Национальный вопрос в индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Индия, несомненно, занимает первое место в мире по сложности этнического состава населения. По данным переписей, в Индии зафиксировано более 1600 языков, хотя лингвисты склоняются к более скромным цифрам - 180 языков и около 500 диалектов. При общей численности населения около 950 млн. чел. в Индии насчитывается более десятка крупных народов численностью от 30 до 70 млн. чел. (маратхи, бенгальцы, телугу, тамилы, гуджаратцы и др.), в то время как хинди - официальный язык страны - считается родным лишь для 1/5 населения.Этническая пестрота, межнациональные и религиозные (прежде всего между индусским большинством и мусульманским меньшинством) конфликты служили и продолжают служить поводом для пессимистических прогнозов относительно будущего Индии как единой страны. Британские колонизаторы были уверены, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Этого не произошло, но и сегодня в Индии нередко, особенно в ходе предвыборных кампаний, можно услышать знакомый клич: "Отечество в опасности!"Поводом для опасений относительно территориальной целостности служат прежде всего сепаратистские движения, которые в северо-восточных горных районах продолжаются уже несколько десятилетий, а с 80-х годов охватили также Пенджаб и Кашмир. Вооруженные выступления в этих районах привлекают внимание индийской и мировой общественности, и даже серьезные аналитики как бы не замечают того факта, что 99% индийцев - лояльные граждане и что среди крупных народов, за исключением пенджабцев (точнее, определенной части сикхской религиозной общины), ни одна региональная политическая группировка не выступает с требованиями суверенитета и права на самоопределение, ни один штат не преобразовался в президентскую республику со всеми атрибутами собственной государственности.На фоне острейших социально-экономических, демографических, экологических и многих других проблем политику национально-государственной интеграции в Индии следует расценивать как несомненный успех, а индийский опыт в этой области явно может быть очень полезным для других многонациональных стран.

Фундамент национально-государственного единства

Корни исторического единства Индии уходят в глубокую древность. Традиционным названиям страны Бхарат и Индия (от названия реки Инд - Синдху, Хинду) более двух тысяч лет. Хотя периоды политического объединения никогда не были продолжительными, идея субконтинентального единства всегда оставалась идеалом, к которому с древнейших времен стремились правители крупных государств субконтинента.

Наибольших успехов в создании субконтинентальных империй добились династии Маурья (IV-II вв. до н.э.), Гупта (IV-V вв.), Харша (VII в.), делийские султаны (XIII-XIV вв.), потомки Тамерлана и Чингисхана - Великие Моголы (XVI-XVIII вв.), а в новое время политическое объединение Индии завершили британские колонизаторы.

Живучести имперской традиции способствовало и то обстоятельство, что в Индии, за исключением южной оконечности полуострова, практически не было тенденции к формированию "национальных" государств.

Решающей силой политической сплоченности стало освободительное движение. В Индии оно развивалось в течение всей жизни нескольких поколений и за длительный период сформировало традицию межэтнического сотрудничества, общеиндийское гражданско-политическое сознание (понятие "индийской нации") и основы современной политической системы. Далеко не последнее значение имеет и тот факт, что объединение страны внешней силой исключило возможность воспринимать какой-либо крупный народ Индии в качестве завоевателя. Столица страны - Дели - ни у кого в Индии не вызывает ассоциаций с экспансией и завоеваниями.

Второй фактор единства Индии - это культурная, точнее, цивилизационная общность. Общая история и сходство природных условий за несколько тысяч лет определили формирование специфической индийской цивилизации. Мифология, в особенности известные каждому индийцу сюжеты эпосов "Махабх араты" и "Рамаяны", основные социальные нормы и обычаи, кастовая система, менталитет отличают индийцев от жителей соседних мусульманских стран, Китая, буддистских Шри-Ланки и Бутана. Популярный официальный девиз "Единство в многообразии" отражает реалии жизни индийского общества.

В регулировании межэтнических отношений роль политической системы резко возросла после провозглашения независимости Индии в 1947 г. Закон об управлении Индией 1935 г. составил основу (примерно 2/3) Конституции, принятой в 1950 г. Переход к демократии, как и во всех многонациональных странах, сопровождался всплеском этнорегиональных или национальных движений. Но это не привело ни к гражданской войне, ни к военной диктатуре.

Национальные движения настаивали на территориальной реорганизации - создании "лингвистических" или, по привычной для нас терминологии, национальных штатов. Такая реформа означала полную перекройку политической карты страны, и руководство правящей партии - Индийского национального конгресса (ИНК) не без оснований опасалось, что взаимные территориальные притязания могут взорвать страну. Все же под давлением национальных движений и вследствие крупных поражений на выборах оно было вынуждено уступить. Специальная комиссия реорганизации штатов, за три года изучив тысячи документов и исколесив всю страну, в 1955 г. представила объемистый отчет и свои рекомендации.

Суть их состояла в том, что наряду с культурно-языковыми факторами при реорганизации предлагалось учитывать также экономическую и политическую целесообразность, а вновь создаваемые штаты должны представлять собой крупные и способные к самообеспечению единицы. В результате реформы Индия стала первой среди демократических стран, применившей федерализм как инструмент регулирования межнациональных отношений.

Наряду с историческими провинциями хиндиязычного Севера были созданы "национальные" штаты для всех крупных народов. Позже в поисках политического решения проблемы племен нага, поднявших вооруженный сепаратистский мятеж, в 1963 г. был образован штат Нагаленд с населением 0,4 млн. чел. Эта уступка вдохновила лидеров национальных движений других малых народов, и в последовавшие годы ряд союзных территорий был преобразован в небольшие штаты.

С 1987 г. федерация включает 25 штатов, 6 союзных территорий и столичный округ Дели. Крупнейший штат - Уттар Прадеш (139 млн. чел.), Бихар (86 млн.), Махараштра (79 млн.). Западная Бенгалия, Андхра Прадеш, Мадхья Прадеш и Тамилнаду (более 50 млн. чел. каждый). В то же время в восьми штатах население менее 3 млн. чел. в каждом, в том числе в двух (Ми-зораме и Сиккиме) менее 1 млн. жителей.

Основные черты индийского федерализма

В 1947-1949 гг. многие княжества вошли в состав Индии, подписав договор о присоединении и передаче в ведение центрального правительства вопросов внешних сношений, обороны, коммуникаций и других. Однако десять лет спустя никто уже, за исключением бывших князей, не вспоминал об этих договорах, поскольку все княжества были ликвидированы. Лишь Кашмир сохранил некоторые атрибуты государственности, среди них - собственную Конституцию. В конституционном устройстве Индии почти нет следов договорной федерации, да и сам термин "федерация" в Конституции отсутствует. Согласно Основному закону республика представляет собой "Союз штатов".

Все же государственное устройство Индии включает основные элементы федерации: самоуправляющиеся территориальные единицы (штаты), закрепленное в Конституции распределение полномочий между Союзом и штатами, двухпалатный парламент. Штаты, за исключением занимающего особое положение Джамму и Кашмира, не имеют своих конституции, гражданства, собственных гербов, флагов и прочих атрибутов государственности. Еще более примечателен тот факт, что Конституция не гарантирует самого существования конкретных штатов. Парламент вправе упразднять и создавать новые штаты, менять их границы.

Это не означает, что любой штат можно легко ликвидировать: для этого требуется большинство в 2/3 в обеих палатах, а главное, упразднение крупного штата или уменьшение его территории сопряжено с большим политическим риском. Штаты не могут выйти из Союза - это запрещено Конституцией, но и Союз реально не волен распоряжаться судьбой каждого штата.

Распределение властных полномочий между Союзом и штатами четко разграничено по трем спискам: к ведению центра отнесено 97 вопросов; в списке полномочий штатов - 66 вопросов, включая поддержание общественного порядка, здравоохранение, коммуникации местного значения, сельское хозяйство, внутреннюю торговлю, местную промышленность; 47 вопросов отнесено к совместной компетенции. В целом объем прав штатов намного уже, чем у субъектов Российской Федерации, США, Германии и даже маленьких Швейцарии и Австрии.

По сложившейся практике, губернаторами штатов никогда не назначаются местные политики: эту должность обычно занимают авторитетные деятели из других районов, и в порядке вещей, что губернатором Пенджаба назначается бенгалец, а губернатором Западной Бенгалии - пенджабец. Губернатор с санкции президента может распустить законодательное собрание и ввести президентское правление сроком до шести месяцев при условии, что обе палаты парламента в течение месяца утвердят указ президента. Губернатор поручает партии, победившей на выборах, сформировать кабинет министров, и если ни одна партия или блок не получают очевидного перевеса, губернатор может поступать по своему усмотрению. На практике это означает, что губернатор часто действует в интересах той партии, которая находится у власти в центре, и по существу выполняет волю премьер-министра. В тех штатах, в которых у власти находится правящая в стране партия, главного министра также нередко присылают непосредственно из Дели.

В отличие от большинства федераций в Индии функционирует единая судебная система, и высшие суды штатов непосредственно подчинены Верховному суду. Выборы в парламент и законодательные собрания штатов проводятся под контролем единой избирательной комиссии. Помимо конституционных механизмов у федерального центра есть и другие эффективные рычаги воздействия на штаты: финансовые средства, общеиндийские службы, силовые структуры.

На стороне централизованного государства выступают крупный капитал, оперирующий в масштабах всей страны, общеиндийские политические партии. Для индийской федерации характерны высокая степень централизации, ряд унитарных черт, и политический вес штата определяется численностью электората, уровнем благосостояния и культуры. Даже в Совете штатов - верхней палате парламента, обладающей довольно ограниченными полномочиями, крупные штаты имеют больше мест, чем маленькие: Уттар Прадеш - 34, Махараштра - 19, а малые северо-восточные штаты, Сикким и Гоа - по 1.

В то же время штаты пользуются широкой автономией в сферах языка, культуры, управления сельским хозяйством, т.е. как раз по тем проблемам, где местная специфика имеет существенное значение для каждого гражданина. Есть все основания говорить и о политической автономии штатов: во многих "национальных" штатах к власти приходят местные национальные партии либо же роль таковых выполняют штатовские организации общеиндийских партий. Например, в Западной Бенгалии почти двадцать лет правит компартия (марксистская). Все это в целом удовлетворяет местные элиты, и не случайно попытки отдельных штатов добиться существенного расширения автономии не находят в союзном парламенте достаточной поддержки со стороны представителей большинства регионов.

Чрезвычайные ситуации

За полвека независимости в Индии движения под этнорегиональными лозунгами никогда не прекращались и нередко принимали насильственную форму. На северо-востоке страны христианские племена нага и мизо около тридцати лет вели партизанскую войну за независимость, с 1980 г. развернулось вооруженное движение в Пенджабе за создание независимого сикхского государства - Халистана, чуть позже - аналогичное движение в Кашмире, единственном мусульманском штате Индии. Обычны столкновения между племенами, представляющими собой наиболее обездоленную часть населения, и доминирующим этносом.

В результате Индия накопила богатый опыт решения этнорегиональных проблем, а в ее политической системе сложились достаточно четкие механизмы преодоления кризисных ситуаций. Что бы ни происходило в различных регионах, во всех случаях под рукой пакет соответствующих законов и мер: законы о беспокойных районах, поддержании внутренней безопасности, превентивном заключении, чрезвычайном положении, порядке привлечения федеральной полиции, армии.

Хотя аналитики и многие политики не без основания обвиняют центр в неэффективности его действий в кризисных ситуациях, все же нельзя отрицать главного - во всех ситуациях есть ясность, что и как можно и чего нельзя делать.

Поиск мирных решений и готовность к компромиссу составляют характерную особенность индийской политической культуры. Какая бы партия ни стояла у власти, ее лидеры всеща стремятся к политическому решению даже самых острых проблем и неохотно идут на применение военной силы. Переговоры с лидерами сепаратистских и экстремистских движений обычно ведут руководители министерства внутренних дел, специально создаваемые парламентские комиссии, но в чрезвычайных ситуациях и на решающих этапах подключается и премьер-министр.

Об участии военных в переговорном процессе, даже в условиях вооруженного противостояния, не может быть и речи: армия в Индии вне политики - вплоть до того, что командующие военными операциями не дают никаких интервью и не выступают с заявлениями в прессе или по телевидению.

Один из главных инструментов контролирования кризисных ситуаций - это введение чрезвычайного положения. Оно объявляется президентом на основе рекомендации губернатора штата в случаях, если возникает угроза безопасности территории вследствие войны, внешней агрессии или вооруженного мятежа. При этом для объявления ЧП достаточно потенциальной возможности войны, агрессии или мятежа. К числу чрезвычайных мер относится также президентское правление, которое вводится, если в штате нарушен конституционный порядок либо в результате противоборства политических фракций парализована нормальная деятельность законодательного собрания штата.

Поскольку нестабильность представляет собой обычное для политической жизни Индии явление, президентское правление в различных штатах вводилось более 50 раз. Неоднократно случалось, что, одержав убедительную победу на парламентских выборах, новый союзный кабинет распускал оппозиционные законодательные собрания как утратившие доверие избирателей и, после промежутка президентского правления, назначал новые выборы.

В условиях президентского правления исполнительная и законодательная власть осуществляется федеральными органами. Указы о введении чрезвычайного положения и президентского правления должны быть одобрены обеими палатами парламента и действуют в течение шести месяцев, после чего могут продлеваться на такие же сроки, но президентское правление не может длиться более трех лет подряд.

Опыт многонациональных стран однозначно свидетельствует о том, что никакого "окончательного решения" национальных проблем не существует (исключая, естественно, полную ассимиляцию и геноцид). Индия в этом отношении не исключение, и национальная проблематика составляет одну из главных осей политической жизни. Практически во всех штатах значителен удельный вес этнических меньшинств, права которых так или иначе ущемляются: местные власти, как правило, проводят ассимиляторскую политику, в обход Конституции резервируют большинство мест на предприятиях, в учреждениях и вузах для коренных жителей (бхумипутра - "сыновей земли").Находящиеся у власти региональные партии, как правило, требуют расширения прав штатов, многие штаты недовольны объемом получаемых дотаций, а руководство более преуспевающих регионов требует снижения отчислений в федеральный бюджет. Типичны взаимные претензии штатов по поводу границ, строительства крупных предприятий, использования водных ресурсов.Никак не удается окончательно решить и проблему официального языка: по Конституции намечалось, что к 1965 г. хинди полностью заменит английский, но из-за сопротивления южных штатов основным языком межрегионального общения, науки и высшего образования, в особенности технического и медицинского, остается английский язык.Все эти и многие другие проблемы постоянно обсуждаются в прессе, парламенте, анализируются учеными. Внимание к нерешенным проблемам вполне понятно. Но оно не должно заслонять того факта, что за полвека независимого развития Индия далеко продвинулась в упрочении единства своих многочисленных народов. Интеграционные процессы явно преобладают над центробежными тенденциями, и есть все основания говорить об индийском народе как сформировавшейся не только гражданской, но и социально-политической и социо-культурной общности.

1. В Пенджабе существует проблема сикхов:она обострилась в первой половине 1980-х гг. и привела к убийству И. Ганди в 1984 г. Впослед­ствии было заключено соглашение об урегулировании 1985 г., и хотя оно неоднократно срывалось, в 1990-е гг. воинственность сикхов пошла на убыль. Но за время конфликта погибло около 250 тыс. че­ловек.

Выступления экстремистов в поддержку независимости Халистана поддерживаются далеко не всеми сикхами. Сикхи живут в разных районах Индии, они играют в стране видную роль. Из их среды вы­шли 90% офицеров индийской армии и сил безопасности, сотни ты­сяч преуспевающих фермеров, директора многих государственных компаний общенационального значения.

Сам штат Пенджаб дает 1 /5 часть индийской пшеницы, является высокоразвитым в промышленном отношении — это центр электрон­ной промышленности и высоких технологий.

2. В штате Ассам этнические проблемыобострились в начале 1980-х гг. На 20 млн. ассамцев в то время приходилось 5 млн. бенгальцев, в большинстве своем беженцев из Бангладеш.

4. Проблема Кашмиравозникла в 1947 г., когда махараджа Кашми­ра Хари Сингх решил войти в состав Индии. Большинство населения области составляют мусульмане, но примерно 3 /4 ее территории обра­зовали индийский штат Джамму и Кашмир. На оставшейся под кон­тролем пакистанской армии территории был создан Азад Кашмир, формально являющийся свободной зоной.

С тех пор проблема Кашмира держит в напряжении обе страны,не­однократно дело доходило до военных действий. В самой Индии ос­ложнялись отношения с мусульманской общиной, составляющей сейчас свыше 100 млн. человек.




С тех пор в штате находятся индийские войска, происходят взаим­ные столкновения между мусульманами и индусами, военные прово­дят антитеррористические операции. Действия военных вызывают озлобление мусульман. Так, в 1993 г. войска окружили мечеть Хазрат Баль в Сринагаре, где хранится волос из бороды пророка — священ­ная реликвия мусульман. Это было воспринято как провокация. В хо­де военных операций была уничтожена в 1995 г. историческая мечеть Чараф-э-шариф. Пакистан обвинил Индию в геноциде мусульман­ского населения в Кашмире, в репрессиях и пытках мирных жителей. В Кашмире действуют несколько террористических мусульманских организаций

5. В последние годы оживились дискуссии об индийском федерализме.В августе 2000 г. парламент принял 84-ю поправку к Конституции, которая позволила создать 3 новых штата — Чаттисгарх, Уттаранчали Джаркханд. Они выделились из так называемых хиндиязычных штатов — Мадхья-Прадеж, Уттар-Прадеж и Бихар — значительную часть населения там составляют племена и мелкие языковые группы. Специалисты предполагают, что общее число штатов в Индии может достичь 58 (в настоящее время их — 28, а в 1956 г. было создано 14).

6. Актуальной для Индии является проблема коммунализма. В 1947 г. Индия была объявлена светским государством, но все послевоенные десятилетия там открыто действовали индуистские шовинистические организации Хинду Махасабха, Раштрия Сваямсевак Сангх, Шив Сена, Рам Раджья Паришад, Джана Сангх. Они выступали за провозглашение Индии индуистским государством. Деятельность эта провоцировалась в Индии исламскими экстремистами, выступавшими под лозунгами фундаментализма.

В декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков разрушили мечеть Бабура в Айодхья (штат Уттар-Прадеж). Власти не могли этому вос­препятствовать, что накалило отношения между религиозными об­щинами. С 1998 г. БДП возглавляет правительство, и с тех пор угроза коммунализма в Индии, превращения страны в индуистское государ­ство стала реальной.

В 1978 г. во время правления Джаната парти была создана Комис­сия по отсталым кастам. В 1980 г. она представила отчет, в котором ре­комендовала расширить резервирование мест в различных сферах для низких каст. Правительство долгое время пыталось игнорировать вы­воды Комиссии, но в 1983 г. отчет все же был заслушан в парламенте.

С тех пор вопрос о резервировании мест постоянно вызывает кон­фликты. Положение о квотах рабочих мест для далитов постоянно на­рушается чиновниками. Как известно, против резервирования допол­нительных мест высказывались деятели, вызвавшие в 1980 г. раскол в Джаната партии и основавшие в том же году ныне возглавляющую правительство Бхаратию Джаната парти. Это не может не внушать тре­вогу сторонникам расширения резервирования мест для низших каст, хотя 25 июля 1997 г. президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, далит по происхождению, и он пытается привлечь к этой проблеме внимание развитых каст.

Двадцать процентов населения пребывает ниже официально ус­тановленной черты бедности (100 долл. в год). Фактически около 35 млн. населения — безработные. Доступ к цивилизованным санитар­но-гигиеническим условиям имеют лишь 28% населения. Половина детей регулярно страдают от недоедания. Все это приводит временами к вспышкам инфекционных заболеваний, в 1994 г зафиксирована да­же вспышка бубонной чумы в штате Махараштра.

Несмотря на всю остроту стоящих перед Индией проблем, страна с ними по мере сил справляется. Достижения послевоенной Индии поистине удивительны. За это время вдвое увеличилась средняя про­должительность жизни в стране, решена продовольственная пробле­ма, среднегодовые темпы роста экономики составили 6%. Ныне Ин­дия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран мира. Это — крупнейшая в мире демократия, там продолжают практиковать древнейшие формы деревенского самоуправления — панчаяты. Стра­на продолжает сохранять единство, в то же время не разрушается культурное своеобразие регионов. Хочется надеяться, что это удастся ей и впредь.

Религиозно-этнические проблемы в Индии носят региональный характер

1. В Пенджабе существует проблема сикхов:она обострилась в первой половине 1980-х гг. и привела к убийству И. Ганди в 1984 г. Впослед­ствии было заключено соглашение об урегулировании 1985 г., и хотя оно неоднократно срывалось, в 1990-е гг. воинственность сикхов пошла на убыль. Но за время конфликта погибло около 250 тыс. че­ловек.

Выступления экстремистов в поддержку независимости Халистана поддерживаются далеко не всеми сикхами. Сикхи живут в разных районах Индии, они играют в стране видную роль. Из их среды вы­шли 90% офицеров индийской армии и сил безопасности, сотни ты­сяч преуспевающих фермеров, директора многих государственных компаний общенационального значения.

Сам штат Пенджаб дает 1 /5 часть индийской пшеницы, является высокоразвитым в промышленном отношении — это центр электрон­ной промышленности и высоких технологий.

2. В штате Ассам этнические проблемыобострились в начале 1980-х гг. На 20 млн. ассамцев в то время приходилось 5 млн. бенгальцев, в большинстве своем беженцев из Бангладеш.

4. Проблема Кашмиравозникла в 1947 г., когда махараджа Кашми­ра Хари Сингх решил войти в состав Индии. Большинство населения области составляют мусульмане, но примерно 3 /4 ее территории обра­зовали индийский штат Джамму и Кашмир. На оставшейся под кон­тролем пакистанской армии территории был создан Азад Кашмир, формально являющийся свободной зоной.

С тех пор проблема Кашмира держит в напряжении обе страны,не­однократно дело доходило до военных действий. В самой Индии ос­ложнялись отношения с мусульманской общиной, составляющей сейчас свыше 100 млн. человек.

С тех пор в штате находятся индийские войска, происходят взаим­ные столкновения между мусульманами и индусами, военные прово­дят антитеррористические операции. Действия военных вызывают озлобление мусульман. Так, в 1993 г. войска окружили мечеть Хазрат Баль в Сринагаре, где хранится волос из бороды пророка — священ­ная реликвия мусульман. Это было воспринято как провокация. В хо­де военных операций была уничтожена в 1995 г. историческая мечеть Чараф-э-шариф. Пакистан обвинил Индию в геноциде мусульман­ского населения в Кашмире, в репрессиях и пытках мирных жителей. В Кашмире действуют несколько террористических мусульманских организаций

5. В последние годы оживились дискуссии об индийском федерализме.В августе 2000 г. парламент принял 84-ю поправку к Конституции, которая позволила создать 3 новых штата — Чаттисгарх, Уттаранчали Джаркханд. Они выделились из так называемых хиндиязычных штатов — Мадхья-Прадеж, Уттар-Прадеж и Бихар — значительную часть населения там составляют племена и мелкие языковые группы. Специалисты предполагают, что общее число штатов в Индии может достичь 58 (в настоящее время их — 28, а в 1956 г. было создано 14).

6. Актуальной для Индии является проблема коммунализма. В 1947 г. Индия была объявлена светским государством, но все послевоенные десятилетия там открыто действовали индуистские шовинистические организации Хинду Махасабха, Раштрия Сваямсевак Сангх, Шив Сена, Рам Раджья Паришад, Джана Сангх. Они выступали за провозглашение Индии индуистским государством. Деятельность эта провоцировалась в Индии исламскими экстремистами, выступавшими под лозунгами фундаментализма.

В декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков разрушили мечеть Бабура в Айодхья (штат Уттар-Прадеж). Власти не могли этому вос­препятствовать, что накалило отношения между религиозными об­щинами. С 1998 г. БДП возглавляет правительство, и с тех пор угроза коммунализма в Индии, превращения страны в индуистское государ­ство стала реальной.

В 1978 г. во время правления Джаната парти была создана Комис­сия по отсталым кастам. В 1980 г. она представила отчет, в котором ре­комендовала расширить резервирование мест в различных сферах для низких каст. Правительство долгое время пыталось игнорировать вы­воды Комиссии, но в 1983 г. отчет все же был заслушан в парламенте.

С тех пор вопрос о резервировании мест постоянно вызывает кон­фликты. Положение о квотах рабочих мест для далитов постоянно на­рушается чиновниками. Как известно, против резервирования допол­нительных мест высказывались деятели, вызвавшие в 1980 г. раскол в Джаната партии и основавшие в том же году ныне возглавляющую правительство Бхаратию Джаната парти. Это не может не внушать тре­вогу сторонникам расширения резервирования мест для низших каст, хотя 25 июля 1997 г. президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, далит по происхождению, и он пытается привлечь к этой проблеме внимание развитых каст.

Двадцать процентов населения пребывает ниже официально ус­тановленной черты бедности (100 долл. в год). Фактически около 35 млн. населения — безработные. Доступ к цивилизованным санитар­но-гигиеническим условиям имеют лишь 28% населения. Половина детей регулярно страдают от недоедания. Все это приводит временами к вспышкам инфекционных заболеваний, в 1994 г зафиксирована да­же вспышка бубонной чумы в штате Махараштра.

Несмотря на всю остроту стоящих перед Индией проблем, страна с ними по мере сил справляется. Достижения послевоенной Индии поистине удивительны. За это время вдвое увеличилась средняя про­должительность жизни в стране, решена продовольственная пробле­ма, среднегодовые темпы роста экономики составили 6%. Ныне Ин­дия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран мира. Это — крупнейшая в мире демократия, там продолжают практиковать древнейшие формы деревенского самоуправления — панчаяты. Стра­на продолжает сохранять единство, в то же время не разрушается культурное своеобразие регионов. Хочется надеяться, что это удастся ей и впредь.

1. Провозглашение Индии республикой. Принятие Конституции 1950г.

2. Национальный вопрос в Индии

половины 1960-х гг.

4. Особенности политики модернизации

5. Реформы 90-х гг. – 20000-х гг.

6. Внешняя политика

Провозглашение Индии республикой. Принятие Конституции 1950г.

Республика Индия – государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.

Индийский субконтинент является родиной индской цивилизации и других древних цивилизаций. На протяжении большей части своей истории, Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой.

В течение 200 лет Индия была колонией Великобритании. В ХХ веке в Индии началась затяжная борьба за независимость. Одним из лидеров движения за независимость был Махатма Ганди, официально считающийся отцом Индии. Индия получила независимость, однако была разделена на две части страны – Индию и Пакистан. 26 января 1956 года Индия была провозглашена демократической республикой.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены:

1) закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии;

2) отрицательное отношение к социальному неравенству. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства;

3) провозглашение широкого круга прав,свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп;

4) закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль;

5) сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права;

6) политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Пакистан объявил себя республикой в 1956 году, но прошёл через ряд периодов внутренней борьбы, в ходе которых демократические свободы были приостановлены. Начавшаяся в 1971 году гражданская война переросла в военный конфликт 1971 года, в результате которого от Пакистана откололся Восточный Пакистан, и на его территории образовалось независимое государство Бангладеш.

Национальный вопрос в Индии

Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В 1953—1956 гг. произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. Проведение административно-территориальной реформы 1956 г. не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвистической основе продолжалась, прежде всего, в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе (Бомбей, Ассам, Пенджаб).

Ближе всего к европейским меркам нации подходят бенгальцы, тамилы, возможно также маратхи. Бенгальцы Индии осознают свое языковое единство с мусульманским населением соседней Бангладеш, гордятся развитым языком, а также крупнейшим и неповторимо индийским университетом (основал его Тагор). Бенгалия раньше центра подверглась индустриализации.

У тамилов национально-культурное самосознание опирается на древность литературной традиции, возводимой к началу н.э. В языке выражен пуризм, что по-индийски означает нежелание заимствововать санскритские слова. Свою роль сыграл и исторический опыт региональной государственности. К тому же, эмигрируют тамилы (в Юго-Восточную Азию, на острова Океании) легче других индийцев, а часть этого народа населяет ближнюю к материку северую часть Шри-Ланки. Однако, именно в штате Тамилнад кастовый строй отличается особой жесткостью; существует даже брахманский диалект тамильского языка.

Менее многолюдные этнические общности, не представленные в административном устройстве Республики Индии, могут стремиться к укреплению позиций своего языка, начальному школьному образованию на нем и т.п. Особого успеха в этом добились малочисленные (менее 1 млн. человек) кхаси. Однако более распространена для таких народностей ситуация продолжающейся индианизации – освоение индуистских норм сословно-кастовой жизни, что, в частности, должно приводить к переменам в быту и сельском хозяйстве (отказу от разведения свиней или кур).

В целом, пожалуй, нынешняя Индия этнически развивается как бы навстречу Западной Европе. Ей скорее предстоит закрепить разнообразие в единстве, а не единство в разнообразии.

Проявление сепаратизма в независимой Индии – наиболее острая проблема на сегодняшний день. Мы уже говорили о мусульманском сепаратизме в штате Кашмир, кроме того, сильны сикхские вооруженные выступления в Пенджабе, движения мизо и нага на северо-востоке Индии. Однако ассамский этнический сепаратизм, представленный Объединенным Фронтом Освобождения Ассама (ОФОА), развился за 20 лет своего существования из малоизвестной группировки в сильную и влиятельную организацию, которая выступает за выделение Ассама из состава Индии и получение им независимости. С самого начала своего существования данная организация придерживалась маоистской идеологии. В частности, главнокомандующий ОФОА Пареш Баруа (который никогда не был в КНР) утверждал, что произведения Мао Цзэдуна являются настольной книгой для любого революционера. “Суверенный социалистический Ассам” ОФОА намерен установить посредством “тотальной социальной революции”.

В настоящее время в штате Ассам вооруженную борьбу против властей ведут группировки боевиков из племен бодо, самые влиятельные из которых – Национальный демократический фронт Бодоленда (НДФБ), “Силы тигров освобождения бодо” (СТОБ) и “Силы безопасности бодо” (СББ). Однако целью борьбы именно этих группировок является не отделение от Индии, а создание из населенных бодо районов Ассама своего штата – Бодоленда.

В виду социаль-экономического фактора этносы стремятся к самоопределению и отделению. Одно время жители западного района штата Уттар-Прадеш требовали выделить западную часть штата в отельный штат Брадж-Прадеш в связи с якобы эксплуатацией восточным районом штата ресурсов западного. Это требование подкреплялось тем, что диалект западной области выдавался за отдельный язык.

Другим важным фактором межэтнических конфликтов, по Семашко, является демографический аспект. Национальная рознь между бенгальцами и ассамцами, как писалось выше, возникла в результате массового прилива беженцев в этот северо-восточный штат.

Естественно, данный перечень этнических и религиозных проблем Индии не является полным и исчерпывающим. Однако, он является ярким показателем ситуации, которая требует усиленного внимания и немедленных мер со стороны властей.

Для предотвращения межэтнических конфликтов, этнического сепаратизма и терроризма необходимо повышать уровень жизни населения, соблюдать баланс развития между штатами по приросту населения, темпами урбанизации, обеспеченности продовольствием и другими материальными благами. Национально-культурная автономия штатов является важнейшим фактором в борьбе с этническими конфликтами. Развития национального языка той или иной этнической группы, его функционирование в качестве государственного наряду с хинди, развитие национальной культуры и образования, наличие средств массовой информации на местных языках и т.д.

Проблема сепаратизма в Индии решается посредством принципа автономии и федерализма, путем последовательного образования автономных административных единиц преимущественно по языковому принципу – штатов и союзных территорий. В стране возросла роль таких общеиндийских организаций, как Плановая комиссия, Совет национального развития, Индийская административная служба.

Читайте также: