Национальный вопрос в россии в начале 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Национальным вопросом традиционно называют совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, возникающих в ходе борьбы наций и народов за независимость, за благоприятные внутригосударственные и международные условия дальнейшего развития, а также в процессе установления равноправных дружественных отношений между ними.

Национальный вопрос – явление историческое: он возник в период становления наций, т. е. в период замены феодальных отношений капиталистическими.

К концу XIX в. в России проживало более 200 наций и народностей. Великороссов (т. е.- русских) было 55,4 млн. человек, малороссов (украинцев) - 22 млн., белорусов 5,9 млн. Вместе они составляли большинство населения 83,3 млн., или 73%. На втором месте по численности стояли тюркские народы: казахи, татары. Многочисленной была еврейская диаспора – 5,8 млн. (из них 2 млн. в российской части Польши). Еще шесть народов насчитывали от 1 до 1,4 млн. человек – латыши, немцы, молдаване, армяне, мордва, эстонцы.

Превращение России в многонациональную империю, а русских – в привилегированную национальную группу замедляло развитие единой российской нации. Имперское бремя падало на русское население, ограничивало возможности для развития центра, сохраняло его отсталость, усиливало социально-политическую напряженность в стране.

Россия оставалась унитарным государством, где реальной автономией пользовалась только Финляндия. Все непривилегированные слои населения (даже буржуазия недворянского происхождения) подвергались политическому и социальному гнету, а неправославные народы – еще и национальному. Таким образом, в начале ХХ в. в Российской империи национальный вопрос оставался нерешенным. Все политические партии имели свои представления о значении этого вопроса и путях его решения. В партийных программах всех политических партий предлагались свои варианты решения острого национального вопроса.

Конституционно-демократическая партия требовала свободы национальных языков и признавала право Финляндии и Польши на автономию.

Социалистические партии (РСДРП, ПСР) уделяли национальному вопросу больше внимания, чем буржуазные. Социалисты-революционеры предлагали в рамках демократической федеративной республики установить автономию областей и общин. Наиболее развитую программу по национальному вопросу предложили социал-демократы, особенно большевики. В.И.Ленин в дореволюционных работах обосновал право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, не считая, однако, такое отделение ни обязательным, ни желательным.

32. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, ход и итоги

Отмена в 1861 г. крепостного права и последовавшие за ней либеральные реформы открыли новую страницу в истории России. Но ускоренная модернизация сопровождалась нарастающим противостоянием власти и общества. Это противостояние современники объясняли по-разному, в соответствии со своими представлениями о прошлом, настоящем и будущем России. В радикальных кругах преобладало убеждение в том, что причина - в безразличии царей-самодержцев и их окружения к нуждам народа, а также в усилении репрессивного элемента во внутренней политике правительства. Естественным ответом на насилие со стороны власти революционерам представлялся экстремизм. Возможность компромисса с правительством, необходимость постепенности преобразований и сохранения преемственности в развитии государства они отрицали. Но и сторонники эволюционного пути развития России ответственность за усиление конфронтации возлагали, прежде всего, на правящие круги.

Причины революции: нарастающее противоречие между развитием капитализма и феодально-крепостническими пережитками; нерешенность аграрного вопроса, рабочего, национального вопросов; отсутствие гражданских прав и свобод; социокультурный раскол в обществе.

В Первой российской революции выделяют 3 этапа: 1) нарастание революции (9 января 1905 г.–сентябрь 1905 г.); 2) высший подъем революции (октябрь-декабрь 1905 г.); 3) отступление революции (январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.).

Во время забастовки рабочих Иваново-Вознесенска в мае 1905 г. возник новый орган власти - первый Совет рабочих депутатов.

Весной крестьянские восстания, принявшие массовый характер, охватили каждый пятый уезд европейской части страны. Распространились захваты помещичьих покосов, порубки в лесах, захваты урожая. Летом 1905 г. образовался Всероссийский Крестьянский союз (ВКС), стоявших на демократических позициях.

На втором этапе революции произошло самое массовое выступление -Всероссийская октябрьская политическая стачка (6-25 октября 1905 г.), начатая рабочими-железнодорожниками Москвы. 17 октября 1905 г. Николай II издал Манифест, который даровал гражданские права и свободы - слова, печати, собраний; расширил избирательные права населения; объявлял о создании Государственной думы - законодательного органа. Россия встала на конституционный путь развития. Началось создание буржуазных и консервативных партий (конституционно-демократическая (кадеты), Союз 17 октября (октябристы), Союз русского народа и др.), профессиональных союзов, Советов рабочих и солдатских депутатов.

В декабре 1905 г. произошло вооруженное восстание в Москве, которое было подавлено правительственными войсками. Вооруженные восстания произошли в Красноярске, Чите и др. городах.

В период отступления революции усилилось крестьянское движение. Рост крестьянских выступлений заставил правительство во главе с П.А. Столыпиным приступить к осуществлению аграрной реформы. В стране произошли восстания солдат и матросов в ряде городов (Свеаборг, Кронштадт). Для подавления революционного движения правительство стало использовать военно-полевые суды.

В целом, революция 1905-1907 гг. носила буржуазный характер, так как ее целью являлась ликвидация пережитков феодализма в политической и социально- экономической сферах, установление буржуазного строя. Демократический характер революции проявился в широком движении народных масс, боровшихся за установление демократических порядков. Центральным вопросом революции стал аграрный, первенство которого осознавали все политические силы страны.

Первая российская революция создала новую политическую систему, подтолкнула общественное развитие, в ходе ее появились многопартийность, парламентаризм. Революция потерпела поражение, поскольку рабочие, крестьяне интеллигенция и другие, революционно настроенные слои выступили разрозненно и недостаточно активно для свержения самодержавия. В свою очередь, самодержавие еще сохраняло немалый запас прочности. Армия, в целом, осталась на стороне режима. Либералы и социальные слои после издания Манифеста 17 октября 1905 г. отошли от революционного движения.

В то же время революция принесла облегчение крестьянам, переставшим выплачивать выкупные платежи, получившим пpаво выхода из общины в результате проведения аграрной реформы. Рабочие получили право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, повысилась их заработная плата, сократился рабочий день.

Главные вопросы революции не были решены. Общественный строй и государственное устройство не претерпели радикального изменения. Классы и группировки, правившие ранее, остались у власти, сохранялось помещичье землевладение, национальный вопрос не был решен.

Национальный вопрос и прежде играл важную роль в государственной политике России: постоянное расширение ее восточных пределов за счет областей, населенных различными по культуре и уровню развития народами, вело к выработке определенной стратегии по отношению к этим народам. В основе национальной политики лежала интеграция новой территории и, что особенно важно, проживавшего на ней народа в состав империи.

В силу многонациональности страны и жесткости государственной политики национальный вопрос становится наиболее острым.На ее территории проживало свыше 200 народов, говоривших на 146 языках и наречиях. Но 90% всего населения составляли 13 народов. Величайшим завоеванием Октябрьской революции 1917 года было провозглашение уже в первых декретах следующих принципов национальной политики: право наций и народов на самоопределение, равенство и суверенность, отмена всяких национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств, социалистическая федерация.

Национальный вопрос в программах политических партий (эсеров, кадетов, октябристов, социал-демократов)

По своим целям и программам партии делились на три больших блока. В первый входили партии правительственного лагеря, которые можно условно назвать консервативными; во второй - либеральные, а в третий - социалистические. В начале ХХ в. в программах практически всех политических партий разрабатывалось решение национального вопроса, что, несомненно, говорило о его остроте. Монархические и либеральные партии выступали за сохранение унитарного государства. Национальная же программа РСДРП носила скорее не социалистический, а общедемократический характер: право наций на самоопределение, отмена национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и т. д. Однако именно ей после Октябрьской революции предстояло на практике решать национальный вопрос.

Национальный вопрос и прежде играл важную роль в государственной политике России: постоянное расширение ее восточных пределов за счет областей, населенных различными по культуре и уровню развития народами, вело к выработке определенной стратегии по отношению к этим народам. В основе национальной политики лежала интеграция новой территории и, что особенно важно, проживавшего на ней народа в состав империи.

В силу многонациональности страны и жесткости государственной политики национальный вопрос становится наиболее острым.На ее территории проживало свыше 200 народов, говоривших на 146 языках и наречиях. Но 90% всего населения составляли 13 народов. Величайшим завоеванием Октябрьской революции 1917 года было провозглашение уже в первых декретах следующих принципов национальной политики: право наций и народов на самоопределение, равенство и суверенность, отмена всяких национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств, социалистическая федерация.

Национальный вопрос в программах политических партий (эсеров, кадетов, октябристов, социал-демократов)

По своим целям и программам партии делились на три больших блока. В первый входили партии правительственного лагеря, которые можно условно назвать консервативными; во второй - либеральные, а в третий - социалистические. В начале ХХ в. в программах практически всех политических партий разрабатывалось решение национального вопроса, что, несомненно, говорило о его остроте. Монархические и либеральные партии выступали за сохранение унитарного государства. Национальная же программа РСДРП носила скорее не социалистический, а общедемократический характер: право наций на самоопределение, отмена национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и т. д. Однако именно ей после Октябрьской революции предстояло на практике решать национальный вопрос.

5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наибольшим консерватизмом.

Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Некоторые усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев встречали жесткое противодействие Николая II. В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, печати, охране порядка и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии с неравными правами.

Лишь на Кавказе, где наместник пытался проводить политику сближения с умеренными национальными деятелями, отступления были минимальными.

5.2. Национальное движение в результате усилилось. Антирусские настроения стали проявляться не только в западных регионах, развитых в социально-экономическом отношении. После некоторого спада с 1910 г. активизировались национальные партии в Белоруссии и на Украине. В Казахстане и в Средней Азии росло недовольство конфискацией земель для русских переселенцев, возникали новые мусульманские организации, ширилась панисламистская пропаганда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС Республиканский образ правления никак не гарантирует прав самоуправления - Франция самоуправления не имеет вовсе. Монархическая Россия имела разные формы самоуправ л ения - от почти республиканского в Великом Княжеств е Финляндском, до

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС РУССКИЙ ПОДХОД Само собой разумеется – если русские слились в одну семью, им безразлично, кто из братьев и сестер какой национальности. Они братья и сестры – это главное, а остальное не имеет значения. Действительно, женщина могла иметь мужей

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос На большей части оккупированной на востоке территории немцы стремились ограничить состоявшие из представителей коренного населения администрации лишь местным уровнем; но во многих частях Северного Кавказа и в казацких районах к югу от Ростова

Национальный вопрос

Национальный вопрос Сергей Витте, которого Александр возвысил из безвестности, казалось, должен был быть преданным своему благодетелю. Однако, рядясь в преданность и беспристрастие, он то и дело находил у своего патрона некрасивые или непривлекательные черты.Отчего же

3. Национальный вопрос

3. Национальный вопрос Чтобы понять, мог ли Ленин просить Сталина о яде, проследим хронологию конфликта Ленина в период его болезни со Сталиным и Дзержинским. 10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение создать комиссию для подготовки проекта усовершенствования

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции

VI. Национальный вопрос на XIX партконференции В Тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партконференции национальному вопросу посвящен седьмой пункт. В нем сказано: «В рамках перестройки политической системы следует рассмотреть и принять назревшие меры по дальнейшему развитию

Репрессии и национальный вопрос

Репрессии и национальный вопрос Надо сказать, что, объявляя войну троцкизму, Сталин продолжал трепетно оберегать свое любимое детище – дружбу народов. Вместе с тем главнейшим отличительным признаком троцкиста, несмотря на все богатство звучавших в обществе вариаций,

20. Ленин и национальный вопрос

20. Ленин и национальный вопрос В последнем разделе V главы Истории КПСС излагаются основные взгляды Ленина на национальный вопрос. Признавая в теории полное равноправие наций и право народов на самоопределение, большевистская программа требует «теснейшего единства

БОЛЬШЕВИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

6. Национальный вопрос

6. Национальный вопрос 6.1. Национальные движения.• Революционеры. В 1901–1904 гг. активизировались ранее возникшие национальные партии, в большинстве левого толка – нео-народнические и социал-демократические: Гнчак (1887) и Дашнакцутюн (1890) (Армения), Социал-демократия

5. Национальный вопрос

5. Национальный вопрос 5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наибольшим консерватизмом.После ряда уступок, сделанных во время революции 1905–1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных

Национальный и религиозный вопрос: решение

Национальный и религиозный вопрос: решение На протяжении всей истории человечества религиозный вопрос всегда являлся одним из главнейших при определении жизни каждого конкретного члена общества и его мироустройства в целом. Это происходило и происходит по той

1. Программа и национальный вопрос

Национальный вопрос

Национальный вопрос Этот вопрос и в своей общепринципиальной постановке с точки зрения социализма, и в практически-организационном отношении (строительство нашей собственной партии) настоятельно требует обсуждения и решения всеми с.-д. организациями.Августовская


К началу XX века стало очевидно, что политика русификации Александра III, наложившаяся на процессы модернизации, начатые Великими реформами Александра II, привела к неожиданным для власти результатам. Необходимость преобразования населения в нацию, без чего невозможным было сохранять политическое влияние в мире национальных государств, была ясно осознана имперским правительством. В то же время идея создания гражданской нации, фактически находившаяся под запретом после восстания декабристов, продолжала владеть умами интеллектуалов – как либерально, так и консервативно настроенных. Это привело к тому, что одновременно существовало несколько проектов нациестроительства, принципиально различавшихся между собой как образом конечного результата, так и средствами его достижения. Ситуация усугублялась тем фактом, что в отличие от большинства европейских стран, которые были в целом этнически однородными[1], Российская империя была полиэтничным государством, причем различные народы, входившие в ее состав, имели разный уровень национального самосознания. Соответственно попытки русификации зачастую давали обратный эффект, стимулируя появление национальных движений, настроенных резко против центральной власти, осуществлявшей такую политику.




Еще более радикальной была предвыборная программа Союза, в которой еврейскому вопросу был уделен отельный и обширный пункт. Русская народность провозглашалась державной, а все остальные должны были пользоваться всеми гражданскими правами, но за исключением евреев [7, с. 191]. Фактически евреи должны были получить статус иностранцев, высказывалось требование вернуть все дискриминационные законы, отмененные в 1903 году. В качестве причины называлось то, что евреи всячески демонстрируют свое превосходство, пренебрежение по отношению к другим народностям, допускают беззакония и активно участвуют в революционной борьбе. Решать еврейский вопрос также предлагалось весьма радикально – через создание государства в Палестине, куда следовало бы выселить всех не только российских, но и проживающих в других странах евреев. Наконец, еще один пункт, связанный с национальным вопросом, касался образования – школа (низшая, средняя и высшая) должна была стать национально русской.


Литература

[1] Исключением была Австро-Венгрия, в которой различные этнические группы пользовались разными правами, существовали относительно автономные национально-культурные территориальные единицы, вроде Галиции, Богемии и т.д. Интересно, что австрийский опыт национального строительства активно изучался в Российской империи начала XX века как либеральными, так и консервативными кругами. При этом Великобритания, тоже состоящая из нескольких национальных регионов, такого интереса в России не вызывала, да и на саму полиэтничность ее не смотрели с такой точки зрения. По всей видимости, дело было в том, что Австро-Венгрия была континентальной, а Великобритания – морской империей, поэтому опыт второй считался неприменимым к России.


К началу XX века стало очевидно, что политика русификации Александра III, наложившаяся на процессы модернизации, начатые Великими реформами Александра II, привела к неожиданным для власти результатам. Необходимость преобразования населения в нацию, без чего невозможным было сохранять политическое влияние в мире национальных государств, была ясно осознана имперским правительством. В то же время идея создания гражданской нации, фактически находившаяся под запретом после восстания декабристов, продолжала владеть умами интеллектуалов – как либерально, так и консервативно настроенных. Это привело к тому, что одновременно существовало несколько проектов нациестроительства, принципиально различавшихся между собой как образом конечного результата, так и средствами его достижения. Ситуация усугублялась тем фактом, что в отличие от большинства европейских стран, которые были в целом этнически однородными[1], Российская империя была полиэтничным государством, причем различные народы, входившие в ее состав, имели разный уровень национального самосознания. Соответственно попытки русификации зачастую давали обратный эффект, стимулируя появление национальных движений, настроенных резко против центральной власти, осуществлявшей такую политику.




Еще более радикальной была предвыборная программа Союза, в которой еврейскому вопросу был уделен отельный и обширный пункт. Русская народность провозглашалась державной, а все остальные должны были пользоваться всеми гражданскими правами, но за исключением евреев [7, с. 191]. Фактически евреи должны были получить статус иностранцев, высказывалось требование вернуть все дискриминационные законы, отмененные в 1903 году. В качестве причины называлось то, что евреи всячески демонстрируют свое превосходство, пренебрежение по отношению к другим народностям, допускают беззакония и активно участвуют в революционной борьбе. Решать еврейский вопрос также предлагалось весьма радикально – через создание государства в Палестине, куда следовало бы выселить всех не только российских, но и проживающих в других странах евреев. Наконец, еще один пункт, связанный с национальным вопросом, касался образования – школа (низшая, средняя и высшая) должна была стать национально русской.


Литература

[1] Исключением была Австро-Венгрия, в которой различные этнические группы пользовались разными правами, существовали относительно автономные национально-культурные территориальные единицы, вроде Галиции, Богемии и т.д. Интересно, что австрийский опыт национального строительства активно изучался в Российской империи начала XX века как либеральными, так и консервативными кругами. При этом Великобритания, тоже состоящая из нескольких национальных регионов, такого интереса в России не вызывала, да и на саму полиэтничность ее не смотрели с такой точки зрения. По всей видимости, дело было в том, что Австро-Венгрия была континентальной, а Великобритания – морской империей, поэтому опыт второй считался неприменимым к России.

Читайте также: