Национальный вопрос в российской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наибольшим консерватизмом.

Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Некоторые усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев встречали жесткое противодействие Николая II. В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, печати, охране порядка и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии с неравными правами.

Лишь на Кавказе, где наместник пытался проводить политику сближения с умеренными национальными деятелями, отступления были минимальными.

5.2. Национальное движение в результате усилилось. Антирусские настроения стали проявляться не только в западных регионах, развитых в социально-экономическом отношении. После некоторого спада с 1910 г. активизировались национальные партии в Белоруссии и на Украине. В Казахстане и в Средней Азии росло недовольство конфискацией земель для русских переселенцев, возникали новые мусульманские организации, ширилась панисламистская пропаганда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС Республиканский образ правления никак не гарантирует прав самоуправления - Франция самоуправления не имеет вовсе. Монархическая Россия имела разные формы самоуправ л ения - от почти республиканского в Великом Княжеств е Финляндском, до

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС РУССКИЙ ПОДХОД Само собой разумеется – если русские слились в одну семью, им безразлично, кто из братьев и сестер какой национальности. Они братья и сестры – это главное, а остальное не имеет значения. Действительно, женщина могла иметь мужей

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос На большей части оккупированной на востоке территории немцы стремились ограничить состоявшие из представителей коренного населения администрации лишь местным уровнем; но во многих частях Северного Кавказа и в казацких районах к югу от Ростова

Национальный вопрос

Национальный вопрос Сергей Витте, которого Александр возвысил из безвестности, казалось, должен был быть преданным своему благодетелю. Однако, рядясь в преданность и беспристрастие, он то и дело находил у своего патрона некрасивые или непривлекательные черты.Отчего же

3. Национальный вопрос

3. Национальный вопрос Чтобы понять, мог ли Ленин просить Сталина о яде, проследим хронологию конфликта Ленина в период его болезни со Сталиным и Дзержинским. 10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение создать комиссию для подготовки проекта усовершенствования

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции В Тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партконференции национальному вопросу посвящен седьмой пункт. В нем сказано: «В рамках перестройки политической системы следует рассмотреть и принять назревшие меры по дальнейшему развитию

Репрессии и национальный вопрос

Репрессии и национальный вопрос Надо сказать, что, объявляя войну троцкизму, Сталин продолжал трепетно оберегать свое любимое детище – дружбу народов. Вместе с тем главнейшим отличительным признаком троцкиста, несмотря на все богатство звучавших в обществе вариаций,

20. Ленин и национальный вопрос

20. Ленин и национальный вопрос В последнем разделе V главы Истории КПСС излагаются основные взгляды Ленина на национальный вопрос. Признавая в теории полное равноправие наций и право народов на самоопределение, большевистская программа требует «теснейшего единства

БОЛЬШЕВИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

6. Национальный вопрос

6. Национальный вопрос 6.1. Национальные движения.• Революционеры. В 1901–1904 гг. активизировались ранее возникшие национальные партии, в большинстве левого толка – нео-народнические и социал-демократические: Гнчак (1887) и Дашнакцутюн (1890) (Армения), Социал-демократия

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос 5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наибольшим консерватизмом.После ряда уступок, сделанных во время революции 1905–1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных

Национальный и религиозный вопрос: решение

Национальный и религиозный вопрос: решение На протяжении всей истории человечества религиозный вопрос всегда являлся одним из главнейших при определении жизни каждого конкретного члена общества и его мироустройства в целом. Это происходило и происходит по той

1. Программа и национальный вопрос

Национальный вопрос

Национальный вопрос Этот вопрос и в своей общепринципиальной постановке с точки зрения социализма, и в практически-организационном отношении (строительство нашей собственной партии) настоятельно требует обсуждения и решения всеми с.-д. организациями.Августовская

Национальным вопросом традиционно называют совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, возникающих в ходе борьбы наций и народов за независимость, за благоприятные внутригосударственные и международные условия дальнейшего развития, а также в процессе установления равноправных дружественных отношений между ними.

Национальный вопрос – явление историческое: он возник в период становления наций, т. е. в период замены феодальных отношений капиталистическими.

К концу XIX в. в России проживало более 200 наций и народностей. Великороссов (т. е.- русских) было 55,4 млн. человек, малороссов (украинцев) - 22 млн., белорусов 5,9 млн. Вместе они составляли большинство населения 83,3 млн., или 73%. На втором месте по численности стояли тюркские народы: казахи, татары. Многочисленной была еврейская диаспора – 5,8 млн. (из них 2 млн. в российской части Польши). Еще шесть народов насчитывали от 1 до 1,4 млн. человек – латыши, немцы, молдаване, армяне, мордва, эстонцы.

Превращение России в многонациональную империю, а русских – в привилегированную национальную группу замедляло развитие единой российской нации. Имперское бремя падало на русское население, ограничивало возможности для развития центра, сохраняло его отсталость, усиливало социально-политическую напряженность в стране.

Россия оставалась унитарным государством, где реальной автономией пользовалась только Финляндия. Все непривилегированные слои населения (даже буржуазия недворянского происхождения) подвергались политическому и социальному гнету, а неправославные народы – еще и национальному. Таким образом, в начале ХХ в. в Российской империи национальный вопрос оставался нерешенным. Все политические партии имели свои представления о значении этого вопроса и путях его решения. В партийных программах всех политических партий предлагались свои варианты решения острого национального вопроса.

Конституционно-демократическая партия требовала свободы национальных языков и признавала право Финляндии и Польши на автономию.

Социалистические партии (РСДРП, ПСР) уделяли национальному вопросу больше внимания, чем буржуазные. Социалисты-революционеры предлагали в рамках демократической федеративной республики установить автономию областей и общин. Наиболее развитую программу по национальному вопросу предложили социал-демократы, особенно большевики. В.И.Ленин в дореволюционных работах обосновал право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, не считая, однако, такое отделение ни обязательным, ни желательным.

Национальным вопросом традиционно называют совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, возникающих в ходе борьбы наций и народов за независимость, за благоприятные внутригосударственные и международные условия дальнейшего развития, а также в процессе установления равноправных дружественных отношений между ними.




Национальный вопрос – явление историческое: он возник в период становления наций, т. е. в период замены феодальных отношений капиталистическими.

К концу XIX в. в России проживало более 200 наций и народностей. Великороссов (т. е.- русских) было 55,4 млн. человек, малороссов (украинцев) - 22 млн., белорусов 5,9 млн. Вместе они составляли большинство населения 83,3 млн., или 73%. На втором месте по численности стояли тюркские народы: казахи, татары. Многочисленной была еврейская диаспора – 5,8 млн. (из них 2 млн. в российской части Польши). Еще шесть народов насчитывали от 1 до 1,4 млн. человек – латыши, немцы, молдаване, армяне, мордва, эстонцы.

Превращение России в многонациональную империю, а русских – в привилегированную национальную группу замедляло развитие единой российской нации. Имперское бремя падало на русское население, ограничивало возможности для развития центра, сохраняло его отсталость, усиливало социально-политическую напряженность в стране.

Россия оставалась унитарным государством, где реальной автономией пользовалась только Финляндия. Все непривилегированные слои населения (даже буржуазия недворянского происхождения) подвергались политическому и социальному гнету, а неправославные народы – еще и национальному. Таким образом, в начале ХХ в. в Российской империи национальный вопрос оставался нерешенным. Все политические партии имели свои представления о значении этого вопроса и путях его решения. В партийных программах всех политических партий предлагались свои варианты решения острого национального вопроса.

Конституционно-демократическая партия требовала свободы национальных языков и признавала право Финляндии и Польши на автономию.

Социалистические партии (РСДРП, ПСР) уделяли национальному вопросу больше внимания, чем буржуазные. Социалисты-революционеры предлагали в рамках демократической федеративной республики установить автономию областей и общин. Наиболее развитую программу по национальному вопросу предложили социал-демократы, особенно большевики. В.И.Ленин в дореволюционных работах обосновал право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, не считая, однако, такое отделение ни обязательным, ни желательным.


К началу XX века стало очевидно, что политика русификации Александра III, наложившаяся на процессы модернизации, начатые Великими реформами Александра II, привела к неожиданным для власти результатам. Необходимость преобразования населения в нацию, без чего невозможным было сохранять политическое влияние в мире национальных государств, была ясно осознана имперским правительством. В то же время идея создания гражданской нации, фактически находившаяся под запретом после восстания декабристов, продолжала владеть умами интеллектуалов – как либерально, так и консервативно настроенных. Это привело к тому, что одновременно существовало несколько проектов нациестроительства, принципиально различавшихся между собой как образом конечного результата, так и средствами его достижения. Ситуация усугублялась тем фактом, что в отличие от большинства европейских стран, которые были в целом этнически однородными[1], Российская империя была полиэтничным государством, причем различные народы, входившие в ее состав, имели разный уровень национального самосознания. Соответственно попытки русификации зачастую давали обратный эффект, стимулируя появление национальных движений, настроенных резко против центральной власти, осуществлявшей такую политику.




Еще более радикальной была предвыборная программа Союза, в которой еврейскому вопросу был уделен отельный и обширный пункт. Русская народность провозглашалась державной, а все остальные должны были пользоваться всеми гражданскими правами, но за исключением евреев [7, с. 191]. Фактически евреи должны были получить статус иностранцев, высказывалось требование вернуть все дискриминационные законы, отмененные в 1903 году. В качестве причины называлось то, что евреи всячески демонстрируют свое превосходство, пренебрежение по отношению к другим народностям, допускают беззакония и активно участвуют в революционной борьбе. Решать еврейский вопрос также предлагалось весьма радикально – через создание государства в Палестине, куда следовало бы выселить всех не только российских, но и проживающих в других странах евреев. Наконец, еще один пункт, связанный с национальным вопросом, касался образования – школа (низшая, средняя и высшая) должна была стать национально русской.


Литература

[1] Исключением была Австро-Венгрия, в которой различные этнические группы пользовались разными правами, существовали относительно автономные национально-культурные территориальные единицы, вроде Галиции, Богемии и т.д. Интересно, что австрийский опыт национального строительства активно изучался в Российской империи начала XX века как либеральными, так и консервативными кругами. При этом Великобритания, тоже состоящая из нескольких национальных регионов, такого интереса в России не вызывала, да и на саму полиэтничность ее не смотрели с такой точки зрения. По всей видимости, дело было в том, что Австро-Венгрия была континентальной, а Великобритания – морской империей, поэтому опыт второй считался неприменимым к России.

По данным переписи 1897 года население Российской империи составляло 128 924 289 человек. Оно расселялось по территории крайне неравномерно. Это зависело от природных особенностей того или иного региона и его исторической судьбы. Наибольшая плотность населения была в самой западной части империи, в Царстве Польском. Здесь проживало около 85 человек на 1 кв.км (всего около 9,5 млн). Регионом с самой малой плотностью населения всегда оставалась Сибирь - 0,5 человека на 1 кв.км (всего более 5,7 млн). Примерно одинаковая плотность населения была в европейской части России и на Кавказе - около 22 человек на 1 кв.км (соответственно 94 млн и 9,2 млн). В Финляндии проживало около 9 человек на 1 кв.км (всего 2,5 млн) и в Средней Азии - 2,5 человека на 1 кв.км (всего 7,7 млн).

В Российской империи была самая высокая рождаемость в Европе - на каждую тысячу жителей рождалось в среднем около 46 человек в год (в развитых европейских государствах - от 21 до 44). В то же время в России была и самая высокая смертность - порядка 35 человек в год на 1000 жителей (в Европе - от 17 до 24). Происходило это прежде всего потому, что подавляющее большинство населения жило в деревнях, где практически отсутствовала медицинская помощь. В целом динамика роста населения в Российской империи была исключительно высока. За два столетия общая численность населения возросла без малого в десять раз (с 14 млн в царствование Петра I), причем решающую роль сыграл прирост именно коренных жителей, а не присоединение новых территорий. В этом отношении Россия была на одном из первых мест в мире, уступая только Северо-Американским Соединенным Штатам.

О серьезных переменах, происходивших в конце XIX века в экономике России, свидетельствовал бурный рост городского населения. По данным переписи 1897 года в городах проживало более 17 млн человек или более 13% всего населения империи (по сравнению с 60-ми годами XIX в. городское население выросло в два раза). При этом население обеих столиц - Петербурга и Москвы - превысило 1 млн человек. Многие города (Москва, Харьков, Николаев, Екатеринбург и др.) приобретали все более промышленный облик. Однако, невзирая на эти заметные перемены, Россия оставалась аграрной страной.

Несмотря на многонациональный характер Российской империи, на протяжении столетий вбиравшей в себя все новые и новые народы, в ней и к началу ХХ в. сохранилось значительное преобладание русского населения - 72,5% (для сравнения финны составляли 6,8% всего населения империи, примерно столько же поляки, литовцы - 4%, евреи - 3,5%, татары - 2%). В еще большей степени это касалось вероисповедания: православных в России было около 84% (католиков - 5,4%, мусульман - около 3,5%, иудаистов - 3%). Народы, проживавшие вблизи границ империи и представлявшие собой компактные, сплоченные общности со своими традициями, обычаями, культурой, языком (поляки, финны, литовцы и др.) все в большей степени проявляли стремление создать самостоятельные государства. К началу ХХ в. проблема "окраин России" обострилась. Когда в 1906 г. была создана партия националистов, ее основатели заявили: "Проповедь обособления окраин и расчленения России раздается еще и ныне. А посему, кто исповедует начало единства, нераздельности и целости России. тот не может не страшиться за ее будущность".

У России не было колоний в западном смысле этого слова. Она изначально состояла из разных племен (славянских, финско-угорских, тюркских). Русь их не порабощала, а вбирала в себя в своем росте.

В отличие от западноевропейских колоний, русский центр не извлекал из своих национальных окраин прибыли, наоборот - постоянно расходовал средства на их обустройство. Как правило, инородцы имели много привилегий (например, освобождение от воинской повинности), которых не имели русские. Тем более для православной России было нравственно невозможно истребление аборигенов на заселяемых территориях, которое практиковалось европейскими переселенцами в Америке.

Народности, вошедшие в состав России, не раз доказывали ей свою верность на поле брани. В частности, татарыпроявили себя и в отпоре полякам в Смутное время, и в изгнании Наполеона. Калмыцкие подразделения с 1737 г. участвовали в охране южных границ России в составе Астраханского казачества; в Отечественной войне 1812 г. в составе русской армии два калмыцких полка дошли до Парижа. В 1850-е гг. дагестанский полк храбро отличился на стороне России в Кавказской войне против Шамиля и разбойных горцев-чеченцев, затем в покорении Средней Азии; полку было пожаловано Георгиевское знамя. Имелись специальные виды орденов и других наград для нехристиан (например, на Георгиевском кресте изображение св. Георгия заменялось двуглавым орлом).

Показательно, что национальное происхождение не было препятствием для занятия самых высоких государственных постов в Империи. В числе российских министров мы постоянно видим немцев, татар, армян; в составе Государственной Думы - представителей всех народностей. Немцы, поляки, грузины, шведы, финны командовали армейскими штабами и корпусами (одно время в Кавказской гренадерской дивизии русские офицеры составляли незначительное меньшинство).

Причем практически все иностранцы, даже знатного происхождения, уже во втором-третьем поколении обрусевали и служили России как ее патриоты на самых разных поприщах (Багратион, Даль, Крузенштерн, Врангель, Беллинсгаузен. ). В этом отношении Россия была уникальной империей, и даже мусульманские и кавказские народы, когда-то покоренные силой (в ходе геополитического соперничества России с Турцией и Англией), проявили свою верность в годы Первой мировой войны (знаменитые "туркмены-пекинцы", кавказская "Дикая дивизия").

Нерусские народы в западной части империи имели особенно обширные права. Так, финны обладали собственным парламентом, конституцией и множеством привилегий. Сначала все это имели и поляки (хотя они поддержали Наполеона; именно после поражения в этой войне Варшавское герцогство было передано в состав Российской империи решением Венского конгресса 1815 г.) - однако польские восстания 1831 и 1863 гг. стали причиной ограничений. Эти восстания, захватившие также часть Малороссии и Белоруссии, имели родственный декабризму революционный характер; в них, впрочем, проявилось и иностранное вмешательство, на которое Россия была вынуждена решительно реагировать. Не всегда же уместные меры по насаждению русского языка объяснялись необходимостью общегосударственного средства общения и управления, а не подавлением национальных культур.

Таким образом, отличительным признаком Российской империи была не колониальная эксплуатация (как в ту же эпоху у западноевропейцев), не тоталитарный интернационализм (как позже в СССР), не космополитический "плавильный котел" (как сейчас в США) - а вселенское братства: взаимовыгодное сосуществование равноправных народов на уважении общих нравственных ценностей.

Правда, все эти соображения не могли отменить сепаратистских настроений у культурно развитых народов, точнее - у их интеллигенции: финской, польской, грузинской. Но это объяснялось уже политическим честолюбием верхних социальных слоев (как правило, зараженных либерально-демократическими и революционными веяниями эпохи), ибо притеснений в сфере национальной культуры в Российской империи не было.

Единственным исключением в смысле "национального неравноправия" в царской России было религиозное неравенство, которое распространялось на старообрядцев (исконно русских!), на некоторые секты и на иудеев. После 1905 г. ограничения остались только для иудеев, - но не по национальному признаку, а по религиозному.

В стране, где нормы нравственности и само оправдание самодержавной власти основывались на христианстве, трудно было признать равноправной религию, отрицавшую Христа и имевшую черты расовой исключительности. Однако переход иудеев в православие снимал с них все ограничения.

Одновременно царское правительство пыталось "перевоспитать" евреев, отучив их заниматься винными промыслами и ростовщичеством (и то и другое в России считалось предосудительным, что отражено во многих произведениях русской литературы). Цель была - превратить их в подданных "как все" с нормальными занятиями.

В 1897 г. еврейское население имело следующее распределение по профессиональной занятости (для сравнения в скобках процент соответствующей занятости населения по империи в целом): в торговле -38,65% (3,77%), в промышленности (включая ремесленников) - 35,43% (10,25%), в сельском хозяйстве - 3,55% (74,31%). Постепенно в их руках, благодаря финансам, сконцентрировалась и печать.

Такой рост еврейского влияния в общественно-экономической жизни усиливал неприязнь к ним на социально-экономической основе, поскольку, все активнее участвуя в социальной жизни, евреи оставались евреями - стремясь к тому же изменить существовавший общественный строй.

Читайте также: