Нацистская германия государственный строй и общественное устройство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение законодательства и государственного устройства гитлеровской Германии. Изучение политического строя, программных и идеологических установок страны. Особенности судебной системы. Определение места военной власти в фашистской диктатуре.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.10.2014
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для рассмотрения вопроса о политическом и государственном строе гитлеровской Германии, необходимо отметить, что Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией (национал-социализмом), контролю подвергались все сферы общества. Приход к власти Адольфа Гитлера не мог не отразится на государстве и политике Германии. Во внешней политике Третьего рейха сразу отмечается стремлением к территориальной и политической экспансии.

Исходя из этого целью контрольной работы является изучение особенностей политического и государственного строя, программных и идеологических установок гитлеровской Германии. Для реализации поставленной цели были использованы следующие задачи:

1. рассмотреть механизм фашистской диктатуры;

2. рассмотреть особенности законодательства и государственного устройства гитлеровской Германии;

3. изучить особенности судебной системы гитлеровской Германии;

4. определить место военной власти в фашистской диктатуре.

1. Механизм фашистской диктатуры

Очень скоро нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и решали существенные вопросы правления.

Особое место в государственной системе занимало гестапо (государственная тайная полиция), располагавшее огромными денежными средствами и массой сотрудников, которые перед назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал-социализму.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера. Придя к власти А. Гитлер разрешил законодательно разрешал имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, которые не соответствуют Конституции 1919 года, а также ликвидировал должность президента республики, его полномочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался главой правительства. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника [4, 76].

Был сохранен рейхстаг для парадных демонстраций. Той же цели служили и так называемые народные опросы, результат которых был известен заранее, ибо всякий, кто пользовался правом тайного голосования, объявлялся врагом народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Было ликвидировано традиционное деление в интересах единства нации. Областями управляли чиновники, назначенные центральным правительством. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат, был увеличен в два раза.

2. Особенности законодательства гитлеровской Германии

В августе 1934 года, после смерти президента Гинденбурга по постановлению правительства была упразднена должность президента, а вся власть сконцентрирована в руках рейхсканцлера -- А. Гитлера. Рейхсканцлеру было предоставлено право назначать имперское правительство, высших должностных лиц и своего преемника. Планомерное начинается уничтожение оппозиций, что и явилось воплощением программных установок нацистов и фанатичного подчинением воле фюрера.

Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 года в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 года вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии стали сами распускаться. В июле 1933 года было запрещено законом существование политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций. В Германии, - провозглашал закон, - существует только одна партия, НСРПГ, все другие запрещаются. Попытки поддержать организационные структуры какой-либо другой политической партии наказывались тюремным заключением до трех лет [8, 176].

3. Государственное устройство гитлеровской Германии

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Однако, во главе управленческого аппарата Германии был Гитлер. Он совмещал в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Наряду с продолжающим существовать имперским правительством были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру и обладали законодательными полномочиями.

Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов [4, 176].

Особое внимание уделялось пропаганде молодежи в духе милитаризма, шовинизма и расизма, контроль за которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями. После 1937 года участие в таких молодежных организациях стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.

В апреле 1933 года в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 году. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС [6, 215].

4. Судебная система гитлеровской Германии

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любую оппозиционную деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 году были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 году формируется Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали только офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников [8,207].

5. Вооруженные силы гитлеровской Германии

Главной целью Правительства Германии было создание самой сильной армии в мире. В 1934 году вместе с полномочиями президента к А. Гитлеру перешли полномочия главнокомандующего Германской империи. Он ввел присягу верности каждого солдата и офицера вермахта в верности и готовности пожертвовать собой. В 1935 году в Германии вводится всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы был определен сначала в 1 год, затем в 2 года [9, 205].

Еще В 1934 году эта клятва была введена для всех государственных служащих. Военно-политическому управлению министерства принадлежали командно-координационные функции в отношении штабов различных войск: сухопутных, воздушных, морских.

В 1938 году А. Гитлер ликвидировал военное министерство как промежуточное звено между ним и армией и сформировал свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ).

Вооруженные силы Германии, в рассматриваемый период, состояли из самостоятельных в военном, административном и хозяйственном отношении составляющих:

- Сухопутные войска (ОКХ);

- Военно-воздушные силы (ОКЛ);

- Военно-морской флот (ОКМ);

- Войска СС, входившими в состав Вермахта только оперативно и подчинялись OKВ только в той мере, какую определял райхсфюрер СС [8, 218].

ОКВ осуществляло руководство и координацию деятельности верховных командований отдельных видов вооруженных сил: Верховное командование сухопутными войсками (ОКХ); Верховное командование военно-воздушными силами (ОКЛ), созданное 02 июня 1937 года на базе структурных подразделений Министерства авиации; Верховное командование военно-морским флотом (ОКМ), созданное 01 июня 1935 года в ходе реорганизации Морского руководства. Командование имело разветвленную структуру, каждая из частей ОКМ осуществляла руководство определенным направлением развития ВМС. Важнейшее место занимал Штаб руководства морской войной.

Каждая из четырех составляющих Вермахта имела свою собственную систему воинских званий, значительно отличающуюся от трех других. Каждая составляющая не имела единой системы воинских званий. В каждом роде войск, службе имелись свои собственные наименования званий. Все лица, входившие в состав того или иного рода войск, делились на две основные группы: собственно военнослужащие и военные чиновники. Наименования званий военнослужащих и военных чиновников различались между собой очень значительно. Военные чиновники делились на три основные группы, каждая из которых имела свои собственные звания: а) собственно военные чиновники; б) военные музыканты; в) военные священники. Учащиеся офицерских училищ имели свои собственные звания. Единого звания для рядовых солдат в Вермахте не существовало даже внутри рода войск. Рядовые солдаты именовались по своей специальности и должности [8, 225].

Верховному главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами. Особую роль в системе военных органов играл Генеральный штаб сухопутных войск (ОКХ), численно превосходящий ОКВ, что объяснялось огромным значением именно сухопутных войск во второй мировой войне. С 1939 года вновь созданный Совет министров по вопросам обороны империи стал назначать во все военные округа уполномоченных по национальной обороне, которые должны были координировать работу всех военных и гражданских учреждений.

Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха. В 1941 году был сформирован особый штаб руководства разведывательной и диверсионной работой в СССР. В его ведении находилось 60 школ, в которых проводилась подготовка агентуры для разведывательной и диверсионной деятельности. Общее руководство военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью находилось в руках Управления разведкой (абвер). Разведывательную и подрывную деятельность против СССР вел и Отдел иностранных армий Востока, созданный при генеральном штабе сухопутных сил [6, 195].

гитлеровский германия военный фашистский

Рассмотрев вопрос о политическом и государственном строе гитлеровской Германии, можно сделать следующие выводы.

В первые месяцы гитлеровского правления были ликвидированы буржуазно-демократические свободы. Все партии, включая и буржуазные, были запрещены. Нацистская партия осталась одна и стала по существу частью правительственной системы. Партия была военизирована. Вся государственная власть оказалась в руках фюрера, который в соответствии с августовским законом 1934 года оставался главой государства пожизненно, и ни перед кем не был ответственен. В интересах централизации власти традиционное деление государства на земли было ликвидировано. Областями управляли чиновники, назначаемые в Берлине. Таким образом, государственная власть полностью сосредоточилась в правительстве.

Подобные документы

Социально-политическая обстановка в Италии начала ХХ в. Предпосылки зарождения фашизма и создание первых фашистских организаций. Особенности государственного устройства фашистской Италии. Политический режим и репрессивный аппарат гитлеровской Германии.

контрольная работа [29,0 K], добавлен 29.08.2012

Создание механизма контроля и управления массами в фашистской Германии, приход фашистов к власти, основы идеологии фашистской партии. Экономическая политика Гитлера, аппарат государственного управления, судебная система и репрессивный аппарат Германии.

курсовая работа [30,4 K], добавлен 28.03.2010

Политический, государственный строй Сефевидского Ирана последней четверти XVI в. Политический кризис в стране и ослабление центральной власти. Реформы Аббаса I и укрепление государственного строя страны. Расширение сферы социально-политической опоры шаха.

дипломная работа [112,4 K], добавлен 16.02.2010

Зарождение очагов Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Расширение фашистской агрессии и подготовка войны против СССР. Начало войны Германии против СССР. Крах гитлеровской стратегии "Молниеносной войны". Создание антигитлеровской коалиции.

реферат [46,7 K], добавлен 05.05.2011

Планы гитлеровской Германии по захвату СССР. Главные военные и политические цели плана Барбароссы. Оккупация территории СССР войсками Германии и её союзников, анализ ее последствий. Роль открытия второго фронта в войне и победная кампания советских войск.

реферат [18,2 K], добавлен 29.12.2009

Социальная структура Древней Руси. Определение государственного механизма отношениями вассалитета - сюзеренитета, периодов политического единства и раздробленности. Характеристика правовой системы страны. Исторические процессы возникновения феодализма.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 29.09.2011

Характеристика расстановки сил в антигитлеровской коалиции - объединении государств, боровшихся во Второй мировой войне 1939-1945 гг. против агрессивного блока гитлеровской Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Проблема послевоенного устройства мира.



Формально в Третьем рейхе продолжало сохраняться народовластие. При этом вместо представительной демократии нацистами насаждалась плебисцитарная (прямая) демократия. Впрочем, плебисциты проводились обычно по важным политическим вопросам. В частности, на плебисците немецкий народ высказывался по поводу выхода Германии из Лиги наций (1933 г.), по вопросу о президентских полномочиях рейхсканцлера (1934 г.), о присоединении Австрии (1938 г.). Значение же рейхстага вследствие роста законодательных полномочий правительства было сокращено. Само правительство подвергалось неоднократным структурным изменениям. Кабинет министров просуществовал до 1938 г. и превратился во вспомогательный совет при фюрере. Помимо общего совета были учреждены специальные советы: Тайный кабинет по внешней политике, Совет министров по обороне Рейха и др. В стране была создана разветвленная бюрократия, немецкие чиновники должны были нести ответственность лично перед фюрером.

В дальнейшем на территории Германии образовалось два государства. На основе трех объединенных зон оккупации (американской, английской и французской) в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия(BRD). В Бонне была принята конституция нового государства. В том же году советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику (DDR). Объединение двух германских государств произошло только в 1989–1990 гг.

Формально в Третьем рейхе продолжало сохраняться народовластие. При этом вместо представительной демократии нацистами насаждалась плебисцитарная (прямая) демократия. Впрочем, плебисциты проводились обычно по важным политическим вопросам. В частности, на плебисците немецкий народ высказывался по поводу выхода Германии из Лиги наций (1933 г.), по вопросу о президентских полномочиях рейхсканцлера (1934 г.), о присоединении Австрии (1938 г.). Значение же рейхстага вследствие роста законодательных полномочий правительства было сокращено. Само правительство подвергалось неоднократным структурным изменениям. Кабинет министров просуществовал до 1938 г. и превратился во вспомогательный совет при фюрере. Помимо общего совета были учреждены специальные советы: Тайный кабинет по внешней политике, Совет министров по обороне Рейха и др. В стране была создана разветвленная бюрократия, немецкие чиновники должны были нести ответственность лично перед фюрером.

В дальнейшем на территории Германии образовалось два государства. На основе трех объединенных зон оккупации (американской, английской и французской) в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия(BRD). В Бонне была принята конституция нового государства. В том же году советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику (DDR). Объединение двух германских государств произошло только в 1989–1990 гг.

Важнейшей чертой нового уклада была персонализация правительственной власти - вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. Гитлера. После кончины 1 апреля 1934 г. президента Гинденбурга, правительство приняло закон об объединении постов канцлера и президента.

В государстве формально продолжало существовать народовластие - и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основой формой стал плебисцит, сохранялся и рейхстаг. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у рейхстага. Значение рейхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течении ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил существование кабинет министров . Сами министерства значительно увеличивали размах своей деятельности, появились Министерство пропаганды (1933), охватившие всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940 г.), Министерство экономики и др. Государственная служба была централизована и политизирована.

Преобразование территориального устройства

ликвидация самостоятельных земель и местного самоуправления. Ликвидация автономии земель и перестройка начального самоуправления была проведена в два условных этапа: 1) в течение 1933 г. при формальном сохранении прежней территориально-общинной системы местные власти были подчинены напрямую центральной администрации во всех вопросах; 2) в течение 1934-1935 гг. были изданы основные законы о полной ликвидации прежних институтов автономии и самоуправления.

реорганизация началась уже в первый месяц прихода к власти. По временному закону об уравнении земель (31 марта 1933 г.) правительства земель теряли свои полномочия, распускались все земельные и краевые представительные собрания. Вторым законом об уравнении земель (7 апреля 1933 г.) во все земли, исключая Пруссию, назначались особые наместники - штатгальтеры с полной административной властью, назначение их осуществлялось президентом. Только Пруссия, сохранила свое правительство.

Второй этап завершился новым административно-территориальным трудоустройством. Законом о новом строении империи (30 января 1934 г.) земельные представительные органы упразднялись, вся высшая правительственная власть переходила к рейху. Вследствие этого законом 14 февраля 1934 г. был распущен и рейхсрат, права законодательства передавались правительственным властям полностью.

Партия и государство

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности.

Партийный аппарат НСДАП стал непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек. Местный руководитель почти всегда одновременно являлся и фюрером - гауляйтером областной партийной организации. Подчинялись гауляйтеры фюреру и несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено. НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства.

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Став главой правительства, Гитлер приступил к созданию нового государства, которое должно было олицетворять собой торжество арийской расы – Третьей империи. Формально Конституция Веймарской республики не была отменена, но во многих своих положениях она перестала действовать.

Государственный строй Третьего рейха определялся рядом основных законов:

Формально в Третьем рейхе продолжало сохраняться народовластие. При этом вместо представительной демократии нацистами насаждалась прямая демократия. Впрочем, плебисциты проводились обычно по важным политическим вопросам.

Значение же рейхстага вследствие роста законодательных полномочий правительства было сокращено. Само правительство подвергалось неоднократным структурным изменениям. Кабинет министров просуществовал до 1938 г. и превратился во вспомогательный совет при фюрере. Помимо общего совета были учреждены специальные советы: Тайный кабинет по внешней политике, Совет министров по обороне Рейха и др. В стране была создана разветвленная бюрократия, немецкие чиновники должны были нести ответственность лично перед фюрером.

Четвертым отделом Главного управления являлось гестапо – Тайная государственная полиция. Это государственный орган, который производил следствие по политическим делам, аресты неблагонадежных лиц и врагов рейха. Параллельно с ними работала и уголовная полиция – крипо.

Помимо общих судов в 1933 г. были учреждены специальные суды для преследования противников рейха. В Германии продолжали функционировать и партийные суды, которые вели дела членов нацистской партии.

В соответствии с расовыми представлениями нацистов в силу были введены Закон о гражданстве и Закон об охране немецкой крови и немецкой чести. По этим законам все жители страны были разделены на две неравных категории:

· Граждане - полноправными лицами признавались только граждане, к которым относились лица немецкой либо немецко-родственной национальности.

· Подданные не обладали политическими правами и всей полнотой гражданских прав.

В том же 1935 г. Германия восстановила свою армию, была вновь введена всеобщая воинская повинность, на смену рейхсверу полноценные вооруженные силы – вермахт.

Третья империя начала усиленно готовиться к войне, завоеванию жизненного пространства для арийской расы. Аншлюс Австрии и оккупация Судетской области Чехословакии в 1938 г., затем всей территории чехословацкого государства в 1939 г. стали первыми шагами на этом пути. После начала Второй мировой войны (1939–1945 гг.) Германия оккупировала значительную часть Европы, которая была подвергнута действию немецких расовых принципов и террора. Но силы стран антигитлеровской коалиции смогли остановить нацистскую агрессию, фашистский режим потерпел сокрушительное поражение.

Во время ожесточенных боев за Берлин, которые вела Красная армия, в ночь на 30 апреля 1945 г. жизнь диктатора пресеклась. После смерти Гитлера власть в рейхе формально перешла в руки гросс-адмирала Карла Дёница. Фюрер обладал правом назначения себе преемника и назвал его в своем завещании. Однако ничто уже не могло спасти Третий рейх от полного крушения. Германия была расчленена на четыре зоны оккупации и на время прекратила свое существование как независимое государство.

В дальнейшем на территории Германии образовалось два государства. На основе трех объединенных зон оккупации (американской, английской и французской) в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия(BRD). В Бонне была принята конституция нового государства. В том же году советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику (DDR). Объединение двух германских государств произошло только в 1989–1990 гг.

Читайте также: