Найдите слова показывающие отношение к дуэли василисы егоровны ивана кузьмина кратко
Обновлено: 08.07.2024
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.
Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.
Вложение | Размер |
---|---|
kapitanskaya_dochka.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.
Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.
- Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? ( Это река Урал. После подавления Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничто не напоминало о бунте.)
- Дайте комментарий к эпиграфам главы.
II. Беседа по главе IV
III. Выразительное чтение эпизода и его обсуждение
- Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)
IV. Словарная работа
- Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.
Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.
Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.
Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.
V. Беседа по главе V
- Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?
1. Перечитать главы VI, VII.
2. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.
3.Составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").
Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки .
Урок литературы в 8 классе.
Разработка урока содержит материалы для написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста .
Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина, воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте.
Утро дуэли. Швабрин и Гринев сходятся для поединка
и обнажают шпаги, но тут появляется Иван Игнатьевич с
инвалидами и конвоирует дуэлянтов к комендантше.
Василиса Егоровна стыдит, в основном Гринева,
принуждая соперников к примирению.
Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и
приговаривал: "А слышьты, Василиса Егоровна правду говорит.
Поединки формально запрещены в воинском артикуле".
Между тем Палашка взяла у нас наши шпаги и отнесла в
чулан."
"Иван Кузмич!
Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам
на хлеб да на воду, чтоб уних дурь-то прошла; да пусть
отец Герасим наложит на них эпитимию, чтоб
молили у бога прощения, да каялись перед людьми.
Иван Кузмич не знал, на что решиться".
Гринев со Швабриным делают вид, что конфликт
исчерпан и целуются в её присутствии.
Чтобы обмануть бдительность комендантши, они
решают отложить поединок на несколько дней.
На другой день Швабрин и Гринев сходятся для поединка
один на один, без секундантов.
Дуэль закончилась неудачно для главного героя.
Он был ранен.
Маша Миронова ухаживала за Петром и это послужило
сближению двух молодых людей.
После дуэли молодой офицер простил "несчастного соперника",
а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его
родителям.
Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе,
пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал
переводом из крепости.
В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился
с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо
с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ –
о дуэли сообщил Швабрин.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели: - знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова; причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринёва и Швабрина как чести, верности отеческим заветами и бесчестия, предопределяющего социальную измену; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринёва и Швабрина; - развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Подумай и ответь… Каково первое впечатление от Белогорской крепости? Найдите в тексте детали, воссоздающие облик крепости.
Подумай и ответь… - Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи Василисы Егоровны. - Как речь характеризует героиню? Прошу любить и жаловать; батюшка; ступай себе с Богом; частый гребень, да веник, да алтын денег; сиди в девках…
Подумай и ответь… Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером? Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своём китайском халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузьмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.
Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник А.Иткин.
Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник В.Сысков.
Обратимся к иллюстрациям Учение в Белогорской крепости. Художник П.Соколов
Подумай и ответь… - Почему тоска берёт Гринёва при виде порядков, царивших в крепости? - Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?
Подумай и ответь… - Каким предстаёт Швабрин в 3 главе? - Каков кульминационный эпизод 3 главы? - Каковы причины дуэли? - Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?
Василиса Егоровна: дуэль – самоубийство, дурь. Марья Ивановна: резаться. Иван Игнатьич: драться на дуэли, значит заколоть своего ближнего. Савельич: тыкать железными вертелами да притоптывать. Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли
Подумай и ответь… - Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? - Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
Письмо отца - Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? - Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
Развивающие и коррекционные:
развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение работать в парах;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
развитие логического мышления;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
1. Прочитать IV главу, выделить основные эпизоды.
2. Подготовить рассказы об обитателях Белогорской крепости: Иване Кузмиче, его жене Василисе Егоровне, Марье Ивановне, Швабрине.
Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.
Василиса Егоровна:
Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.
Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.
Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.
Марья Ивановна:
Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.
Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.
Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.
-Прочитайте тему урока
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.
&Работа со словарём:
Поединок – 1. борьба двух противников, соперников;
2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль
Мы будем работать над темой…
Мы будем анализировать…
Мы будем сравнивать …
Мы познакомимся с …
1.Словарная работа
2. Аналитическая беседа по прочитанной главе
1. Исследовательская работа
- Составьте рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.
- Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?
- Какие отношения у Петра были со Швабриным?
- Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?
- Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде?
- Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят?
- Кто расстроил первую попытку дуэли?
- Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.
- Что рассказала Маша Гринёву о Швабрине?
- Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?
-Где проходила дуэль?
-Кто отвлек Гринева во время дуэли?
- Куда был ранен Гринев?
-Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?
&Работа со словарём:
Обращаю внимание на словарь:
Напасти – беды, горе, страдания.
Куплет – строфа, часть песни.
Обиняки – намёки
Камзол – короткая мужская одежда без рукавов.
Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.
&Работа со словарём:
Отягощать – затруднять; быть в тягость
Заполнение таблицы:
Муж и жена были люди почтенные.
Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.
Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком.
Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
Беспечный – человек, который ни о чём не беспокоится, не заботится.
Благоразумный – рассудительный, разумный
С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.
Причина ссоры - насмешка Швабрина над стихами Гринёва.
Он написал стихи, потому что влюблён,
Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику.
Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова. Он её оскорбляет и клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.
Грубое, бесстыдное отношение Швабрина к девушке.
У Гринева - доброе, уважительное отношение, желание защитить честь Маши, её достоинство.
Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”
Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне.
Алексей Иваныч сватался за Машу, но получил отказ.
Конфликт между героями слишком острый.
Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны.
в грудь пониже плеча.
Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
Физкультминутка
(проводится в середине урока)
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
Домашнее задание
Прочитать 5 главу романа.
Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Подведем итоги урока:
Читайте также: