василиса Егоровна: дуэль – самоубийство, дурь. Марья Ивановна: резаться. Иван Игнатьич: драться на дуэли, значит заколоть своего ближнего. Савельич: тыкать железными вертелами да притоптывать. Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли

Подумай и ответь… - Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? - Кто и из каких по.

Подумай и ответь… - Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? - Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?

Любовь - Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гринёвы.

Письмо отца - Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительско.

Письмо отца - Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? - Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

добиться понимания сюжета и проблематики романа;

обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Развивающие и коррекционные:

развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

развивать умение работать в парах;

развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

развитие логического мышления;

развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

 1. Прочитать IV главу, выделить основные эпизоды.

2. Подготовить рассказы об обитателях Белогорской крепости: Иване Кузмиче, его жене Василисе Егоровне, Марье Ивановне, Швабрине.

Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.

Василиса Егоровна:

Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.

Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.

Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.

Марья Ивановна:

Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.

Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.

Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.

-Прочитайте тему урока

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

&Работа со словарём:

Поединок – 1. борьба двух противников, соперников;

2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль

Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы познакомимся с …

1.Словарная работа

2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

1. Исследовательская работа

- Составьте рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.

- Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?

- Какие отношения у Петра были со Швабриным?

- Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?

- Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде?

- Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят?

- Кто расстроил первую попытку дуэли?

- Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.

- Что рассказала Маша Гринёву о Швабрине?

- Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?

-Где проходила дуэль?

-Кто отвлек Гринева во время дуэли?

- Куда был ранен Гринев?

-Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Напасти – беды, горе, страдания.

Куплет – строфа, часть песни.

Обиняки – намёки

Камзол – короткая мужская одежда без рукавов.

Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.

&Работа со словарём:

Отягощать – затруднять; быть в тягость

Заполнение таблицы:

Муж и жена были люди почтенные.

Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.

Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком.

Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.

Беспечный – человек, который ни о чём не беспокоится, не заботится.

Благоразумный – рассудительный, разумный

С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

Причина ссоры - насмешка Швабрина над стихами Гринёва.

Он написал стихи, потому что влюблён,

Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику.

Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова. Он её оскорбляет и клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Грубое, бесстыдное отношение Швабрина к девушке.

У Гринева - доброе, уважительное отношение, желание защитить честь Маши, её достоинство.

Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”

Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне.

Алексей Иваныч сватался за Машу, но получил отказ.

Конфликт между героями слишком острый.

Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны.

в грудь пониже плеча.

Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Домашнее задание

Прочитать 5 главу романа.

Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

Читайте также: